В госдуме осознали неэффективность тактики судов и штрафования интернет-гигантов за несоблюдение закона о персональных данных и рассматривают новый инструмент давления. Так, согласно планам по законопроекту, планируется ограничивать пропускную способность сети в направлении сервисов-нарушителей, сообщает «Коммерсантъ». Для применения подобной меры будет достаточно акта или решения суда.
В первую очередь под удар новой инициативы подпадают сервис микроблогов Twitter, социальная сеть Facebook и технологический гигант Apple. Именно эти компании уже несколько лет игнорируют как предписания суда, так и выписываемые штрафы за несоблюдение 152-ФЗ «О персональных данных». Подобные предложения уже звучали в стенах Госдумы этой весной и сейчас законодатели вернулись к вопросу принуждения к соблюдению 152-ФЗ иностранными интернет-компаниями.
Напомним, согласно федеральному закону №152 «о персональных данных», все интернет-компании и сервисы, работающие на территории Российской Федерации и получающие на обработку персональные данные граждан, обязуются хранить их на оборудовании, размещенном на территории России.
Кроме того, владельцем оборудования должна быть компания, доля иностранного участия в которой не должно превышать 20%. Если доля иностранного владения в компании составляет более 20%, то на ее работу нужно получить специальное разрешение. То есть, фактически, закон вынуждает иностранные компании отдавать хранение персональных данных своих пользователей из РФ на российский аутсорс. В момент выхода этой редакции закона, многие эксперты и специалисты рассматривали его формулировку как принуждение к передаче данных российской стороне, так как механизмы давления на «подрядчиков» и пути получения доступа к данным очевидны.
Согласно источникам «Коммерсанта», новый законопроект готовит группа экспертов про Госдуме «во главе с председателем комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александром Журавлевым».
Журавлев утверждает, что главная цель законопроекта «стимулировать иностранные компаний, включая Facebook, Twitter и Apple, открывать полноценные представительства в России и хранить здесь данные».
Кроме «кнута» господин Журавлев указывает и на возможные «пряники» для иностранных компаний, в первую очередь, в плане налогообложения:
Правительство переходит к столь радикальным мерам, так как реальных инструментов давления сейчас не существует. Даже если иностранная интернет-компания имеет офис или представительство в РФ, глобальные финансовые и прочие операции по ведению деятельности на территории страны через нее не проводятся, то есть и взыскать штрафы или воздействовать каким-то иным с них не представляется возможным.
Ограничивать пропускную способность сети в нужном направлении российские власти, скорее всего, смогут. Так, методика фильтрации интернет-трафика вплоть до полной блокировки доступа к внешней сети для населения уже были протестированы в соседней Беларуси в период после президентских выборов. Тогда использовалось оборудование американской компании Sandvine, поставщиком которого выступил российский системный интегратор «Инфосистемы Джет». Данная компания активно работает с государственными органами, сотовыми операторами и как минимум дважды являлась подрядчиком ФСБ России. Вполне вероятно, соответствующие системы уже могут быть смонтированы на ключевых узлах обмена трафиком внутри страны и готовы к эксплуатации.
Выбранная стратегия может оказаться успешной, если потери интернет-компаний превысят возможные расходы и сопутствующие потери от соблюдения 152-ФЗ. Наибольшую угрозу новый законопроект представляет для Apple с его облачными музыкальными и TV-сервисами, которые компания в данный момент активно продвигает. Также значительно пострадает и Facebook, если под санкции подпадет дочерняя социальная сеть Instagram, и только потом стоит рассматривать угрозы для Twitter, в котором до сих пор преобладает текстовый контент.
В первую очередь под удар новой инициативы подпадают сервис микроблогов Twitter, социальная сеть Facebook и технологический гигант Apple. Именно эти компании уже несколько лет игнорируют как предписания суда, так и выписываемые штрафы за несоблюдение 152-ФЗ «О персональных данных». Подобные предложения уже звучали в стенах Госдумы этой весной и сейчас законодатели вернулись к вопросу принуждения к соблюдению 152-ФЗ иностранными интернет-компаниями.
Напомним, согласно федеральному закону №152 «о персональных данных», все интернет-компании и сервисы, работающие на территории Российской Федерации и получающие на обработку персональные данные граждан, обязуются хранить их на оборудовании, размещенном на территории России.
Кроме того, владельцем оборудования должна быть компания, доля иностранного участия в которой не должно превышать 20%. Если доля иностранного владения в компании составляет более 20%, то на ее работу нужно получить специальное разрешение. То есть, фактически, закон вынуждает иностранные компании отдавать хранение персональных данных своих пользователей из РФ на российский аутсорс. В момент выхода этой редакции закона, многие эксперты и специалисты рассматривали его формулировку как принуждение к передаче данных российской стороне, так как механизмы давления на «подрядчиков» и пути получения доступа к данным очевидны.
Согласно источникам «Коммерсанта», новый законопроект готовит группа экспертов про Госдуме «во главе с председателем комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александром Журавлевым».
Журавлев утверждает, что главная цель законопроекта «стимулировать иностранные компаний, включая Facebook, Twitter и Apple, открывать полноценные представительства в России и хранить здесь данные».
Кроме «кнута» господин Журавлев указывает и на возможные «пряники» для иностранных компаний, в первую очередь, в плане налогообложения:
В частности, мы предложили упростить процедуру регистрации по модели Израиля и Канады, где это можно быстро сделать на сайте, а также позволить получать налоговые льготы, которые применяются для отечественных IT-компаний, в случае создания СП с российским разработчиком, где доля иностранного участия не будет превышать 20%
Правительство переходит к столь радикальным мерам, так как реальных инструментов давления сейчас не существует. Даже если иностранная интернет-компания имеет офис или представительство в РФ, глобальные финансовые и прочие операции по ведению деятельности на территории страны через нее не проводятся, то есть и взыскать штрафы или воздействовать каким-то иным с них не представляется возможным.
Ограничивать пропускную способность сети в нужном направлении российские власти, скорее всего, смогут. Так, методика фильтрации интернет-трафика вплоть до полной блокировки доступа к внешней сети для населения уже были протестированы в соседней Беларуси в период после президентских выборов. Тогда использовалось оборудование американской компании Sandvine, поставщиком которого выступил российский системный интегратор «Инфосистемы Джет». Данная компания активно работает с государственными органами, сотовыми операторами и как минимум дважды являлась подрядчиком ФСБ России. Вполне вероятно, соответствующие системы уже могут быть смонтированы на ключевых узлах обмена трафиком внутри страны и готовы к эксплуатации.
Выбранная стратегия может оказаться успешной, если потери интернет-компаний превысят возможные расходы и сопутствующие потери от соблюдения 152-ФЗ. Наибольшую угрозу новый законопроект представляет для Apple с его облачными музыкальными и TV-сервисами, которые компания в данный момент активно продвигает. Также значительно пострадает и Facebook, если под санкции подпадет дочерняя социальная сеть Instagram, и только потом стоит рассматривать угрозы для Twitter, в котором до сих пор преобладает текстовый контент.