Публикуем перевод статьи о том, что сбивает с ног «единорогов», несущихся на открытый рынок: про размещение акций, поглощение компании до публичного выхода на открытый рынок, и не оправдавшиеся ожидания.

image

Lance L. Smith, President & Chief Operating Officer Fusion-io

В начале февраля 2016 г, исследование финансовых сделок, опубликованное Wall Street Journal выявило, что инвесторы все чаще защищают себя от последствий первичного публичного размещения акций, которое может не оправдать ожиданий. Это побочный эффект падения так называемого «единорога» -технического стартапа, оцененного перед размещением акций более, чем в миллиард долларов.

Пока компании привлекают средства на поздних стадиях перед выходом на открытый рынок, предприимчивые инвесторы составляют условия сделки таким образом, чтобы не потерять ни цента, если публичное размещение акций не принесет ожидаемой прибыли. Это может нанести урон стартапу, если выход на рынок не оправдает ожиданий, как случилось с многими компаниями, разместившими акции в 2015 г.

Как бывший венчурный инвестор, бывший президент и технический директор компании-пионера в производстве флеш-карт Fusion-io (которая разместила акции в 2011 г, а затем компанию выкупила SanDisk в 2014 г) и нынешний директор стартапа, занимающегося виртуализацией данных Primary Data (которая привлекла 60 млн долларов в первом раунде венчурного финансирования), я очень внимательно отслеживаю тенденции инвестирования.

Я заметил несколько особенных трудностей компаний, которые достигли уровня мифических «единорогов» до того, как принесут прибыль инвесторам посредством поглощения другой компанией или публичного размещения акций. (Если вам нужно освежить память, Fortune опубликовала отличную обзорную статью про единорогов в 2015г). Проще говоря, у многих из этих компаний кончается взлетная дорожка перед взлетом.

Запуск двигателя

Цель любого стартапа- как минимум, которую стоит озвучивать потенциальным инвесторам для привлечения капитала и финансирования роста(?) компании- создание масштабируемого и прибыльного бизнеса. Обычно, компании с венчурным капиталом стремятся принести прибыль своим инвесторам посредством повышения ликвидности (или «выхода»), а именно — посредством продажи компании или публичного размещения акций.

Для этого компании необходимо увеличить свою рыночную стоимость с помощью создания инновационного продукта, привлечения клиентов и получения дохода, а затем и прибыли. Если сделать это быстро, и при этом жестко контролировать расходы, компания может минимизировать дробление акций и максимизировать рентабельность инвестиций для тех, кто вложил деньги в развитие компании.

Единороги «отцветают»

Когда компания начинает зарабатывать, а не поглощать деньги, ей требуется все меньше раундов финансирования, чтобы встать на ноги. Хотя, тот факт, что компания стала привлекать меньше инвестиций, т.к. может обходиться своими средствами, означает лишь то, что стартап переживает стадию маркетингового успеха, известного как «рог единорога».

Учитывая, сколько компаний в прошлом году при выходе на биржу получили предложения меньшей стоимости, по сравнению с оцененной стоимостью в ходе поздних раундов финансирования, не секрет, что единороги «отцветают». Оценивая перспективы, надеюсь, что больше предпринимателей будут концентрироваться на создании стабильной компании, а не получении прибыли любой ценой и превращении в единорогов — чтобы сделать рынок инвестиций в технологии более стабильным и стать опорой американской экономики в долгосрочном периоде.

Медленный разгон

Поглощение компании до публичного выхода на открытый рынок может произойти по разным причинам, поэтому давайте пока не будем заострять на этом внимание. При публичном размещении акций, часть возникающих проблем связана с последним лопнувшим техническим мыльным пузырем. Исторически, публичное размещение акций было более рискованным мероприятием при выходе на рынок, но это компенсировалось потенциально огромной выгодой.

Вспомните размещение акций Amazon в 1997 г., с рыночной капитализацией в 438 миллионов долларов, которая дебютировала на бирже с ценой 18$ за акцию. На сегодняшний день компания стоит 257 миллиардов долларов, а одна акция стоит 530% (на момент написания статьи). И хотя это самое низкое значение оцененной стоимости за последние полтора года, аналитики ожидают увеличения доходов на десятки процентов.

Amazon- несомненно, скорее исключение, чем правило. Когда пузырь лопнул, ввели больше ограничений. В результате, стартапы снижают потенциал роста для инвесторов открытого рынка, и они, согласно рекомендациям, демонстрируют уверенный рост продаж до эмиссии ценных бумаг, что приводит к кривой сниженного роста. Например, большинство стартапов, рассматривающих сейчас размещений акций, объявляют о потенциальном доходе в более чем 100 млн/ год и показывают, что уже находятся на грани получения прибыли, как было в случае с Fusion-io.

Цикл инвестирования единорога иссушает потенциал роста компании, несущейся на открытый рынок. В отличие от предыдущей эры, когда компания выходила на биржу на ранней стадии развития, и лучшие времена у компании были впереди, теперь самый быстрый скачок в развитии стартапа происходит на последних стадиях инвестирования до публичного размещения акций. Что оставляет 20-30% потенциального роста после выхода на биржу, и является отличным вариантом для компаний с доходом в 100-200 млн долларов в год, но не так уж радужно для тех, кто хочет больше чем удвоить инвестиции при размещении акций.
Перестройка в раю

Решение этих проблем требует небольшой корректировки курса в ходе продвижения к выходу на биржу. Чтобы оставить простор для будущего роста, стартапам на последних стадиях финансирования необходимо проявлять осторожность, так, чтобы не раздуть рыночную капитализацию и не привлекать больше денег, чем нужно для развития компании перед размещением акций. Это может представлять определенные сложности, потому что раунды инвестиций привлекают внимание прессы, повышают доверие к компании — чем молодая компания, конечно, не может пренебрегать.

Тем не менее, резервирование части потенциала роста гарантирует достаточный простор для компании с тем, чтобы компания развивалась после выхода на биржу и приносила прибыль инвесторам открытого рынка, так же как компания приносит прибыль своим венчурным фондам. Иначе, вы создаете очередного единорога, и инвесторы на последних стадиях собирают все потенциальные сливки и даже навязывают гарантии возврата средств. Это нежелательная ситуация для новых инвесторов на бирже, и совсем невыгодная для сотрудников компании, которые получают только мизерные доходы от акций в качестве компенсации за годы тяжелой работы и принесенные жертвы.

Первым лицам компании и членам совета директоров компаний перед публичным размещением акций необходимо удостовериться, что сама стратегия развития компании обеспечит прибыль (возврат инвестиций) и непрерывный рост компании. В этот момент опять рассматривают вариант поглощения компании. Даже только что вышедшие на открытый рынок компании внезапно снижают риски и затраты, поэтому сейчас на рынке множество предложений о поглощении. Исследования и разработки долгосрочных проектов могут быть непривлекательны в глазах инвестора на открытом рынке; вместо этого компании покупают инновации для обеспечения роста компании.

Рынок технологий развивается очень быстро, поэтому подобная стратегия может помочь компании адаптироваться к меняющимся условиям. Еще лучше иметь в команде опытных руководителей, которые могут спланировать схему получения прибыли в долгосрочной перспективе и обеспечат капиталом, необходимым для принятия стратегических решений и грамотного инвестирования в развитие компании на рынке.

Надеюсь, впереди нас ждут более разумные времена, и мы научимся обеспечивать долгосрочный рост компании и повышение ее стоимости не только для инвесторов, но и для клиентов, работников и в целом для экономики.

Комментарии (1)


  1. mikhagapov
    01.05.2016 18:26

    Запустить технологический стартап без денег непросто. Конечно, если речь идет не о какой-то до селе невиданной программе (чтобы ее написать, по сути, нужен только непревзойденный мозг разработчика и его собственный компьютер). Но когда речь заходит о материальных вещах, гаджетах, девайсах и прочем, встает вопрос денег. Без них дорога на рынок закрыта. Поэтому компании торопятся с выходом на биржу, видя в этом наиболее вероятный способ решить свои финансовые проблемы. Да, не у всех получается. Но у некоторых получается. Вот хороший абзац: «Для этого компании необходимо увеличить свою рыночную стоимость с помощью создания инновационного продукта, привлечения клиентов и получения дохода, а затем и прибыли. Если сделать это быстро, и при этом жестко контролировать расходы, компания может минимизировать дробление акций и максимизировать рентабельность инвестиций для тех, кто вложил деньги в развитие компании». Если сделать это быстро… В голову приходит недавняя сделака Yota Devices, которые продали 30% акций китайским инвесторам (источник новости: www.vedomosti.ru/technology/characters/2016/04/24/638875-mi-operedili). И ключевые слова сделки — инновационный продукт, скорость, работа на перспективу. Не Алибаба, конечно, но капитализация компании растет, и тем, кто тоже стремится на биржу, стоит последить за их историей, поучиться, так сказать на практике, перенять опыт, обезопасить себя от вохможных ошибок