Примечание переводчика: прошу меня извинить, если для кого-то заголовок показался чересчур грубым, но я счел нужным сделатьего перевод максимально близким к оригиналу (Don't fuck up the culture), чтобы передать изначальный посыл автора.

Когда-то я разослал одно письмо всей нашей команде Airbnb. Я решил его опубликовать с мыслью о том, что оно могло бы быть полезно для молодых компаний при выстраивании их собственной культуры.

Команда, привет!

Наше следующее собрание посвящено основополагающим ценностям, которые необходимы для строительства нашей культуры. Мне пришло в голову, что перед этой встречей я должен написать вам короткое письмо о том, почему культура так важна для Джо, Нейта и меня.


После окончания очередного этапа финансирования в 2012 году, мы пригласили нашего инвестора Питера Тиля к нам в офис. Это было в самом конце года, и мы показывали ему различную метрику работы команды. В середине разговора я спросил его, как бы звучал самый важный совет, который он мог бы нам дать.

На что он ответил: «Не похерьте культуру».

Это было не совсем то, что мы ожидали от человека, который только что вложил в наше дело 150 млн долларов. Я попросил его пояснить данное высказывание. Он сказал, что одной из причин, почему он вложил в нас деньги, была наша культура. Но также придерживался несколько циничной точки зрения, что как только компания достигает определенного размера, практически неизбежно эта самая культура «будет похерена». «Хм, как-то это звучит удручающе», – подумал я тогда.

Получается, что мы были обречены в конечном счете «похерить нашу культуру»? В ходе дальнейших обсуждений стало ясно, что ее все-таки возможно защитить и укрепить. Но это должно было стать одной из самых главных наших целей. Про себя я думал о том, сколько руководителей компаний прежде всего сосредоточены на культуре? Относится ли он к списку самых важных показателей, которые они изучают наиболее внимательно? На это ли они тратят львиную долю своих рабочих часов каждую неделю?

Культура – это просто способ делать что-то сплоченно и с энтузиазмом.

Наша культура – это основа нашей компании. Может быть, о нас быстро забудут после нашего ухода, и через сто лет Airbnb точно не останется веб-сайтом для бронирования жилья. В нашей эволюции мы шагнем гораздо дальше (не говоря уже о том, что через 100 лет внуки будут спрашивать своих бабушек, что такое вебсайты).

Именно культура – это то, что выдержит испытание временем, как мы могли видеть на опыте компаний с вековой историей. Она создает основу для всех будущих инноваций. Разрушая культуру, вы нарушаете машину, которая производит ваши продукты.

Так как же мы строим культуру?


Поддерживая наши основные ценности во всем, что мы делаем. Культура – это тысячи вещей, тысячи раз. Это те основные ценности, придерживаясь которых вы нанимаете людей на работу, пишете письма, работаете над проектом. Это те ценности, с которыми вы приходите на работу. Благодаря нашим ценностям у нас есть силы строить культуру. У нас есть также и достаточно сил на то, чтобы, предав ценности, ее похерить. Каждый из нас имеет такую возможность поступить таким образом, и это тяжелая ноша.

Почему же культура так важна для нашего бизнеса? Я опишу это просто. Чем сильнее культура, тем меньше компания нуждается в укреплении «корпоративного духа». Когда культура сильна, вы можете довериться каждому в твердом убеждении, что они сделают правильные вещи. Люди могут быть самостоятельным и независимым. Они могут быть предприимчивыми. И если наша компания будет предприимчивой по духу, то мы будем способны дотянуться до звезд. Замечали ли вы когда-нибудь, что люди в семьях и племенах не нуждаются в «корпоративном развитии»? Причиной этому являются крепкие связи и культура, которые заменяют его. В организациях (или даже в обществе) со слабой культурой вам нужно установить множество четких правил и процедур.

Бывают дни, в которые легко можно почувствовать давление наших возрастающих ожиданий. Периоды, когда нам нужно запустить продукт. А также время, когда мы имеем дело со связанными с бюрократией проблемами. И все это затягивает. И все это очень важно. Но по сравнению с культурой все это относительно кратковременно. Эти проблемы приходят и уходят. Но культура компании – это навсегда.

Об авторе: Брайан (Брайан Чески (Brian Chesky) – сооснователь и генеральный директор Airbnb)

Комментарии (8)


  1. some_x
    07.08.2015 12:09

    А разве airbnb это не просто сайт для бронирования?


    1. Tiburra
      07.08.2015 12:18

      Нет.


  1. ascold
    07.08.2015 14:40
    +1

    Кстати, на фото — один из первых офисов Airbnb. Простой, почти «домашний» кадр. Обратите внимание на парня в дальнем левом углу, который как-то с подозрением смотрит на своих коллег — «пожалуй, все эти чуваки вокруг меня что-то замышляют» :)


  1. achekalin
    07.08.2015 17:47
    +4

    Общение с Airbnb дало мне ощущение, что сайт, может, и с некой мыслью создавался, но живет именно тем, что мешает владельцам жилья и арендаторам друг с другом договориться напрямик, и не пользоваться его дурным по удобству интерфейсом и странноватым подходом.

    Чтобы что-то снять, надо отправить и свое фото, и скан паспорта, и еще черте-знает-что, и все это для того, чтобы что-то кому-то гарантировать. Но гарантии заканчиваются, когда ты приезжаешь в заказанное жилье, а там, скажем, дубак (что на Западе вполне бывает: народ так привык). Жаловаться на хозяина можно, но и он тебе рейтинг вполне может уменьшить, так что в комментах «кукушка хвалит петуха».

    Поиск по географии вообще отдельная песня. Поиск места рядом с горой, куда хочешь поехать кататься, может легко привести в городок, который, хоть и рядом, но по дорогам (горным!) до которого как до Луны.

    В общем, сервис ничего такой, но про «культуру» как-то не хочется говорить. Навязчивый — да, стремящийся все, что можно и не можно, на себя переключить — точно, но… «культура»? Если такое отношение к юзерам — это и есть культура, то ценности в ней для юзера немного, увы.

    Куда важнее, мне кажется, «уважение», «чувство меры» и «вкус». Но вот про них, когда разговор касается монетеризации сервисов, вспоминают пореже, как-то )


    1. Shapelez
      07.08.2015 22:00
      +4

      Плюсанул ваш комментарий только потому, что так смело выражать ничем не подкрепленное мнение может далеко не каждый человек.

      Попробуйте договориться напрямик о краткосрочной аренде от собственника в столице любого другого государства – в отсутствие Airbnb это процесс превращается в настоящую «Божественную комедию». У вас имеется такой опыт, или вы судите о том, что сервис «мешает договориться напрямик», всасывая воздух из пальца?

      Вы и без Airbnb не снимете ничего не показав своё фото и паспорт кроме отеля – и то, маловероятно. Вы живете в отеле?

      Поиск по географии – это как? Типа, мне квартиру на континенте «Евразия»? Зная точку назначения вы видите настоящую карту, в ситуации, когда вы оказываетесь не там, где рассчитывали быть, последнее что нужно делать – это винить сервис. Топография с сервисом не связана, как и неумение с нею обращаться.

      А то, что Airbnb уже давно сформировал не только и даже не столько культурный код краткосрочной аренды, сколько вывел в сеть до этого серую и не существовавшую в легальном поле «вписку» – отрицать невозможно.

      А, ну и в качестве постскриптума – не нужно путать личное мнение и эмоции с фактами.


    1. Elegar
      13.08.2015 15:04
      +2

      Насчет гарантий — конечно никто не может вам гарантировать, что все пройдет гладко — вообще, даже у вас дома могут отключить отопление на пару дней, а могут залить соседи или взорвать дом, так что некоторый риск преследует нас всех по жизни. И все же плане защиты интересов сторон сервис дает немало, насколько это возможно. Система отзывов вполне позволяет составить представление о жилье, приближенное к реальности. Если вы смотрите варианты у которых 0 отзывов — да, вы рискуете сильнее, зато такое жилье обычно заметно дешевле, хотите больше уверенности — смотрите только то, где много отзывов и средняя оценка больше 4.5 — дороже, но надежнее. Читайте комментарии, там вполне может быть полезная информация, вроде того, что в доме все хорошо, и квартира как на фотках, вот только находится он рядом со стройкой где круглосуточно шумит тяжелая техника.

      «Жаловаться на хозяина можно, но и он тебе рейтинг вполне может уменьшить, так что в комментах «кукушка хвалит петуха».»


      Отзывы показываются на сайте, только после того как они написаны обеими сторонами или истек срок в 10 дней. После этого отзывы становятся публичными и отредактировать или удалить их уже нельзя. Таким образом, можно смело ругать все, что угодно, не рискуя получить обратный «минус в карму»


  1. stagor
    14.08.2015 07:34
    +1

    Ничего сказать про их культуру не могу, а про сервис в целом — пользуюсь, доволен, но не без приключений. Один раз я с женой остановился в доме, где жило два гомосексуалиста. Ночью мы были сведетелем их ссоры, разбирательств и рукоприкладства. Второй раз мы остановились у параноика, у которого все было под камерами и сигнализацией. Ночью не работал кондиционер, и я решил открыть окно. Я убрал деревяную палочку, которая лежала в окном проеме, и отодвинул. Дальше было хуже, сработала сигнализация. Дело было в Калифорнии, мы с женой считали минуты до приезда копов, на удивление, их не было. Да, я упустил еще один момент. Когда мы приехали, хозяина не было дома и он нам должен был прислать код доступа к замку. Он этого не сделал, хорошо что был мобильный и я с ним связался. Первые десят минут я объяснял, кто я такой, так как он не понимал, зачем я хочу к нему в дом зайти. Толи был под наркотой, толи в алкогольном опьянении. Последний раз останавливались в Новой Зеландии, где дома ночью был просто дубарь. Отопления не было, кровать без подогрева. Ах да, забыл еще рассказать случай, когда в одном доме при входе на нас налетела хозяйка с вопросами про известную церковь в Австралии, оказалась верующей. Весь вечер рассказывала про свой небольшой интерес: она любит сериалы про русских шпионов, и попросила посмотреть одну серию с ней, и сказать, есть ли у них акцент и точность перевода. Жудко и интересно представить, что дальше нас ждет с этим сервисом.


    1. iSeiryu
      14.08.2015 19:02

      Надеюсь вы оставили подобающие комментарии перечисленным хостам.