Вообще говоря этот пост стоило бы начать со слов «не пытайтесь повторить это дома». Но поскольку конечным результатом я доволен, возможно эта история поможет кому-то, кто, как и я, решился на создание стартапа в одиночку.

image2 года жизни, $10k потраченных из собственного кармана, порядка тысячи человекочасов. И результат, который стоил всего этого: http://sourcetalk.net

История эта началась ровно два года назад на хакатоне HackDay в Нижнем Новгороде. Идея к этому моменту у меня уже была: сервис для обсуждения исходных кодов в реальном времени, интегрированный с различными IDE и GitHub, что-то вроде Campfire или HipChat для разработчиков. Команду из трёх человек удалось собрать довольно быстро, хакатон прошёл крайне продуктивно (кстати отдельное спасибо организаторам), и через два дня у нас был работающий прототип. Там же на наш проект обратила внимание Евгения Смородникова, человек в российском стартап-сообществе небезызвестный, и какое-то время побыла его ментором (за что я ей крайне признателен). Однако идиллия продолжалась недолго, довольно скоро первоначальная команда развалилась, как это часто бывает. Я остался один с незаконченным проектом на руках и огромным желанием довести дело до конца.

Кто виноват


Что прежде всего необходимо понимать если вы оказались в подобном положении: будет намного тяжелее, чем вы рассчитываете. Потребуется либо огромный ресурс свободного времени, либо более чем серьёзный финансовый, либо некоторый промежуточный вариант (мой случай). И главное: вас никто не будет подгонять или давить на вас. А значит искушение всё забросить будет огромным, и вам придётся постоянно себя мотивировать. Поверьте на слово, всё это очень тяжело.

Просчитать заранее реальные затраты абсолютно невозможно: на всё уйдёт больше времени и денег, чем вы закладываете в своих самых пессимистичных прогнозах. Если вы программист, вероятно вам не нужно это объяснять, каждый программист и так это знает. Но если до этого вы работали только в команде, то привыкли к распределению ролей и ответственности: программист пытается объяснить менеджеру, почему не получилось реализовать вовремя ту или иную фичу, менеджер рвёт на себе волосы, ругает программиста за сорванные сроки и клятвенно заверяет заказчика, что осталось совсем недолго, заказчик меланхолично подписывает разросшийся до неприличия счёт (ну или ругается с менеджером если сроки сорваны сильнее чем он рассчитывал), инвесторы скептически смотрят на очередной график, который рисует им заказчик, и осторожно интересуются, когда же релиз.

Теперь представьте, что в этой картине вы — и программист, и менеджер, и заказчик, и инвестор. В любом сорванном сроке, в любом баге прошедшем в продакшн, в любой нереализованной или криво реализованной фиче, в отсутствии денег или времени на продолжении работы — во всём этом виноваты будете только вы.

Что делать


В принципе, вы можете попытаться (пере)собрать команду и найти инвестора. Однако в ненадёжности команды, работающей на энтузиазме, я к этому моменту уже убедился, а инвестиции привлекать не хотел по многим причинам, которые слишком долго будет здесь расписывать.

Что важно понять, оказавшись в этом положении: готовый, работающий проект никогда не бывает результатом только одного вида деятельности (в нашем случае, программирования). Это всегда огромное количество взаимозависимых задач: дизайн, копирайтинг, взаимодействие с медиа, поиск клиентов, решение юридических вопросов и т.д. Причём удельный вес «профильной» деятельности в этом процессе — не более половины.

Выпишите для себя на листочке список задач, которые нужно решить для того чтобы выпустить работающий продукт. Теперь отметьте те виды деятельности, которыми вы в принципе можете заниматься сами на приемлемом уровне. Если вы программист, то понятно, что это будет программирование. Возможно также администрирование серверов, ведение блогов, поиск клиентов и что-то ещё по мелочи. Теперь посмотрите на то что осталось: например, дизайн, разработка пользовательских соглашений, изготовление промо-ролика. На эти задачи вам придётся потратить деньги из собственного кармана, никаких других вариантов у вас нет. В моём случае я занимался большей частью разработки, ведением блога, копирайтингом для сайта и решением разных разовых задач (например запись скринкаста, но — только видео, озвучку пришлось заказывать дабы не смущать англоязычную публику плохой дикцией и акцентом). На аутсорс пришлись: дизайн, вёрстка, разработка юридических документов, отчасти разработка и упомянутая озвучка скринкаста.

Всегда минимизируйте расходы, особенно повторяющиеся (например, подписки на сервисы, хостинг и т.д.). Если стоимость разовой работы вы более-менее можете оценить, то сколько времени вам придётся оплачивать хостинг прежде чем хотя бы он начнёт окупаться — вы заранее знать не можете. Поэтому по возможности повторяющихся платежей избегайте вообще: пользуйтесь бесплатными тарифными планами где это можно, ищите более дешёвые альтернативы сервисам без которых не можете обойтись и т.д. К примеру, до сих пор содержание SourceTalk, инфраструктура которого успела разрастись до 4 серверов (в скором будущем планируется подключить ещё 2) и 6 сторонних сервисов, обходится мне в 30 с чем-то долларов в год (не считая оплаты закрытого репозитория на GitHub — платная подписка на него у меня была и раньше). Это безусловно имеет обратную сторону — в виде дополнительных неудобств в работе, а иногда и качестве сервиса для пользователей. Но главное, что это даёт: уверенность, что очередной счёт на $100 за качественный хостинг не придёт вам тогда, когда у вас на счету каждая копейка. А значит возможность не забрасывать проект только из-за того что вы не можете больше его содержать: какая бы тяжёлая ситуация с деньгами и временем у вас сейчас ни была, у вас будет возможность вернуться к проекту позже, когда ситуация улучшится. Более того, при таком подходе, как только у вас появятся первые платящие клиенты, проект для вас выйдет на операционную прибыль сразу же.

Периодически старайтесь собрать какую-то команду хотя бы на время. Это важно психологически, так как работа в команде стимулирует к более активным действиям и вас самих. Все самые продуктивные периоды работы над проектом для меня связаны именно с командной работой: сначала это был хакатон, потом я несколько раз собирал за свой счёт команду из фрилансеров, с которой вместе решал какие-то текущие задачи, после чего её распускал, в основном за отсутствием денег на продолжение.

Как это было


Где же собственно обещанная в заголовке история? Знаете такой бородатый анекдот про сочинение о ковбое, большую часть которого занимает «тыгыдын-тыгыдын-тыгыдын-...»? Вот примерно так оно и было. Началось с хакатона и закончилось случившимся через два года релизом. А между ними был сплошной «тыгыдын-тыгыдын»: работа в выходные, праздники и отпуска, сбор и роспуск команд, опускающиеся от объёма предстоящей работы руки, сорванные мыслимые и немыслимые сроки и вера в то, что я делаю всё это не зря. Вера кстати в определённый момент подкреплённая появлением конкурента. Если на 2013 год, когда проект только начинался, ничего подобного на рынке не было, то в 2014 у SourceTalk появился первый прямой конкурент: Gitter, решающий по сути ту же самую задачу, но несколько иначе. Этот момент я воспринял только позитивно: конкуренция — это всегда хорошо, а наличие конкурентов показывает, что рынок для таких продуктов существует.

Я честно намеревался изначально написать здесь именно историю, но в процессе осознал, насколько она будет скучной и однообразной. Поэтому в итоге получился скорее набор советов тем, кто также как и я собирается создавать стартап в одиночку. Надеюсь, кому-то он поможет.

UPD: описание функциональности SourceTalk на момент релиза можно прочитать в моей статье на Хабре

Комментарии (12)


  1. MAXH0
    30.04.2015 21:34

    Классная штука, непременно попробую.

    Есть вопросы.
    1. Ценовая политика.
    2. Насколько это все работает и не закроется ли в один миг.

    3.Сколько единовременных пользователей могут чатиться.


    1. malroc Автор
      30.04.2015 21:48
      +1

      Смотрите.
      1. Ценовой политики пока нет никакой, т.к. сейчас выпущена только бесплатная версия. Она включает в себя возможность создания только открытых конференций (с доступом к открытым репозиториям на гитхабе) и рассчитана в первую очередь на Open Source-разработку. Эта часть всегда будет бесплатной. Цены для платной подписки (где будут поддерживаться закрытые конференции с доступом к закрытым репозиториям) пока обдумываются, но скорее всего базовый тариф будет на уровне нескольких долларов в месяц.
      2. Работает с недочётами, недочёты исправляются :) Большинство из них будет исправлено к моменту введения платной подписки. Это не должно закрыться по той причине которую я указал: содержание всего проекта обходится мне очень дёшево, поэтому мне нет никакого резона его закрывать. Как только наберётся пул из некоторого небольшого количества платных пользователей, проект будет для меня прибыльным.
      3. Логических ограничений нет, могут быть только технические связанные с нагрузкой на сервер. От последних тоже постепенно избавимся по мере появления первых платных пользователей и возможности использовать более дорогие варианты хостинга.


  1. J_K
    01.05.2015 01:23

    Здравствуйте!
    Спасибо за интересный и откровенный рассказ. Несколько вопросов.
    1) Не совсем понятно, вы делали этот проект как дополнительный, параллельно основной работе?
    2) Как вы мотивировали себя эти два года?
    3) Составляли ли вы бизнес-план, хотя бы кратко прикидывали ли доходы?
    4) Как вы мотивировали себя в течение столь долгого срока?
    5) Где вы хостите сервис?
    6) Какие технологии/языки использовали при разработке?
    Извините, что так много вопросов (вначале планировалось только два, по мере написания возникли остальные :)
    Спасибо!


    1. malroc Автор
      01.05.2015 12:01

      1) Да, конечно как дополнительный. Если бы я занимался им фулл-тайм, получилось бы намного быстрее
      2) Ну я верил в идею. И потом было желание сделать если не the next big thing, то хотя бы что-то ценное самостоятельно. Примерно так и мотивировал
      3) Бизнес-плана не составлял, но примерно прикидывал размер рынка и ту долю, которую я могу на нём занять. Получалось, что как минимум на то чтобы самому перейти на свой проект фулл-тайм должно хватить, если дело пойдёт.
      4) Это вроде тот же вопрос, что в 2?
      5) Heroku
      6) Ruby on Rails для бэкенда и Backbone для фронтенда


  1. leoleovich
    01.05.2015 01:32

    «История» получилась интересной.
    Спасибо)


  1. virulaine
    01.05.2015 10:12

    Спасибо что не бросили проект, это придаёт сил другим довести свои проекты до конца.


  1. 1kvi1
    01.05.2015 11:24

    Про расходы в 30USD в год можно поподробнее? Все-таки только доменное имя стоит 15-20USD. Какими сервисами пользуетесь, чтобы шиковать на остатки?


    1. malroc Автор
      01.05.2015 11:53

      Там по большому счёту домен и есть основная расходная статья. Блог на Вордпрессе ещё, но я его хочу перевести на Jekyll/Github Pages, после чего из платных услуг останется только домен.
      Дальше так:
      1) Бесплатный вариант хостинга на Хероку (3 сервера)
      2) Бесплатные тарифные планы на Mandrill (рассылка почты), Semaphore (CI), Gemnasium, Google Analytics и что-то ещё, забыл
      3) Платная подписка на GitHub (которая у меня уже была, поэтому в общую сумму не включаю)
      4) Ещё попользовался даровыми талонами на рекламу от Google и LinkedIn, но большой пользы не было


  1. kmmbvnr
    07.05.2015 15:16

    А как пользователей планируется привлекать? Каналы опробованы? Ранние адоптеры уже есть?

    Такая фишка есть?

    www.awesomescreenshot.com/image/192863/792a0ad478573ba476ab83a7a1feffb1


    1. malroc Автор
      07.05.2015 20:37

      Ну вот по результатам публикаций на Хабре и Мегамозге уже почти 600 регистраций. Пока мне этого достаточно, дальше планирую более серьёзно заняться привлечением людей уже когда введу платные подписки.
      Из каналов — пока планирую попытаться засветиться где-нибудь в прессе плюс более активно займусь ведением блога, может ещё что-то, а там уже буду смотреть по результатам от чего больше пользы будет. Сейчас записался дополнительно на обучающий семинар для стартапов от ФРИИ у нас в Нижнем Новгороде, там в том числе маркетинг будет освещаться, может там что полезного почерпну.
      Такую фишку точно добавлю, считаю отличный ход. Это из гиттера же?


      1. kmmbvnr
        12.05.2015 09:42

        Да, из гиттера.

        Мне она так понравилась, что я именно в гиттере и зарегистрировался по итогам прочтения этой статьи )


  1. trijin
    10.05.2015 02:14

    В моём случае я занимался… копирайтингом для сайта

    Можно узнать что именно подразумевается под этим?

    На аутсорс пришлись:… разработка юридических документов...

    И что за юридические документы понадобились для такого сервиса?

    Спасибо.