С приходом iOS 9 рекламодателям, владельцам сайтов и даже самому Google придется несладко.

Вкратце: В сентябре выйдет новая операционная система Apple iOS 9, в которой произойдут революционные изменения в механизме блокирования рекламы. Нововведения будут иметь далеко идущие последствия не только для веб-сайтов и рекламодателей, но и, возможно, повлияют на баланс в мире мобильных платформ и даже на доходы Google.

Почему так? Давайте попробуем разобраться.

Первая часть доступна здесь.

Недавний проведенный Reuters опрос показывает, что людям не нравится реклама. К сожалению, опрос не сообщает, сколько людей, не блокирующих рекламу, знают о возможности сделать это.



Отношение к рекламе и использование программ, блокирующих рекламу/

Но погодите-ка, а как же все это выглядит под призмой морали? Как насчет того факта, что сайты теряют прибыль, если вы блокируете рекламу?

Я уже писал о том, что эти две стороны очень далеки друг от друга. Блокировка рекламы сродни превышению скорости: те, кто это делают, могут оправдаться перед собой, пока те, кто считает это неправильным, яростно выступают против подобных действий.

Забавно, что когда я написал в Твиттере, сколько средств отслеживания мне удалось заблокировать с помощью Ghostery (в рамках эксперимента я опробовал Ghostery, AdBlock, Javascript Blocker и uBlock для того, чтобы посмотреть, как они влияют на изменение моего пользовательского опыта), то в меня тут же начали тыкать пальцами и объявили в уничтожении журналистики:
@GeorgeBouras @charlesarthur Блокируя рекламу, ты уничтожаешь качественные медиа и журнализм. Неужели ты не считаешь себя ответственным по отношению к ним? – Jeff Jarvis (@jeffjarvis), 26 июля 2015

В ответе ли я за них? На самом деле нет. Вот что случилось со мной как с обычным читателем: я принял приглашение к прочтению статьи, но я не думаю, что мы поняли друг друга относительно отслеживания моих действий, относительно того, как многочисленные рекламные сети определяют меня к той или иной группе пользователей, а еще выпрашивают согласие на обработку моих данных и вмешиваются в мой читательский опыт. Не нужно ли мое согласие хотя бы на два последних пункта?

И поэтому я ответил следующим образом:
@jeffjarvis @GeorgeBouras Я нахожу опасными мысли о том, что читатели должны (или будут) терпеть все, что заблагорассудится рекламодателям. – Charles Arthur ( @charlesarthur), 26 июля 2015

Полную переписку в Твиттере можно посмотреть здесь.

Печатные издания эволюционировали. Теперь очередь за веб-рекламодателями
Это часть дискуссии, которая меня очень интересует (и, признаюсь, забавляет). Печатным изданиям нужно было эволюционировать и не повторить историю динозавров, потому что Интернет был на следующем этапе развития: рекламодатели ушли в мир онлайн, и нужно было следовать за ними либо погибать.

Теперь же все мы связаны с Интернетом. И что же, мы должны беспрекословно принимать онлайн-рекламу такой, какая она есть, никогда не уклоняться от нее и не ставить под сомнение? Ну конечно, так мы и разогнались. Почему же веб-рекламодатели должны быть защищены от эволюционного или революционного изменения в пользовательских привычках? Кесарю кесарево – то, что проглотили печатные издания, не должно стать поперек горла и у веб-рекламодателей. Я что-то не припомню, чтобы люди, которые обвиняли меня за использование блокировщиков для рекламных средств отслеживания, утверждали, что все должны вернуться к печатным объявлениям, так как они приносят больше прибыли (что они до сих пор и делают).

Более того, любые аргументы, которые пытаются построить плотину морали перед технологической рекой, обречены на гибель. Napster, Bittorrent, теперь мы имеем дело с блокировкой рекламы.

Что быстро приведет к…


Если значительное количество пользователей перейдут к использованию блокирующих рекламу приложений, веб-рекламодателям придется быстро сориентироваться, чтобы совладать с жестокой для них реальностью. Равно как и онлайн-издателям.

Хотя, должен признаться, что я не испытываю жалости к «издателям» из мира онлайн. В ранние дни Интернета, у Guardian была замечательная реклама, которая спрашивала «Вы когда-нибудь задумывались о том, как каждый день появляется столько новостей, сколько можно уместить в газету?» Она рекламировала веб-сайт Guardian и тот факт, что на нем вы найдете больше новостей, чем могло бы физически поместиться в газету.

А что сейчас? Существует колоссальное количество сайтов, но большинство из них – это просто копии, которые монетизируются рекламой Google или чьей-то еще. Они выуживают весь уникальный контент у других порталов. И подумайте о том, как много новостей появляется каждый день: больше, чем могло бы уместиться в газету, но меньше, чем могло бы заполнить все сайты, которые в настоящее время считают себя «новостными». Если блокирование рекламы приведет к падению популярности копий, я плакать не буду. Это не журнализм. Это что-то вроде ужасной стенографии, даже хуже того – стенография выдается за журнализм и на некоторых больших сайтах. На плаву останется качественная пресса и достойные сайты. Или хорошие журналисты.


Какую же форму примет эта эволюция? Посмотрите на сайты типа Buzzfeed и то, как они используют собственный контент. Если сайт генерирует рекламу, ее не так легко заблокировать. В каком-то смысле мы возвращаемся в страну печатного слова, где над контентом и рекламой работали в то же время и в одном месте.

Борьба экосистемы


Более того, в долгосрочной перспективе присутствует и потенциальное влияние. Я не считаю, что в Apple радостно думали о том, как бы сделать гадость Google, когда в компании решили открыть пути для блокировки рекламы, но это может иметь ощутимые последствия.

Представьте себе: появляется iOS 9, и множество пользователей платформы iOS говорят, как они счастливы блокировать все эти раздражающие рекламные объявления (Не стоит переоценивать то, как быстро iOS 9 будет подхвачена: система будет доступна даже для устаревших устройств, начиная с iPhone 4S и iPad 2, и занимает меньше места, чем iOS 8. Даже iOS 8 была на половине яблочных устройств уже через два месяца после релиза). Тем временем пользователи Android не смогут пойти тем же путем (в надежде добиться подобного эффекта). Как минимум произойдет одно из двух:

  • Некоторые пользователи Android начнут рассматривать переход на iPhone
  • Google придется открыть возможность блокировки рекламы на Google Play для того, чтобы избежать ухода пользователей с платформы Android.

И то, и другое плохо для Google. Потеря пользователей Android в краткосрочной перспективе, возможно, более терпима. Блокировка рекламы может стать глобальной катастрофой для Google (потому он и платит разработчикам Adblock Plus, чтобы те не блокировали рекламу Google).

Вряд ли блокировка рекламы когда-либо сможет достичь тех масштабов, которые бы представляли смертельную опасность для Google. Но в Интернет приходят все новые и новые пользователи из развивающихся стран, и, платя за каждый килобайт информации, они вполне могут захотеть заблокировать рекламу. В частности, Индия уже можно назвать технологически подкованной страной с высокой стоимостью интернет-трафика. И она с радостью приняла Android. Представьте, чем это может быть чревато для Google.

Кстати, компания Global Web Index провела опрос, связанный с использованием программ для блокировки рекламы. По его результатам 27% пользователей в возрасте от 16 до 64 лет из 33 стран, в которых проводился опрос, используют приложение для блокировки рекламы, и 15% блокируют отслеживание своих действий.



Также у нас есть данные по Европе, благодаря исследованиям от компании Statista:



Подумайте о том, что эти данные вряд полностью отражают ситуацию по мобильной индустрии. А ведь сейчас именно мобильные платформы являются наиболее популярными. Возможность блокировки рекламы для одной из главных мобильных платформ появится уже в сентябре.

Неожиданно это все может оказаться довольно мрачным для рекламной индустрии.

Комментарии (17)


  1. vikarti
    22.08.2015 17:28
    +2

    автор не совсем прав что на Андроид блокировка не возможна
    если пользователю не хочется возится с рутом и установкой AdBlockPlus (а без рута он фильтрует только по WiFi и в Play Store его нет)(а ведь есть и утилиты которые /etc/hosts правят) то есть например WebGuard который работает без рута (на хабре была статья о том как он технически устроен) который вполне справляется с блокировкой рекламы.

    одна особенность решений для Андроид если пользователю оно надо то блокируется и реклама в приложениях тоже.

    а вот то что издателям и рекламодателям придется адаптироваться (возможно и методом «видим блокировку — говорим пользователю что он не прав» )


  1. DrPass
    22.08.2015 23:01
    +3

    Я больше склоняюсь к тому, что будет технологическая гонка «блокировщики vs рекламодатели». Все современные блокировщики устроены по одному нехитрому принципу: они ищут паразитный контент. В частности, встроенные объекты с других ресурсов, которые находятся в «черном списке» блокировщика. Их массовое распространение приведет к тому, что рекламодатели разработают новую схему взаимодействия с сайтами. Например, будут просто предоставлять некий API, а владелец сайта должен будет размещать какой-либо скрипт на своей стороне, который будет запрашивать баннер по этому API и отображать его уже как нативную картинку со своего сайта. И чёрта с два его блокировщик поймает.
    Реклама на видеороликах а-ля Ютуб будет встраиваться непосредственно в видеопоток.


    1. dom1n1k
      23.08.2015 21:24

      Ну так замечательно же! Автор как раз делает упор не на самом присутствии рекламы, а на огромном количестве ее «дополнительных» функций. И если реклама превратится в просто картинку, как это было в доисторические времена, это будет превосходно. А не как сейчас, огромные скрипты, куки, слежка, попадание во всевозможные базы…


      1. DrPass
        24.08.2015 02:29

        Так одно другого же не исключает. Статическая картинка на сайте может знать о вас всё то же, что и обвешанный скриптами баннер из яндексовской сети.


  1. pashatlt
    22.08.2015 23:47

    В результате либо уменьшится количество качественного контента, либо владельцы ресурсов будут блокировать пользователей с блокировщиками рекламы.
    По мне все очень просто — если ресурс борщит с рекламой, то пользователь просто не будет его посещать.
    Бликоировать попандеры или попапы еще может быть правильно. Но все рекламу — бред…


    1. sentyaev
      23.08.2015 00:41
      +2

      Тут все дело в выборе.
      Я пользуюсь блокировщиками и если какой-либо ресурс не дает мне просматривать контент, я ищу его на другом.
      Это мой выбор.


    1. DrPass
      23.08.2015 01:38
      +2

      если ресурс борщит с рекламой, то пользователь просто не будет его посещать

      Эта схема работает для немногих пользователей, которые готовы тратить свое время на подбор контента. Большинство «хавает» то, что ему подсунули, даже если это «невкусно». Они будут недовольны, но будут продолжать пользоваться неудобным для них ресурсом. Благодаря этой преобладающей группе пользователей и существуют невкусные химические продукты, протирающиеся на третий месяц джинсы и принтеры с картриджами на 100 страниц.
      Про себя лично могу сказать, что я не хочу смотреть рекламу, она меня отвлекает и раздражает. Если владелец сайта хочет на мне заработать какие-то деньги, то я с ним договор не подписывал, и ничему ему не обязан, я пришёл туда просто потому, что он «заманил» меня наличием интересной для меня статьи. Если его сайт без дохода от рекламы не сможет существовать, то я просто буду читать материалы на других сайтах. Интернет прекрасно существовал в эпоху до засилья рекламы, и никуда не денется и после рекламы, просто уйдет огромное количество сайтов-агрегаторов, которые тащат к себе чужой контент ради накрутки пользователей. Новостные сайты никуда не денутся, тематические сообщества тоже.
      Более того, если контент будет для меня достаточно интересным, я даже готов оплатить подписку на него, как я плачу за бумажные газеты.


  1. PapaBubaDiop
    23.08.2015 09:50
    -6

    Разработчиков утилит по блокировке рекламы для смартфонов надо убивать на месте, железо пускать под каток, стол и кресло — сжигать в мартеновской печи, имя — вычеркивать из книги бытия.


    1. ozgg
      24.08.2015 02:00

      Может быть вместо этого стоит заняться производством рекламы, которая не выбешивает, юзернейм?


      1. PapaBubaDiop
        24.08.2015 07:59

        Смотрите глубже, лучше заняться производством людей, которых не выбешивают реклама и прочие юзернеймы)


        1. ozgg
          24.08.2015 10:35

          Я с вами в корне не согласен. Реклама выбешивает не потому, что что-то не так с целевой аудиторией, а потому, что продукт (то есть реклама) некачественный.

          И да, вторая проблема — неуместность рекламы. Я не против контекстной рекламы, которая не мигает, не перекрывает основной контент и предлагает то, что может меня заинтересовать. Такая реклама спокойно пропускается резалкой и не выбешивает. Кроме того (вы можете в это поверить?) я её даже просматриваю и даже пару раз кликал.

          А когда заходишь на сайт, начинаешь читать, а тебе в лицо вылезает совершенно нерелевантный мегающий кусок дерьма, первая реакция — уйти с этого сайта вообще.


          1. PapaBubaDiop
            24.08.2015 11:14

            Я с Вами согласен, только я не про сайты веду речь, а про приложения на смартфонах. А это совсем другое, очень другое.


            1. ozgg
              24.08.2015 11:59

              Ну в большинстве приложений, с которыми я сталкивался, вроде пока сносная реклама. Бывают, конечно, случаи, когда тоже какой-то ад на весь экран вылезает, но в этом случае обычно и приложение так себе. В основном мне попадаются ненавязчивые баннеры где-то внизу.

              Опять же, если приложение приносит пользу/радость, то я считаю нормальным заплатить разработчику какие-то деньги, чтобы даже такую рекламу больше не показывали. Так что да, это совсем другое :)


  1. Artima
    23.08.2015 13:05

    Так много пафоса, а в итоге речь о том, что можно будет поставить приложение, которое фильтрует рекламу на iOs? :)


    1. ascold
      23.08.2015 17:15

      На самом деле автор поднимает куда более глубокую проблему, чем возможность установки платных приложений для iOS.


    1. PapaBubaDiop
      23.08.2015 22:20

      Честно говоря, не представляю, как написать подобное приложение в рамках парадигмы ios.


  1. Vanger13
    24.08.2015 11:31

    А почему все защищают «бедные сайты, которые не получаеют денег с показа рекламы», но никто никогда не защищает бедных рекламодателей? Я вот никогда ничего по баннерам не покупал и не буду, блокировщики рекламы использвал всегда, писал сам и буду использовать дальше, рефереры в ссылках даже убираю вручную если замечаю.
    И все ради защиты тех, кто за показ рекламы платит, пусть не тратят на меня деньги свои (даже если и небольшие).