image
Мы знаем, что для ИТ-рекрутеров крайне важно закрыть вакансию в кратчайшие сроки наименее затратным способом. Для этого у рекрутеров есть множество инструментов и методик: как для непосредственного поиска нужного специалиста, так и для предварительной оценки его профессиональных качеств. Они смотрят на опыт работы кандидата, на указанные им навыки, на отзывы со стороны коллег. В том числе смотрят и на его активность в профессиональных ИТ-сообществах.

Поэтому, месяц назад мы ввели на «Моём круге» рейтинги участия в ИТ-сообществах. Теперь каждый соискатель может показать на своём профиле, какой вклад он внёс и какие награды получил на «Хабре» и «Тостере», на StackOverflow и GitHub.

Но какую именно роль профессиональные ИТ-сообщества играют в жизни разработчиков и в их карьере? Насколько для работодателя важна информация об участии соискателя в этих сообществах? Какие сообщества более важны, а какие менее? Можно ли всё это как-то посчитать, измерить и оценить?

Мы провели опрос среди пользователей «Моего круга» по этой теме, собрали ответы тысячи респондентов и перевели их в наглядные диаграммы. На наш взгляд, получилась очень любопытная и убедительная картинка.



Портрет аудитории опроса


Посмотрим, кто принимал участие в опросе. В принципе, мы видим всё то же распределение по специализациям и типам компаний, что в наших предыдущих опросах. В этот раз мы решили еще уточнить позицию/квалификацию по общепринятой среди разработчиков классификации. И в очередной раз убедились, что на «Моём круге» сеньоры и лиды составляют значительную часть сообщества (44%).

image



Участие в ИТ-сообществах


Подавляющее большинство опрошенных следит за «Хабрахабром» (85%), почти каждый второй следит также за «Гиктаймсом», GitHub и StackOverflow, каждый третий следит за «Тостером». Половина опрошенных никак не участвует в этих сообществах в качестве авторов. Почти каждый третий вносит свой вклад в GitHub, каждый седьмой — в StackOverflow, каждый восьмой — в «Хабрахабр» и «Тостер».

Среди других сообществ называли по большей части профильные группы в соцсетях, мессенджерах и на форумах, упоминали медиум, а также такие сообщества как Open Data Science, Web Standards и Reddit и другие.

image



Большинство (60-75%) участвует в ИТ-сообществах для личного развития: следят за трендами, поддерживают свои навыки, учатся. Меньше (20-40%) участвуют ради конкретной практической пользы: для развития своих проектов и расширения контактов, хорошего портфолио и карьеры. И ещё меньше (10-20%) участвуют ради помощи другим: обучают или развивают чужие проекты.

image



Разработчики регулярно спорят, нужно ли на работе афишировать своё участие в профессиональных ИТ-сообществах, ведь это не является прямым исполнением своих обязанностей. Но выясняется, что для большинства, двух специалистов из трёх, интерес участия в сообществах совпадает с текущим рабочим интересом, одно другому помогает и одно вытекает из другого.

Тем не менее, для одного из трёх эти интересы совпадают только наполовину или вовсе не совпадают. Думаем, для такой динамичной отрасли как ИТ, где каждый год появляются новые технологии и специализации, специалисты вынуждены заниматься не только своими текущими обязанностями, но и смотреть более широко, на смежные или новые области.

image



Взгляд на ИТ-сообщества со стороны соискателя


Двум специалистам из трёх, важно, чтобы потенциальный работодатель знал об их участии в ИТ-сообществах. Одному из трёх это безразлично. Что любопытно, если мы спрашиваем о том же самом, но по отношению к текущему работодателю, то уже только каждому второму это важно, а каждому второму — безразлично.

То есть участие в ИТ-сообществах чуть более важно для создания новых рабочих связей, чем для поддержания уже существующих.

image



А теперь, одна из самых, на наш взгляд, любопытных частей опроса. Узнаем, насколько часто ИТ-сообщества на практике значительно влияют на карьеру специалиста. Оказывается, у каждого пятого в его карьере такие случаи были!

Самое влиятельное в этом смысле сообщество — GitHub. В половине случаев именно это сообщество оказывает решающую роль в получении новой работы. В трети случаев такую роль играет «Хабрахабр». В каждом седьмом случае — StackOverflow.

Среди других сообществ, оказывающих прямое влияние на карьеру, указали различные тематические форумы и митапы.

image



Взгляд на ИТ-сообщества со стороны работодателя


Половина опрошенных принимает участие в оценке потенциальных кандидатов. То есть если даже не принимают самостоятельных решений о найме, так или иначе оказывают влияние на тех, кто такие решения принимает. Примерно каждый второй при этом интересуется участием кандидатов в ИТ-сообществах.

image



Трое из четырёх работодателей интересуются участием кандидата в GitHub (75% интересуются). Каждый второй интересуется участием в «Хабрахабре» (48%). Чуть меньше интересуются участием в StackOverflow (39%). Каждый десятый — участием в «Тостере», «Гиктаймсе», Behance, Dribbble.

image



У каждого четвёртого работодателя были случаи, когда участие кандидата в ИТ-сообществе играло значительную роль в принятии решения о приглашении его на работу.

Самое влиятельное в этом смысле сообщество — опять же GitHub. Почти в трёх случаях из четырёх это сообщество оказывает решающую роль в приглашении кандидата на вакансию. В трети случаев такую роль играет «Хабрахабр». В каждом пятом случае — StackOverflow.

image



Выводы


Мы и раньше знали, что участие в ИТ-сообществах играет большую роль в профессиональном развитии и карьере специалиста. Но благодаря данному опросу смогли уточнить это знание и получить количественные представления.

Во-первых, мы уточнили, что каждый второй из тех, кто оценивает потенциальных кандидатов, обращает внимание на их участии в ИТ-сообществах. А каждый четвёртый из них отмечает случаи, когда эта информация играла значительную роль в принятии решения о найме.

Во-вторых, мы выяснили, что GitHub является самым влиятельным сообществом в сфере найма: почти трое из четырёх работодателей обращают внимание и принимают решения о найме по участию кандидата в этом сообществе. Второе место принадлежит «Хабрахабру»: каждый второй смотрит на него, каждый третий по нему принимает решение о найме. Третье место принадлежит StackOverflow: каждый третий смотрит, каждый пятый принимает ключевые решения.



Диаграммы подготовлены с помощью сервиса infogr.am

Комментарии (24)


  1. anfield343
    10.08.2017 16:26

    Эта статистика для России или для стран СНГ подойдет?


    1. karaboz
      10.08.2017 16:48
      +1

      В опросе поучаствовало 15% из стран СНГ и других стран. Думаю, статистика верна для русскоязычного мира. В англоязычной среде будет другое распределение.


      1. g0rd1as
        10.08.2017 20:25

        Распределение — да, а тенденции?


        1. karaboz
          10.08.2017 20:45

          А какие вас тенденции интересуют?


          1. g0rd1as
            10.08.2017 20:55

            Я имею в виду, остается ли та же тенденция (участвуешь в проф. сообществах — молодец и ценный смотрудник) зарубежом?


            1. sergio_deschino
              10.08.2017 22:52

              Определённо, да.


            1. TheDeadOne
              10.08.2017 23:03
              +2

              Раньше в профилях stackoverflow была вкладка «Careers CV» для резюме пользователя и, судя по обсуждениям на Мете, разработчиков активно хантили. В январе был запущен более функциональный раздел Developer Story и раздел с вакансиями Developer Jobs. Очевидно, тенденция не просто остаётся, но даже более развита.


  1. neverovski
    10.08.2017 16:26

    Спасибо, интересно


  1. nikitasius
    11.08.2017 11:03
    +2

    На правах прозы
    "Общество Анонимных Кармадрочеров" (ОАК)
    -Привет, меня зовут nikitasius и я кармадрочер.
    -Привет, nikitasius, зал нестройным хором, разбавленным асинхронными выкриками JS разработчиков
    -Все началось в 2011 году, когда я хотел показать лю…
    -Я не хотел, так случайно вышло, у меня… мышка… грязь и ааааа… срывается в рыдания Korben
    -… дям… Да, рассказать людям о хостинге, но я не представлял, какие испытания меня и нас ждут в будущем.
    -Да что ты понимаешь, тебя никто не заставлял! ресурсам нужно было разде… восклицает deniskin
    -Пожалуйста, дайте ему договорить вставляет профессор, нам нужно его выслушать!
    -… что мой ресурс, моя прелесть… тут речь deniskin незарборна и лишь его глаза тускло блестят в тени двери совесткого шкафа
    -Так вот, продолжаю я, после написанного пошло поехало, я не мог остановится… новый материал… корзина, улица, фонарь, я хватаю себя за волосы, было невыносимо, я стал раздражительным
    -Вы им и остались, вы, молодой человек, редкостная заноза, и если я не говорю об этом deniskin лишь потому, что я.., заявляет Andrey2008
    -… бр, абр… хабр… хабр… хабр… звуки из шкафа
    -Коллеги, сделайте ему угол пожалуйста! профессор обращается к людям в белом
    -Сиюминутно шеф! Еще калоскопию и на спектр его, надо все проверять на спетр… глазу верить нельзя… обонянию тоже задумчиво бормочит meklon, застегивая халат, сварганенный из трех белых футболок и пары шнурков, нельзя… надо разложить на спектр… meklon, перестал шубуршаться под взглядом профессора
    -Так вот, продолжаю я, я начал ругаться о всеми, я начал бороться с самим собой… и в конечном итоге меня закрыли на 3 года. На ресурсе за Scype.
    -Ттак ттеббе и ннннадо. Тты ничеггго не понннимаааешь, это ком. ком… комммерческий ресурс, это mikkrosoft группа людей, с уложенными зубной пастой волосами, в футболках «suппort ОАК»
    -Интересно, продолжаю я, что за время, проведенное в изгое, я обнаружил…
    -Прекратите! Я иначе я позову санитара! вскрикивает профессор
    -Я здесь, доктор! meklon движется в сторону deniskin
    -И на вас тоже профессор метает ослепляющий блик своих очков на Meklon . Вот так… правильно, теперь сядьте… молодец. И уголь положите в сторонку.
    -Леночка, добавьте в планнинг уборщицу. Да, да снова. Да, он снова разрисовал стены активированным углем, снова та самая ерунда, да… «логотип» передает профессор по интеркому, а хмурый deniskin возвращается на табуретку
    -Продолжайте, пожалуйста, молодой человек, профессор обращается ко мне
    -Спасибо, я, благодарственно, так вот. Тот, огонь, который в нас разожгли с грустью смотрю на плачущего Korben , авторское пламя.
    -Это у тебя горит! Да тут такое часто! Я вчера ubuntu поставил, дай в карму! крики из клетки read-only, winter уже не coming, они пришли, и стена, которая спасала чудесный мир, она осталась, а вот ворота сломали
    -так вот, я задумчиво, так вот… да огонь. Авторское пламя жжет и зудит изнутри, требуя вырваться наружу. И, именно поэтому, я стал писать в маленькую «корзинку», так для себя. Отправил на… здесь не принято говорить это слово, на «ресурс». Да. И, вот я здесь. Я могу писать, я могу читать, вот они, мои старые друзья. Но потом случилось ужасное. deniskin поднял расовый вопрос и разбил, некогда крупный ресурс, на мини ресурсы.
    неразборное гудение, волнение поднимается, «suппорт» топчет ногами, кто-то хлопает дверью шкафа, а кто-то нервно хихикает
    -Сегодня будет сгущенка, ускопойтесь, пожалуйста, снимаем напряжение профессор
    -Нельзя разделить айтишника на кодера и на гика, продолжаю, это одно целое. Но в итоге, под предлогом чистки контента и SEO, и хрен знает чего, сие произошло.
    окидываю вглядом зал
    -Электрики, водопроводчики, садоводы и анимешники ринули…
    -Ня?! прерывает меня ValdikSS
    -Нет, не в этом смысле слова. отвечаю я ValdikSS
    -Няяя… Ня. ValdikSS, мирно улыбаясь, отстукивает интро Наруто костяшками пальцев правой руки, зализывая подкрашенную челку левой
    -Ресурсы разделили, профили разделили. Но сил не хватает. я набираю воздуха в грудь Админиср… бывшая администрация и те люди, кто некогда стояли у штурвала и ловили бриз, они не могли больше контролировать два, затем и три, четыре ресурса! закрываю глаза, вижу вспышки света. Сильно нажал на нерв
    -В итоге ресурс, мои глаза адаптируются по новой к свету лапм и их жужжанию, тот второй ресурс, превратился в гетто. Я знаю, что deniskin хотел сделать новую америку, но ошибся с колонистами и не рассчитал свои ресурсы.
    -Ддда тты, мм… мм… ммолчи! волна ненависты с запахом сухой мяти и пластика прилеает от «suппort ОАК»
    -Я не могу молчать. возвражаю я, мы молчали и где мы теперь? Что у нас осталось из того, что было?
    -У нас вечером сгущенка, мурлычет Zelenyikot, потирая лапками, сгущенка сладкая
    -Не в сгущенке счастье, хотя она вкусная, зеваю. Некогда великий ресурс, х…
    -хбр, хбр, хбр, хбр, хбр deniskin забыл про шкаф и теперь бормочит у двери
    -некогда великий ресурс вобрав воздуха в легкие, говорю с новой силой, великий ресурс и великие начинания, то самое общество которое все мы строили оно было п… потеряно. На ГТ не осталось ничего, кроме звезд и варенья, и тухлых яблок. То, что мы строили звуковой сигнал меня прерывает
    -Так господа, говорит профессор, сеанс закончен и я благодарю вас. Следующее собрание будет после обеда.
    -alizar профессор обращается к телефону, отправь сообщение жене, что я буду дома на час позже и добавь что я обычно пишу в своих сообщениях.
    телефон радостно пикает
    Какое замечательно приложение, думает профессор, насвистывая мелодию из третьесортной рекламы. Ведь могут, когда хотят.

    действующие лица: nikitasius, Korben, deniskin, ValdikSS, Zelenyikot, meklon, Andrey2008 & alizar.
    К сожалению в тексте нельзя подсветить всех, иначе парсер хабра ломается и путаем ники местами.


  1. qazqaz
    11.08.2017 11:20
    +1

    С профелем в гитхабе реже предлагают выполнить тестовое задание, да и вопросов на собеседовании меньше. В основном, приходя на собеседование, идет обсуждение взаимных ожиданий, нежели проверки технических навыков. Однако, очевидно что это актуально только для небольших фирм, у гигантов индустрии все по прежнему — многоуровневая система прохождения интервью.


  1. cross_01
    11.08.2017 11:23

    Существует такая ситуация, современные учителя очень много времени стали тратить на разработку методик, программ, статей. Что бы получить звание учитель года, провести показательный открытый урок, и т.п… Все это нужно для того что бы показать какой он хороший учитель, умеющий применить новшества в обучении, часто проделанная работа просто уходит на «полки архива», и ни несет ни какой полезной нагрузки для учащихся. Это так скажем откровение одного знакомого учителя англ. яз «Стало очень много времени уходить на все эти новые задачи, приходится отнимать время у учеников». Лишь бы и в IT не произошло так что все ринулись поднимать свой рейтинг, тем что будут писать кучу статей где просто вода, например на Хабре, чем тратить это время на изыскания, тем самым поднимая свой уровень профессионализма.


    1. domix32
      11.08.2017 14:07
      +3

      Воду на хабре скорее всего заминсуют. Так что не думаю что существует принципиальная возможность это провернуть не поменяв алгоритмов начисления ± и кармы


  1. LynXzp
    11.08.2017 15:52
    +1

    Кто все эти люди которые «для чего-то» участвуют в ИТ-сообществах? Ожидал увидеть не менее 80% «потому что интересно». За исключением разве что github «для работы».

    Или такого варианта ответа не было в опросниках? Т.е. люди выбирали из готовых ответов или писали свои?

    Я спрашиваю потому что пункты кажется надуманными. Когда я читаю хабр — мне интересно. Когда у меня было тысячи ответов и плюсов на теперь уже закрытых ресурсах (бьет по мотивации) то мне было просто интересно. Я никогда не отвечал «чтобы помогать менее опытным специалистам». Я никогда не спрашивал «чтобы научится у более опытных», я спрашивал потому что меня интересовал этот вопрос (ну или была проблема по работе).

    «Следить за трендами», «учится», «учить», как мне кажется, это же все побочные результаты для увлеченных людей. И мне кажется их должно быть не меньше половины. Я знаю НЕ ИТ-шников которые читают хабр/гиктаймс и я знаю ИТ-шников которых палкой не загонишь сюда, кроме как за специальными бонусами. Да, последних больше. Но ведь те кто сюда ходят, особенно регулярно, в большинстве ведь не ради профита это все делают.


    1. karaboz
      11.08.2017 18:41
      -1

      В опроснике были только те варианты, что на диаграмме. И обратите внимание, что был вариант «Другое», который заполнили всего 2%. И люди в это свободное поле как раз вбивали что-то типа: «не знаю», «просто так», «из чистого любопытства», «просто хобби». По-моему, как раз похожи варианты на тот, что вы сказали.

      Но согласитесь, что ответ «просто интересно» — это слишком поверхностный взгляд на свою мотивацию. Этот ответ ничего не объясняет. В менеджменте и продажах даже есть специальные методики уточняющих вопросов, которые приводят сотрудника или покупателя к более глубоким ответам (например, «воронка вопросов»).


      1. LynXzp
        11.08.2017 19:50

        «Просто интересно» конечно поверхностный взгляд, но нет ничего более подходящего. Проблема в том что если бы были указанные варианты ответа типа «чтобы быть в тренде» и т.п. то я бы и их тоже обозначил*, но в реальности они не являются мотивационными.

        «Воронка вопросов» это опять сюда же. Но это же техника продажи. Ее цель сузить потребности к конкретной модели товара, а не выявить истинные потребности.**

        А когда стоит вариант «другое» после предложенных, то человек уже думает в рамках предложенных вариантов и не дает своих вариантов, потому что в таком стиле он ничего и близко не думал. Вот пример Тест Карла Данкера. Он дает несколько инструментов и решай ими задачу, но если разделить один инструмент на два то она резко становится решаемой. Список вариантов заставляет думать в рамках этих вариантов.

        сноски
        * Я бы их обозначил если бы не обратил внимания что все они надуманы вот как сейчас. "Вот это мне льстит и я его обозначу." Это как читать гороскоп и соглашаться с половиной предсказаний. Пример на хабре.

        ** Она не столько выявляет потребности клиента, сколько его подводит к выбору из предложенных вариантов, а потом к покупке. Конечно продавец задавая вопросы «выявляет потребности клиента», но не настоящие потребности, он может зашел посмотреть и не собирался покупать или у него проблемы с деньгами и ему не стоит это покупать. «Воронка вопросов» это не психоанализ, она не ставит целью узнать истинные причины почему клиент смотрит на витрину — цель подвести клиента к выбору между моделью А и Б, а потом купить ее, за минимальное время для продавца.


        1. karaboz
          11.08.2017 20:57

          Если так строго подходить, то любые опросы следует считать такими, которые навязывают свою логику и заставляют по ней думать. Конечно, мы должны это принимать во внимание и соответсвенно относиться к результатам опросов. Давать в каждом вопросе свободное поле тоже можно, но тогда мы получим сложно анализируемую информацию или вообще ее не получим, потому что всем будет лень писать много букв. Да и даже в таком виде всегда модно сказать, что сам по себе вопрос навязывает определенную логику ответа, что можно было задать его по-другому, или что набор вопросов должен быть совсем другим.

          В общем, опросы – это не идеальный инструмент анализа. Но по нему мы все же можем получать некоторое представление. Да и говорить о качестве прставленных вопросов тоже можем.

          Например, если варианты ответа совсем взяты с потолка, или слабо отражают реальность множества сознаний, мы получим большой процент ответов на вариант «другое». Например, сравните ответы на вопрос о смысле участия с вопросом о том, какие сообщества сыграли решающую роль в карьере. Во втором случае варианты «другое» доходят до 20% в нашем опросе.


          1. LynXzp
            11.08.2017 22:02

            Например, сравните ответы на вопрос о смысле участия с вопросом о том, какие сообщества сыграли решающую роль в карьере.
            Так во втором вопросе сузить рамки ответа сильно сложнее, потому что где человек вспомнил случай там и поставил галочку, он не поставит галочку «потому что мне было бы приятно если бы был этот ответ», хотя все равно влияет (потому что если нет названия ресурса в списке можно и не вспомнить случай).

            По остальному я согласен, нет в мире совершенства, приходиться прибегать к этим мерам. Я просто заметил что именно вопрос №5 такой «нехороший».


    1. overweight
      14.08.2017 03:07
      +1

      Видимо те, кому просто интересно читать тыкали, Что хотят быть в тренде. Это самое близкое по смыслу из предложенного.
      Лично я гиктаймс читаю чисто из любопытства


  1. dmitry_pavlov
    11.08.2017 18:09
    +2

    Мы при отборе кандидатов только туда и смотрим :) А потом еще и проверяем. Участие, скажем, программиста, в таких сообществах как StackOverflow и GitHub, показывает, что кандидат не только обитает там, где и положено обитать программисту, но и позволяет посмотреть, что он там делает — спрашивает или отвечает, контрибьютит или или модифицирует чужие наработки. Полезная информация.


    1. 32bit_me
      11.08.2017 19:33

      спрашивает или отвечает, контрибьютит или или модифицирует чужие наработки.

      Что из этого вы считаете плюсом, а что минусом?


  1. Idot
    13.08.2017 09:01

    А если я участвую в moddb?
    Вряд ли какая кадровичка заценит столь "несерьёзное" занятие как создание модов.


    1. Idot
      13.08.2017 18:30

      минуснувшим: я реально участвую в moddb, а на StackOverflow и GitHub — меня нет.


  1. Nickola75
    14.08.2017 11:46

    Я думаю, что участие в сообществах играет роль при оценке кандидата. Но зависит она от квалификации работника.
    Jun — ничего толком еще не умеет, берется с расчетом на рост за минимальную зп, как рабочая лошадка для примитивных, рутинных задач. Тут более оценивают личностные качества: целеустремленность, уверенность, умение завершать начатое. Также проверяются базовые знания. А участвует он или нет, тут особой роли не играет.
    Middle — стандартный программист для выполнения задач. Обычно от такого инноваций и широких знаний не требуется, соответственно, участие в сообществах тоже особой роли не играет.
    Sen — а вот тут уже участие играет роль. Ведь по сути, это движок, флагман IT компании. Этот человек должен быть в центре событий, чтобы задавать техническое направление развития систем.
    TL — тоже уделяется внимание на участие, но уже менее, чем в предыдущем варианте. Ведь, по сути, ему надо руководить, обеспечивать процесс разработки, заниматься постановкой задач. Тут более важны лидерские качества, умение находить общий язык с подчиненными, руководителями и партнерами.