Приветствуем вас на страницах блога iCover. Полеты беспилотных летательных аппаратов (дронов) и их процедура регистрации в США, России и других странах мира сегодня регулируются законодательно. Это вполне объяснимо: крупные производители, ресселеры и изобретатели всех мастей позиционируют свои продукты как игрушки, но технические возможности современных БПЛА позволяют рассматривать их как полноценный летательный аппарат. Это косвенно подтверждает законодательная терминология из Воздушного кодекса: “беспилотное воздушное судно”, ”беспилотная авиационная система”, “командир беспилотного воздушного судна” и ”внешний экипаж”. Однако способы преодоления и характер конфликтных ситуаций, уже получивших развитие в связи с отсутствием единого правового поля, способны задавить любую здоровую инициативу. Это коснулось бизнесмена Олега Понфиленка из Сыктывкара, успешно доставившего пиццу дронами своим первым заказчикам летом 2014 года.

Финансовые отчеты по годовым итогам мировых продаж дронов свидетельствуют, что только за 2015 год было продано около 4 миллионов единиц беспилотных летательных аппаратов. 65% из них в США и Европу, еще около 15% ушло в Китай, а остальные 20% разлетелись по другим странам, включая Россию. Порядка 70% от общемирового числа гражданских БПЛА на сегодняшний день сосредоточено в США. Неудивительно, что именно в Штатах имеется наиболее проработанное, хоть и несовершенное, законодательство. Еще до недавнего времени не было определено, в какие области и регионы могут залетать дроны, каким оборудованием они могут оснащаться, а каким нет, как должны отслеживаться с земли, какие меры в отношении охраны частной жизни должны быть приняты. Это давало свободу для творчества, как местным властям, так и пилотам-энтузиастам.

Определенная работа в этом направлении уже проведена как в США, так и за их пределами. Сегодня мы ретроспективно коснемся темы правового регулирования полетов и тех требований по регистрации квадрокоптеров, которые на сегодняшний день предъявляются на законодательном уровне в России и США. Коснемся и тех реалий и перспектив, которые, по мнению экспертов, открывает рынок мультикоптеров.

Регистрация

США

В США квадрокоптеры регистрируют сами владельцы. Заявитель отправляет полное имя и контактные данные по электронной почте, информацию вносят в базу, а владельцу присваивают личный номер. Регистрацию с этим номером заявитель получает ответным электронным письмом. Все последующие беспилотные летательные аппараты (БПЛА) закрепляют за личным номером владельца. Регистрация бесплатная, но скоро станет платной. Сумма условная — 5 долларов.

Россия

Согласно Воздушному Кодексу России (ВК РФ) квадрокоптер — это воздушное судно, как Боинг или Суперджет. Разрешение на полёт выдаёт РосАвиация. С 30 марта заявитель обязан представить план полёта и лицензию пилота. То есть, запустить любую радиоуправляемую игрушку весом 250 грамм доверят только человеку с налётом не менее 50 часов, включая ночные посадки и управление по приборам.

Хронология

2011


Сентябрь

США: 28 сентября в окрестностях Бостона ФБР арестовывает Резвана Фергауса. Он планировал взорвать здание Капитолия и Пентагона с помощью взрывчатого вещества, доставленного на квадрокоптере.

2012


Февраль

США: Федеральное Авиационное Управление (FAA, ФАУ) обещает установить правила использования дронов в коммерческих целях до конца сентября 2015 года. В некоммерческих целях полёты разрешают на высоте до 152 метров.

Россия: Воздушные суда легче 115 кг считаются сверхлёгкими и не подлежат регистрации. С системой обнаружения других летающих объектов БПЛА можно запускать в лётном пространстве.

2013


Февраль

США: Голливуд просит разрешения на съёмку с квадрокоптеров. Представитель Американской ассоциации кинокомпаний Говард Гэнтман (Howard Gantman) апеллирует к безопасности съёмок с дронов вместо кранов и вертолётов.

В Вирджинии принимают первый закон, ограничивающий муниципальные органы в возможности покупать или арендовать любые квадрокоптеры.

Июнь

США: Дроны впервые используют в качестве курьеров. В ЮАР они доставляли пиво, а в США — посылки компании DHL.

Август

США: Сертификат для коммерческих съёмок теперь выдаёт только ФАУ. Прежде сертифицировать могли спонсоры — главное, чтобы дрон не был «безымянным».

Октябрь

США: На Манхэттене БПЛА ударяется о несколько зданий и разбивается. Владельца находят по видеозаписям на дроне и штрафуют на 2 тысячи долларов за полёт в запрещённой зоне и угрозу национальному воздушному пространству.

Вслед за Вирджинией, ограничения на полёты БПЛА вводятся в городах штатов Айова и Миннесота.

Декабрь

Россия: Минобороны РФ заявляет о грядущих изменениях в законодательстве. Совместно с другими министерствами они разрабатывают новые правила использования БПЛА и вносят изменения в Воздушный Кодекс (ВК РФ).

2014


Июнь

Россия: Транспортная прокуратура и региональное отделение Госавианадзора предъявляют претензии к пиццерии в Сыктывкаре, успевшей доставить при помощи дрона 6 заказов. Прокуратура обещает оштрафовать пиццерию на 200 тысяч рублей за нарушение нарушение правил использования воздушного пространства КоАП РФ.

Сентябрь

США: Сенат Калифорнии ограничивает органы правопорядка в использовании БПЛА. За исключением экстренных случаев, службы обязаны получать разрешение на съёмку.

Октябрь

Россия: Суд штрафует логистическую компанию, которая доставила пиццу в Сыктывкаре, на 50 тысяч рублей. Вместо нарушения правил полетов в воздушном пространстве компании инкриминируют грузоперевозку по воздуху без лицензии. Однако в ВК РФ нет подходящей для дронов категории воздушных судов, поэтому лицензию на грузоперевозку получить невозможно.

Декабрь

США: ФАУ разрешает 4 компаниям использовать дроны в коммерческих целях. Компании Trimble Navigation, Clayco и Woolpert проектируют, строят и ремонтируют здания, а VDOS инспектирует окружающую среду только с помощью БПЛА.

2015


Январь

США: Компания канала CNN — News Network — получает право снимать сюжеты с дронов. Представители ФАУ заявляют, что рассмотрят возможность беспрепятственной съёмки новостей.

Февраль

США: Нью-Джерси запрещает представителям органов правопорядка снимать фото и видео с БПЛА без разрешения, кроме экстренных ситуаций. Постановление обязывает удалять отснятый материал в течение двух недель. Флорида, Айдахо, Иллинойс, Индиана, Монтана, Орегон, Теннеси, Техас и Висконсин тоже ограничивают органы правопорядка в использовании дронов.

Барак Обама обязывает органы правопорядка публично раскрывать места и цели съёмок с дронов. ФАУ сообщают, что в случае одобрения закона, снимать с БПЛА в коммерческих целях смогут примерно 7 тысяч компаний.

Март

Россия: Госдума рассматривает законопроект о регистрации БПЛА. В случае одобрения, закон вступит в силу через год, а в Воздушном Кодексе появится категория беспилотные воздушные средства с максимальной взлётной массой 30 килограммов и менее.

Июнь

Россия: Госдума принимает законопроект о регистрации БПЛА в первом чтении. Согласно законопроекту, регистрировать необходимо воздушные суда с максимальной взлетной массой более 30 килограмм.

Декабрь

США: ФАУ обязывает фактических владельцев БПЛА зарегистрировать устройства тяжелее 250 граммов до 19 февраля 2016 года. Регистрация простая: владелец отправляет паспортные данные, номер телефона и модель БПЛА по электронной почте. До конца января услуга предоставлялась бесплатно, после этой даты — 5 долларов. За владельцев БПЛА младше 13 лет устройства регистрируют родители или законные представители, с 13 лет регистрировать можно самостоятельно. За полёт без регистрации владельца оштрафуют на сумму в 27 тысяч долларов, а в случае участия дрона без номера в преступлении его владельцу грозит штраф уже в 250 тысяч долларов или тюремный срок до 3 лет.

21 декабря, Федеральное управление гражданской авиации открыло на своем сайте специальный раздел, предназначенный для владельцев дронов, желающих зарегистрировать свои беспилотники в официальном реестре. Только за первые двое суток было зарегистрировано 45 тыс. дронов.

Несмотря на серьезные ограничительные меры, предпринятые правительством в координации с ФАУ, специалисты уверены, что желание эксперимента и недостаток понимания возможных последствий приведут к тому, что принятые законы окажутся в массе малоэффективными. В Международной ассоциации систем беспилотных средств (AUVSI) думают по другому. Вместе с тем, обезвреживать беспилотники при помощи систем радиоэлектронного подавления ФАУ аварийно-спасательным службам запрещает.

Россия: Госдума принимает закон о регистрации БПЛА с поправками.

В ВК РФ появляются понятия «беспилотное воздушное судно», «командир беспилотного воздушного судна» и «внешний экипаж». Внешний экипаж может состоять из нескольких пилотов, владелец БПЛА назначает командира судна. Командир принимает окончательные решения о взлёте, посадке беспилотника, возвращении на аэродром или вынужденной посадке. Все члены экипажа обязаны иметь лётное удостоверение. Закон вступит в силу не через год, а через 90 дней после его опубликования.

2016


Февраль

США: После просьб компаний Google и Amazon на разрешение полётов дронов ФАУ собирает комиссию. Члены комиссии разработают новые правила полётов БПЛА над густонаселёнными территориями и с большой долей вероятности пойдут навстречу IT-гигантам, утвердив правила полётов в коммерческих целях.

Март

Россия: Вступает в силу закон о регистрации БПЛА тяжелее 250 граммов. Теперь самые известные серии квадрокоптеров DJI — Phantom и Inspire — необходимо регистрировать. Но организовать гонки и завести новых друзей можно и без лётного удостоверения — квадрокоптеры для гонок от первого лица (FPV) или любительской съёмки, включая съёмку в формате HD, весят меньше 250 граммов и не требуют регистрации.

Работа пилота дрона в США. Перспективы и реалии


После того, как БЛА были интегрированы в систему воздушного пространства США, буквально за три года было создано 70 тысяч новых рабочих мест, прямо или косвенно связанных с индустрией БПЛА. По подсчетам специалистов уже через год-другой активное использование дронов в коммерческих целях позволит создать дополнительно более 100 тыс. новых рабочих мест. В этой достаточно нишевой коммерческой сфере профессиональные пилоты дронов уже сегодня получают зарплату до 50 долларов в час и выше. Поэтому федеральное управление гражданской авиации США детально рассматривает все возможные коммерческие способы их использования.

Число областей, где могут быть использованы возможности БПЛА, растет пропорционально техническому развитию самой индустрии. Для сборки дронов, обучения операторов, непосредственно для пилотирования в промышленных целях и дальнейшего обслуживания парка необходим достаточно высокий уровень квалификации. Одним из самых перспективных рынков, где возможности беспилотников смогут все шире использоваться уже в самом ближайшем будущем – прецизионное земледелие. Возможность получать оперативную информацию с неба позволит фермерам оптимизировать процесс выращивания зерновых культур и методов распыления, сократив количество используемых удобрений.

Экономический эффект от использования дронов в сельском хозяйстве в США по итогам 2015 года составил $2 млрд. Другие перспективные направления, где могли бы успешно использованы коптеры – это мониторинг погоды, картография, нефте- и газо- разведка, телекоммуникации, мониторинг ареала обитания диких животных, ликвидация последствий стихийных бедствий, горная авиация, кинематограф, трансляция спортивных состязаний, рекламная индустрия и, разумеется, доставка грузов. С учетом того, что сегодня появляются специальности, о которых еще 25 лет назад никто и не подозревал, перечисленные возможности – это только верхушка айсберга.

Для получения сертификата пилота дрона сегодня достаточно пройти 50-ти часовой курс обучения. Разумеется, для получения статуса инженера БЛА потребуется уже степень магистра, а для назначения на должность капитана команды горных авиаторов, помимо медицинского сертификата FAA первого класса, потребуется соответствие более жестким требованиям по количеству отработанных часов полета (включая пилотирование дронов в команде), сертификат пилота транспортной авиации (Airline Transport Pilot (ATP) Certificate) и др.

В настоящий момент американские университеты и колледжи уже предлагают первые БЛА — образовательные факультативные программы, которые отличаются как по стоимости, так и по направленности в широких пределах.

Стартовая зарплата пилота дрона в США, согласно данным, предоставленным официальным сайтом школы пилотов, варьируется от $50 до $60 тыс. в год. Средняя приближается к $100 тыс. При этом велика вероятность того, что работая за пределами США оператор беспилотника сможет получать значительно более высокие зарплаты. Люди, начинающие карьеру в качестве пилота дрона сегодня, получат существенные преимущества перед теми, кто стартует через пять лет. БПЛА инженеры, как правило, зарабатывают больше, чем в среднем пилоты, в то время как специалисты, обеспечивающие техническое обслуживание, обработку аналитики и расчет полезной нагрузки смогут заработать несколько меньше.

image

Российский рынок мультикоптеров


По самым скромным подсчетам, число дронов в России исчисляется цифрой в 50 тысяч. Но точной количества приобретенных за год БПЛА сегодня не сможет назвать никто. Согласно имеющимся данным, порядка 70% покупок пришлось на долю самой популярной серии БПЛА Phantom, тогда как продажи дронов серии Inspire составили 10% от общего объема продаж. Доля профессиональных моделей кастомной сборки (Matrice и Spreading Wings) не превысила 8% от оборота, а оставшиеся 12% составили “дроны-игрушки” без камер. При этом территориальное распределение спроса выглядит достаточно показательно: абсолютными лидерами стали Москва и Санкт-Петербург, в то время как в остальных регионах о росте активности продаж говорить сложно. Так на миллионный Волгоград за весь минувший год было приобретено всего 2 дрона.

Каковы перспективы построить бизнес на рынке мультикоптеров в России? Сегодня около 80% от общего числа владельцев приобрели БПЛА для использования в развлекательных целях. Серию Phantom трудно причислить к категории профессиональных решений для аэрофотосъемки в связи с техническими ограничениями, накладываемыми на управление камерой. С некоторой натяжкой таким решением можно считать Inspire-1, чья камера хоть и способна обеспечить запись с разрешением 4К, но гарантировать качественный результат съемки в затрудненных погодных условиях, а тем более в ночное время, почти неспособна. Но при хорошем освещении и умелом постпродакшне получить достойную картинку в разрешении 1080, т. е. коммерческий продукт, вполне реально.

image
High Level photo agency

Область применения дронов как средств профессиональной фотосъемки весьма разнообразна – от съемки архитектурных объектов и производственных комплексов – до массовых мероприятий, свадеб и технического осмотра «экспертами по неразрушающему контролю» труднодоступных мест, таких как трубы ТЭЦ, радиомачты и т. п. Заказы на проведение таких работ вполне можно найти через рекламные агентства или путем прямых продаж заинтересованным организациям.

Незначительность доли кастомных решений, способных справиться со своими задачами на отечественном профессиональном коммерческом рынке, связана, прежде всего, со стоимостью сборки от 600 тысяч рублей и выше. Твердой уверенности в том, что вложенные средства окупятся, у предпринимателей пока нет.

Малобюджетные видеоряды презентационных роликов с дронов повально страдают одними и теми же проблемами: “заваленным” горизонтом, избытком “серого”, “шумами” и, конечно же, непрофессиональностью монтажа. Что показательно, такие ролики – вполне распространенное явление даже у госкорпораций и крупных компаний. А вот качественных продуктов, созданных с использованием аэрофотосъемки, на отечественном рынке сегодня крайне мало. С другой стороны, стоимость профессионального рекламного ролика в 200-300 тысяч рублей для подавляющего числа компаний кажется чрезмерной. В итоге заказы отправляются более сговорчивым дилетантам, штампующим низкокачественный видеоряд на потоке.


Ролик, отснятый и смонтированный профессиональным оператором

Уже сегодня можно наметить еще одно очень перспективное направление развития индустрии — реклама на дронах. Тестовые полеты в рекламных целях продемонстрировали, что публика относится к такому способу прорекламировать продукт положительно, при этом привлечение внимания гарантировано. По мнению экспертов, при профессиональном развитии направления уже в ближайшие годы может быть сформирован новый рекламный тренд. И блестящий пример открывающихся возможностей — рекламный ролик к «черной пятнице» от магазина Camisaria Colombo:



Несколько более туманно для отечественного рынка пока выглядят перспективы построения наукоемкого бизнеса, связанного с проектированием новых моделей БПЛА в соответствии с требованиями заказчиков — спасательных служб, полицейских, фермеров, городских коммунальных хозяйств и др. Но, в перспективе, каждое из перечисленных и смежных направлений при условии правовой защищенности конструктора могли бы приносить стабильный и постоянный доход.

Ниша ждет профессионалов. Развитие этих областей в России самым непосредственным образом зависит от поддержки программ государством. Многие профессиональные команды ждали принятия закона, позволяющего легализировать коммерческую деятельность, но его объявленная редакция, по их мнению, лишь осложняет ситуацию. Да и как может быть иначе, если на вопросы, адресованные представителям “РосАвиации”, сами регистраторы отвечают, что “… О таком законе слышали, но как регистрировать пока никто не знает”…

image
High Level photo agency


Уважаемые читатели, мы всегда с удовольствием встречаем и ждем вас на страницах нашего блога. Мы готовы и дальше делиться с вами актуальными новостями, обзорными материалами и другими публикациями, и постараемся сделать все возможное для того, чтобы проведенное с нами время было для вас полезным. И, конечно, не забывайте подписываться на наши рубрики.

Другие наши статьи и события

Комментарии (2)


  1. lorc
    12.04.2016 14:29

    Ну с гоночными квадами вы немного поспешили. Число 250 в названии квадрокоптера — это расстояние между двигателями по диагонали, а не вес. Обычно только рама весит чуть больше 100 грамм, плюс грамм 120-130 на аккумулятор и мы уже почти упираемся в разрешенный вес. А ещё нужны двигатели, камера, передатчик, ESC… Да даже провода суммарно будут весить несколько грамм.
    Короче, гонщики тоже оказываются в пролете.


    1. WanderVlad
      12.04.2016 14:52
      +1

      Вот хотел ровно то же самое написать.

      А те коптеры, которые по ссылкам представлены — либо тяжелее 250 гр, либо игрушки, для гонок не предназначенные. Для улицы они слишком легкие — малейшим ветром отправит в дерево/водоем/Китай, а для полетов дома — какие уж тут гонки.

      А адекватный гоночный коптер весит 500-600 граммов, что тоже вылезает за «законные» пределы.
      С другой стороны — пока не разработан порядок регистрации, можно летать, как и раньше.