Photo by Lukas Blazek on Unsplash
Я работаю в крупной компании и часто замечаю, что дизайнеры строят свои решения на количественных и качественных исследованиях, но пренебрегают цифрами, мол и так сойдет.
Давайте разберемся, а можно ли без цифр? Надо ли тратить на них свое время или можно просто прикинуть?
Попробуем прикинуть
Откройте заметки в соседней вкладке на телефоне или просто блокнот на компьютере и ответьте на 3 любых вопроса из предложенных ниже, чтобы попасть в цель хотя бы на 90%.
Не гуглите ответы — мы пробуем проверить навыки оценки, а не умение пользоваться поисковиками.
- Температура на поверхности солнца: от ____ до ____
- Широта Шанхая от ____ до ____
- Площадь континента Азия: от ____ до ____
- Год рождения Александра Македонского: от ____ до ____
- Общая стоимость Американской валюты, находившейся в обращении в 2004 году: от ____ до ____
- Общий объем великих озер: от ____ до ____
- Мировые кассовые сборы фильма «Титаник»: от ____ до ____
- Общая длина линии побережья Тихого океана: от ____ до ____
- Количество названий книг, опубликованных в США с 1776 года: от ____ до ____
- Максимальный зафиксированный вес голубого кита: от ____ до ____
Не читайте дальше, оцените, так будет интереснее.
А пока случай из практики
Мы думали, как улучшить пользовательский опыт при оплате налогов. Пришла идея скрыть непопулярные, на наш взгляд, варианты оплаты подальше, чтобы не отвлекать пользователя ненужными фичами.
На первый взгляд кажется, что никто не захочет оплачивать налог по всем БИКам, ОГРНам и прочим непонятным государственным реквизитам, если можно просто отсканировать квитанцию или найти налог по своему ИНН.
На практике оказалось, что есть много пользовательских сценариев, которые не обрабатываются самыми очевидными способами оплаты, а требуют ручного ввода всех реквизитов.
Как мы это поняли — расскажу чуть ниже. А пока посмотрим, как вы справились с оценкой.
К ответам
Если вы не мухлевали и не брали промежутки от минус до плюс бесконечности, то скорее всего, у вас не будет ни одного верного ответа. Попробуйте дать этот тест своим знакомым и коллегам — скорее всего, результат будет тем же.
Обычно люди дают от 1 до 3 правильных ответов из 10. Это говорит о том, что все интуитивные оценки, сделанные без применения количественных методов исследования, достоверны только на 25%.
А теперь сами ответы:
- Температура на поверхности солнца — 6,000C
- Широта Шанхая — 31 градус северной широты
- Площадь континента Азия — 44,390,000 квадратных километров
- Год рождения Александра Македонского — 356 до нашей эры
- Общая стоимость Американской валюты, находившейся в обращении в 2004 году — $719.9 миллиардов
- Общий объем великих озер — 23,000 кубических километров
- Мировые кассовые сборы фильма «Титаник» — $1.835 миллиардов
- Общая длина линии побережья Тихого океана — 135,663 километров
- Количество названий книг, опубликованных в США с 1776 года 22 миллиона
- Максимальный зафиксированный вес голубого кита — 170,000 килограммов
Опросник я позаимствовал из книги С. Макконнелл «Сколько стоит программный проект».
Эти данные подтверждает вывод Даниела Канемана из книги «Думай медленно, решай быстро», о том, что человеку легко ошибиться в оценках, наш мозг не заточен под статистические оценки. Причем уровень подготовки не важен. Прикидывать на глаз одинаково сложно и ученым, которые занимается статистикой, и обычному офисному работнику.
Метрики — очень важная часть проектирования интерфейса
При проектировании нового кейса надо прикинуть, сколько будет элементов в интерфейсе, как часто ими будут пользоваться и так далее. И как видно из примера, на глаз сделать это не получится.
А значит, нам необходимо разобраться с метриками хотя бы на базовом уровне.
Что же такое метрики.
Метрики — это количественное измерение каких-то показателей.
Они могут быть абсолютными, например, сколько раз за последний месяц пользователи запускали приложение или сколько в среднем у людей квартир за рубежом.
Или — относительными (в процентах), например, какой процент людей имеет рост ниже 170 сантиметров или какой процент людей нажимают на нашу рекламу в Яндексе.
Где их можно достать
Чаще всего про метрики в компании думают владельцы продукта. Обычно они ставят задачи разработчикам по разметке сценариев внутри приложений или сайтов и могут подсказать, где найти результаты этой разметки.
Второй поставщик метрик — гугл. Скорее всего, кто-то уже делал исследования рынка, для которого вы делаете продукт. Загуглите — и вы найдете то, что вам интересно. Допустим, сколько семей в России или как часто дети меняют кружок.
С гуглом понятно, а как работают метрики внутри приложений и сайтов?
Представьте себе, что по всему интерфейсу расставлены невидимые капканы. Если пользователь на них наступает (например, нажимает какую-то кнопку), то капкан захлопывается, и посылает об этом сигнал в систему аналитики.
А вы в любой момент можете зайти в эту систему и посмотреть, сколько таких сигналов было за сегодня, за прошлый месяц или за все время.
Заставить капкан сработать может не только пользователь, но и сама система. Допустим, капкан стоит не на нажатие кнопки, а на отображение экрана приложения. Пользователь дошел до какой-то точки — сигнал улетел в систему аналитики.
Как использовать эти данные
Вернемся к налогам и нашей идее скрыть «ненужные», на наш взгляд, способы оплаты.
Чтобы проверить нашу гипотезу, мы просто посмотрели, сколько платежей в месяц проходит по каждому способу, и оказалось, что по «не нужному» проходит столько же платежей, сколько и по «нужным».
То есть, наша оценка «на глаз» могла привести к испорченному пользовательскому опыту, негативу от пользователей и потери выручки для компании. Только объективные данные помогли нам этого избежать.
Ещё несколько вариантов, как можно использовать метрики:
- Отслеживать активную аудиторию
Находят ли пользователи ценность в нашем приложении, или раз пришли — и удалили? Когда приложением пользуются? Утром, днем или вечером? - Отслеживать поведение пользователя
Что делает в приложении, с какими трудностями сталкивается, легко ли находит то, зачем пришел. - Строить воронки
То есть, зашло в кейс 100 человек, ввело данные 80, а отправило заявку всего 10. Почем 70 не отправляет? Кажется, мы нашли проблемное место, надо его покопать. - И даже не совсем дизайнерские задачи, например, тестировать маркетинговые каналы.
Допустим, мы закупили рекламу в фейсбуке и инстаграме. Есть ли разница в трафике? Какие пользователи остаются с нами дольше? Сколько денег приносят?
Ну и самое главное: метрики дают дизайнеру понять, «а не говно ли я сделал?» Всегда сравнивайте, что стало с метриками после релиза вашего дизайна. Только так вы поймете, какие решения на самом деле помогают пользователю, а какие только мешают. А это уже поможет вам качаться как профессионалу.
Подытожим
- Мы рассмотрели, что использование метрик — ключ к по-настоящему крутому и продуманному продукту.
- Находить метрики можно в системах аналитики. Достаточно запросить к ним доступ у менеджеров продукта.
- Использовать метрики нужно везде — от запуска продукта до отслеживания новых релизов.
Что дальше
Это была 1 статья из серии «Дизайнер и метрики». В следующей статье я планирую рассказать про конкретные метрики и более глубоко погрузиться в работу с ними. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
zahmTOD
Ну, как-то непоследовательно.
— Нужны ли дизайнеру метрики?
— Нужны.
— Зачем?
— Чтобы сделать по-настоящему крутой и продуманный продукт.
— Как?
—…
Любые метрики — сырые данные, которые не отвечают на вопрос «Почему?».
UX-ы (или просто аналитики) конвертируют эти данные в конкретные положения, которые уже передаются дальше UI-дизайнеру.
К тому же, при проектировании нового продукта, собрать данные просто неоткуда, и тут решает опыт команды.
akulovgeorgiy Автор
Привет! Спасибо за комент!
Как я написал в конце — это серия статей, ответы как будут дальше
По поводу что при проектировании нового продукта собрать данные неоткуда, тут я с вами не согласен. Сейчас очень распространены разные исследования, допустим можно посмотреть данные Росстата. Там порой есть то что нам надо.
Пример: Предположим, что мы делаем продукт по записи детей в кружки. Вопрос, а на что делать фокус? С чего начинать?
Есть исследовани Высшей школы экономики по дополнительному образованию: ioe.hse.ru/data/2019/04/04/1189087562/DOD_text_print.1.pdf
Где мы можем посмотреть, как распределены дети по кружкам. А значит уже определить что у нас должно быть первым фокусом для родителя. И от этого отталкиваться в проектировании.
zahmTOD
Решить за пользователя, что ему нужно, так себе подход, хоть и очень популярный. Опрос нескольких семей с детьми, из целевых категорий, даст больше полезной информации для дизайнера, чем статистика кружков на данный момент.
akulovgeorgiy Автор
Согласен, что метрики это не серебряная пуля от всех проблем дизайнера.
На одних метриках крутой продукт тоже не спроектировать.
Цифры это чаще всего штука, которая помогает выбрать вектор, сформировать гипотезы. А потом конечно же это все надо надо проверить на количественниках и качественниках.