Абсолютно комичная со стороны ситуация происходила на протяжении последних полутора лет в небольшой деревне Аберхосан недалеко от Уэльса. Последние 18 месяцев жители поселка сталкивались с тем, что около 7 утра интернет в деревне «заканчивался»: целиком пропадало интернет-соединение, либо коннект становился крайне нестабильным. Постоянные вызовы техников и проверка оборудования компании результата не приносили. С техникой все было в норме, но интернет все равно падал.



Ситуация дошла до того, что провайдер Openreach заменил старые медные и алюминиевые сети на новую проводку, однако существенного результата это не принесло, сбои продолжились. Причина подобного поведения ADSL-соединения крылась в старом ламповом телевизоре который работал буквально как ЭМИ-граната из фантастических произведений.

После полутора лет выезда техников в поселок и попыток как-то наладить интернет-соединение в этом поселении, один из инженеров компании предложил проверить богом забытую деревню на радиопомехи. Очевидных источников подобных помех рядом просто не было, однако у представителей провайдера уже просто закончились варианты.

Исчерпав все прочие возможности, мы решили провести последний тест, чтобы увидеть, не вызвана ли неисправность явлением, известным как SHINE (одиночный импульсный шум высокого уровня). Такой импульсный шум может кратковременно генерироваться некоторыми типами бытовых устройств, что приводит к сбоям в работе ADSL-сетей.

Мы использовали устройство анализатор спектра, и в 6 утра вышли под проливной дождь и начали патрулировать деревню в поисках источника возможных помех. Нам нужно было найти его, чтобы подтвердить эту последнюю теорию о неизвестном «электрическом шуме». И вот, в 7 утра, «как и предсказывали», это случилось! Наше устройство зафиксировало сильный всплеск электрических помех в деревне.

Источник всплеска был обнаружен в самой деревне. Выяснилось, что каждый день, в 7 часов утра, один из жителей включал свой старый телевизор, что, в свою очередь, отключало широкополосное соединение по всей деревне.

Когда мы сообщили владельцу, что его старый «ящик» стал причиной падения интернета последние полтора года, он согласился больше не пользоваться им. Да и в целом, был крайне удручен тем, что стал причиной этих проблем.

История, конечно, комичная, но она прекрасно иллюстрирует несовершенство старых ADSL-линий. ADSL и VDSL2-сети крайне чувствительны к электромагнитным помехам и шумам. Резкий ЭМ-всплеск может привести к сбою калибровки канала из-за динамического управления линией, которое активно используется для увеличения небольшой пропускной способности ADSL-соединения. В итоге, найденный инженерами источник сбивал настройки сети до следующего визита техников. Потом наступало утро, ЭМИ-пушка в лице старого телевизора включалась, сеть получала очередной «удар» и все начиналось заново. Кстати, для поиска источников помех на ADSL-линии не обязательно использовать спецоборудование. В бытовых условиях найти источник помех можно с помощью старой радиостанции ??AM/MW, настроив ее на частоту 612 кГц. Большинство приборов «фонит» на этой частоте, но если «фон» появляется на дистанции уже в несколько метров, то устройство может быть проблемой для старых сетей.

Стоит отметить, что полтора года страданий всей деревни без нормального интернета не прошли совсем даром: постоянные проблемы с коннектом подвинули населенный пункт в списках на модернизацию и уже в ближайший год в поселок заведут оптоволокно.

Впрочем, история с телевизором — сферический в вакууме пример влияния бытовой техники на интернет-соединение. Более простой и повседневный вариант, знакомый многим — снижение пропускной способности по Wi-Fi частотой 2,4 GHz, либо же полное падение канала возле включенной микроволновки.

ADSL до сих пор активно используются в западной Европе и США, что практически шок для нас, жителей СНГ-региона, в котором «100 Мбит в каждый дом» для крупных городов стандарт, а некоторые регионы вышли и на гигабитные соединения для физлиц, в том же Киеве. Но да, в 2020 году ADSL-соединение до сих пор весьма популярно в этих регионах из-за высокой стоимости модернизации сетей, которые зачастую находятся в частной собственности.