Сегодня мы выкладываем последнюю статью с тезисами из курса по продакт-менеджменту Product.Degree. В ней студент курса kirillkobelev рассказывает о бизнес-моделях приложений (бегло), фичеринге (подробно) и своем собственном опыте управления продуктом (чуть-чуть).

Ранее в серии:

> Часть 1 – кто такие продакт-менеджеры и немного о дизайне.
> Часть 2 – об этапах разработки приложения.
> Часть 3 – о монетизации и управлении командой.
> Часть 4 – об ASO и Data Science.

Лекция 6. Фичеринг, или Пойди туда, не знаю куда


В отличие от короля мотивации Марка Тена, создатель одного из самых востребованных органайзеров личных дел и целей Chaos control Дмитрий Тарасов был предельно краток:
Get, – говорит, – things done.

Приложение Дмитрия много раз попадало в фичеринг Google Play и App Store (и если я ничего не путаю, даже в Windows Phone Store). Фичеринг – это редакторская подборка приложений в какой-то категории. Обе платформы строго отбирают кандидатов на фичер, и попадание в подборку приносит огромную волну органического трафика.

Попадание в фичеринг – трюк из серии банальных и вместе с тем сложно реализуемых: параметры сами по себе тривиальные, но достичь прорыва по каждому из них стоит больших усилий.

  • Качество приложения. Первый очевидный и адски сложный аспект. Под качеством в самом широком смысле понимается и легкость, и отсутствие багов, и оперативное решение проблем, и приятный дизайн в рамках дизайн-кода платформы, и удобный интерфейс. Классный должен быть апп, пальчики оближешь.

  • Мультиплатформенность. Немного неожиданно, но это плюс в карму даже с точки зрения самих сторов. Если вы найдете в функциональной категории достойное приложение, вы, скорее всего, захотите его поставить и себе на Android, и жене на iPhone, и дома на Mac, и на рабочий ПК.

  • Востребованность. И это, пожалуй, самый важный момент – до попадания в подборку ваше приложение уже должно быть нужным. Причем не пяти вашим одногруппникам и (по возможности) не пяти сотням купленных школьников, а реальным живым людям, которые напишут хвалебные отзывы и поставят пять звезд в рейтинг.

Помимо редакторских подборок есть еще такая модная штука как «Новинки» – между прочим, приносят до 20 тысяч скачиваний, если повезет. Список новых приложений обновляется примерно раз в неделю и на самом деле служит для того, чтобы показать, что в приложениях что-то меняется. Уместно еще раз вспомнить, что для попадания в фичеринг нужно демонстрировать активную работу над продуктом. Даже самый крутой функционал, брошенный разработчиками на полпути, не сможет покорить холодные сердца сотрудников Apple или Google.

Кстати, приложения в подборки действительно рекомендуют сотрудники техногигантов, и это нужно принимать в расчет. Помните, успешная коммуникация с внешним миром – одна из важнейших задач продакт-менеджера, поэтому любые возможности пообщаться с представителями платформ нужно использовать. Есть профильные конференции, круглые столы и, прости господи, митапы, на которых вы можете встретить правильного человека. Носите с собой салфетку, готовьте речь для лифта, и все у вас будет хорошо.

Тихая гавань в мире фичеринга – тематические подборки: живут они долго, но приносят сравнительно немного, от 300 до 1 000 скачиваний в день. У таких подборок довольно низкая видимость, хотя трафик, который на них приходит, суперрелевантный.

Ведь если подборки составляются, значит, это кому-нибудь нужно?


Удивительно (на самом деле, нет), но площадки думают не только о пользователях, но и о себе. С одной стороны, нам, пользователям, ужасно удобно открыть тематическую подборку и выбрать лучший в мире почтовый клиент. С другой, подборки помогают внедрять новые технологии – handoff, continuity, помните эти слова? Так что это неплохой способ заставить разработчиков добавлять новые фичи в приложения. Google иногда может напрямую указать на нужную ему разработку. Возможно, пора открывать курсы пикапа для продакт-менеджеров: появился же GR в PR-сфере, почему бы и AppStoreR не появиться?

В чем тогда подвох?


Совсем без подвоха нельзя. Фичеринг не может служить опорой для стратегического развития продукта, потому что – верно, еще до попадания в подборку ваш продукт должен быть кому-то нужен.

Существует 3 простых аргумента против вознесения фичеринга на алтарь:

  • Непредсказуемость. Никто не знает, попадет ли его приложение хоть в какую-нибудь подборку и если попадет, то надолго ли.
  • Нестабильность. Как писал классик, “плохо то, что он иногда внезапно смертен”.
  • Неоднозначность. Если вы читали статью о работе с данными, вы наверняка уже настроили множество формул и прогнозов, и резкая волна скачиваний обязательно вам их нарушит. Когда она схлынет (а это обязательно произойдет), продакт-менеджер будет долго разбираться, где результат его кропотливой работы с ASO, а где залетный трафик.

Интересный факт: замечено, что в Google Play массовый полуорганический трафик снижает среднюю оценку.

Лекция 7. Винегрет


Ниже несколько небольших кусочков, не доросших до отдельной главы, но полезных для начинающего продакт-менеджера.

Дмитрий Тарасов (Chaos Control) про бизнес-модели


Практика показывает, что на сегодняшний день самая эффективная модель заработка для приложения – это подписка. Но поскольку цена привлечения нового пользователя растет, вероятно, что и подписка скоро перестанет окупаться. В такой ситуации секрет успеха в том, чтобы:

  1. максимально долго удерживать пользователя,
  2. предлагать ему действительно уникальный контент, и
  3. ставить сравнительно дорогие встроенные покупки.

Небольшой лайфхак: привлечение новых пользователей и наращивание прибыльности можно попробовать развести на уровне билдов. Freemium-приложение будет драйвить установки, а полноценное платное – добивать по деньгам.

Задача продакт-менеджера в этом лавировании – выдержать баланс между оптимизацией расходов и созданием хорошего контента. Пользователь должен видеть ценность продукта не в единственной ключевой фиче, а в сервисе, который ее сопровождает.

Марк Тен (Sports.ru) про оптимизацию


Два простых способа оптимизировать семантику, если вы очень-очень ленивый человек:

  • Пройдитесь по ключевым словам в магазине по вашей категории;
  • Сходите в App Annie и посмотрите, как выглядит топ и вообще рынок в вашей категории.

Возможно, все, что вам нужно, – это менее конкурентная среда, в которой вы сможете пробиться наверх с меньшим количеством усилий.

Несколько полезных аналитических инструментов:

  • Sensor Tower – мобильная аналитика;
  • Similar Web – исследование трафика;
  • Priori Data – еще один ресурс по мобильной аналитике;
  • ASODesk / AppFollow – поисковая оптимизация в магазинах приложений, работа с семантикой.

Как я стал менеджером продукта


Проработав много лет проджект-менеджером, я убедился в пользе вводных тренингов по проекту: важно, чтобы вы хоть немного понимали, что происходит, и на каком таком птичьем языке мы говорим. Во время интенсива Product.Degree я на 6 недель влез в шкуру продакт-менеджера мобильного приложения, и хочу сказать: если мы все отнесемся к своему делу как к продукту, требующему внимания, инвестиций и четкого плана развития, мир точно станет немного лучше.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (1)


  1. lamaz
    26.01.2017 10:24

    Простите, а причём тут GTD?