И что он, пользуясь доверием собственной аудитории, вводит пользователей в заблуждение и предлагает не самые релевантные сайты, а свои сервисы. А это лишает игроков рынка заметной доли прибыли, что сковывает, а подчас останавливает развитие этих онлайн-сервисов и, в целом, отрасли.
Разбираемся, так ли это. Пишите в комментарии, согласны ли вы с этим мнением.
Определимся с терминами. Сниппет – небольшой фрагмент текста, который показывается пользователю в результатах поиска. Цель его – дать пользователю возможность выбрать на какой сайт перейти. Чем больше пользователей увидели ваш сниппет в выдаче – тем больше шанс, что они попадут к вам на сайт.
CTR (Click to Rate) – параметр сниппета – процент перехода людей из выдачи по отношению к общему количеству людей искавших что-то в поисковике по этой фразе.
Согласно исследованиям (ссылки в конце статьи) – чем ниже находится сниппет в поисковой выдаче, тем меньший процент людей переходит по нему. Т.е. CTR сниппета уменьшается, если сайт показывается ниже в результатах поиска.
CTR зависит от поискового запроса, от тематики, от внешнего вида самого сниппета и т.д. Не так важно конкретное значение, далее для простоты возьмем значение CTR=20% для первого места в органической выдаче. Сниппет второго места при этом будет примерно 15%, на третьем месте 10-12% и т.д. снижается с увеличением места.
Если вы лучший сайт в отрасли и занимаете первые места по соответствующим запросам, то вы могли рассчитывать на 20% трафика (CTR=20%). Обычно на первых местах в органической выдаче Яндекс показывает сайты, подтвердившую хорошую удовлетворенность пользователей. У каждого поисковика есть система метрик, оценивающих не только релевантность поисковой выдачи (т.е. насколько сайты из выдачи соответствуют запросу пользователя), но и насколько пользователи, перешедшие на каждый конкретный сайт, удовлетворены найденными сайтами – это основа современного поиска.
Что происходит, когда между контекстной рекламой (Яндекс.Директ) и органической выдачей появляется блок высотой с 2-3 сниппета. А в этом блоке один из сервисов Яндекса? Правильно – CTR первых мест в органической выдаче снижается. Хотя бы потому, что вместо первого-второго экрана сниппет «уезжает» на второй-третий экран (для экранов смартфонов этот эффект выражен еще сильнее).
Вместо прежних 20% трафика, теперь лидер отрасли получает 10-12%. Те же кто ранее получал 10% теперь будут получать 5% и т.д.
Пусть на сайте 100 тысяч посетителей в сутки. Далее, простой расчёт: если интернет-компания получает половину трафика с SEO (50 тыс.), а половину от него составляет Яндекс (25 тыс.) – то после появления блока с сервисом Яндекса (так называемые колдунщики) от этих 25 тыс. останется лишь 12 тыс. Возможно это покажется незначительным, но что такое 12 от 100? Это 12% трафика и значит 12% доходов. Здесь можно долго считать копейки, рассуждать про постоянные и переменные расходы, про особенности того или иного бизнеса. Суть не в этом. Приведённый пример расчёта сделан на опыте реального бизнеса, на основе реальных показателей, цифры сильно приближены к настоящим. Такова жизнь сейчас.
Представьте, что маржинальность вашего бизнеса была 10%-15% и у вас «испаряется» 12% прибыли? Сколько ресурсов вы теперь сможете тратить на исследования аудитории, апробацию новых технологий, на развитие собственно продукта?
Не было бы причины волноваться, если бы сервисы Яндекса ранжировались в общем порядке и все участники рынка могли участвовать на равных – показывать такие же яркие и привлекательные супер-сниппеты с картинками, таблицами и пр. Такая возможность «как бы» была на протяжении короткого времени – технология, презентованная еще Ильей Сегаловичем – Яндекс.Острова (по сути – «колдунщики»). Однако, не выйдя из бета-тестирования, она была свернута. Официальная причина – Острова вебмастеров хуже по качеству, чем собственные Острова Яндекса. Сейчас «колдунщики» доступны только аффилированным с Яндексом онлайн-сервисам. Вот еще несколько примеров колдунщиков, согласитесь, такой сниппет не пропустишь, пройти мимо сложно:
Или так:
Ещё:
Хотя даже в этом случае никто никогда, кроме разработчиков Яндекса, не узнает какой повышающий коэффициент (или иной механизм искусственного увеличения релевантности) применяется Яндексом к собственным сервисам, чтобы получить больше трафика.
Сейчас Яндекс – уже не просто поисковик. Это IT-компания, которая строит свою империю. Но делает ли она это честно, или же за счёт других игроков, и вводит ли она в заблуждение пользователей, подтасовывая результаты органической выдачи? Замедляется ли развитие отрасли из-за манипуляций, и что мы получим через 3-5-10 лет?
Выходит, что мегакорпорация «кормит» пользователей только своими собственными продуктами, потому что другие компании «не выдержали конкуренции»? А ведь отсутствие конкуренции приводит к тому, что страдают конечные пользователи.
Интересное по теме:
- Обзор про разным исследованиям CTR сниппетов.
- Статья от Яндекса (старенькая, но суть не меняется).
- Исследование с использованием технологии EyeTracking (на этот раз про Google).
sibidor
У меня к этому двоякое отношение — с одной стороны компания создала рынок, привлекла пользователей и имеет право собирать дань.
С другой стороны, возможно, нужно гос регулирование подобных феноменов. Ну или проще говоря монополий.
Ну и в третьих… А были бы вы на месте яндекса/гуглв/ФБ вы бы как поступили?
lokey
По поводу первого — Яндекс не один и не единственный. Пользователей он привлёк, но привлёк именно как поисковик. Выходит, заманил, а теперь может «танцевать их» как хочет.
По поводу монополий — скорее всего, это хоть как-то бы помогло. Гугл ведь штрафовали за то, что не предустанавливал российские приложения, вроде, на Android. И в плане поиска — хорошо бы честно чтобы было.
ProFfeSsoRr
lokey
Скорее конкуренция, наверное. Но может Яндекс хотел именно справедливости! Чтобы мир стал лучше. С их приложениями.
martin_wanderer
Да нет никакой справедливости на рынке. Точнее, она как раз рождается в конкуренции.
vlad_egrv
ничего не делается корпорациями ни за какую справедливость, вы с какой планеты?
ProFfeSsoRr
sibidor
Так это же СТРАТЕГИЯ, по МОЕМУ, во всех отраслях — товар маркер а затем ДО ПРОДАЖИ!!!
tundrawolf_kiba
Штрафовали не за то, что сам не предустанавливал, а за то, что запрещал предустанавливать отдельным производителям телефонов если они хотели продолжать сотрудничество с Гуглом.
Antervis
zagayevskiy
Для начала, гугл запрещал производителям предустанавливать свои сервисы во всем мире на все девайсы этого производителя, в случае, когда производитель предустанавливал чужие сервисы вместо гугловых на некоторые девайсы в некоторых странах.
Antervis
вы смешиваете ортогональные события с интервалом в пару лет. Сначала у нас штрафовали гугл за «монопольную практику» распространения всех своих сервисов единым пакетом, потом выдвинули законопроект, обязывающий предустанавливать отечественные приложухи. Я критиковал конкретно второе: с одной стороны, законопроект защищает наши крупные конторы против монополии зарубежных; а с другой выгораживает те же самые конторы против более мелких отечественных компаний, укрепляя монополию первых.
trueMoRoZ
А ведь сервис поиска для пользователей и сайтов представлялся бесплатно. Бесплатная инфраструктура, без которой современный интренет невозможен. А может это были долгосрочные инвестиции, которые только теперь начали приносить прибыль? Все недовольные могут сделать свой поисковик. Это сложно? А Яндексу было легко? Кто первый встал — того и тапки.
nin-jin
Вообще, первым быть действительно легче всего. Требования к качеству низкие, конкурентов ещё нет. Перспективы для роста огромные. А каждый маленький шаг даёт большую отдачу.
fireSparrow
Ага. А ещё нет устоявшихся эффективных практик, приходится двигаться вслепую, самостоятельно набивать шишки и нести связанные с этим риски.
nin-jin
А то у вторых всех этих проблем нет.
fireSparrow
Это точно коммент к моему комментарию? Вы его точно прочитали и осмыслили, прежде чем ответить?
Потому что очевидно, что у каждого последующего всё больше примеров того, что стоит, а чего не стоит делать в данной области. Они могут учиться на чужих ошибках, и меньше делать своих.
Говорить, что первым быть легко, может только тот, кто никогда не пробовал быть первым.
nin-jin
Вторым, чтобы победить, нужно не просто повторить, а превзойти. Тут вам устоявшиеся безрисковые практики ничем не помогут. Зато крупный конкурент запросто задавит.
Не путайте сложность с удачей. Я пробовал быть вторым — пробиться куда сложнее. Поэтому все и ищут новые ниши, чтобы быть первыми.
fireSparrow
Но так всё-таки проблем первопроходца у вторых уже нет, с этим-то вы согласны?
Ну и не надо смешивать поиск новых подходов в уже устоявшейся области и исследование совсем новой области, это разные вещи.
Я не говорю, что вторым однозначно проще. Но и утверждение о том, что однозначно проще первым, считаю нелепым.
goldrobot
Как это нету? Есть, их у него еще больше.
Что бы хотя бы стать вторым, не достаточно пройти путь первопроходца.
Вам нужно его пройти в то время как первый вставляет вам палки в колеса, а потом пройти еще сколько то будучи уже тут первопроходцем что бы переманить аудиторию. Вам об этом говорят. При этом первый уже, зачастую, накопил ресурсов что бы его палки превращались в бревна.
VolCh
А также устанавливать практики и вообще правила игры. Простите, обычаи делового оборота.
braineater
А разве Yandex не расшифровывается как «Yet another indexer»?
nin-jin
А при чём тут Яндекс?
braineater
Разговор идет про первых, а сама расшифровка названия намекает что первыми они не были.
OnvogSGN
Когда он только появился, его название сами создатели объясняли как "Языковой индекс". Это уже, похоже, задним числом по аналогии с другими ya-ками байку приплели
nin-jin
Корректный вопрос звучит так: если бы не знали на чьём месте вы окажетесь, то какой вариант выбрали бы?.
lolhunter
Тут вопрос подмены понятий.
Яндекс поисковик де факто ничего не ищет. Первая страница реклама, вторая сервисы яндекса — никакого поиска по большинству направлений давно уже не существует.
Яндекс это некий «каталог» где борятся рекламодатели и сервисы яндекса.
Яндекс тут можно заменить гуглом и получить в общем-то похожий результат. По многим запросам первые несколько СТРАНИЦ у гугла это сплошная реклама, сервисы гугла — в общем все что угодно кроме результатов выдчи.
zzakirow
Какой глупый комментарий.
Вы вообще поиском пользуетесь?
lolhunter
Сейчас в яндексе по популярным запросам поиск начинается с 3 страницы. Потому — нет. Не пользуюсь.
Если мне нужно что-то купить я перехожу напрямую в нужный магазин. Если я не знаю магазина — обычно этот товар есть или в google merchant или в яндекс.маркете.
А вот найти товар в поиске… Ну 3 страницы промотай — начнутся магазины с поиска.