Процессоры становятся меньше и быстрее, смартфоны и ультрабуки – тоньше и производительнее, вот и настольные ПК стремятся занимать как можно меньше места под солнцем, при этом оставаясь достаточно мощными для выполнения пользовательских задач.

В свое время был создан термин «мини-компьютер». Так как термин родился примерно в 60-х годах 20-го века, то под этим «мини» понималась ЭВМ размером со средний шкаф или небольшую комнату. Потому что большая комната – это уже просто компьютер.


MERA 302, Википедия

Для современного же человека мини-ПК – это коробочка со стороной примерно дюймов в 5-7, как экран современного смартфона (в случае с 7 – лопатофона). При этом производители продолжают делать все возможное, чтобы и в таком форм-факторе пользователь мог не только работать с текстом и таблицами, но и открывать более 5 вкладок в Хроме одновременно. Более того, на некоторых мини-ПК можно и играть в современные игры. Само собой, о максимальных настройках топовых игр 2015-2017 говорить не приходится, но получить удовольствие от геймплея таки возможно. Хотя бы на средних.

К сожалению для пользователя, любой апгрейд подобных малышек ограничен лишь возможностью добавить памяти или заменить накопитель. Как раз о подобном апгрейде мы сегодня и поговорим, и посмотрим, как он скажется на производительности в играх.

Тестовой машиной в нашем случае выступит мини-ПК от компании Gigabyte, а именно Gigabyte Brix GB-BKi7HA-7500.





Как можно понять из названия (и наклейки), на борту у малыша стоит i7 7500u. Кроме этого:

  • Возможность установки 2.5” HDD/SSD, 7.0/9.5 мм (1 x 6 Gbps SATA 3)
  • 1 слот M.2 SSD (2280)
  • 2 слота SO-DIMM DDR4 slot (2133 MHz)
  • Intel IEEE 802.11 ac ,Dual Band Wi-Fi & Bluetooth 4.2 NGFF M.2 card
  • Видео — Intel HD Graphics 620
  • 2 порта USB3.1 (1* USB Type-C)
  • 2 порта USB 3.0
  • HDMI 2.0
  • HDMI plus Mini DisplayPort Outputs
  • Intel Gigabit lan
  • Джек 3,5 мм (микрофон-наушники)
  • VESA mounting Bracket (75 x 75mm + 100 x 100mm).

Из коробки пользователю доступна сама коробка. Единственное, что уже установлено в корпусе (помимо материнской платы и процессора) это модуль Wi-Fi. А вот модули памяти и накопитель нужно будет закупить заблаговременно.

Размеры Brix довольно компактные, как и полагается в этом классе. Производитель заботливо положил в комплект поставки специальное крепление, если вам захочется освободить стол и повесить мини-ПК за заднюю сторону монитора.


Samsung Galaxy S7 и Brix

Для тестов мы используем модули памяти Kingston HyperX Impact DDR4 (2*8).

• Форм-фактор: SO-DIMM
• Микросхемы: SK Hynix H5AN4G8NMFR-TFC
• Напряжение: 1.2 В
• Заявленные тайминги: 15-15-15
• Радиаторы: нет.
• Набор: 2 модуля по 8 гигабайт каждый.




1531 на наклейке – модуль собран на 31-й неделе 2015 года.

А в качестве накопителя мы установили SSD Kingston m2 на 480 гигабайт.





Лирическое отступление – почему именно SSD.

Вообще, конструкция Brix позволяет установить внутрь 2,5-дюймовый HDD или SSD. Мы же установили SSD с интерфейсом M2. На наш взгляд, если речь идет об ультракомпактных устройствах, то компактным должно быть все. Именно поэтому модули памяти в Brix SO-DIMM, а не просто DIMM. То же самое и с SSD. Современный ПК уже сложно представить без него, SSD это уже не только гораздо более высокая скорость обмена данными, но и большая степень надежности по сравнению с HDD – меньшее число движущихся деталей, в случае с M2 – вообще монолитность платы.

А это важно, если мы рассматриваем не только мини-ПК, но и ультрабуки как переносные ПК – случайное падение или сотрясение HDD может стать причиной потери информации куда чаще, чем SSD в такой же ситуации.

Ну и сложно не отметить скорость работы Windows на SSD по сравнению с HDD. К примеру, загрузка Windows на тестовом мини-ПК занимает в среднем 4 секунды. После непродолжительной работы с Windows на SSD другие ПК (с HDD) таки начинают казаться чем-то тормозным.

А учитывая ту борьбу, которую ведут производители ультрабуков за каждые 5 граммов в общем весе устройства, выбор SSD куда более оправдан.

Оперативная память


Показания AIDA64





Тест чтения из памяти – 31 591 МБ/с



Тест записи в память – 33 164 МБ/c



Копирование в память – 31 222 МБ/с



Задержка памяти – 64,6 нс



Показания CPU-Z




Разницу в игровой производительности мы оценивали довольно просто – запуск трех различных тестов 3DMark и игры World Of Tanks (HD-клиент, 1920*1080, качество рендера 100%) на системе с 1 плашкой памяти (8 гигабайт) и с двумя (16 гигабайт).

Система с одной плашкой памяти Kingston HyperX Impact DDR4 (8 гигабайт)


Тесты 3DMark


Cloud Gate – 6497 баллов



Sky Diver – 3900 баллов



Fire Strike – 827 баллов



World of Tanks


Рекомендуемые настройки

Нужно отметить, что при выборе автонастроек графики клиент ставит «Рекомендуемые» фактически как «Средние». Уже в ангаре при попытке быстро осмотреть танк со всех сторон ощущается довольно сильное подтормаживание.

В игре же на старте боя FPS не поднимается выше 20, в особо напряженные и насыщенные моменты боя может проседать до 14-10. Чем делает эти моменты еще напряженнее, но не такими насыщенными.





Качество графики «Низкое»

Прокрутка танка вокруг своей оси в ангаре не вызывает особых сложностей, FPS на старте боя – около 70, в среднем в бою – 50-55, в самые активные моменты может проседать до 15.







Итого – комфортная игра допустима либо на настройках вида «Минимум», либо скручиванием ряда параметров из «Низкое» по направлению к «Минимум». Встроенный кулер ощутимо слышно что на средних, что на низких настройках.

Система с двумя плашками памяти Kingston HyperX Impact DDR4 (16 гигабайт)


Тесты 3D Mark


Cloud Gate – 7 254 балла (было 6 497)



Sky Diver – 4 491 балл (было 3 900)



Fire Strike – 1070 баллов (было 827)



World of Tanks


Рекомендуемые настройки точно так же определяются как «Средние», но, в отличие от средних настроек с 1 модулем памяти, в случае с двумя на этих настройках можно играть. Начало боя – 30-32 FPS, среднее значение – 26-27 FPS. Особо активные действия вызывают секундное проседание до 20 FPS. Отключением пары не самых критичных настроек можно добиться игры на средних настройках, при которой FPS не будет падать ниже 30.








Качество «Низкое»
Начало боя – 110-120 FPS. Среднее значение в бою – 80-90 FPS. Особо сложные моменты – проседание до 70 FPS.





Встроенный кулер слышно только на средних настройках, на низких вы просто помните, что он есть, и включается временами.

Резюмируя


В этом случае увеличение объема оперативной памяти весьма ощутимо сказывается на быстродействии игр. Дело в том, что Intel HD 620, распаянная на Kaby Lake, не имеет собственной видеопамяти и для нормальной работы использует часть оперативной памяти, 1 или 2 канала, в нашем случае DDR4. Отметим, что все приведенные нами цифры для игры World of Tanks — результаты тестирования на разрешении 1920*1080, и при его снижении FPS, само собой, будет только расти.

Увы, техника пока не дошла до того уровня, когда можно будет заказать себе новый видеочип, чтобы проапгрейдить старый ультрабук, скажем, с Intel HD 5500 на указанную в нашем тесте Intel HD 620 таким же простым способом, как смена плашек памяти.

Зато уже сейчас для улучшения быстродействия игр на ультракомпактных системах можно использовать именно этот способ – банально наращивать память. Не говоря уже о том, как ощутимо легче становится вам и вашему ПК решать стандартные задачи и работать в тяжелых приложениях при любом удвоении памяти.

Мы подготовили небольшую сводную таблицу, которая показывает разницу между игровыми тестами при использовании системы с 8 гигабайтами памяти на борту, а затем – с 16.



Наглядно видно, что, увеличив объем оперативной памяти, можно добиться комфортной игры в WoT на средних настройках, что в случае с меньшим объемом памяти практически невозможно.
Поэтому, если вас немного печалит тот факт, что ваш ультрабук или мини-ПК в общем-то всем устраивает, но вместо любимых игр показывает красочное слайд-шоу, не спешите заменять его целиком – возможно, увеличение памяти поможет и вам добиться более или менее приемлемых результатов буквально за пару минут, которые потребуются на разбор девайса и установку плашки памяти.

Конечно, если производитель вашего ультрабука заботливо не распаял память на материнской плате.

Не стоит забывать, что подобное справедливо и для других форм-факторов: ноутбуки, десктопы, моноблоки – каждое из устройств скажет вам «Спасибо» за добавочные 4-8 гигабайтов оперативной памяти.

А еще это сохранит вам нервы.


Да минует вас чаша сия.

Да, кстати, вишенка на торте — сейчас Kingston вместе с компанией DNS предоставляют летнюю скидку 10%, в рамках которой вы можете приобрести себе подобный набор для апгрейда.

Оперативная память Kingston форм-фактора SODIMM и SSD-накопитель M2 (120/240/480GB) — все это ждет вас в магазинах сети DNS.

И пусть ваши мобильные системы и мини-ПК заживут новой жизнью.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (23)


  1. oxidmod
    20.06.2017 18:32
    +1

    имхо, с U-процессором — бесполезняк


    1. UJIb9I4AnJIbIrUH
      20.06.2017 21:25

      Я играю на i3-5005u в KSP, Scrap Mechanic, Offworld Traiding Company и Civ 6. Не сказал бы, что прямо туго, разве что на сборках-монстрах тормозит SM и в циву можно играть без долгих прокруток хода только с тремя AI. Но в целом играть можно.


  1. chupasaurus
    20.06.2017 18:41
    +1

    Проверьте FPS в Deus Ex: Mankind Divided, а не в игре 2010 года выпуска (хоть движок там и допилили).


    1. DrSavinkov
      21.06.2017 12:09

      Увольте, это поделие и на гораздо более производительном железе еле ворочается (i7-4700hq, 16Gb, Trion 100(1 Tb), NVidia 640M) — периодические тормоза даже на минимальных


      1. DrSavinkov
        21.06.2017 12:15

        прошу прощения за ложные данные — NVidia 760M.


      1. chupasaurus
        21.06.2017 12:48

        760M — это затычка в PCI-Express слоте по сегодняшним реалиям ААА прожектов, уж извините (у самого ноутбук с 2x650M в SLI, т.е. чуть мощнее). Игры на Unreal Engine 4 в FullHD выше 30 FPS не выдадут на минимальных настройках, дальше можете сами додумывать.
        Фишка DE:MD в том, что он очень сильно зависит от процессора, а штеуд как известно расслабился и без полноваттного i5 в эту игру не поиграть нормально.


      1. DarkNews
        21.06.2017 20:42

        Ерунду какую то пишите, ибо у меня на ноуте с i5 4200U и 840M выдает стабильные 60 фпс на HD клиенте, отключены тени, постобработка, и освещение на средних, остальное максимально, правда это в 1366 на 768.
        Если включить фулл минималки, то за 100 уходит, и дропается до 70 максимум, а у вас конфиг сильно лучше.


  1. ragequit
    20.06.2017 19:27

    настольные ПК стремятся заниматься как можно меньше места под солнцем

    Дальше можно не читать, бред. Товарищи, о чем вы? В матерях даже форм-фактор mini-ATX особо не прижился, любое мало-мальски приличное оборудование сейчас полноразмерное, как и 20 лет назад. Единственное, что реально изменилось в ПК-сегменте — SSD поголовно 2,5 дюйма, но в комплекте всегда есть переходник под 3,5. Про видеокарты, которые сейчас размером с два кирпича, я вообще промолчу.


    1. dartraiden
      20.06.2017 20:40
      +1

      Существуют однослотовые GTX 1070 и двухслотовые в формате mini ITX.


      1. dadyjo
        20.06.2017 22:01

        у меня mci 1080 влезла в mini itx корпус от cooler master


    1. anloop
      20.06.2017 23:57
      +1

      Товарищи, о чем вы?

      А чего пихать в полноразмерный Tower? Что есть у среднестатистического пользователя? Материнка, проц, память, видяха, хард\ссд, Всё. Для чего покупать FullTower? У меня уже пятый год система живёт в Aerocool DS Cube (MicroATX) и я думаю перевести всё это дело в miniITX. Акустика — цифра. Монитор — цифра. Единственный компонент, который занимает место — видеокарта. Ну да не беда, вынесу через райзер в другую часть корпуса и всё будет ок. А вот зачем мне гроб на столе\под столом — я не особо понимаю.
      ЗЫ. Формата «mini-ATX», к сведению, не существует. Есть MicroATX и miniITX. И оба прекрасно прижились и выполняют свои функции.


      1. Scorry
        21.06.2017 11:39
        +1

        А чего пихать в полноразмерный Tower?

        Ну, не полноразмерный, допустим, а в миди есть чего запихать. Хорошее тихое охлаждение для процессора и видеокарты. Тихое — это которое слышно только тихой-тихой ночью, совсем рядом с системником, сидя за столом, под которым он стоит. Низкооборотный входной вентилятор диаметром 180-200 мм — собственно, слышно только его. В результате системник тихий и холодный всегда, а не только при холостом запуске винды. Всегда — это и тогда, когда на нём работают в полный ход обе грелки: и на процессор, и волосатый бублик.


      1. Nekto_Habr
        21.06.2017 12:03

        Единственный компонент, который занимает место — видеокарта.

        Вот интересное решение:
        image
        TRISTELLAR DEEPCOOL GAMER STORM


    1. zedalert
      21.06.2017 00:25

      Как раз таки miniITX сейчас всё популярнее, большинству людей кроме видеокарты и пары дисков нечего держать в пустом корпусе.


  1. ilynxy
    20.06.2017 20:33
    +1

    В этом случае увеличение объема оперативной памяти весьма ощутимо сказывается на быстродействии игр. Дело в том, что Intel HD 620, распаянная на Kaby Lake, не имеет собственной видеопамяти и для нормальной работы использует часть оперативной памяти, 1 или 2 канала, в нашем случае DDR4. Отметим, что все приведенные нами цифры для игры World of Tanks — результаты тестирования на разрешении 1920*1080, и при его снижении FPS, само собой, будет только расти.
    Ну да, вы ж память продаете. А то, что в данном тесте влияет не столько объем, сколько количество каналов (банально увеличилась шина в два раза). Если воткнуть две плашки по 4 ГБ результат будет мало отличаться от 2 х 8.
    За маркетоидную находчивость несомненно плюс.


  1. anloop
    20.06.2017 22:15
    +1

    В этом случае увеличение объема оперативной памяти весьма ощутимо сказывается на быстродействии игр.

    Ну и где же оно сказывается? Где графики загруженности ОП при одном модуле на 8 Гб и при двух? Провести вам тест на встройке с 1 и 2 каналами. Вот ПСП — да, существенно влияет на производительность, о чем далее и сказали:
    Дело в том, что Intel HD 620, распаянная на Kaby Lake, не имеет собственной видеопамяти и для нормальной работы использует часть оперативной памяти, 1 или 2 канала, в нашем случае DDR4.

    Вот именно в ЭТОМ дело, а не в объёме памяти. Увеличивается пропускная способность памяти. Не важен объём. Поставьте 2 модуля по 2 Гб. Быстродействие изменится на копейки (5-6 FPS). Давно уже не секрет, что любая встроенная графика ОЧЕНЬ чувствительна к быстродействию оперативной памяти. Не нужно обманывать, тем более, это выглядит непрофессионально в собственном блоге.


  1. darthmaul
    21.06.2017 12:03

    Ну и какой смысл играть или пытаться собрать игровой ПК в таком малом корпусе? Я понимаю использование таких микро-ПК a офисах (чтобы места не занимал и электричество меньше тратил) или же как мультимедиа приставка, замена глючным NMT плеерам и урезанным смарт-ТВ. Но если делать игровую систему (а это как минимум, отдельный стол, большой монитор, хорошая мышка и полноразмерная клавиатура) — то что мешает собрать midi или full tower?


  1. almuerto
    21.06.2017 12:11

    Часто, на компактных платформах, для увеличения производительности на величину, аналогичную приведенной в статье, достаточно улучшить теплоотвод, например, заменив или улучшив штатный термоинтерфейс или кулер и/или сделать даунвольтаж. В результате, меньше включается тротлинг и чаще и дольше работает штатный буст частот.


    1. dadyjo
      21.06.2017 12:53

      Это да. У меня такая проблема была, были жуткие лаги в играх. Грешил на видюху и блок питания, а оказалось что проц охлаждался плохо. Заменил низкопрофильный кулер Akasa К25 на проверенный Scythe Big Shuriken 2 и все пришло в норму.


  1. mad_god
    22.06.2017 15:10

    Вот бы столько оперативки, чтоб игру целиком в RAM диске держать


  1. GlortZ
    22.06.2017 16:21

    Я даже зарегистрировался из-за этого поста…
    Интересно, а автор вообще учитывал, что установка 2х плашек активирует двухканальный режим памяти, что увеличивает пропускную способность памяти при той же частоте?
    А интегрированная видеокарта использует основную RAM для работы?
    И как итог, активация двухканального режима существенно увеличивает производительность интегрированной графики. Ну и попугаев в синтотестах становится больше.
    Именно поэтому вывод

    Зато уже сейчас для улучшения быстродействия игр на ультракомпактных системах можно использовать именно этот способ – банально наращивать память
    не отражает действительности.
    Собственно, для объективности тестирования надо было тестировать 2х4 Гб и 2х8 Гб памяти, а не 1х8 Гб и 2х8 Гб.
    А, это рекламный пост, тогда понятно.


  1. ShockWave2048
    22.06.2017 16:21

    Цену было бы удобней тут прочитать, чем гуглить.


  1. Quei
    22.06.2017 16:21

    Из названия статьи подумал что будут предложены варианты повышения быстродействия игр, а повысили быстродействие «ультракомпактной системы», при том самым очевидным способом…