Исполнилось 10 лет с того момента, когда Центробанк России начал требовать от банков раскрывать эффективную ставку по кредиту. Это было важное событие, которое умерило пыл маркетологов финансового сектора и приблизило смысл их рекламы к реальности. Клиенты банков с удивлением обнаружили, что они переплачивают в полтора-два раза по сравнению с заявленными ставками, и, вооруженные новыми знаниями, стали делать более осознанный выбор.

А в информационных технологиях такого контролирующего органа, как Центробанк, нет, поэтому беспредел продолжается. Одна из самых горячих тем – это экономия дискового пространства при использовании флеш-памяти. Да, SSD стоят уже не так дорого (особенно после скидок), но для того, чтобы сравняться по стоимости хранения с традиционными дисками, приходится учитывать возможности всех технологий сжатия данных. И вот тут фантазия отделов маркетинга становится буйной. Судя по сохранившимся ссылкам на форуме, эффективность технологий сжатия данных у одного из вендоров составила 933:1 (правда, в следующей версии операционной системы, новой и улучшенной, упала до 4:1 – но ведь прогресс не остановить?). Бесконечность – не предел. Но реальная жизнь предприятий, использующих системы хранения, отличается от мультипликационных фильмов. Мы здесь не в игрушки играем!



Было бы неплохо, если бы все производители использовали единые метрики для оценки эффективности своих технологий сжатия данных. К сожалению, это не так. Давайте попробуем разобраться, здесь есть 3 важных момента.

  • Методика «вали все в кучу». Мне кажется, что для оценки эффективности сжатия нужно учитывать только те технологии, которые в реальности уменьшают количество записываемых системой хранения битов и байтов – если использовать универсальный подход, то компрессию и дедупликацию. Не все со мной согласятся. Те производители, массивы которых не поддерживают компрессию и/или дедупликацию, используют хитрости для того, чтобы прилично выглядеть в маркетинговых брошюрах и применяют методику «вали все в кучу». Экономия при использовании thin provisioning (которая впервые в мире появилась в массивах 3PAR) и снепшотов, почти не занимающих места на диске, безусловно достигается. Но к сжатию данных это не относится. Да и показателями манипулировать слишком просто – сделал 1000 снепшотов одного тома, данные не менял, места они не занимают. Назвал это дедупликацией и достиг экономии 933:1 (почему не 1000:1? Спросите у соответствующего вендора). По аналогии – создайте том с thin provisioning размером 1ТБ и запишите на него один единственный текстовый файл со списком вендоров-производителей массивов all-flash. Посчитайте виртуальную экономию :)

    Как бороться: попробуйте получить от вендора показатели сжатия данных без учета thin provisioning и снепшотов. Если какой-то производитель не предоставляет эту информацию – переходите к другому.
  • Методика «…до 10 раз». Это напоминает мне еще один рекламный трюк прошлого: «применяйте это средство, и вы получите результат уже через некоторое время!». Никто не утверждал, что это время наступит до того, как покупатель потратит все имеющиеся деньги в ожидании эффекта, так что формально придраться не к чему. Вот и изобретательные маркетологи производителей систем хранения пишут – «вы можете сэкономить до 10 раз». До 10 раз может быть любым числом от 1 до 10. Безусловно, чудо действительно произойдет уже через некоторое время у отдельных заказчиков. Но не факт, что вы войдете в их число.

    Как бороться: требуйте точную оценку коэффициента сжатия/дедупликации, которую реально получить в ваших условиях. Если вендор отказывается или предлагает провести исследование используемой в настоящее время системы хранения с остановкой работы ваших бизнес- приложений – переходите к следующему.
  • Методика «наживка и крючок». Некоторые производители рекламируют большие коэффициенты сжатия – 5:1 и больше, но гарантируют ли они достижение этих цифр? Во многих случаях нет. Вы поверили на слово и купили. А потом уже деваться некуда: если результат не будет достигнут, время, деньги и работу по внедрению никто не компенсирует.

    Как бороться: требуйте гарантии экономии дискового пространства в договоре. Предусмотрите действия, которые будут предприняты со стороны поставщика, если эти условия не будут выполняться. Если вендор отказывается – позвоните коммерческому представителю Hewlett Packard Enterprise и обсудите HPE 3PAR Data Reduction Guarantee.

Все честно


Я уверен, что технологии HPE 3PAR Adaptive Data Reduction – это лучшее из того, что есть в настоящее время на рынке в плане экономии емкости флеш-накопителей. Вы получаете превосходные показатели стоимости владения, и кроме того, чем меньше вы перезаписываете SSD, тем дольше он останется работоспособным. Кроме того, все должно быть честно с гарантиями, поэтому Data Reduction Guarantee:

  1. не учитывает экономию от снепшотов и thin provisioning
  2. предлагает учитывать реальные средние показатели, которые достигаются при эксплуатации 3PAR в разных профилях нагрузки.

Рабочая нагрузка Коэффициент экономии емкости
VDI 2,5 – 6,0
Виртуализация серверов 1,5 – 2,5
СУБД 2,0 – 3,5

Если вы приобрели 3PAR и не достигли заявленных цифр, значит, что-то было сконфигурировано неправильно. HPE исправит ошибки в развертывании системы или предоставит дополнительную емкость, если проблема не будет решена.

В программе нет никаких секретных условий, прописанных мелким шрифтом. Листовка находится в открытом доступе на сайте HPE. Если приобретение массива для вас актуально в ближайшее время — распечатайте ее и обратитесь к вашему поставщику.

Комментарии (4)


  1. ildarz
    12.09.2017 12:32

    Ну, положим, у вас в листовке тоже достаточно забавные вещи:


    data may not be compressed at the application layer or encrypted at the host or switch

    Any workloads that include non-compressible data (i.e., audio and video files) are not eligible

    Идеальные поводы для отказа в гарантии, ибо собственные файлы жмет и ОС, и масса приложений, а аудио-видео-картинки могут содержаться примерно где угодно. :)


    This guarantee is valid for a 60-day period, which starts from the time HPE 3PAR array arrives at the customer site

    Целых 60 дней, ого. Сразу вычитаем отсюда время на развертывание, тестирование, миграцию… интересно, сколько там на продакшен останется? А что случится, когда 60 дней пройдет, по какой причине гарантия превратится в тыкву? ;)


    1. vlad_msk_ru Автор
      12.09.2017 13:08

      вы пропустили важный момент: The customer must work with Hewlett Packard Enterprise on good-faith remediation :) Заказчика никто не хочет обмануть и отказать по формальному признаку (будь то картинки внутри виртуальной машины или 60 дней на внедрение — в случае России эти даты зависят от регистрации железа в сервисе… возможны варианты). Заявленные показатели можно достичь в реальной жизни и желательно для вендора, чтобы они были достигнуты.


      1. susa
        12.09.2017 17:59

        Простите мою российскую подозрительность, но указанная Вами фраза звучит для меня как требование к клиенту HPE не пытаться обмануть и злоупотреблять своим правом. Главный вопрос в том, кто будет осуществлять арбитраж. Я скептик и думаю, что HPE…


        1. vlad_msk_ru Автор
          12.09.2017 18:00

          Все честно. Пользователь, согласно нашей статистике, может получить указанную экономию без учета thin provisioning и снепшотов, и он ее получит.