С XVI века складывалась нынешняя система производства в которой мы живём. Эта система находит своё отражение во всех сферах, но в IT получает новое продолжение, новое рождение. Это статья о том, почему программное обеспечение формирует новый ландшафт экономических отношений и почему в IT много денег. Но что ещё более важно, надеюсь внимательный читатель задумается, в какой компании он работает и в какую хотел бы пойти работать.


Описание программного обеспечения как товара


Программное обеспечение распространяется несколькими моделями. Чаще всего, модель распространения смешанная, специализируется под каждый конечный случай. Но для целей анализа следует рассмотреть крайние, противолежащие случаи.


С одной стороны, в виде специализированного для заказчика продукта, которой компания-разработчик делает покупателю согласно сделке, в идеале подкреплённого технической документацией. Нередко такие договоры связаны с разработкой специфичного продукта для определённой компании или государственными заказами. Такой труд из одного контракта в другой требует повторного приложения труда — вновь и вновь разработчики будут заниматься написанием новых продуктов, отдельных для каждого отдельного заказчика. Такой труд я бы назвал немасштабируемым.


С другой стороны, существует продажа программного обеспечения как копии одного и того же продукта. Таким образом мы покупаем игры, офисные пакеты, IDE и так далее. В этой модели продукт производится лишь раз, а затем воспроизводится простым копированием и соответствующий труд назову масштабируемым.


Как и было сказано выше, для рассмотрения интересны крайние случаи. Промежуточные же формы не должны быть интересны потому, что раскладываются по содержанию на более атомарные составляющие, которые в свою очередь и представляют собой эти крайние случаи. Например, известна модель продажи продукта или его фичей за некоторую стоимость, и специализация на поддержке — легко видеть, как можно разложить продукт на два крайних случая.


Далее предлагаю рассмотреть эти противоположности в отдельности и разобраться откуда возникает прибыль.


Прибыль немасштабируемых продуктов


Разрабатывая программное обеспечение для конкретного заказчика, компания-исполнитель полностью встраивается в производственные цепочки покупателя товара/услуги, что соответствует форме производственных отношений в которой мы пребываем.


Во-первых, стоимость производимых работ будет ограничена. С одной стороны, заказчик не станет платить за работу больше, чем сможет сэкономить посредством поставленного продукта. То есть заказчик потратит на продукт не больше чем может потратить на свой персонал, который делает ту же работу какими-либо другими способами. Выпуская продукт для заказчика, исполнитель будто бы "встраивается" в структуру организации заказчика, в экономическом плане. С другой стороны, подготовленный заказчик, который приходит с чётко прописанной документацией, так или иначе знаком с количеством эквивалентной работы, необходимой для производства данного набора функционала. Эту информацию можно получить или в качестве консультации, или рассмотрев несколько коммерческих предложений. А в случае гос.закупок, существуют специальные институты, контролирующие такие расходы (и если происходит завышение суммы, то часть этой стоимости — не рыночные методы конкуренции).


Во-вторых, способ производства направлен на снижение усилий и повышение прибыли. Разработчики собираются для работы над продуктом под управлением нанимателя. Его интерес предоставить результирующий товар, удовлетворяющий всем пожеланиям клиента, но с минимальными расходами и максимальной прибылью, что в свою очередь толкает его на деспотичную форму управления. Для рядового работника это будет означать, что его рабочее время контролируется максимально тщательно управляющими и надсмотрщиками, переработки поощряются (особенно на словах, реже оплатой и премиями), инновациям не находится время если их нет в договоре, а разработка происходит по факту через водопад. Не будет своих фреймворков и библиотек в рабочее время — прибыль нужна здесь и сейчас.


Если воспользоваться формулой трудовой стоимости товара, то получается следующее: стоимость конечного продукта W состоит из суммы затрат на производство С (офис, компьютеры, ПО для работы, налоговая нагрузка и т.п.), из затрат на оплату труда рабочих V, и из прибыли владельцев компании M. При этом общая прибыль на рынке ограничена минимальным доступным предложением на рынке — ведь заказчик при равных условиях обратится к тому исполнителю, который сделает работу дешевле.

Из этой формулы видно, что для получения большей прибыли может быть два способа ее увеличения.


Во-первых, снижение затрат выплат работникам напрямую или посредством длины рабочего дня. Согласно сложившемуся рынку, труд разработчика имеет определённую среднюю стоимость и, пока на рынке есть спрос на рабочую силу программистов, занижать зарплату несколько затруднительно. Другое дело — длина рабочего дня. Часть дня, сотрудник работает в счёт своей зарплаты, другую часть в пользу прибыли работодателя. Оставаясь на неоплачиваемые переработки, вы работаете на сверхприбыль компании и её собственников в частности. Без этих переработок проект не провалится, бизнес исполнителя не исчезнет — снизится только норма прибыли (она же по сути доходность), которая на зарплату не влияет.


Во-вторых, на прибыль влияет внедрение новых технологий (средств труда), ещё не освоенных на рынке и дающих то конкурентное преимущество, что на единицу времени позволит производить большее количество работы. Это приводит к тому, что на итоговую работу над проектом нужно будет потратить меньше денег и авансировать меньший капитал в виде зарплаты программистам. Речь идёт о всевозможных библиотеках и фреймворках, которые позволяют значительно ускорить разработку. Однако, как уже сказано выше, противоречия собственников компании не позволят вести разработку над новыми технологическими решениями. Зачастую, компании разрабатывающее такое ПО, склонны впитывать инновации посредством найма людей на работу, которые уже имеют подобный опыт работы с некоторой новой технологией.


В рассмотренном способе производства и есть сущность капитализма — произвести новый товар, но при этом сэкономить на работниках, увеличивая им рабочий день, давая им те средства (тулинг, IDE, frameworkи и т.п.), которые увеличат производительность работы.


Прибыль масштабируемых продуктов


Программное обеспечение, которое продаётся поштучно множественным копированием, резко отличается от обычных товаров. Капиталистический способ производства требует, что бы капиталист купил один товар, применил к нему определённый труд, увеличивающий полезность и стоимость, а потом, если повезёт на рынке, продал товар с прибылью. Однако, прогресс сделал информацию уникальной формой нетоварного продукта, а точнее товара без товарной стоимости, то есть каждая отдельная копия продукта не содержит в себе стоимости вложенного труда. Воспроизведение товара производится простым копированием — крайне дешёвой операцией в современном мире. Таким образом, компания-производитель программного обеспечения делает продукт один раз, но стоимость получает многократно, если количество переходит в качество. Тем самым масштабируемый продукт становится выражением новой формы производства.


Конечно, производитель программного обеспечения преследует туже основную цель, что и любой другой капиталист — заработать денег. Но средство достижения этого результата разительно отличаются от предыдущей модели, ведь в ход здесь идёт новый вид капитала — венчурный. Инвесторы (и следует оговорится, что ими могут быть разработчики в гараже, авансирующие своё время) решают, что определённый продукт найдёт своё употребление на рынке, то есть найдутся такие покупатели, для которых данное программное обеспечение представляется полезным (имеет потребительскую стоимость).


Устанавливаемая стоимость в этом случае теряет свой смысл по сравнению с обычным товаром, потому что продукт можно неограниченно множить без затрат на производство. Тем самым, прибыль будет прямо зависеть от назначенной стоимости m, которую оплатили k покупателей, и обратно от затрат на разработку C+V, что соответствует формуле . Прибыль от такого продукта зависит от количества продаж, для их увеличения производитель должен выбрать такую часть рынка, в которой нет других альтернатив, а продукт может нести пользу, т.е. потребительскую стоимость. Задача тем самым может принимать самые идеалистические оттенки и быть названа миссией.


При этом удовлетворяется одно из противоречий между трудом и капиталом. т.к. чаще всего прибыль в меньшей степени зависит от расходов и в большей от количества продаж, целесообразность экономии снижается. Значительно более необходима теперь работа над повышением полезности. Работа разработчиков становится более творческой и во многом требует, чтобы сам работник разделял ценности производимых им работ. В погоне за такого рода единением, компания может пойти на значительные уступки, ориентируя своих сотрудников, словно домены метала при намагничивании. Если для капиталистического производства характерно общественное производство и частное присвоение, то тут всё несколько иначе. Компании начинают формировать премиальные фонды пропорционально прибыли и даже распределяют свопы на доли. Последнее — очень значительное проявление кооперации, основанное теперь не на зарплате, а на общей цели, и, как результат, меритократическое поощрение.


Интересно проанализировать, какова назначенная стоимость продукта. Дело в том, что по-большому счёту, эта цифра носит идеальный характер. Заранее бизнес не знает сколько именно копий он продаст, а значит, нельзя наверняка установить норму прибыли, которая в данном случае будет иметь следующую форму: [НП] = m*k/(C+V). Компания, инвестирующая (авансирующая) капитал в производство масштабируемого продукта, должна ориентироваться на предполагаемое минимальное количество покупок, чтобы покрыть свои расходы и тем самым установить стоимость продукта. Мнимая величина количества продаж и назначаемой стоимости — противоречие данной формы производства между производством и обменом, выступающая как невозможность планирования назначаемой стоимости копии продукта. Зачастую, некоторые производители решают эту проблему, продавая подписку на предзаказ игр, например, тем самым планируя в каких пределах необходимо нести расходы на производство.


С другой стороны, покупатель будет волен выбрать, насколько купленная копия продукта будет для него полезна. В итоге, покупатель потратится при том условии, что для него потребительская стоимость будет не больше чем назначенная стоимость продукта. Если продукт должен автоматизировать что-то в вашей жизни (например, программа для подсчёта калорий или электронные таблицы), то стоимость продукта должна быть не выше той экономии времени, которую она привносит. Это по сути, то же самое противоречие, что и со стороны производителя, но в несколько иной форме. Если производителю необходимо понимать количество покупателей, то покупателю нужно оценить продукт, ознакомившись с тем что он из себя представляет, и, если признаёт в продукте полезность эквивалентную установленной стоимости, оплатить. Это противоречие заставляет производителей делать триал-версии, пробники, платный функционал, т.п.


Новая структура организации, ориентированность на результат руководства и работников, меняет вектор управления с деспотичного, на человеко-ориентированного, т.к. творчество человека во многом является составляющей успеха. На этом механизм управления не останавливается, чтобы получить максимально раннюю информацию о целесообразности инвестиций (потребительской стоимости авансированного капитала), индустрии выгодно применять итеративно-инкрементальные подходы, известные как Agile. Такой подход позволяет снизить риски венчурных инвестиций и, в отличие от обычного товара, получить представление о стоимости товара до момента продажи. Повышая от итерации к итерации полезность продукта, производитель тем самым может увеличить назначаемую стоимость товара. Итеративная разработка минимизирует описанные выше противоречия оценки стоимости продута со стороны производителей и покупателей.


Подытожу этот пункт следующим. Выше я попытался выделить внутренние закономерности развития подобных компаний, которые проявляются во внешнем движении капиталов, заставляя решать цели конечных покупателей через последовательное производство скооперировавшихся работников. Представленный способ производства не будет ограничиваться программным обеспечением. Со временем тоже самое коснётся, например, биотехнологий и аддитивных технологий.


Под конец


Нам приводят Кремниевую долину как икону капитализма. На деле же, в IT индустрии денег так много, потому что это новый принципиально другой вид производства — не товарный. Капитализм, с его участием государства такому производству только оковы, которые будут рано или поздно сброшены в ходе исторического развития. Стартапы — ростки новой жизни, которые всё ещё похожи в момент рождения на корпорации, но в то же самое время могут быть чем-то большим и лучшим.


Корпорации же более реакционны, так как их капиталы становятся магнитом для денег, и это мешает нормальному развитию, сковывает их в выборе и действиях, оставляя снова единственную цель — прибыль. И предельно хуже слияние корпораций с финансовым капиталом, то ли в виде венчурного капиталиста, то ли в виде бизнес-ангела, то ли через банальное кредитование. Такие паразиты не остановятся ни перед чем что бы поскорее обменять результаты живого труда, на мёртвые деньги.


Производство масштабируемого продукта принципиально отличается от тех товаров что делались веками до того. Это столь эффективно и выгодно, что крупный бизнес и государство изо всех сил будут пытаться сдерживать подобное развитие. С помощью патентного права и юридических препонов, с помощью запрета угрожающих технологий, таких как Blockchain, с помощью гипервливаний денежных средств. Однако движение истории не остановить.