Сколько раз его хоронили — это не счесть. Однако новость, прозвучавшая из «уст» самих разработчиков, поистине достойна внимания. Предлагаю прочесть одну любопытную запись, которая появилась недавно в блоге Khronos Group – извечного конкурента Flash. Похоже, на противостоянии двух технологий ставится жирная точка. Далее вольный перевод…


25 июля 2017 Adobe Systems объявила 2020 год концом «жизни» Flash Player. При этом компания не поскупилась на похвалы в сторону конкурента. WebGL была названа преемником Flash, а также открытым и свободным API, получившим массовое распространение в сети Интернет.

Цитаты от Adobe (практически один в один с оригинала на английском):

"… такие открытые стандарты, как HTML5, WebGL и WebAssembly созревают уже в течении последних нескольких лет. Большинство из них предоставляют возможности и функциональность, которые предлагали ранее плагины. Теперь они стали жизнеспособной альтернативой для контента в сети Интернет.

Со временем мы увидели, что вспомогательные приложения эволюционируют в плагины и в последствии многие из их возможностей включаются в открытые веб-стандарты. Сегодня большинство разработчиков веб-браузеров интегрируют возможности, предоставляемые плагинами, непосредственно в сами браузеры, а плагины объявляют устаревшими…

… мы прекратим обновление и распространение Flash Player`а в конце 2020 года и подтолкнем разработчиков к переносу существующего флэш-контента в эти новые открытые форматы".
По словам Adobe, технология WebGL является явным преемником для двухмерной интерактивной графики Flash, которая дополняется высококачественным 3D с поддержкой GPU. Это позволит открыть новую эру визуализаций, игр и виртуальной реальности в сети Интернет.

В то время, как возможности Flash реализуются путем подключения плагина, WebGL поддерживается непосредственно браузерами. Это обеспечивает большую безопасность и удобство, не требует загрузки отдельного плагина и его обновлений.

Вкратце, WebGL Khronos предлагает 2D и 3D графику в браузере для вашего телефона или стационарного компьютера. Группа Khronos создала технологию WebGL, которая позволяет разработчикам GPU и веб-браузеров работать вместе. Мы рады быть признанным лидером в эволюции интерактивной графики.

Хотите начать работу с WebGL? Самая полная и подробная книга о WebGL теперь доступна для свободного скачивания и изучения. Ищите на сайте.

Как-то так… (от переводчика).
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (40)


  1. 9uvwyuwo6pqt
    29.07.2017 17:05
    +2

    > Названа точная дата «смерти» Flash
    Ненавижу такие заголовки, ассоциируются с тизерами на не лучшего качества сайтах.


    1. evil_me
      29.07.2017 17:56
      +3

      "Поплачь о нем, пока он живой. Люби его таким, какой он есть."


  1. sheknitrtch
    29.07.2017 17:24

    Насколько Я понимаю, Flash как технология (язык программирования, API, VM) не умрёт. Просто браузерный плагин перестанут обновлять. Но мы можем продолжать писать на Flash + Flex под мобильники (Android, iOS) и Desktop (Windows, OS X).


    1. Sergiy
      29.07.2017 18:13
      +2

      Ну AS3 не развивался с года этак 2010 и сегодня смотрится крайне плохо, даже если сравнивать с TypeScript.


    1. Aquahawk
      29.07.2017 18:19

      Проблема в тлм что нужно поддерживать актуральные версии ios и android sdk. В air очень много проблем с этим. То отвалится то не билдится то внезапные краши. И это совсем перестанут саппортить.


    1. Alexsey
      29.07.2017 18:42

      Я думаю что в ближайшем будущем все что останется от Flash — это Adobe Animate CC.


  1. Moony
    29.07.2017 17:38
    +1

    Жаль, был отличный инструмент для рисования всяких интерактивных карт и прочего с низким порогом вхождения.


    1. Metallikus
      29.07.2017 18:59
      +11

      Угу, и источник клиентов для ботнетов. Со столь же низким порогом вхождения :-)


      1. Moony
        30.07.2017 14:01
        -1

        Я уверен, что эту проблему можно было решить, не убивая технологию.


        1. Metallikus
          30.07.2017 16:16
          +1

          Конечно. И не одним путём за эти годы-то. Но решили, что легче убить всё-таки.


      1. Al_Azif
        01.08.2017 11:42
        -1

        PC — источник клиентов для ботнетов. Его убить не хотите, ну, чтобы заодно уж?
        Вместе с роутерами?

        Flash — это по сути единственная правильная технология передачи данных и разметки, когда всё передаётся в сжатых форматах байткодом, без этого ада в виде html/css/sass/django/чёрти-пойми-чего-ещё, где для выравнивания блока по вертикали надо делать таблицу, блин.

        Таблицу, Карл! Вместо тега разметки!


  1. SARFEX
    29.07.2017 18:49
    +3

    Печально то, что за огромное время "похорон" Flash, для Web так и не появились (не развились) соответствующие по возможностям/простоте/скорости/доступности технологии и инструментарий.


    1. Alexey2005
      29.07.2017 19:22
      +3

      И не появится ещё долго. Потому что единый владелец, который может легко заткнуть всех несогласных и силой навязать свою технологию — это на порядок быстрее любого ущербного консорциума, где каждый тянет одеяло в свою сторону.



  1. Darth_Biomech
    29.07.2017 22:14
    +1

    Флеш удобен как интерактивно-медиа-формат. Его можно запустить в браузере, а можно выцепить из сайта файл и сохранить его себе на компьютер По-моему, уже лед ндцать никто в здравом уме не создает сайтов на флеше — побаловались в середине нулевых и полно. Но многие веб-аниматоры работают во флеше, большинство из них — представители самого популярного жанра. Так что флеш никуда не денется как минимум пока всякие zone archive не найдут альтернативу с минимум такими же возможностями.


    1. rstepanov
      29.07.2017 23:19
      +2

      По-моему, уже лед ндцать никто в здравом уме не создает сайтов на флеше

      Зато его страсть как любят производители всякого железа типа камер наблюдения, а еще на нем написано мое любимое vSphere Web Client, с которым приходится любиться каждый день…


      1. Alexsey
        30.07.2017 00:29

        vSphere, к счастью, переехал на HTML5 начиная с 6.5


        1. navion
          30.07.2017 02:30
          +1

          Он умеет далеко не всё и разные фичи глючат в зависимости от браузера.


      1. KorDen32
        30.07.2017 09:42
        +2

        Эх, если бы камеры видеонаблюдения использовали флеш… До сих пор куча железа с ActiveX вообще, и ладно бы просмотр через него (при возможности взять rtsp-поток), так там и настроить нельзя без него зачастую. Это если не говорить о новомодных Cloud-камерах, которые бесконечно лезут в интернет.


    1. TheOleg
      30.07.2017 00:16

      А так же огромное множество флеш-игр


  1. Massacre
    30.07.2017 03:17
    -1

    Не умрёт флэш. По крайней мере, пока его фичи не будут жёстко стандартизированы во всех браузерах. Особенно, аппаратное декодирование видео и вообще поддержка GPU ускорения.


  1. ideological
    30.07.2017 08:29

    Я не знаю насколько крута и удобна технология WebGL для разработчиков игр, в сравнении с Flash. Но 'JavaScript' в описании меня немного пугает :).
    Надеюсь Adobe вместо смерти технологии устроит полное «открытие» и отдаст Flash в «open source».


    1. Areso
      30.07.2017 08:39
      +4

      Зажмотят, даже если сорсы утекут (смачный плевок в сторону эффективных манагеров Opera).


      1. bolk
        30.07.2017 10:18

        А что не так с манагерами «Оперы»?



    1. Rayslava
      30.07.2017 10:17
      +2

      Согласен. Его нужно открыть хотя бы в целях сохранения культурного контекста.
      Масяня и заяц Бо должны жить вечно!


      1. VEG
        30.07.2017 10:34

        Было бы идеально, если бы Flash собрали под WebAssembly. Таким образом, его и дальше можно будет проигрывать, но уже исключительно средствами браузера без внешних плагинов. К тому времени как раз WebAssembly разовьётся и будет поддерживать много полезных фич, которые пригодились бы для реализации такой версии Flash.


      1. TheOleg
        30.07.2017 15:01

        Масяню переконвертировали уже, к счастью
        https://www.youtube.com/user/Masyanyas


        1. Taciturn
          30.07.2017 15:08

          Качество заметно хуже чем у Flash-версий — низкое разрешение, видны артефакты сжатия.


          1. MnogoBukv
            31.07.2017 00:23

            … и горизонт завален.


  1. hssergey
    30.07.2017 11:36

    Хоронить по идее своевременно (дыряв, глюкав. нет поддержки на мобильных устройствах и т.п.). И HTML5 в принципе позволяет получить все то же самое, что умеет Flash. Но все дело в нюансах:
    — нет обособления ролика от остальньй страницы. javascript исполняется в контексте страницы и это просто часть страницы. Со всеми вытекающими в виде единого пространства имен CSS, глобальных переменных и т.п. То есть нельзя так просто взять и подключить в одном месте ролик/игру/еще какую-нибудь интерактивность на произвольную страницу и 100% быть уверенным, что оно заведется и будет работать именно так как задумано, не ломая ничего другого на странице и не конфликтуя с другими объектами и скриптами
    — javascript может по-разному исполняться в разных браузерах. Так же как CSS. Поэтому нельзя быть уверенным, что твой «ролик» будет 100% одинаково исполняться везде
    — нет возможности инкапсулировать все в один файл, который с легкостью можно подключить везде, или не подключая запустить отдельно
    — имеющиеся наработки на ActionScript придется либо вручную переписывать, либо перекомпилировать через адобовские инструменты, и дальше остается только надеяться, что эта перекомпиляция пройдет правильно

    То есть впечатление от «похорон» весьма двоякое…


    1. TheOleg
      30.07.2017 14:51
      +1

      >И HTML5 в принципе позволяет получить все то же самое, что умеет Flash.
      Да вот нет. Только недавно научились делать real-time трансляции нормальные.
      Допустим, у нас есть флеш игра на 7 мб кода + ассеты на ещё сотни, но подгружаются по надобности. В один кадр игра рендерит 2 тысячи разных изображений из разных файлов. Если перенести это на canvas, то я уверен что оно всё адово начнёт лагать и крешиться постоянно.


      1. dadon
        30.07.2017 15:13
        +1

        canvas довольно тормозной, но если рисовать через webgl растровую графику, то будет работать в разы быстрее чем флеш. Плюс вы получаете возможность использовать шейдеры, батчить отрисовку, в общем использовать стандартные техники отрисовки, как в нативных играх. Во флеше это тоже в той или иной мере было реализовано, но всегда нужно было думать об оптимизациях отрисовки отдельно для флеша и для нативных платформ


    1. dadon
      30.07.2017 15:15

      А чем iframe не подходит, для того чтобы подгрузить отдельное окно со своим контекстом? Сейчас iframe используется для рекламы, игр в соц-сетях, всяких виджетов и т.д


  1. Jogger
    30.07.2017 12:50
    +2

    Я долгое время придерживался мнения, что флеш должен умереть. Это очень неоптимизированная, тормозная, и уязвимая система. Но сейчас, честно сказать, в смерти флеша уже нет особого смысла — сайты на html+js уже догнали по тормознутости, неоптимизированности и уязвимости флеш, а некоторые даже и перегнали. Иначе говоря, если раньше флеш был ложкой дёгтя в бочке мёда, то теперь это ложка дёгтя в бочке говна, от того что этой ложки не станет — ситуация не улучшится.


    1. Massacre
      30.07.2017 19:29

      В контексте проигрывания видео 1080p флэш как раз отличается в лучшую сторону — на 80% меньше загрузки CPU и на 500МБ меньше использования памяти.


    1. Vitalley
      30.07.2017 22:28
      +1

      Раньше для веба достаточно было нетбука с атомом, теперь нетбук — это ноут с минимум I5. Иначе всё делает и тормозит.


      1. Areso
        31.07.2017 05:21

        Да, по этой причине я в 2014 избавился от служившего верой и правдой 6 лет старичка на Интел Атоме.


      1. MnogoBukv
        31.07.2017 08:22

        Что делает?


  1. mSnus
    30.07.2017 15:21

    Флеш был великолепен и, собственно, получил такое распространение за счёт крайне простого AS2. Он не позволял решать сдобные задачи, но отлично подходил для не-программистов — художников и аниматоров. Поэтому на нем создавались шедевры вроде There She Is, Lodger — Doorsteps или Масяни.


    Когда решили уйти в AS3, на Флеше стали делать средней руки игрушки и всякие Любимые Фермы… но и задачу не вытянули, и AS2 и сообщество талантливых, креативных не-программистов растеряли...


    В нынешнем виде, с корявыми костылями типа Flex, постояннымм дырами в безопасности, Флеш и правда не жилец. Но WebGL его не заменит, пока не появится что-то такое же простое, как AS2.