SpaceX после запуска ракеты Falcon 9 с южнокорейским спутником Anasis-II впервые удалось поймать обе половины головного обтекателя носителя. Также успешно приземлилась первая ступень ракеты.
Запуск состоялся сегодня в 00:30 мск с базы военно-воздушных сил на мысе Канаверал. Первая ступень приземлилась на плавучую платформу Just Read the Instructions в Атлантическом океане.
Ракету впервые так быстро повторно ввели в эксплуатацию. До этого Falcon 9 была задействована в миссии Demo-2 по доставке космонавтов на Международную космическую станцию на корабле Crew Dragon. Обслуживание многоразовой ступени заняло всего 51 день. Это почти на две недели быстрее, чем, когда был установлен предыдущий рекорд.
Обе половины обтекателя вернули в сетки, установленные на специальных судах Ms. Tree и Ms. Chief. Об этом сообщил в Twitter Илон Маск: «Отличная работа, команда SpaceX».
По оценкам SpaceX, компания может сэкономить до $6 млн за запуск, восстановив и повторно использовав половинки обтекателя. Кроме того, отлаженная система позволит изучить возможность адаптации кораблей для ловли капсул Crew Dragon при возвращении на Землю, что снижает потенциальный риск для астронавтов. Между тем 2 августа в 03:00 мск планируется провести процедуру отстыковки Crew Dragon от МКС. Капсула с экипажем должна совершить посадку на воду
Между тем спутник Anasis-II, предназначенный для нужд военных Южной Кореи, выведен на заданную орбиту. В течение двух недель космический аппарат планируется вывести на геостационарную орбиту, которая расположена на высоте 36 тыс. км.
См. также:
uups
В целом экономика идет по пути одноразовых вещей. Как минимум потому, что любую вещь рано или поздно надо обслуживать, а цена рабочей(и достаточно квалифицированной) силы в развитых странах потребителях гораздо выше цены автоматизированного производства или дешевой неквалифицированной рабочей силы сборщиков в бедных странах.
А за счет чего тут происходит наоборот? Ведь возвращаемые детали надо инспектировать, обслуживать итд и все это делается вручную специалистами, которые поди получают не меньше 100к в год?
arheops
Очень уж дорого стоят двигатели. Да и вообще максимальное облегчение веса потому дорого. Дороже обслуживания с любыми зарплатами.
Да и вот машины то у вас тоже не одноразовые, и станки, наверно?
anonymous
arheops
Конечно, да.
Сравните какую-то условную kia-rio в первые 5 лет требуется только замена масла и присутвующий все еще автомобиль прошлого века, москвич или жигуль. Ремонт требуется уже с выезда с завода. Ну или грузовики сравните, там еще веселее.
А если сравнивать какой-то мерседес С-класса 2000го года (стоимость в момент его выпуска в эквиваленте на сегодня 200+тыс евро) с современным авто за 50тыс, то да, одноразовые, конечно.
p_fox
"первые 5 лет требуется только замена масла"
Разве это не дешевле, чем собирать новый автомобиль после каждой поездки?
Слово "одноразовое" не фигуральное, а буквальное.
71rmn
Производство не массовое. Думаю в этом проблема.
agat000
вторая проблема — время производства. Время — тоже деньги
ArViKh
1. потому что ракеты не штампуются миллионными партиями, т.е. нет эффекта от масштаба
2. у разных вещей есть разное отношение цены производства к цене обслуживания. SpaceX изначально делала ставку на многоразовость и, соответственно, на снижение стоимости обслуживания, и у них получилось. В отличие от Шаттла, дешевизна обслуживания которого оказалась не по зубам его разработчикам при тогдашних технологиях.
А что до одноразовости ширпотребных вещей, то тут основную роль играет не стоимость труда ремонтников а желание производителя снизить себестоимость и повысить продажи новой техники
Новым революционным шагом в сторону экологии должно стать законодательное ограничение снизу гарантийного срока всей массово производимой техники примерно 10 годами
uups
Ну тут скорее консенсус. Потребителям не нужна надежность ширпотреба, а те кому может быть и нужна, доплачивать за нее не готовы(именно поэтому она им и нужна).
10 лет гарантии выйдет дороже чем через 5 лет купить новую вещь, которая будет во-первых НОВАЯ, а во-вторых еще и лучше по характеристикам.
Остановить технический прогресс и обанкротить кучу компаний и\или ухудшить жизнь людей так себе решение. Вот утилизация и ресайклинг это другое дело.
ArViKh
вещи стоят столько сколько за них готовы платить. поэтому больше денег в единицу времени за технику мы платить не будем, скорее даже меньше ибо меньше будет побочных затрат на доставку товара и содержание торговых центров.
Прогресс не остановится, он лишь повернет в правильном направлении, от маркетинговой шелухи к реальной пользе.
И не будет браузеров и сайтов жрущих десятки гигабайт памяти, к чему мы движемся уверенной поступью
uups
Это байки про то как капиталисты договорились чтоли? Конечно есть единичные компании, которые могут снимать сливки и выставлять несколько большую цену нежели оно того стоит. Но вообще-то в основном существует жесточайшая конкуренция, которую регулярно кто-то не выдерживает. И основные расходы идут на r&d те как раз тот самый технический прогресс. А вы предлагаете перенаправить их на техническую поддержку, причем многие вещи объективно не могут 10 лет служить ни хорошие ни плохие. Или если не перенаправить то платить будет потребитель. Чудес то не бывает.
ArViKh
Никому не надо договариваться, просто всем выгодны одноразовые вещи.
Потому что платит за банкет одна природа.
RnD RnD рознь. можно улучшать технику в совершенно разных направлениях.
Чудес, правда, не бывает. и за смену айфончика раз в год заплатят наши дети. Ну и африканские дети, уже сейчас работающие на ужасных свалках техники.
Что до срока службы, то я телефоны меняю в среднем раз в 5 лет, и то не из-за устаревания оборудования, а из-за того что перестает работать софт старых версий, ну и веб-страницы при той же функциональности становятся гораздо тяжелее
ghrb
ArViKh
То что они не потребовали образования это конечно их проблема, но экономику это не меняет: кому-то все равно пришлось бы заниматься крайне вредным трудом по переработке (тысяч? миллионов?) тонн одноразовой электроники
ghrb
Почему пришлось бы? Экономика говорит, что если что-то не рентабельно, то этого никто делать не будет. В крайнем случае государство будет субсидировать, в том числе улучшение условий труда работников, безопасность и прочее.
В комплекте к электронным отходам не идёт полуодетый и больной подросток, не путайте причину и корреляцию.
ArViKh
1. Потому что редкие элементы надо возвращать, иначе ваш новый айфончик станет дороже
2. гос-во не из воздуха берет деньги на субсидии.
3. я просто выскажу несогласие с этим, вопрос в глобальных взаимосвязях и ваша позиция тут понятна.
Если честно, мы тут оба разжевали тему полностью, предлагаю остановиться на этом
Kordamon
Вот это мощный заход! Наверное, и те негры-рабы на плантациях тоже сами себе идиоты, что дали себя поймать? :)
ArViKh
StupidLivesMatter! :)
прости меня, НЛО, оно само вырвалось
ghrb
Ну вообще да, первичный рынок на берегу африки же собственно сами негры и держали. Кто в набеге на соседей победил, тот белым и толкает. Сегодня племя А устраивает распродажу племени Б, завтра наоборот.
Если бы свои собственные чернокожие братья не волокли друг друга не рынок, не было бы slave и master.
Kordamon
Пои чем здесь то, кто конкретно тех негров ловил и сажал в кандалы? «Они сами виноваты» означает, что рабы — лохи, что дали себя поймать (неважно кому).
solariserj
В котором по задумке планер и ускорители были многоразовые, Ускорители не получилось использовать повторно, а планер оказался слишком дорогой в обслуживании. Вот Falcon 9 — это 2 итерация многоразовости которая учла предыдущие ошибки и как видно получилась.
saipr
Ключевое слово — ХОТЕЛИ
ghrb
Еще у нас хотят сделать детонационный двигатель и ядерный буксир с капельным холодильником. Хотеть мы хорошо умеем :(
saipr
Козьма Прутков
Darlock_Ahe
Вообще-то ускорители использовали повторно. Только топливный бак выбрасывали.
Sommerregen
Ну да, самолеты тоже каждый раз строят, после одного перелета :)
Dee3
Все таки экономика ракет, самолетов и станков отличается от экономики смартфонов, хотя бы тем что бизнес лучше умеет считать выгоду чем рядовой потребитель
Hardcoin
Да и смартфоны тоже никто не выбрасывает после первого звонка. Идея uups вообще имеет крайне опосредованное отношение к окружающему миру.
minusnaminus
Во-первых, это красиво (с)
Все упирается в логистику. Вещи одноразовые во многом потому, что в той цене, за которую вы можете их взять с полки магазина, основная доля — расходы на транспортировку. Чаще всего, нет смысла возить параллельно запчасти для ремонта (проще заменить устройство на аналогичное) и уж тем более, вообще нет смысла возить сломавшуюся вещь обратно за моря на предприятие изготовителя для заводского ремонта. А потом ещё и обратно везти.
Потому, кстати, не будет в обозреваемой перспективе российский или европейских многоразовых ракет, так как их пусковые площадки находятся на юге, в глухомани, в тысячах километров от расположенных на севере, в промышленных центрах, производственных мощностей. Такие дистанции «съедят» экономию возвращаемых ракет с большим запасом. Так что, сэкономят на чем-нибудь другом.
А вот с «происходит» вы немного поторопились. Да, это конечно делается, то есть, ракеты возвращаются и обтекатели ловятся, но бухгалтерия сего процесса от широкой публики закрыта. Правильно подметили, что ценообразование происходит за счет заработных плат, и вот тут-то все самые интересные собак и зарыты.
SpaceX — компания у которой есть производство ракет и заказчики на их пуски. Из этого следует, что у них есть четкий план на минимум год вперед, о том, сколько им надо ракет запустить. Исходя из этого, они планируют их производство, включая все компоненты. Планы по производству нужного количества обтекателей есть заранее, так как они не могут наверняка знать, сколько створок они сумеют вернуть. И вот получается, что пойманные обтекатели не означают прямой возврат средств, это только возможность сэкономить в будущем. Скажем, пишется план на следующий год, и главный инженер говорит, тут у нас по плану 10 пусков, это 20 обтекателей, 5 мы, кстати, вернули в прошлом году, так что в этом году надо сделать 15. Можно сократить немного штат и закупить меньше материалов. Экономия, естественно, не будет равной 5 возвращенным створкам, но может 20% и получится. Но это, в масштабах нескольких лет, а то и более.
В общем, тут «происходит» процесс. Подводить ли итоги по цыплятам… Кому как больше нравится
IgorPie
Потом соберут статистику и все оптимизируют
striver
Elmot
За счет другой модели бизнеса. Автомобили продаются как устройства, а Falconы — как запуски, т.е. как сервис. Представте себе, что таксист сам себе строит машину — он ее сделает максимально ремонтопригодной и дешевой в обслуживании, даже ценой увеличения стоимости.
saboteur_kiev
Почему вручную?
Вручную делается разработка протоколов проверки и инструментов для автоматизации.