Многих интересует тема строительства мультироторных гоночных квадрокоптеров на раме ZMR250, но как только начинаешь исследовать тему, то обнаруживается просто тонна специфической информации, которая может только отпугнуть новичков, но никак не помочь при этом.

В этой статье я хотел бы поделиться тем, что на мой взгляд будет самый правильным и самым простым шагом к тому, чтобы начать летать на этих диких аппаратах.



Что такое гоночные квадрокоптеры


Это совершенно отдельный класс летающих аппаратов. К их основным особенностям можно отнести:

  • Небольшие размеры. Название ZMR250 означает, что у диагональный размер аппарата 250мм. Вес без аккумулятора и камер обычно не превышает 400 грамм
  • Минимальная активная стабилизация
  • Нацеленность на агрессивную манеру управления и постоянное движение, а не зависание на месте
  • Может нести аппаратуру FPV и пишущую экшн-камеру
  • Прочная конструкция, рассчитанная на множественные падения

С инженерной точки зрения он достаточно прост и предоставляет максимум контроля пилоту. Он плохо подходит для того, чтобы ставить рекорды дальности, длительности или высоты полетов. Сделать с него хороший снимок с высоты птичьего полета очень трудно. Зато вы получите массу удовольствия от процесса пилотирования и сможете снимать головокружительные видео!

Что потребуется для строительства


Готовый набор


По набору конкретного железа у каждого опытного пилота будет свое мнение. Рам, регуляторов оборотов, двигателей, полетных контроллеров, аппаратур радиоуправления, аккумуляторов и т.д. огромное множество и каждый будет советовать вам что-то свое.

Я искренне считаю, что чем разбираться во всех этих мнениях, проще купить готовый набор и вы получите 80% того, что имеют продвинутые пилоты! Размышляя таким образом я залез на aliexpress и приобрел самый дешевый набор комплектующих, который смог найти.



По существу, в нем есть все, что нужно для строительства за исключением аккумуляторов и аппаратуры радиоуправления. То есть за эти деньги вы получаете раму, набор регуляторов двигателей, сами двигатели, полетный контроллер и еще некоторые мелочи.
Итого $70.

Аккумуляторное хозяйство


Для коптера потребуются LiPo-аккмуляторы. Двигатели из моего набора потребляют не очень много и я решил летать на тех, которые у меня уже были — 2200mAh, 3S, 20-30C. Если у вас уже есть подобные аккумуляторы, то можно не покупать другие. Если у вас нет никаких, то на алиэкспрессе купить их будет трудно, но можно. Я бы рекомендовал приобретать аккумуляторы у проверенных поставщиков. Например,вот такие. Их лучше брать два.

К ним потребуется специализированный зарядник. Самый народный — iMAX B6. Обратите внимание, что он питается не от сети, а от блока питания 12В. Также потребуется недорогой тестер для контроля состояния аккумуляторов.

Итого $54. Еще раз напомню, что аккумуляторы можно будет использовать и для других целей.

Аппаратура радиоуправления


Опять же, если у вас никакой пригодной аппаратуры, то имеет смысл взять набор, в который сразу входит передатчик. Например, вот такой за $109.

Если вы хотите все-таки купить систему РУ отдельно, то самый минимальный вариант, это, наверное FlySky за $44. Мы же используем один из самых распространенных, но более дорогих пультов Turnigy 9x, который стоит около $70 + доставка.

Винты


Очень короткий, но важный пункт. Они будут ломаться постоянно, почти при каждом краше, которых будет много. Для первых полетов я бы купил просто пять комплектов самый дешевых винтов по $2.2.

Итого


В конечном итоге, если у вас до этого ничего не было, самый минимум вложений, это около $175. Я уверен, что это отличный старт для начала освоения тематики гоночных коптеров в целом.

Сборка коптера


В этом нет ничего сложного и даже человек с минимальными навыками пайки сможет справиться.
На первом этапе собирается рама, устанавливаются двигатели и регуляторы оборотов. Вот так в итоге должно получиться:



Самое главное, что видно на этой фотографии это то, что левый передний и правый задний двигатель должны вращаться по часовой стрелки (они будут обозначены черными гайками зажима винтов). Правый передний и левый задний двигатели должны вращаться против часовой стрелки и у них будет серебристая гайка. У этих гаек, кстати, направление резьбы препятствует их раскручиванию.

Теперь поговорим подробней о подключении двигателей.

Сделать все это можно по-простому, спаяв провода моторов и регуляторов хода (ESC), но мы решили укоротить их. Для этого сначала снимается термоусадка со всех регуляторов.



На одной стороне сам контроллер, а на другой стороне ключи с радиатором. Штатные провода мы отпаяли, обрезали провода двигателей на нужную длину и затем запаяли их на плату.



В этот момент необходимо проверить, что подключенный двигатель крутится действительно в правильном направлении. Вот как это сделать:

  • Снимите с двигателя винт, если он был установлен!
  • Рама проводит ток, поэтому обеспечьте изоляцию ESC от рамы
  • Подключите регулятор оборотов к каналу газа приемника системы РУ и включите пульт
    Опустите стик газа в нижнее положение
  • Подключите питание ESC, соблюдая полярность
  • Добавляйте понемногу газ, пока двигатель не начнет крутиться
  • Если двигатель крутится не в ту сторону, то необходимо поменять местами два любых провода двигателя

После того, как работоспособность двигателя проверена, можно надевать на регулятор оборотов термоусадочную трубку.



Обратите внимание, что мы не стали использовать плату распределения питания из комплекта. У нас был в запасах тонкий фольгированный стеклотекстолит, из которого мы вытравили простую коммутационную плату.



На этой плате должны соединяться все плюсовые и минусовые провода регуляторов оборотов с плюсовыми и минусовыми проводами разъема аккумулятора соответственно. Эту плату необходимо изолировать и мы сделали это при помощи обычного лака для ногтей:



Приемник нашей аппаратуры достаточно большой:



Мы решили снять с него корпус, отпаять от него старые провода и припаять провода от двигателя напрямую к плате. На первых шагах проще этого не делать, чтобы не допустить лишних ошибок. Теперь мы готовы установить полетный контроллер и подключить к нему регуляторы оборотов с приемниками. При его установке обратите внимание внимание на стрелочку, указывающую напрвление «вперед».



Порядок подключения каналов к приемнику не имеет значения, это можно (и нужно) будет указать позже, при настройке. Важно только правильно подключить питание приемника. В комплекте с полетным контроллеров прилагается кабель с разъемом для приемника. В этом кабеле первый провод должен быть черным и его следует подключить к минусу питания приемника. Второй кабель красный и его надо подключить с плюсу питания приемника. Остальные провода просто подключите по порядку ко всем каналам приемника (минимум к первым четырем).

Перед подключением регуляторов необходимо сделать еще одно. В эти регуляторы встроены стабилизаторы для питания полетного контроллера и не нужно подключать все их сразу. Надо выбрать один и оставить его разъем подключения к контроллеру без изменения, а на всех остальных извлечь средний провод и изолировать его. Посмотрите как это сделано на фото выше.
Регуляторы оборотов подключаются очень просто. Левый передний к первому каналу (самый левый разъем на фото), а дальше по часовой стрелке: правый передний ко второму, правый задний к третьему и левый задний к четвертому.

Теперь все необходимые элементы собраны воедино:



Осталось только надеть верхнюю крышку. Мы сразу распечатали держатель камеры для нашей SJ4000. Силиконовые демпферы обязательно надо дублировать хомутами, иначе камера слетит с коптера при падении.



Настройка


Для настройки CC3D используется программа Libre Pilot (скачать). Вообще, настройка по-настоящему сложный и длительный процесс, на который в перспективе уйдет очень много времени и это будет продолжаться вместе с ростом ваших навыков.

С другой стороны, на начальном этапе, когда у вас нет никаких навыков, достаточно пройти по шагам Setup Wizard'а и уже можно будет летать! Я не буду приводить здесь целиком комикс с окнами, но если есть желание вы можете найти здесь.

Полеты



Должен сказать, что летать на нем очень сложно и потребуется много часов тренировок. Время полета очень маленькое, удержать на месте очень сложно, но это ничуть не портит ощущения от управления! Даже такой недорогой коптер получается очень быстрым и резким. Кроме того, его гораздо проще взять с собой, например, на природу.

FPV и улучшения


Должен признаться, что после нескольких первых полетов становится понятно, что лучше всего он подходит для полетов от первого лица. Система FPV позволит не ограничиваться зоной видимости и сильно добавит остроты вашим полетам. Но удовольствие это дорогое.

От нее требуется передача на приличное расстояние с минимальными задержками. При этом разрешение не так важно, ведь коптер легко сможет нести еще и основную пишущую камеру. Состоит такая система из камеры, OSD (модуль, подмешивающий телеметрию в видеосигнал), передатчика, приемника и монитора. Какие из этих блоков могут быть, конечно, совмещены. Я купил комплект, который обошелся мне примерно в $100. Но я думаю, что не стоит на первом же этапе сразу покупать FPV-систему.

Коптеры такого класса это вообще очень увлекательное занятие, как с точки зрения полетов, так и с точки зрения строительства. Постоянно приходится решать небольшие несложные задачи, связанные с подбором комплектующих, снижением веса, настройкой и т.д. Отличный способ коротать долгие домашние вечера и прекрасный повод выбираться на природу!



P.S.: насколько я знаю, в моем городе Екатеринбурге подобный аппарат есть только у меня и у еще одного человека. Мне было бы очень интересно найти единомышленников для совместных полетушек!)
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (55)


  1. Anisotropic
    18.11.2016 11:16

    А не проще было начать с какого-нибудь Eachine Falcon 210, где уже всё в сборе?
    Или если хотелось попаять, то можно было и получше комплект поискать, или на банге комплектухи набрать… Всё-равно, если затянет, то придётся практически полностью всё менять.


    1. ssg1712
      18.11.2016 11:35

      Я лишь изложил свою позицию.
      Лично для меня, как думаю и для многих, сам процесс постройки не менее важен и интересен, чем полетушки.
      Что вы подразумеваете под «лучше»? Если более качественные и дорогие комплектующие, то это не лучше в моем понимании.
      А если затянет, то со временем, независимо от первого сэтапа, итак все поменяется. Шансы купить сразу то, что надо, на мой взгляд, очень малы.


      1. azsx
        18.11.2016 12:43

        Извините, может пропустил, а сколько денег истрачено всего?


        1. ssg1712
          18.11.2016 12:53

          Если вообще ничего нет, то по моим прикидкам $170 для старта должно хватить. Но еще раз обращаю внимание, что многие из этих покупок можно использовать не только для квадрокоптера.


      1. Anisotropic
        18.11.2016 12:46

        Лучше — быстрее, функциональнее, дешевле, тяговитее (подставить по вкусу).
        Хотел тут приложить ссылку на набор с али за 5700, который с виду нормальный, но почитал отзывы — пишут регули подделка.
        Считаю, что новичку лучше покупать готовый набор с аппой и собранным аппаратом. И если затянет, то собирать свой сетап.


  1. ElvinFox
    18.11.2016 11:26

    Точка запуска рядом с водоемом — не самое лучшее место для первых полетов =)


    1. ssg1712
      18.11.2016 11:26

      Для нас это и не первый полет, конечно. А красивых мест в городе не так много.


  1. afreet
    18.11.2016 12:42
    +1

    Для тех, кто раньше с квадракоптерами дела не имел, гоночный квадрик — не лучший вариант для входа в тему. Т.к. управление им требует уверенного держания аппаратуры в руках. Прощу говоря, оператор не должен думать куда подвинуть стик для поворота, а должен делать это интуитивно. Иначе за две секунды раздумий, квадракоптер успеет улететь далеко, упасть или запутаться в кроне деревьев. Плюс, весь цимес полетов на гоночных квадрах — это именно FPV, а для перехода к FPV опять же лучше научиться летать с видом «со стороны».


    1. toaster0
      18.11.2016 13:13
      +2

      По опыту использования 250 квадрика могу сказать вот что: не проблема научиться им управлять. Достаточно выбрать нужный режим полёта. Проблема в другом: на зрение я никогда не жаловался, но отлетев метров на 150 уже сложно понять какой стороной эта, в общем-то симметричная штуковина, вот конкретно сейчас повёрнута к оператору. Да, есть светодиоды разноцветные спереди и сзади, но, если позади квадрика пёстрый фон, то реальная проблема быстро сообразить «куда крутить». Тут уже тупишь не из-за того, что не знаешь, а потому что не видишь куда. Тут только в голове всё время держать предыдущие движения квадрика, чтобы «достраивать» картину полёта в голове. Не даром именно для FPV их используют. Все краши, что были- только по причине, что не видно текущего положения аппарата.
      До квадрика только самолётами управлял.


      1. GoldenStar
        23.11.2016 00:26

        По моему, свет не очень то и нужен. Важно иметь ходовые огни. У меня на 450 раме стоят одноваттные светодиоды в качестве габаритных + 3 ваттные из лампочки отковырял для ходовых. Так вот — ходовые видать очень далеко даже днем.
        1) Летать лучше вечером — по огням квадрик легко найти в небе и очень легко определить его направление. Днем его по огням найти крайне сложно. Очень сложно его найти ярким солнечным днем, особенно если FPV дальнобойное и успел куда нибудь улететь высоко и далеко. Есть минус конечно от вечерних полетов — это плохое качество FPV.
        2) найти управление можно вращая коптер на месте и с боковым скольжением — просто надо освоить такой прием. Но на это требуется время и свободное пространство.
        3) По поводу аккумов — приведенный вами пример не очень. Бренда «ZOP» по вашей ссылке у них нет, и сейчас продают какой то ноу-нейм. У меня такой вздулся очень быстро за пару полетов. Надо брать бренд, например FLOUREON. На ваш квадрик нужны аккумы 4S на 1500 мА.
        4) Винты на 3s аккум надо все же трехлопастные.
        В целом хорошая у вас статья. Было интересно почитать.


    1. Archagel
      18.11.2016 13:16
      +1

      Зато это один из самых дешёвых способов полетать на чём-то более менее серьёзном. А симулятроы помогут научится и сэкономят огромное количество времени и денег.

      И по ощущениям умение управлять с видом «со стороны» помогает мало (хотя допускаю что это просто потому что у меня ещё очень мало опыта).


  1. filkt
    18.11.2016 12:58

    Очень интересная тема, спасибо за вводную. Только не ясен момент добавления управления, что отвечает за передачу радио сигнала? Что лучше выбрать по началу, где взять пульт в конце концов и какой?


  1. mephy
    18.11.2016 13:10
    +1

    Руководствуясь теми же доводами весной собрал F450 (большой коптер под камеру, управляется проще).
    Потратил где-то 20000 (это с FPV, но без пульта, шлема и камеры).
    Осенью собрал уже гоночный, а большой коптер продаю (и, похоже, придется сильно сбросить цену)

    Pros:
    — летать на нем действительно в разы проще, но симулятор все же крайне рекомендую. Падение стоит от 100 до 1000 руб.
    — можно снимать с подвеса — взлететь первый раз на 200 метров бесценно.
    — опыт сборки и подбора комплетующих
    — может поднять 300-1000г лишнего веса. Можно поразвлекаться :)

    Cons:
    — летает относительно медленно, мне надоело где-то на 20-30 полет. Летишь на высоте 20м над полем, картинка почти не меняется.
    — его главная фишка — видеосъемка. Дачу снимать надоело раз на 5, надо куда-то выезжать, причем с машиной — без нее тяжеловато (коптер + шлем + пульт + аккумы). Т.е. если вы не фанат видеосъемки через год решите продать…


    1. GoldenStar
      23.11.2016 00:31

      да… 450 рама без машины только возле дома ))) Но мне летать не надоело. Уже 8 роторную раму надумал собрать из-за тяжелого подвеса и для увеличения времени полета


  1. Archagel
    18.11.2016 13:12
    +2

    Сам недавно собрал похожий коптер и хочу поделиться парой советов:

    • Перед первым полётом (или вообще покупкой) очень полезно потренироваться на симуляторе.
    • Углепластиковые пропеллеры хоть и дороже пластмассовых, но значительно лушче переносят неаккуратные посдаки и встречи с ветками/камнями на небольшой скорости.
    • Очень желательно (я бы даже сказал обязательно) наличие телеметрии — что-бы следить за зарядом батареи.


    Симулятора пробовал два — в начале бесплатный HotProps а потом купил LiftOff на стиме. Как джойстик использовал свой радио пульт FrSky Taranis X9D. Он, прадва, обошёлся чуть ли не дороже всего коптера, но менять его точно не придётся.

    Телеметрия может быть или в виде OSD поверх FPV видео или, как в случае с Taranis, просто данные которые коптер посылает обратно на радио пульт. Я использую сразу оба способа и настроил пульт на звуковое предупреждение на случай если я увлёкся и не заметил просевшее напряжение на OSD.


  1. mrigi
    18.11.2016 13:59

    В чем разница между таким коптером и полноценным с хорошей стабилизацией и возможностью зависать? Парой сенсоров и прошивкой? Сколько добавить, $20? И что конкретно надо добавить?


    1. Archagel
      18.11.2016 14:20
      +1

      GPS, сонар, барометр, Optical Flow Sensor. И цпу что-б всё это вывез. Но всё это не имеет смысла ставить на гоночный — многие гонщики вообще только гироскоп оставляют.

      Если хочется стабилизации — то нужна рама побольше. На ней и место для всех этих датчиков/антенн будет, и подвес камеры со стабилизацией добавить можно.


      1. GoldenStar
        23.11.2016 00:36

        На движках типа 2212 не получится на 4ке нормально с подвесом поснимать — переутяжеленный получается. Два раза летал с двухосевым подвесом с «Yi Camera» на пределе тяги — еле успевал посадить коптер без крашей. Надо гексу(6) или окта(8) коптер делать в идеале, либо движки ставить по мощнее типа 4008, 5010, 2218


        1. Archagel
          23.11.2016 11:16

          Согласен. Не уточнил выше что «рама побольше» это раза в 2-4 побольше. Я собирал хексу с AX-2810Q-750KV движками и 12х4.5 пропеллерами но забросил пока. Боюсь я её после того как несколько дешёвых пропеллеров (отбалансированных) разорвало.


  1. gs8io0
    18.11.2016 14:11
    +1

    ГТ форум для настоящих оптимистов: не то купил, не так собрал, не туда нажал, не там летал, не правильно уронил… Одного коммента только не хватает: «А вот Маск бы давно на этой штуке на Марс свалил».


  1. rivalsec
    18.11.2016 14:11

    Так в Екатеринбурге даже соревнования уже были :) http://f3u.ru/dokumenty/14-kalendar-gonok-dronov-v-rossii-na-2016-god, нас таких тут много ). Есть группа в контакте там 50 человек уже.


  1. alnite
    18.11.2016 14:12
    +2

    Хорошая статья, правда, упрощённая :)
    Вот Вам единомышленники: vk.com/drekaterinburg
    Тут «мекка» коптероводов: forum.rcdesign.ru/#kvadrokoptery-i-multirotory
    А у меня сейчас такая «пепяка»:
    image
    image


    1. runov
      19.11.2016 17:10

      Эммм, только сейчас обратил внимание. У вас силовые провода со стороны коптера 18AWG, на глаз. Это крайне мало! Рекомендую 14AWG. Не зря у аккумулятора на фото провода имеют гораздо большее сечение.


      1. alnite
        19.11.2016 17:28

        это была «первая», неоптимизированная версия. сейчас провода «правильные» :)
        хотя, на мой дилетантский взгляд, на 250-м размере и 18-х проводов хватит
        image


        1. runov
          19.11.2016 21:25

          У меня к каждому регулю идут 18е провода. Даже моторы на фото имеют 20е провода, а моторов 4 шт.
          На фото я вижу другую проблему, бомбу замедленного действия — силовые провода изгибаются по краям карбона. Острый край может рано или поздно прорезать изоляцию там, где это не видно. А т.к. карбон проводит ток — фейерверк будет знатный.
          А еще усы р/у приемника не стоит располагать так близко к раме, ибо карбон затеняет сигнал. Плюс их надо располагать под углом в 90 градусов между собой.


          1. alnite
            20.11.2016 07:42

            с прокладкой силовых, согласен, перемудрил в угоду компактности, надо будет исправить.
            а расположение усов приёмника подсмотрел на фото кита от производителя этой рамы:

            да и сигнал видео у меня теряется раньше, чем управления.
            кстати, а Вашу сборку покажете? :)


            1. runov
              22.11.2016 08:58

              Вчера мой коптер выглядел так:

              image

              Начал новую сборку на более компактной раме:

              image


              1. alnite
                22.11.2016 22:01

                интересная рама. я как-то пытался сделать похожую компоновку, правда, как говорится, «на коленке»
                image
                летал. но не долго. пара незначительных жёстких посадок, и рама пришла в негодность :)


  1. runov
    18.11.2016 14:25
    +5

    Первым моим летательным аппаратом был именно ZMR250. Да, это не самый лучший способ войти в это хобби (квадрокоптеры в целом). Но это не означает, что делать этого не стоит. Я довольно легко все освоил.

    А что касательно статьи — автор опоздал года так на два. Это я касательно рассмотренных комплектующих.

    Полетный контроллер сейчас уже смело можно брать на F4, стоимость — от 20$.
    ESC. На фото что-то древнее, вероятно на SimonK. Давно есть недорогие и хорошие регуляторы на BLheli-S. Например Racerstar RS20A V2, для новичка более чем. 10$ за штуку. Там конечно Dshot на подходе, но это уже весной…
    Моторы. Можно взять неплохие (особенно за эту цену) Racerstar BR2205. Комплект из 4х моторов стоит 27$. Поверьте, ломать вы их тоже будете, поэтому на время обучения я не вижу смысла брать что-то дороже.
    АКБ. В данном классе типичный размер 1300-1500 мА, редко 1800. Все что с рейтингом ниже 45C лучше даже не рассматривать. Желательно 60С и более. И самое главное — не покупайте 3S, лучше сразу начинать с 4S. Сейчас неплохие (опять же для новичка) АКБ 1500 4S 60C стоят порядка 20$. Брать лучше 4 и более штук. Время полета в данном классе (в зависимости от стиля полета) 3-6 минут. Обычно новички грезят временем полета «хотя бы минут 10, а лучше 15 и более!». Голимую китайщину типа ZOP Power и прочего шлака лучше даже не смотреть. Экономия на АКБ того не стоит. Лучше купите меньшее количество АКБ, иначе будете клеить наклейки "? не держит?" :)
    Аппаратура. Конечно таранис — наше все. Но на месте новичка я бы посмотрел б/у Tyrnigy 9X. Если предыдущий владелец поменял в/ч модуль на FrSky, то прям отлично. А если еще стики от тараниса поставил — сказка. Т.к. в качестве полетника я рекомендовал в начале F4, то PWM не пойдет, нужен PPM или SBUS. Поэтому в/ч модуль поменять все же придется на DXT (sbus) или DJT (ppm). Конечно, тут мы легко можем превысить желаемые бюджеты. Но, если, все же на аппу тратить деньги сильно не хочется — нужен будет какой-нибудь F3 полетник, который принимает PWM. На самом деле, если человек остается в этом хобби, то с вероятностью 99% он либо дорабатывает аппаратуру типа Turnigy 9X (или клоны), либо покупает в итоге таранис, ну или совсем переходит на сателиты. Лично я очень сейчас жалею, что не купил сразу таранис, когда доллар был по 30. В любом случае, если вдруг хобби не затянет — продать таранис в практически новом состоянии, труда не составит.
    Приемник р/у. Зависит от выбранной аппаратуры и в/ч модуля.
    FPV. Это тема для отдельного разговора. Но передатчик, замеченный на фото — не самое оптимальное, что можно сейчас купить. Он очень большой и тяжелый. Т.к. эти аппараты летают «близко и низко» — брать более 200 мВт особого смысла нет. Тем более, если вы собираетесь летать в компании среди других пилотов. Для чистого дронрейсинга сейчас стандартам стали передатчики мощностью 25 мВт, имеющие частотную сетку race band. Бывают также с переключаемой мощностью. Летаете один в поле — повышаете, летаете в компании — ставить минимальную. Лично я на днях с почты забрал передатчик за 17$ на 25 мВт, я летаю не далее 100 метров от себя. В качестве курсовой камеры предпочтительнее CCD, ценник от 25$. Более дешевые камеры CMOS слепнут на солнце и в сумерках.
    FPV шлем/очки. Тут я быстро. Для начала можно купить готовый недорогой шлем. Благо их сейчас расплодилось. Еще год назад с дешевыми шлемами было туго. Я оба своих шлема делал сам. Сейчас готовый шлем 5" будет не сильно дороже самодельного — 70-80$. Для «попробовать» в самый раз.
    Рама. ZMR250 хорошая рама для новичка только тем, что в ней много места и есть очень большое количество всяческих 3D модов и прочих штуковин. Больше достоинств, на мой взгляд, нет. Учитывая, что в руках новичка рама 100% обречена на смерть — разницы что ломать нет :)
    Пропеллеры. Выражение «ведро пропеллеров» вовсе не должно вас рассмешить. Чтобы не ждать новых пропеллеров после первого дня полетов, лучше заказать не менее 10-20-30 комплектов. Какие именно брать в начале — вопрос сложный. Тут на первый план наверное выходит их крашеустойчивость. Если у вас более или менее нормальные АКБ, то можно начать с V2 DALPROP 5045. Их после падения можно выпрямить руками и лететь дальше.
    Взлетный вес. Поверьте, казалось бы «какие-то там лишних 50 грамм» существенно сказывается на полете. Для новичка конечно может быть трудно собрать легкий сэтап, но все равно забывать об этом не стоит.
    Режимы полета. Общий совет — как можно быстрее начать учиться летать в акро. Полеты в режиме стабилизации — потерянное время, имхо.
    Симуляторы. Рекомендую перед первыми реальными полетами хотя бы попробовать. фпвфрирайд или лифтоф, например. Только не джойстиком каким-нибудь, а с подключенной реальной аппаратурой.

    Хотел написать пару строчек и что-то понесло. Это хобби только с виду кажется простым. Уж очень много нужно переварить информации. После прочтения сотни другой страниц форумов, у новичков обычно полная каша в голове. Тут два пути — потратить время, почитать соответствующие форумы, задавать вопросы, получать на них ответы, еще раз читать и только потом что-то покупать и собирать. Второй путь — «я хочу гоночный коптер!». Покупаем какой-нибудь дешевый набор на али, аккумуляторы 3S подешевле и емкостью поболее и т.д. Потом задаем кучу однотипных вопросов на профильных форумах, разочаровываемся в хобби и уходим из него (либо проводим работу над ошибками, летаем и радуемся).

    И да, в Екатеринбурге вас далеко не двое. Вот группа в вк, например.
    Добро пожаловать в хобби :)


    1. sashabeep
      18.11.2016 16:02
      +1

      Ваш комментарий полезнее чем многие форумные треды


      1. Archagel
        18.11.2016 17:27

        Присоеденяюсь


    1. Negor
      18.11.2016 16:45

      Немного добавлю от себя. zmr250 был и есть мой первый квадр. По количеству заменённых деталей за 30 полётов можно сказать что собрал я его уже трижды. Пропеллеров уходит много. Контроллер желательно прошивать cleanflight. Betaflight для новичка может оказатся слишком сложным — уж очень много там крутилок. Мало кто обращает внимание, но подшипники в моторах также имеют свойство разбиватся, что приводит к нежелательным вибрациям. А это ухудшает полётные характеристики. Сначала я менял моторы, теперь меняю подшипники. Так что желательно сразу заказать к моторам этих самых подшипников, благо они есть. А чтобы не менять подшипники слишком часто, нужно навешать защиту к моторам. Я по началу ей принебрёг.
      Имея Taranis(не знаю как с тругими аппаратурами) учится на симуляторе достаточно легко. Эта аппаратура определяется в системе как джойстик. Не пожалел и купил Liftoff — это дешевле чем даже покупка пропеллеров.
      Про Таранис есть такой лайвхак — аппаратуру Mode1(стик газа справа) можно купить иногда дешевле чем Mode2(стик газа слева) А переделать Mode1 на Mode2 проще простого. И ещё — мне поначалу было очень трудно управлять квадом потому как пружини стиков были затянуты сильно. После того как ослабил стало лучше получатся управлять.


    1. romku
      18.11.2016 17:01

      Посоветуйте пож-та конкретные модели шлемов/очков для начала.


      1. Firelander
        18.11.2016 17:15

        Я взял ичейн VR009. Радует цена, хорошая картинка и наличие видеовхода, хоть оно и криво реализовано. Насчёт комфорта сказать труднее, дело субъективное. Вроде неплохо, я ожидал что будет хуже, только щели для ремешков просвечивают, надо заклеивать, как и нос. Из недостатков, говорят, чуйка приёмника слабовата. Возможно из-за того, что он подключен не напрямую к антенному разъёму, а через кабель. Частично нивелируется возможностью подключить внешний приемник. Но только частично, так как при потере синхры, он автоматом переключается на встроенный, даже нам том вообще нет сигнала. Как я понимаю, идеального шлема, особенно дешевого сейчас все равно пока нет, приходится идти на компромиссы.


      1. pokryshkin
        19.11.2016 13:40

        Первое, если есть возможность, примеряйте шлем и очки. Просто для того чтобы понять: что вам подойдет. Кто-то не может носить очки, кому-то не подходят шлемы.
        Второе — определитесь с бюджетом. Хобби затягивает :) можно начать с простого, и постепенно менять/докупать что-то, если увлечение точно не на один день, есть смысл брать сразу дороже, например фатшарки.
        Ну а дальше — обзоры и сравнения девайсов https://blog.rcdetails.info/2016/08/polnoe-rukovodstvo-po-vyboru-shlemov-ochkov-dlya-fpv-fatshark-skyzone/


        1. romku
          22.11.2016 10:09

          Спасибо. остановился на Eachine VR D2. Хоть он и 100$ стоит, зато все в комплекте и DVR встроен. Жаль нет AV входов.


    1. romku
      22.11.2016 14:23

      Tyrnigy 9X. Если предыдущий владелец поменял в/ч модуль на FrSky, то прям отлично.

      А чем лучше FrSky? У меня просто лежит он в коробке, купил с аппой, но так и не поменял. Стоит это сделать?


      1. runov
        22.11.2016 22:53

        Если сравнивать со штатной в/ч частью Turnigy 9X и его клонов, то самое главное — дальность. Плюс приемники с диверсити. Еще телеметрия, если надо.

        Когда начинал летать на стоковой аппе — постоянно ловил фэйлсейвы, казалось-бы совсем недалеко, 100-200 метров. Перешел на FrSky и забыл об этой проблеме. Отлетал на 400-500 метров, дальше я просто не летаю, обычно не дальше стадиона.


  1. Arxitektor
    18.11.2016 15:44

    Говорю как человек собравший всего несколько дронов.
    Реги и мозг дрона первостатейны.
    Летают именно они в плане стабизизации. и точности пилотирования.
    Скорее всего реги в наборе из каменного века.
    К сожалению нормальный набор регов стоит 40-50$ Racerstar RS20A V2 регов как и моторов брать минимум 5 Шт.
    Мотор стоит около 15-18$ самый простой около 10$.
    Пропы тоже нужны жесткие. Чтобы не было флатера.


  1. Negor
    18.11.2016 16:46

    Знающие люди, пользуясь случаем хочу спросить что есть пропвош?


    1. runov
      18.11.2016 18:45

      Если коротко — «болтанка» после резких разворотов или при спуске. Когда начинал летать, еще на 3S, постоянно с этим сталкивался. Перешел на 4S и нормальные регули с мультишот — практически исчезло.


  1. Firelander
    18.11.2016 16:50

    Только вчера собрал и немного протестировал свою леталку на базе Martian II. С появлением гонок, общий интерес к авиамоделизму возрос, наверное, это хорошо. Набор автора, как справедливо заметили, сейчас уже не очень актуален. Как минимум тяжелые регули и видеопередатчик.
    Товарищи опытные гонщики, объясните мне почему переходят на F3, а теперь уже на F4 контроллеры? Если первый переход ещё можно понять, так как на STM32F3 есть аппаратный FPU, то второй уже не очень. Кофигуратор показывает что процессор загружен на каких-то 6%, то есть ресурсов более чем достаточно. Частоту цикла, как я понимаю, поднимать уже некуда. Остается время цикла. Выигрыш какой-нибудь сотни микросекунд заметно для опытных гонщиков сказывается на поведении коптера?


    1. runov
      18.11.2016 18:49

      На F1 мало памяти. Последние ревизии BetaFlight уже не влазят. Naze32 поддерживается теперь только от ревизии 3 и выше, если мне память не изменяет. Код прошивки растет с каждым релизом. CC3D был достаточно достойным полетником благодаря SPI, но памяти в нем уже мало — чтобы поставить последние релизы BetaFlight, нужно кромсать прошивку и выкидывать ненужные куски.


      1. runov
        18.11.2016 19:00

        F3 имеет 256К памяти, что более чем на обозримое будущее.
        На F4 люди переходят из-за нехватки производительности F3. BetaFlight во всю использует математику с плавающей точкой. F3 на самом деле достаточно нагружается на частотах выше 8k/8k. А если включена телеметрия и прочие ништяки — нагрузка еще больше. Полет становится уже нестабильным.
        Я скажу больше — сейчас некоторые начинают пробовать F7, но это, конечно, пока перебор. F4 в ближайший год, как минимум, точно будет удовлетворять всем требованиям. Сейчас цена F3 и F4 сравнялась. Смысла покупать F3 не вижу.

        Ну и плюс наличие SPI сейчас уже считается обязательной нормой. И да, избегайте полетников с MPU6050 — гиро шумный, будете танцевать с демпфированием.


        1. hell0w0rd
          19.11.2016 17:07

          Смысла покупать F3 не вижу.

          Недавно проскакивала ссылка на новый контроллер, совмещенный с OSD, созданный вместе с Борисом, под betaflight. F4 больше F3, не все так просто.


          1. pokryshkin
            19.11.2016 17:46

            Не так давно переводил статью Оскара: F4 с графическим OSD (не символьным! без капризной MAX7456) https://blog.rcdetails.info/2016/11/obzor-brainfpv-re1-f4-poletnyj-kontroller-s-osd/
            Оно?


          1. runov
            19.11.2016 21:39
            +1

            Я со временем пришел к тому, что проще разделять полетник от PDB/OSD. На данный момент это дешевле и более ремонтопригодно. Что-то не так с полетником — купил другой за недорого и делов.

            PDB с OSD — HUBOSD за 15$
            +
            Полетник — F4 за 22$

            В конце концов полетники развиваются бурно, появилось что-то новое и интересное — просто поменял пк без особых трудо/деньго затрат и все. За зиму все равно будет много новинок. А PDB и OSD вещи консервативные — пускай себе стоят.


  1. BurlakovSG
    18.11.2016 17:25
    +1

    Сейчас очень популярна аппаратура RadioLink AT9 — хорошее сочетание цена/качество/дальность. Есть sbus.


  1. Arxitektor
    18.11.2016 19:59

    Скоро будут контроллеры на F7 для новых регов с цифровым управлением не хватает UART ов.
    Да и лишняя производительность не помешает.
    Ту же OSD рисовать силами полётника.
    Эволюция гоночных дронов очень стремительная.
    Многие отложили покупку железа до весны.
    как раз новые полётники подтянуться. и прочее прошивки реги.
    Моторы для мелких тоже эволючионировали значительно.
    Мощность/гр и эффективность.
    Акки тоже подросли.


    1. runov
      18.11.2016 20:50

      В акках жаль нет такого бурного развития.
      F7 еще рано. Dshot работает на F4 (тут пока больше огриничивает железо регулей). Производительности F4 и на OSD хватает.
      Каждый раз что-то заказывая для коптера, думаешь — блин, обязательно через пару недель что-то новое придумают. И приезжает тебе уже «устаревшая» железка :)
      С моторами пока значительных изменений нет, единственное, что пока более или менее радует — падает цена. Сейчас за 7-10 долларов можно купить моторы, которые по ТТХ соответствуют прошлогодним моторам за 20+ баксов.

      Сейчас идет миниатюризация. Народ давно переобулся на 210-220 «тру-X» рамы под 5" пропы. Рамы
      типа ZMR250 сейчас кажутся огромными динозаврами.

      Если человека не смущает плотный монтаж, то могу посоветовать неплохой бюджетный набор. За эти деньги вы получаете очень неплохой вжик.


    1. vopper
      18.11.2016 21:04

      Да это невозможно. Постоянно приходится вкладывать деньги. Полгода, как не в теме из-за отсутствия лишних финансов, и всё… новые полетные контролеры, новые пропеллеры, новые рамы. ZMR250 уже это как pentium 4, когда то были у всех. Но их время прошло. Зачем автор выложил на гиктаймсе инструкцию не понятно


  1. icharisma
    19.11.2016 22:59

    Интересно, что мне можно сделать с моим ar.dron 2.0


  1. SGMC
    20.11.2016 22:05

    Где схема соединений, уважаемый?
    Почему на самом захудалом сайте дальнего зарубежья схема соединений есть, а у нас — сам разбирайся?


    1. runov
      20.11.2016 22:41

      К счастью это хобби для тех, кто хоть в чем-то хочет разобраться самостоятельно.
      Вариантов подключения множество, все зависит от того, какой вы полетный контроллер выбрали, как решили организовать питание компонентов, какой тип подключения р/у приемника, используете ли pdb, какой OSD и т.д. Универсальной схемы нет, извините.

      Либо купите собранный и настроенный Vortex. Кстати неплохо летает.


  1. nemilya
    21.11.2016 10:31
    +1

    Спасибо за статью!

    Гоночные коптеры — лучше один раз увидеть: