В конце февраля в открытом доступе появился документальный фильм The Art of Listening, который рассказывает о «путешествии» музыкального произведения от мастерской по созданию инструментов до обработки звука в студии и об искусстве слушать музыку.

Композиторы, музыканты, продюсеры и инженеры рассказали о своем опыте и понимании музыки, а мы решили порассуждать на тему ее восприятия и выяснить, что влияет на слушателей и что они должны делать, чтобы все усилия по созданию произведений не были пустой тратой сил и времени.

Фото William Brawley CC-BY

Живее всех живых


Некоторым людям больше нравятся живая музыка — каждый раз не похож на предыдущий, можно почувствовать себя участником процесса создания произведения и ощутить энергию музыкантов.

Мы уже писали о том, что, например, для концертов электронной музыки исполнители готовят специальный материал, который нельзя услышать на студийных альбомах. Да и на любом живом выступлении всегда есть место импровизации.

Ученые проводили эксперимент, в ходе которого испытуемым было предложено присутствовать при живом исполнении классической музыки, а через десять недель в той же комнате прослушать запись того же выступления. Изучив электрокардиограммы и изменения сердечного пульса, ученые пришли к выводам, что живая музыка положительно влияет на физическое состояние человека, снижает уровень стресса и беспокойства. Меняется и восприятие: при прослушивании записи пульс не учащался на более быстрых отрывках классических произведений.

Но музыканты отмечают, что попасть на по-настоящему живое выступление сегодня можно очень редко: практически на всех концертах используются колонки и другая техника, а это значит, что именно то, как выставлен звук определяет впечатление от музыки. И прямо во время концерта звукорежиссер проделывает огромную работу по контролю и настройке звука.

Кроме того, во время концерта на восприятие влияют и другие, посторонние факторы. Например, может быть слишком жарко или некомфортно из-за большого скопления людей. Поэтому у записи есть определенные преимущества: слушать ее можно в комфортной обстановке, именно тогда, когда вам этого хочется. И в этом вся ценность современной музыки — она начинает ассоциироваться с определенными жизненными моментами и становится своеобразным триггером памяти.

Музыка говорит


Канадский композитор, специализирующийся на саундтреках, Майкл Данна (Mychael Danna) считает, что не так важно, записана музыка или исполняется вживую, так как в любом случае она раскрывается в тот самый момент, когда ее слышат. Именно так она становится живой.

Похожего мнения придерживается и исполнитель электронной музыки Кристофер Уиллитс (Christopher Willits), который рассуждает о том, что музыкант создает определенное пространство, но каждый, кто туда приходит, меняет его. Музыка превращается в сознании слушателя во что-то совершенно новое. Но на этом процесс не заканчивается: люди делятся своими ощущениями и она продолжает жить.

Диалог между слушателем и исполнителем происходит тогда, когда они испытывают одинаковые эмоции от одной композиции, однако учеными было доказано, что на восприятие влияет также культурная принадлежность и настроение слушающего. И хотя музыка передает эмоции, вызывает их и рассказывает свою историю.

Густаво Сантаолалья (Gustavo Santaolalla), композитор и двукратный лауреат премий «Оскар», согласен с тем, что каждый, кто слушает музыку, добавляет в нее что-то свое, поэтому этот процесс очень важен в ее создании. Но запись содержит в себе и эмоции исполнителя, инженера, продюсера. Все эти люди вкладывают в произведения свою душу. (Подробнее о работе мастеринг-инженера можно почитать тут).

В чем проблема


Портативность музыки — это одновременно и ее главное достоинство, и главный недостаток. Сегодня люди включают композиции, когда занимаются спортом или готовят, играют в видеоигры или оживленно беседуют. Музыка стала фоном для всего остального и люди разучились именно слышать. Раньше прослушивание любимых произведений превращалось в целый ритуал.

Сегодня же включить любую песню или мелодию можно одним кликом. Как правильно отметил звукорежиссер сведения Эндрю Шепс (Andrew Scheps) то, как люди слушают и воспринимают музыку, меняется с каждым поколением. Это не значит, что винил был лучше. Известный американский композитор Филип Гласс (Philip Glass) сказал, что главная проблема того, как люди слушают музыку, заключается в том, что они ее не слышат.

На самом деле этот процесс требует от слушателя больших усилий и активного участия. Тогда можно почувствовать, что 12-струнная акустическая гитара звучит не так, как семиструнная, в синтезаторах появляются новые звуки, а у барабанов есть тон. Исследователи также отмечают, что более вдумчивое погружение способствует также более частому возникновению фриссона, или мурашек от музыки.

Мастеринг-инженер Алекс Детерк (Alex DeTurk) также верит в то, что слушатели должны «работать». На разных этапах создания качественной музыки, большое количество людей вкладывают частичку себя, а многие из них тратят всю свою жизнь на это. И получить весь спектр ощущений от прослушивания произведений искусства в наушниках где-нибудь в метро из сжатого файла вряд ли возможно.

Джон Сторик (John Storyk), инженер-акустик и сооснователь Walters-Storyk Design Group вообще считает, что музыкантам бывает обидно, когда они тратят время и деньги на продакшн, а потом их композиции проигрываются в неподходящих для этого условиях. По утверждению инженера Sony Шунсуке Шиоми, наушники высокого класса и аудиофайлы в высоком разрешении позволяют услышать даже микроскопические звуки, определяющие место, где была записана музыка.

В конечном счете речь идет не о том, что все должны покупать дорогие аудиосистемы. Как сказал Дэвид Чески (David Chesky), композитор и сооснователь сайта для скачивания музыки в высоком разрешении HDTracks, слушатель должен просто посвятить время тому, чтобы понять, что именно вложил в композицию музыкант. Тогда работа всей огромной индустрии будет не напрасна, а люди смогут получать гораздо большее удовольствие от прослушивания любимой музыки.

О том, как слушать музыку и на что она влияет — в наших других материалах:


Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (13)


  1. master65
    17.03.2017 14:22
    -3

    Слушал музыку, когда читал эту статью. Всё услышал.
    Слушаю, когда еду в транспорте, и всё слышу.
    Не понимаю, зачем это — «покупайте наши очень дорогие аудиосистемы». Не куплю!


    1. Actee
      17.03.2017 15:32
      +1

      Видимо, читали тоже «внимательно». В последнем абзаце специально для вас: «В конечном счете речь идет не о том, что все должны покупать дорогие аудиосистемы». Дело вкуса — никто и не заставляет.


      1. master65
        17.03.2017 15:46
        -3

        Видимо, вы не в курсе, что такое блог аудиомании. И на что похожи их статьи. (Обратите внимание на словосочетание «должны покупать дорогие аудиосистемы»)


        1. Actee
          17.03.2017 16:20
          +2

          Ну я пока не увидел человека за вашей спиной с пистолетом, который заставляет покупать что-то. А в целом я как раз в Аудиомании покупал портативку и ничего негативного не заметил, наоборот.


  1. alexisneverlate
    17.03.2017 14:53
    +1

    Папа аудиофил — хайфай, ламповость, все дела.
    Сам — не особо понимаю разницу между 128кбпс и каким нибудь flac.
    По звукам — всё что не встроенные «пищалки» устраивает.

    Считаю музыка универсальна и утилитарна — хочешь для фона, хочешь, вслушивайся и балдей от каждого микрозвука и не надо возводить что бы то ни было в культ.


  1. Color
    17.03.2017 14:58

    Кому как нравится слушать, так пусть и слушает.

    Это не портрет Ким Ир Сена, чтоб к нему особенно относиться.


  1. saboteur_kiev
    17.03.2017 15:52

    Британские

    ученые проводили эксперимент, в ходе которого испытуемым было предложено присутствовать при живом исполнении классической музыки, а через десять недель в той же комнате прослушать запись того же выступления.
    Изучив электрокардиограммы и изменения сердечного пульса, ученые пришли к выводам, что живая музыка положительно влияет на физическое состояние человека, снижает уровень стресса и беспокойства.


    А ученые не пробовали например проверить, если люди смотрят футбол, как играют их дети играют чемпионат школы на школьном стадионе, а потом через 10 дней смотрят запись этого события — будет ли разница в эмоциях?

    Живое исполнение — это то, что произойдет с тобой один раз, и происходит прямо здесь и сейчас. Ты даже можешь повлиять на исполнение (например кинув в одного из музыкантов кирпич). А запись — у тебя она будет всегда, ты ее можешь послушать тысячи раз. Поэтому живое исполнение и прослушивание записи в первую очередь отличается не столько аудио качеством, сколько «участием в событии».


    1. dmitrykabanov
      17.03.2017 21:03

      Отличий множество. От участия в событии до нюансов, которые будут только на записи с определенного концерта, а любая другая запись уже покажется не такой классной. Тут как и всегда каждый сам для себя решает, что ему нравится. Главное — исследовать различные возможности: попробовать разную акустику, поэкспериментировать с форматами и самим процессом прослушивания. Каждый здесь найдет что-то свое.


      1. saboteur_kiev
        18.03.2017 01:41

        Тут начинается уже эта штука, которая «что думал автор, когда писал произведение».
        Искать разную акустику и слушать музыку эксперементируя со звуком, это уже сам себе ищешь развлечение. Но конкретно в своем ответе, меня больше раздражал факт эксперимента неких ученых на среднестатистических людях (не меломенах), и «выяснивших», что именно живое звучание оказывает особое влияние на нервы и здоровье.
        О чем еще раз повторю — при живом звучании эффект присутствия значит гораздо больше чем непосредственно качество звука.


  1. OlegProton
    17.03.2017 21:43

    Как по мне — статья гондая и имеет право на существование,
    лично я выбираю время дома для прослушивания 1-2 альбомов в день, да качественные записи в FLAC честно скачанные с торрентов, через внешний ЦАП и полноразмерные наушники…
    Считаю что на айфоне можно только в трамвае и маршрутке слушать — тк там качество до опы — все равно внешние шумы заглушат детальность звучания.
    Ни кого ни к чему не призываю, кому то и наушники за 10$ предел мечтания ну и ок — если человека устраивает.


    1. dmitrykabanov
      17.03.2017 23:49

      Я просто стараюсь ограничиваться разговорными передачами по радио или в формате подкастов, если нахожусь в дороге и не могу избавиться от шумов. В машине все не так плохо со звукоизоляцией, но зачастую при вождении разные жанры «заглушают» обзор обстановки вокруг (эффект очень интересный) — поэтому стараюсь в основном слушать дома, если хочется полностью погрузиться в процесс.


      1. OlegProton
        18.03.2017 17:23

        Я пользуюсь общественным транспортом или хожу пешком, в первом случае шумно, но можно сосредоточится на том что слушаешь, во втором нужно быть внимательным на дороге — поэтому даже комплектные эирподсы очень хороши :)
        А дома можно оторваться по полной — закрыться в комнате, выключить телефон и вслушиваться в детали…


  1. daiver19
    18.03.2017 13:08

    И получить весь спектр ощущений от прослушивания произведений искусства в наушниках где-нибудь в метро из сжатого файла вряд ли возможно.

    Очень даже можно, надо только наушники с нормальной изоляцией. В музыке для меня важны не нюансы звучания, а общая картина. Ну и чтоб звук чистый был, не перевариваю лайвы, да и концерты ценю не за супер качество.