Подделка полотен известных художников — давнее, можно сказать, древнее ремесло, которое приносит достаточно много денег. Некоторые подделки так хороши, что специалисты-искусствоведы годами спорят, подделка ли это, или реальное полотно мастера. Сейчас команда ученых из МИТ разрабатывает компьютерную систему, которая в перспективе сможет подделывать полотна на высочайшем уровне.

Задумка в том, чтобы компьютер «писал картины» так, чтобы не только детали были неотличимы, но даже форма и глубина мазков кисти сохранялась. Пока что проект, получивший название RePrint, далек от идеала. Рисует он при помощи специальной краски, которая подходит для 3D-принтера. Ни о масле, ни об акварели или других видах краски пока и речи быть не может. Но кто знает, до каких высот мастерства дойдет ИИ в ближайшие несколько лет?

Так вот, система, о которой идет речь, состоит из двух частей — 3D-принтере, который наносит слои из специализированных чернил, и нейросети, которая этим принтером управляет. Для того, чтобы воссоздать копию картины, нейросети «показывают» реальное полотно. Система оценивает внешний вид картины, настраивает световую палитру, оценивает цветовую гамму, которая должна присутствовать в картине.


Далее наступает работа принтера. Основная сложность в том, чтобы чернила были нанесены так, чтобы создавалось впечатление реального полотна, включая мазки и даже дефекты. Небольшие проблемы присутствуют практически всегда, и зачастую именно они указывают на то, что полотно — оригинал, а не подделка. Разработчики использовали машинное обучение, так что система постепенно учится у реальных художников.

Интересно то, что компьютеру показывают фотографии картин, а не реальные полотна. И на выходе система создает достаточно точные копии оригинала. Конечно, играют свою роль разница в освещении картины во время ее фотографирования, четкость фотографии и многие другие важные моменты.


Источник: mit.edu

Выше показан оригинал (слева) и его копия, созданная машиной. Разница достаточно хорошо заметна, к сожалению, мазки кисти мастера машина воспроизводить пока не научилась. Но с течением времени разработчики надеются достичь и этого. Сейчас хотя бы цветовая гамма очень похожа, особо сильных ляпов (с определенными оговорками нет).

Достоинства системы, которая «подделывает» полотна налицо — ведь она может воспроизводить как объемную структуру картины, так и давать более обширную цветовую гамму. 3D-принтер работает с 10 цветами и оттенками вместо привычных четырех — синего, красного, желтого и черного. «Понимать» цвета систему учат благодаря старой технике, которая заключается в нанесении множества цветных точек вместо создания картины при помощи мазков кисти. Объединение технологии и старой техники позволяет если не совершать чудеса, то приблизиться к оригинальной технике.

Нейросеть, которая управляет всем процессом воссоздания картины, была обучена на примере 18 000 реальных полотен. Что касается физической структуры полотна, то разработчики в скором будущем надеются увеличить разрешение печатающей головки, а также лучше проработать цветовую гамму, которую воспроизводит нейросеть. Дело в том, что некоторые цвета для 3D-принтера пока недоступны. Это касается, к примеру, кобальтового синего.

Что касается цели, с которой создается «виртуальный художник», то это отнюдь не подделка картин. Наоборот, авторы проекта надеются показать ценителям искусства полотна, которые по тем либо иным соображениям пылятся в запасниках музеев, были украдены или же недоступны по иным причинам.

Стоит отметить, что идея ученых не нова. Еще в 2015 году сообщалось о стартапе Relief Art, который представил особый способ печати Dar3D, позволяющий передать цвет, рисунок картины, а также объем краски на ней. По словам разработчиков, эта технология позволяет наносить изображение на бумагу, холст, кожу, дерево и даже полиэтилен. Техника создания красками объема на полотне называется импасто, она позволяет придать изображению как глубину, так и выразительность.

Комментарии (1)


  1. denisgrim
    02.12.2018 21:06

    Могу предложить такой способ воспроизведения техники импасто:
    1) Печатаем качественным экструзионным принтером рельеф, полученный на основании точного сканирования.
    2) Замываем дефекты растворителем.
    3) Печатаем изображение на струйном плоттере сольвентными чернилами.