Здесь не будет долгих размышлений, мы не затронем K-pop и влияние ковида на страну. Тут только факты и истории, которые я переживал на себе за время учебы по обмену.
Путь
Я учусь в университете Иннополис на направлении “Информатика и вычислительная техника”. Всегда заявляю об этом с гордостью, ведь, в отличие от большинства российских вузов, Иннополис сотрудничает с десятками учебных заведений по всему свету и предоставляет возможность желающим студентам учиться за границей.
Собрав толстую папку документов: резюме и портфолио, справку об успеваемости, рекомендательные и мотивационные письма, анкету о выборе желаемой страны для обучения, – стал участвовать в конкурсе. Как ни странно, мои тройки ни капли не помешали – я успешно прошел отбор в Корейский институт передовых технологий (KAIST).
С огромным любопытством я отправился в Корею и отмечал каждую деталь из новой жизни. Наконец-то посмотрел на море и горы, насладился цветением сакуры, прочувствовал по-настоящему острую еду и изучил нравы и характеры азиатов.
Пандемия коронавируса, кстати, почти не повлияла на мое путешествие. Изначально вспышка произошла в провинции Тэгу. Ее моментально изолировали ото всей страны и ввели мощнейшую систему тестирования на вирус. Так что в условном Сеуле можно было без страха посещать мероприятия кроме особо массовых.
Учеба
Кампус университета KAIST располагается в городе Тэджон, в ста километрах от Сеула, и считается самым престижным из вузов, связанных с технологиями. Любой кореец, узнающий об этом, обязательно скажет: “О, я знаю Каисты? (с ударением на затяжную Ы). Ты, должно быть, очень умный?”
Русскому человеку очень сложно понять и привыкнуть к международной системе образования. Вкратце, каждый новый студент бакалавриата выбирает себе специальность и обязуется набрать 136 кредитов (единица измерения академической нагрузки), чтобы получить диплом. Далее перед началом семестра они самостоятельно выбирают предметы (курсы) по своим интересам. Из них определенное количество должно быть курсами по специальности, а остальные – гуманитарные или курсы второй специальности (да, там необязательно проходить магистратуру, чтобы получить дополнительную специальность).
Как правило, за курс студент получает 2-4 кредита. В зависимости от работоспособности, длительность учебы может занимать от трех до шести лет. Ни в какие рамки вас там не ставят – учись в своем собственном ритме. Если надоел курс в середине семестра – просто дропни его. Если перегорел – возьми академический отпуск на год или два.
При всех этих, казалось бы, поблажках, студенты КАИСТа пашут как не в себя. Для корейцев поступление – это огромный конкурс, в котором побеждает один из сотен сильнейших. Об их человеческих качествах спорить можно бесконечно, но ученые получаются знатные. Иностранцам же при поступлении дают специальный тест, так что попасть в стены лучшего корейского вуза может почти любой способный к сдаче тестов желающий.
На учебе лично я регулярно испытывал вечный стресс и дизмораль – техника “забей на пару месяцев на предмет, перед экзаменом подготовишься” вообще не работала. Учить приходилось с самой первой недели, домашки, проекты, отчеты и тесты преследовали меня еженедельно. Но самое больное – когда профессор присылает документ с оценками для всех. Признаюсь, я никогда раньше в Иннополисе не видел, чтобы 90% студентов получали >90% за довольно сложную домашку.
И все же КАИСТ считается первым благодаря своей научной деятельности. Здесь многие студенты работают в лабораториях или университетских стартапах. Они выполняют интересные и даже прорывные задачи пару часов в день, получая достойную оплату. Средняя зарплата студента-сотрудника лаборатории – примерно 40 тысяч в переводе на рубли.
Работа
Экспатам в Корее живется совсем не так, как в Европе. Это не просто другая страна – это другой менталитет и другое отношение. Будьте готовы, что работу без знания языка найти крайне сложно. Компаний, работающих на внешний рынок, не так много, да и большинство позиций требуют общения с корейцами. Ну и, конечно, ваша виза должна быть долгосрочной.
Как и везде по миру, в Корее приветствуются иностранцы с желанием учить детей английскому. Вообще, довольно много молодых пар практикуют туризм, при котором останавливаются в стране на полгода, живут и зарабатывают общением с детьми на английском. Потом едут в следующую страну, и так пока не надоест.
В IT-секторе все очень грустно. Вряд ли программисту удастся найти больше десятка подходящих вакансий. И те, что будут, не смогут порадовать условиями труда и графиком – большинство корейцев работают овертайм и не видят в этом ничего плохого. При этом зарплаты держат невысокими. Говорить “яж программист” в России все-таки значительно престижнее.
Аналитики, проджекты, продакты и прочие общительные персоны – если уж решили жить и работать в Корее, учите язык. Он, кстати, непривычный нашему уху, но не такой уж и сложный.
Попробуйте себя в роли предпринимателя. Найдите корейца-партнера в ближайшем баре и откройте с ним ресторан национальной кухни. При всем обилии кафе в городах, такие места всегда выделяются и привлекают толпы посетителей. Или придумайте интересный концепт развлечения или экскурсий для англоговорящих туристов. К примеру, знаменитый сеульский Pub Crawl обходит несколько баров и клубов с десятками тусовщиков ежедневно, собирая с каждого приличные деньги.
Город и нравы
Однажды в супермаркете Тэджона со мной приключилась забавная ситуация. Помню, я купил полную корзинку еды и пришел на кассу. Там немолодая женщина стала пробивать товары. Все было спокойно, пока на упаковке с бананами она крайне эмоционально обратилась ко мне. Понимая только “здрасьте” и “спасибо”, я удивленно раскрыл глаза и стал what’кать. Вокруг никого не было. Мы перешли на жесты и принялись играть в крокодила. Не прошло и полминуты, как я понял: она говорила мне идти в отдел фруктов и взять вторую упаковку бананов, ведь там была акция 1+1.
Ситуация глубоко засела в моей голове. Она одновременно показывает искреннюю доброжелательность корейцев (это не частный случай, люди и правда гораздо чаще готовы прийти на помощь чем в России) и возможности невербального общения.
Как можете заметить, в первые же дни в другой стране я принял решение забросить изучение языка. Но вам этого не советую. При общении труднее чем “помогите перевести”, корейцы покажут всю свою стеснительную натуру. Те, кто не учился за границей, могут скрывать свое знание английского лишь потому, что не уверены в себе. Как минимум попытайтесь завоевать доверие корейца обратившись к нему на корейском. И далее можно попытаться перейти на английский.
Что крайне сильно отличает Корею от России, так это улицы. Внутри города вас поразит, насколько они узкие и неудобные. По одной полосе обязательно с максимальным доверием друг к другу будут пытаться разъехаться машины и разойтись пешеходы. Про тротуары там слышали только на проспектах. Если вы пешеход, даже не смейте пытаться что-либо доказывать – водитель всегда прав. И именно у водителей абсолютный приоритет на дороге: правило “наступил на зебру, все остановились” не работает, а красный сигнал светофора для пешеходов будет гореть три минуты.
Тем не менее, тесные корейские улицы обладают своим шармом. Вечером свои двери открывают десятки заведений. На стенах домов горят сотни вывесок. Отовсюду доносится музыка, и люди без зазрения совести распивают соджу по дороге из бара в бар – употребление алкоголя в публичных местах ничем не запрещено.
Что не может не порадовать туриста, так это обилие еды. Рестораны любых ценовых категорий предложат вам попробовать все – от фирменной жареной курочки в острейшем соусе до только что нарубленного осьминога с еще двигающимися кусками щупалец. Конца этому гастро-разнообразию не будет никогда, особенно учитывая бонусы, к которым русские люди не привыкли: к любому блюду в любом ресторане идет графин с пополняемой водой и дополнительное блюдо – кимчи, редис, листья салата или еще что угодно. Первое время я отправлял в рот сам не понимая что – много блюд и даже ингредиентов не имеют перевода на русский.
Но если вы захотите найти конкретное место заранее – забудьте. На онлайн картах почти ничего не будет. Таким образом шопинг в Корее становится крайне затруднительным, если необходимого товара нет в супермаркете.
Сама навигация по городу, наоборот, может лишь порадовать: онлайн карты проложат несколько маршрутов и помогут выбрать наиболее удобный, а остановки транспорта с умными электронными табло не дадут пропустить нужный автобус. Тем более что по всей стране действует единая система оплаты T-money по типу московской Тройки, и все вывески дублируются английским языком.
Я рад и за то, что, находясь в Южной Корее, смог наблюдать реальную демократию. В апреле, когда ковид считался почти побежденным, на одной из лекций я слушал преподавателя, агитирующего всех корейских студентов приходить на выборы. Тогда голосовали за новые лица в парламенте, и, по ощущениям, никто из граждан не остался в стороне. Все вокруг обсуждали предвыборные обещания политиков, спорили и еще больше призывали приходить. В воздухе чувствовалась конкуренция и вовлеченность народа. Именно то, чего так не хватает России.
Документы и банкинг
Пока я жил в Корее, мне по личным причинам понадобилась местная банковская карта. Первым этапом в ее получении стала регистрация иностранного резидента в миграционном офисе. Мне в этом помог университет, но для большинства “пришельцев” для Alien Registration Card нужно собирать целый перечень документов и ждать около месяца.
Эта карточка дает возможность приобретать сим-карты у официальных ритейлеров (в некоторых супермаркетах можно приобрести симку с заграничным паспортом и наличкой, что я и сделал), пользоваться банковскими услугами и многое другое. Однако она не заменяет корейское ID. То есть в местах, где требуют ввести ID, ARC не сработает, и вы не сможете взять напрокат городской самокат.
Получив ARC, я пошел в ближайший Woori bank (выбирал по удобству работы с иностранными клиентами), где меня заставили подписать 20 листов договора на корейском языке, и уже через полчаса выдали 2 карточки и сберкнижку (напоминаю, 2020 год на дворе). Конечно, никто толком не смог объяснить, зачем оно все надо. Вернувшись в общежитие, я стал разбираться.
Для активации карты, мне потребовалось зарегистрироваться в онлайн банке. Сайт имеет “глобальную” версию, отличную от стильной корейской. Тут же на меня обрушились с просьбой установить 5 программ для начала использования сервиса. Таким образом, мол, обеспечивается безопасность данных и, следовательно, ваших денег.
Установщик не справился с 1 из 5 программ – приложения для защиты ввода с клавиатуры MacOS не оказалось. В итоге сайт пустил внутрь, но заставил вводить все данные через виртуальную клавиатуру по клику:
Далее я потыкал по сайту, разочаровался в нем окончательно и скачал мобильное приложение. Для него тоже пришлось устанавливать дополнительный софт, но после этого все хотя бы заработало стабильно. Вот только к свежесозданному аккаунту не подходил пароль! На эмоциях я выбросил телефон.
Отдохнув, вернулся в приложение и нашел возможность создать “электронный сертификат”, связывающий сайт и мобильное приложение. С ним все заработало как положено. Таким образом, я несколько часов запрашивал баланс.
Но я и не знал, что проблемы с банком лишь начинались. Вкратце: с корейских карт нельзя совершать покупки на зарубежных сайтах типа Airbnb (пока не сходите в офис банка для подключения специальной опции), и при любой онлайн-операции нужно использовать вторую выданную в банке карточку – карточка с паролями. На экране при этом отображается “Введите первые 2 цифры из секции 15 и последние 2 цифры из секции 42”. Что скажете? Безопаснее, чем в Российских банках?:)
Выводы
Южную Корею непросто сравнить с Россией. С одной стороны у нас похожий уровень жизни, а с другой – совершенно разные мысли в головах у людей. В любом случае, советую добавить Корею в список для посещения. Тем более что российским гражданам не нужна виза для пребывания в стране менее двух месяцев.
Я ценю возможность съездить на учебу по обмену в азиатскую страну. Такой опыт выпадает нечасто, и за него точно нужно бороться. Вернулся бы еще раз? Безусловно! Остался бы жить? Возможно, но только если бы работал удаленно.
А что вы думаете о Южной Корее? Только пожалуйста, без шуток про собак.
Dima_Sharihin
Корейский — это такой японский, только с шизанутой для русского фонетикой. Да, нет иероглифов (ханчу многие корейцы не понимают). То есть очень многие вещи можно переложить со знания японского, а вот слова на слух учиться понимать придется заново.
Ну скажем средний корейский водитель управляет авто чуть хуже среднего россиянина. Бояться нужно не автомобилистов, самый треш и угар — курьеры на мопедах, вот от тех, действительно, нужно держаться подальше. Платят им, по-видимому, только за скорость доставки, поэтому для них летать по тротуарам и на любой цвет светофора — раз плюнуть.
Вы Сеул и Москву сравнили или что? В российских регионах уровень жизни будет заметно ниже. Не говоря о том, что инфраструктуру, аналогичную корейской, тут никогда не сделают (потому что страна слишком большая). В России с упоением рассказывают про "оочень дорогую дорогу на черноморском побережье, потому что там много мостов и эстакад", но почти вся трасса от Сеула до Пусана из них и состоит. Тоннель, мост, тоннель, мост. И так пять-шесть часов.
Страна вроде бы как сейчас закрыта для российских туристов. Когда угар по ковиду пройдет, возможно вернут 90/180-дневный безвиз.
adictive_max
snuk182
Корейская провинция отличается от столицы только плотностью населения, но не качеством и доступностью сервисов.
theschmidts
Да ладно, чтобы уж совсем прямые и тоннель/мост это только новые дороги в сторону
японскоговосточного моря.