Тема электротранспорта за последние несколько лет стала обсуждаться очень активно. Многие эксперты автомобилестроения уверены, что уже через 5-10 лет дороги будут принадлежать электромобилям. Возможно, все так и будет. Более того, сейчас развивается тема электросамолетов, и успехи в этой сфере весьма значительные. Так, например, в 2014 году в Китае электрический самолет получил лицензию на производство. Это далеко не первый электрический самолет в мире, но именно это транспортное средство первым получило сертификат летной годности.

В 2016 году Илон Маск сообщил о том, что он хотел бы делать электрические двигатели и аккумуляторы для электрических самолетов, способных совершать вертикальный взлет и посадку. Обо всех своих планах на этот счет глава Tesla Motors и SpaceX рассказал участникам соревнования Hyperloop Pod Competition. Ну а в этом году в Германии испытали первый в мире летающий электромобиль. Причем, это транспортное средство может совершать вертикальный взлет и посадку, о чем и говорил Маск (правда, сам он никакого отношения к этому проекту не имеет).

Кстати, в 2016 году DARPA объявила об участии в проекте создания экспериментального самолета, разрабатываемого компанией Aurora Flight Sciences.

«Как раз когда мы решили, что всё уже перепробовано, инженеры Aurora нашли место для инноваций — действительно новые инженерные и технологические элементы, которые обещают огромные возможности для применения в реальных летательных аппаратах», — сказал Ашиш Багай (Ashish Bagai), менеджер проекта DARPA.

И похоже на то, что инновации заинтересовали не только DARPA, но и Boeing. Настолько заинтересовала, что корпорация просто купила Aurora Flight Sciences, получив в свое распоряжение все разработки этой компании. К слову, купленный актив — вовсе не стартап. Это достаточно давно существующая компания, которая была основана в 1989 году. Изначально она занималась производством традиционных самолетов и запчастей к ним, но затем перешла и к работе над направлением электросамолетов.

В разное время Aurora Flight Sciences сотрудничала с НАСА, военными США и частными заказчиками. Один из крупнейших клиентов компании — Uber, который сделал заказ на создание летательного аппарата для Uber Elevate. Этот электросамолет Uber планирует использовать в качестве летающего автомобиля. Правда, время реализации проекта достаточно продолжительное — первые летающие такси начнут работать в 2020 году в Далласе и Дубаи.


LightningStrike — электросамолет, способный совершать вертикальный взлет и посадку. Для этого в крыльях и хвосте самолета размещены мощные «вентиляторы»

Boeing, покупая компанию, похоже, сделал правильное решение. Сама сделка проведена во время активных изменений во всей авиационной индустрии. И одно из таких изменений — это как раз электросамолеты. Сейчас авиаконструкторы из различных компаний изучают возможность создания электросамолетов вертикального взлета и посадки. У электрических систем есть ряд достоинств. Одно из них — относительная легкость электромоторов по сравнению с реактивными топливными двигателями.

Пока что неясно, что именно Boeing будет делать с купленными активами. Возможно, компания станет продолжать дело Aurora Flight Sciences, но вполне возможно, что курс будет изменен.

В принципе, сейчас в индустрии авиастроения есть два динамичных тренда. Первый — это миниатюрные летающие такси, о которых говорилось выше. Ими очень активно занимается Uber и ряд других компаний. Такие аэротакси будут очень удобны в регионах с загруженными дорогами, где часты пробки. При использовании «летающих электромобилей» время, которое пассажир тратит на перемещение из точки А в точку Б сокращается в несколько раз — счет идет во многих случаях уже на минуты, а не на часы.


Еще один пример электрического транспортника — eVTOL

Что касается стоимости перелета, то изначально билет на маршрут «Сан-Франциско — Сан-Хосе» тот же Uber оценивает в $130. Но если летающие такси станут достаточно распространенными, то цена снизится вплоть до $20. Электрические самолеты смогут использовать и региональные авиакомпании, для которых это будет выгодным направлением развития. Перелет на небольшие расстояния может проходить в полностью автоматическом режиме, без участия пилотов.

Как бы там ни было, делать предположения о том, как будет Boeing развивать «электросамолетное» направление, достаточно рано. Но то, что рано или поздно транспортные средства такого типа «пойдут в люди», сомневаться уже не приходится.

Комментарии (11)


  1. Moon_Lobster
    09.10.2017 13:16

    Любопытно конечно участие боинга на новом рынке. Жаль правда пока речь идет о преодолении небольших расстояний, в целом по этому направлению, как в статье уже указали, работают многие компании.


  1. SandroSmith
    10.10.2017 01:01
    +2

    У электрических систем есть ряд достоинств. Одно из них — относительная легкость электромоторов по сравнению с реактивными топливными двигателями.

    Вполне может быть. Вот только вес батарей убивает все преимущества. Та же Tesla S весит без малого в 2 раза больше схожих по габариту машин. Для ЛА соотношение буде ещё хуже, КМК.


    1. Nalivai
      10.10.2017 02:06

      Ну топливо-то тоже весит достаточно.


      1. a5b
        10.10.2017 03:01
        +1

        Зато окислитель для топлива возить с собой не нужно (для большинства практических применений).
        Топливо содержит почти на 2 порядка больше энергии на единицу веса (Specific energy):
        https://en.wikipedia.org/wiki/Energy_density (https://ru.wikipedia.org/wiki/Плотность_энергии#Плотность_энергии_различных_систем)
        Diesel Chemical 48 (MJ/kg); 13,333 (Wh/Kg)
        Gasoline (petrol) Chemical 46.4 (MJ/kg); 12,889 (Wh/Kg)

        Lithium-ion battery Electrochemical 0.36 [7] – 0.875 [8] (MJ/kg); 100 – 243 (Wh/Kg)


      1. SandroSmith
        10.10.2017 11:28

        Уже привели энегроёмкость топлива и батарей. Теперь посчитаем. Объем баков A-320 ? 24 тонны ? 320 MWh. Батарей для такого же количества энергии нужно будет (при самых оптимистичных расчётах) примерно 1300 тонн. А у него, упс, максимальный взлётный вес около 93 тонн.


        1. Nalivai
          10.10.2017 11:30

          А нужно ли электродвигателю такое же количество энергии? Я честно не знаю, ни разу не считал энергопотребление.


          1. SandroSmith
            10.10.2017 11:51
            +1

            Да, ему нужно меньше. Но не на 2 порядка. КПД ДВС — 20-50%, КПД электродвигателя 80-90%


  1. robux
    11.10.2017 23:36
    -1

    Я давно уже говорю, в России надо отказываться от бензиновых железных пузырей (так называемых «автомобилей»), скользящих по замерзшим битумным камням (так называемому «асфальту»), очищаемых от многих тонн снега с большими затратами соляры, с мартышками за рулём и большой смертностью.

    Вместо этого в роли общественного транспорта вводить лёгкий подвесной рельсовый электрический транспорт (типа струнного транспорта, но на лёгких фермах), управляемый автоматизированной компьютерной системой, не требующих бешенных затрат на очистку снега и не требующий намазывания каждую весну новых битумных камней.

    В роли личного транспорта — предлагаю самолёты-хвостосиды (гуглить по слову "tailsitter", недавно была неплохая статья на гиктаймс).

    Тейлситтеры можно садить в сугробы (не надо чистить аэродромы от снега), на решетки на крышах домов (на решетки — чтобы опять-таки не чистить снег) или на площадки перед домом. Число мест — 1-3. Поднимаемые номиналы чистого веса: 70кг, 120кг, 160кг.

    Также можно взлетать и садить тейлситтеры на вышки. Для взлета использовать движущийся челнок по вышке. Для посадки — руку-манипулятор, подхватывающей садящийся и колеблющийся на ветру тейлситер у верхней части башни.

    Полёт тейлситтеров также можно автоматизировать: как сам полет, так и взлет с посадкой. Например, автоматика может садить (как бы «затягивать») хвостосид на вышку, если он подлетел к ней на радиус 100м и ближе.

    P.S. Над конвертопланами я тоже первое время думал, но в итоге отказался из-за сложной механизации крыла. У пропеллерных дронов и автожиров энергетика плохая. У вертолётов — сложная механизация винта и плохая энергетика. Для самолётов-автомобилей — нужны аэродромы, которые нужно чистить от снега (Россия, детки, не забывайте об этом — снег, зима и всё такое).

    P.S.2. Как выше заметили, всё упирается в энергоёмкие и морозостойкие (для России) аккумуляторы. Но даже если делать бензиновые тейлситтеры, это всё равно будет дешевле бензиновых пузырей, чистки от снега и ремонта протяженных российских дорог.


    1. Diordna
      12.10.2017 00:59
      +1

      А можете поподробнее объяснить как будут люди размещаться в кабине самолета хвостoсида, он же взлетает вертикально как ракета, потом как я понимаю летит горизонтально чтобы использовать подъемную силу своих крыльев.


      1. robux
        12.10.2017 20:53

        Элементарно: взлетаешь и садишься стоя, летишь — лёжа.
        А в чем проблема-то?


        1. robux
          12.10.2017 21:57

          Так в одно- и двухместном.
          В многоместном (4 и более) тейлситтере можно сделать поворотные сидения.

          P.S. Но я считаю, что многоместный тейлситтер не оптимален, на мой взгляд тейлситтер — это идеальный личный транспорт, а не общественный. Стада по воздуху можно продолжать на лайнерах возить. Но лучше, как я выше писал — стадо по легким подвесным рельсовым линиям, а персонально — на 1-2-местных тейлситтерах.