Информационные технологии стали не только неотъемлемой частью нашей жизни, но и одним из лучших способов увеличения денежного потока для развивающихся стран. Невозможно отрицать влияние IT на медиану зарплат из-за возможности удалённой работы и международного сотрудничества. В данном посте я буду сравнивать IT-секторы двух стран и экономических зон — ЕС (на примере Польши) и вне ЕС (на примере Украины). Я считаю данный выбор стран показательным, поскольку, несмотря на культурное и историческое сходство, Польша считается развитой страной (ИЧР — 0,865), а Украина находится в списке развивающихся стран (ИЧР — 0,751). Чтобы начать наше сравнениe, давайте взглянем на несколько показателей в таблице ниже.

Сравнение экономики Польши и Украины
Данные: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Можно заметить бесспорное экономическое преимущество со стороны Польши:

  • Выше ВВП (и абсолютный, и per capita)
  • Ниже уровень инфляции
  • Выше зарплаты
  • Больше экспорт
  • Более высокий рейтинг ease-of-doing-business

Всё это является доказательством того, что рынок находится в более здоровом состоянии, что несомненно должно быть так же актуально и внутри ИТ. Предлагаю посмотреть на показатели внутри индустрии информационных технологий и снаружи.

Сравнение рынка IT Польши и Украины
Данные: 1, 2, 3

Показатели могут быть довольно неожиданными для людей незнакомых с индустрией на территории восточной Европы. Украинские программисты получают больше польских? В то время как украинские джуниоры получают почти в два раза меньше польских коллег (что и так не идёт ни в какое сравнение с зарплатами в других сферах), миды и сеньоры получают больше иностранных товарищей. У этого есть одна очевидная причина — это сотрудничество с «западом» (США, Великобритания, Германи и тд). Виной тому такие понятия как «outsourcing», «outstaffing» и «offshoring». Суть всех вышеперечисленных стратегий в том, чтобы перенести работу «наружу» компании. В то время как offshoring подразумевает перенесение работы заграницу, outsourcing и otstaffing могут происходить внутри страны. Большинство читающих и так знают, чем это всё отличается, но для тех, кто не знает, по-быстрому повторим, используя определения от Qubit Labs.

Outsourcing


аутсорсинг

Наиболее популярный из трёх терминов обозначает процесс в котором product manager находит группу работников, выполняющих задание для клиента. Работники не участвуют в переговорах с клиентом (этим занимается PM). Рабочие получают задание от РМ и, по окончанию работы, от него же получают выплату.

Outstaffing


аутстаффинг

Outstaffing это процесс в котором группа разработчиков нанимает людей извне, чтобы помочь в работе над проектом. Проект может в процессе быть поделён на две части (часть внутренних разработчиков и часть для аутстафферов) или же обе группы могут вместе работать над проектом. В любом случае в данной модели, одна из компаний выполняет роль клиента и работника одновременно.

Offshoring


Оффшоринг это перенесение проекта заграницу, как правило, чтобы уменьшенить затраты. Главными преимуществами оффшоринга являются более низкие зарплаты работников, более низкие цены на ресурсы и более низкие налоги. Несмотря на то, что Украина не может сравниться с Индией, Вьетнамом и Филиппинами по объёму перенесённой туда работы, количество компаний которые нанимают украинских разработчиков постоянно растёт.

Оффшоринг не исключает аутсорсинга/аутстаффинга и от данного моменты мы не будем делить этих трёх терминов. Так же, в данной статье не будет упоминания о более конкретных понятиях, таких как Dev Shop или фриланс, но об этом вы можете почитать в статье от DevsData.

Почему?


В то время как польская экономика находится в более развитом и стабильном состоянии, что несомненно должно бы было сделать её очевидным выбором, IT-комании почему-то предпочитают нанимать украинских программистов. Компании из таких стран как США, Великобритания или Германия могут себе позволить выплачивать зарплаты в тысячах долларов для украинских программистов, оставаясь прибыльными.

Допустим, некая американская компания хочет создать приложение, на разработку которого требуется 8 программистов. Это компания может нанять 8 человек в США, платя им около $5500 (средняя ставка ИТ в США), или нанять программистов из восточной Европы, платя фирме-посреднику $4000 за каждого человека в тиме. Даже после того как посредник заберёт свою долю, программисты могут получить по $2000-2500 каждый, что является более чем в 5 раз больше средней по стране. В итоге разработчики зарабатывают, посредник зарабатывает, а клиент экономит. Почему это происходит в Украине, но не происходит в Польше? Люди, как правило, предпочитают работать в компании, у которой есть свои цели и пункты плана как эту цель достичь. Вместо одного заказа на 3 месяца для заграничной фирмы, разработчик выберет позицию на несколько лет у себя в городе. Разница в том, что у польских фирм есть средства, чтобы конкурировать с заграничными. Безусловно, в Украине есть работа в IT для украинских предприятий, просто иностранные заказы намного более выгодные. «Работа для иностранцев» может приносить свои плоды в краткосрочной перспективе, но может оказаться катастрофой в будущем.

Проблемы оффшоринга


С одной стороны, все стороны выигрывают, как было описано в предыдущем параграфе, но с другой — есть множество побочных эффектов для каждой из них.

Самый очевидный побочный эффект для экономики стран, которые аутсорсят это утечка денег из локальной индустрии. Многие компании не хотят нанимать программистов в своей стране из-за высоких зарплат и налогов и вместо этого тратятся на разработчиков из Индии, Вьетнама и восточной Европы.

Второй проблемой является коммуникация. Разные часовые пояса, невозможность встретиться лично и языковые барьеры это довольно большие преграды, которые могут замедлить разработку в лучшем случае и оказаться обманом в худшем. Неоднократно происходит так, что клиент находит посредник
а заграницей, отправляет деньги и на следующий день посредник пропадает навсегда.
Последней проблемой является то, что оффшорят, как правило, очень чётко определённый объём работ. Редко когда кто-то хочет давать доступ к своим базам данных или проприетарным алгоритмам кому-то извне. Как правило, работа для людей из другой страны это написание приложения или сайта, из-за чего студенты предпочитают зубрить конкретные фреймворки и библиотеки вместо того, чтобы учиться более общих вещей, таких как алгоритмы или структуры данных.

Есть ли надежда для восточной Европы?


Да. В то время как масса «галер» берёт на проект больше людей (как правило студентов), чем надо, чтобы получить больше денег от клиента, существуют так же и компании, которые делают всё «по-честному» (держат постоянных сотрудников с образованием и опытом работы, которые качественно выполняют заказы). Так же, цифровизация идёт полным ходом: в то время как ещё не так давно в странах восточной Европы не было 4g, уже есть планы по внедрению 5g, мобильный банкинг, Google и Apple Pay становятся нормой, начинают появляться всё более успешные стартапы отечественного производства (например Ring и Grammarly). Возможно, всё что нам нужно, чтобы выйти на уровень «запада» — это время?