DDEX, dotBC и OMI — главные инициативы музыкального рынка.

Автор: Сергей Блудов, вице-президент и партнер DataArt

Гонка технологий


Музыкальная индустрия оказалась на технологическом распутье. Главная проблема — точно отследить, какие именно треки скачивают или слушают онлайн. Другой актуальный вопрос — как упростить распространение музыки, а заодно разобраться, сколько за каждую из прослушанных композиций должны получить музыканты, авторы текстов песен и обладатели авторских прав на них.

Потенциальным решением оказалась технология блокчейна. Ведь по сути это — распределенный реестр, который проверяет достоверность транзакций. Который, соответственно, может создавать регистрационные записи без участия каких-либо сторонних организаций.

Блокчейн


Сегодня за использованием любых композиций на радио, телевидении или концертах и последующими выплатами обладателям соответствующих авторских прав следит масштабная сеть авторских обществ (PRO). Но модный блокчейн, которому давно стало тесно в банковской сфере, способен совершить революцию в музыкальной индустрии. Эта технология создает децентрализованный доверенный реестр, который потенциально может обеспечить мгновенные и абсолютно прозрачные авторские отчисления создателям музыки — напрямую от поклонников. Решение, лежащее в основе существования Bitcoin, может помочь современному музыкальному рынку справиться с огромным количеством проблем:
• минимизировать проволочки, связанные со сбором данных;
• оптимизировать выплаты исполнителям;
• устранить ошибки, которые до сих пор существуют в области музыкальных лицензионных прав.

Проект DotBC, созданный Бенджи Роджерсом, использует блокчейн для создания революционной среды open-source, которая действительно соответствует эпохе цифровой музыки. Роджерс предлагает заменить популярные форматы цифрового распространения (.mpeg, .wav) новым форматом c расширением .bc (dot Blockchain), не предназначенным для повторного использования враппером. Такой подход позволит цифровому реестру отследить авторские права и права на использование для частных лиц и компаний, будь то телевидение, радио или что-нибудь еще более модное и современное. Более того, это решение позволит охватить записи, права на их издание и исполнение, управлять всеми элементами в рамках одной распределенной среды. Такой формат может содержать минимально жизнеспособные данные (MVD) благодаря использованию веб-стандарта W3C JSON-LD. А значит, в конечном счете, все сводится к реализации выплат и их прозрачности.

Впрочем, успех этого проекта зависит от партнеров, которые решат участвовать в нем в нем. Но и здесь Роджерс получил хорошее преимущество уже на старте, заручившись серьезной поддержкой важных игроков музыкального рынка.

DDEX


Проект DDEX (Digital Data Exchange) стремится к стандартизации цифровой цепочки поставок — цель определенно благородная. Однако повсеместное внедрение «стандартов» может быть невероятно трудным: взгляните на любую другую индустрию, которая успела пройти через этот процесс. Впрочем, у DDEX есть козырь — сильные партнеры, которые давно работают в нужном направлении: Apple, Amazon, Spotify, Google и другие крупные бренды. А ведь именно от эффективного партнерства зависит успех внедрения единого стандарта метаданных.

Конечно, саму технологию всегда можно улучшить: упростить процессы или решить возникшие проблемы, но самым главным вопросом всегда остается внедрение. И здесь у стандарта DDEX все складывается неплохо: для доставки данных его уже используют YouTube Amazon, Apple, Pandora, Spotify и другие компании. Т. ч. что на будущее в проекте смотрят с оптимизмом. Нам остается запастись терпением и ждать, когда какой-нибудь музыкальный стартап внедрит его в свои решения, а может, и создаст что-то принципиально новое.

OMI


В борьбе участвует еще один игрок. Open Music Initiative (OMI) — другая опенсорсная платформа, которая отслеживает создателя музыки и обладателя авторских прав на нее. Пока проект проповедует собственный подход к творчеству. Но, скорее всего, фокус и здесь сместится в сторону извлечения прибыли, во всяком случае, раньше так происходило в 100 % случаев. OMI уже успела обзавестись влиятельными партнерами, в число которых входят Sony и Warner Music, популярные сервисы потоковой музыки Spotify и Pandora. Проект OMI также старается внедрить стандартизацию.

Меломаны вряд ли заметили, как стали зрителями гонки, победитель которой надолго захватит лидирующие позиции в области цифровой музыкальной стандартизации и внедрения новых технологий. Пока картина выглядит раздробленной, и игроков в поле зрения хватает — сказать, кто из них вырвется вперед, очень сложно. И хотя не исключено, что фаворит определится в ближайшее время, уже в 2017 к претендентам могут присоединиться и темные лошадки. Причем весьма перспективные.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (7)


  1. swelf
    25.03.2017 07:28
    +6

    Какойто маркетинговый булщит. Как и какие проблемы оно должно решить не понятно.

    Такой подход позволит цифровому реестру отследить авторские права и права на использование для частных лиц и компаний, будь то телевидение, радио или что-нибудь еще более модное и современное.

    Я не смогу взять bc, вытащить из него mpeg, и обратно засунуть в bc? Хотя зачем мне, когда я пират… В кинотеатрах вобще просто так не взять копию, но люди с экранов записывают.
    похоже на кольсонных гномов.
    1)Крадем кольсоны
    2)…
    3)прибыль.


    1. DataArt
      28.03.2017 20:46

      Добрый день! Технологию BlockChain планируют применять не для борьбы с пиратством. И в этой статье рассматривается совсем другая проблема музыкального бизнеса, а именно «Отсутствие прозрачности» (lack of transparency). Именно для ее устранения и разрабатываются решения, в том числе на основе BlockChain. Конечно, не секрет, что пиратство — одна из насущных проблем музыкального бизнеса. Но для борьбы с ним используются другие программные решения на основе других технологий.


      1. swelf
        29.03.2017 12:33

        Можно подробней, что такое отсутсвие прозрачности, почему с этим надо бороться, и почему без блокчейна не обойтись?


  1. Ugrum
    26.03.2017 12:29

    Зачем музыкантам блокчейн?

    На данный момент, за тем же, зачем и фермеру.
    Потратить время и, возможно, деньги, на нех.


    1. DataArt
      28.03.2017 20:57

      Добрый день! Вы правы только отчасти. Решения на основе BlockChain, о которых говорится в статье, будут бесполезны музыкантам, не имеющим студийных работ, выпущенных лейблом или же DIY. За эти студийные работы артисты и авторы песен получают вознаграждение, которое зависит от количества продаж и прослушиваний треков. В пути от студии до слушателя часто теряются метаданные, которые необходимы для оплаты труда исполнителей и авторов. Устранить именно эту проблему должны помочь решения на основе технологий, описанных в статье.


  1. kozyabka
    28.03.2017 20:49

    Да, маркетинг он такой. Инвесторы охотно несут денюжку прочитав подобные статьи и в итоге получают… ну ничего. А всё от того что для продавцов и инвесторов блокчейн это магическая коробочка которая им всё проверит, распределит реальные деньги, предотвратит все нарушения и вообще спасёт весь мир. Но нет. Блокчейн ничего не умеет сам делать, и вопросы пиратства он не решит, совсем. Он не умеет проверять где проигрывается трек дома или в клубе, сколько раз его проиграли(склонировав) и тд. Да и авторство тоже не проверить, получится кто первый успел туда трек залить тот и автор))))


    1. DataArt
      28.03.2017 20:54

      Добрый день! В статье не идет речь о решениях, устраняющих проблему пиратства, но такие решения существуют.