Я один из разработчиков устройства iRemote. В этой статье я хочу рассказать о дальнейшей судьбе проекта, созданного на #?hackday32, который вопреки благодаря нашей деятельности держится на плаву.
Здесь не будет рекламы. Я постараюсь рассказать о большинстве ошибок, с которыми мы столкнулись, реализуя проект.
A так же поразмышлять о целесообразности хакатонов.


Начало


О сути проекта я писал в данном посте.
К #?hackday32 мы отнеслись несерьезно, просто хотели провести приятно время за любимым делом, к тому же на таких мероприятиях неплохо кормят. Поэтому команда как-то сама собралась. В этом была главная ошибка проекта, из-за которой, по большей части, у нас были все последующие проблемы. Мы не думали о дальнейшей реализации проекта, а потому вся команда по большей части состояла из друзей, а не профессионалов. К всеобщему удивлению, наш проект многих заинтересовал, что и было причиной завершения его реализации. Мы решили наладить выпуск устройств. После написания первой статьи на хабре со мной связался человек по поводу инвестиций в проект, но, к сожалению, дальше разговора не зашло. Тогда я подумал, что инвесторы — это такие злые толстосумы, которые только спят и видят, как оставить авторов идеи ни с чем, нажившись на их проекте, и что если проектом заинтересовался инвестор, значит он обречен на успех (быть может, только из-за этого мы еще держимся). Это так же было ошибкой. Инвесторы — это не люди, которые только дают деньги, но и опыт, связи, что в России немаловажно. Так же нашим проектом интересовались другие инвесторы (перечислять их, думаю, не стоит). Результат переговоров, как мне кажется, предсказуем.

Выбор площадки


Реализация устройства заняла очень много времени, так как реально что-то в схемотехнике понимал только один человек. Остальные были на подхвате, то есть продолжали делать то же, что и на хакотоне. Подготовку к краудфандингу мы начали сразу же после завершения хакатона. На тот момент у людей был огромный эмоциональный подъем. Поначалу мы выбрали в качестве площадки “Kickstarter”. Но из-за ряда ограничений (нельзя размещать проект из России без человека в США) пришлось воспользоваться “Indiegogo”. Тем более знатоки утверждали, что, собрав 30% от заявленных средств, площадка сама начнет рекламировать наш проект. Сначала мы хотели воспользоваться услугами консалтинговой компании, но то, что они берут оплату не с процента собранных средств, а фиксированную сумму, отбило у нас желание использовать её услуги. К тому же сумма, запрашиваемая ими, неподъёмна для студентов. Забегая вперед, скажу, что в итоге одна из них нам все равно помогала, но бесплатно, так сказать, по доброте душевной.
Было решено все сделать собственными силами. Но данная затея не увенчалась успехом — все было сделано ужасно.


Поиск легких денег


В университете сразу зацепились за нашу идею, им нужна хорошая статистика. Наша команда получала приглашения на различные конференции, выступления. Изначально нам это нравилось, ЧСВ зашкаливало. Но в итоге мы не выиграли ни одного гранта. Бывало, что после официальной части расходилось не только СМИ, но и даже жюри, поэтому выступления участников не имели ни малейшего смысла. От гранта к гранту выигрывали одни и те же люди, которые заучили текст, данный им научными руководителями. Всем, кто реально хочет что-то делать, а не выколачивать деньги из государства, не рекомендую ходить на данные мероприятия. Все это занимает очень много времени, а отдача минимальна. Это была еще одна наша ошибка. Подробнее об этом расписано в данном посте. К этому времени устройство было доделано, а приложение приведено в рабочее состояние. Нужно было доделать компанию.

Съемка видео


В настоящее время все те, кто купил зеркалку считаются фотографами, а те, кто научился переводить фотоаппарат в режим видеосъемки, – операторами. Такие люди в нашем университете организовали фото/видеостудию, услугами которой мы решили воспользоваться. Видео получилось сродни «Магазина на диване». Однако, это все равно лучше, чем видео, снятое нами. Озвучить мы попросили студента нашей кафедры, приехавшего с Индии. До сих пор никто не верит, что озвучивали не мы, а носитель языка. Это стало нашей очередной ошибкой. Съемка качественного видео и озвучка относительно недорогие, а отдача от этого колоссальная.


Старт кампании


На быструю руку набросали Pitch кампании и запустили ее. Еще одна ошибка, правда легко поправимая. Страница компании должна быть идеальной. В дополнение к нашей странице должны быть картинки с юзабилити, PR отзывы. Сразу после запуска кампании, мы стали пытаться найти ее на сайте, но это не увенчалось успехом – поиск не выводил результатов. Служба поддержки нам ответила, что у них используется алгоритм gogofactor и, согласно ему, мы не попадаем на сайт. Хотя полньстью нулевые кампании были в списке. За несколько дней до запуска мы разослали пресс-релиз на данные сайты, но ни одного ответа не получили, даже о том, что мы не подходим им.


Путь в топ


Прошло 3 дня, мы так и не появились на сайте. Нужно было что-то решать. Появлялись мысли, что они не хотят нас размещать на сайте из-за гражданства (о санкциях говорят сейчас везде). И мы решили поступить нечестно — зарегистрироваться под фейковыми аккаунтами и разослать малыми порциями средства в поддержку проекта. На удивление это помогло. За 500$ мы не только появились на сайте, но и возглавили топ группы. После этого люди начали активно поддерживать наш проект. Появилась надежда на успешный сбор средств и выпуск нашего устройства.


Эпилог


Закончить я хотел размышлениями о целесообразности таких событий как Хакдей или Хакафон. События данного рода я не пропускаю, но статистика говорит об их неэффективности. Очень мало проектов, созданных на данных мероприятиях, доходят до рынка. Они — тусовка айтишников, в которой можно с пользой провести время. Думаю, не больше.
Спасибо за внимание!

Комментарии ()