Представляю вашему вниманию перевод статьи «Face to face with Ford’s self-driving Fusion Hybrid research vehicles», опубликованной 6 августа на сайте Arstechnica.
Будущее, или хотя бы его часть, можно увидеть в одной из многочисленных лабораторий в Центре Исследований и Инноваций концерна Форд. Центр представляет собой трехэтажное кирпичное здание, расположенное на обширной территории кампуса Форда, которое вполне вписывается в обстановку хорошо спонсируемого университета. Хорошо оборудованные лаборатории расходятся ветвями от окрашенных в серый цвет коридоров облицованных пластиковыми амортизационными панелями, такие же можно увидеть в больницах, их используют, чтобы избежать выбоин в покрытии от постоянно передвигаемого по коридорам тяжелого оборудования. Молодые инженеры со всего мира обедают в помещении в виде атриума, перед тем как вернуться к своим исследованиям в области металлургии, новым катализаторам, или любому другому из бесчисленного количества областей, которыми интересуется концерн.
Мы пробрались через похожий на муравейник лабиринт коридоров по дороге в производственные помещения, чтобы собственными глазами посмотреть на самоуправляемые машины, разрабатываемые под руководством Рэнди Визинтайнера, Главы автономных транспортных средств в Форде. Сам производственный цех выглядит как гибрид гаража и исследовательской лаборатории. Вытяжные шкафы и лабораторные полки делят пространство с тремя белыми гибридами Форд Фьюжн. Это и есть фордовские разрабатываемые самоуправляющиеся автомобили, и Визинтайнер вместе с Джимом МакБрайдом и Дагом Родом пришли, чтобы показать нам технологии, которые делают возможным автономное вождение.
Со стороны машины выглядят абсолютно готовыми к продаже за исключением сенсорных панелей вмонтированных в крышу. Они утыканы Велодиновскими лидар-сканерами. Каждый из них набит лазерами, которые подсвечивают поле зрения сенсоров в радиусе 100м, и детекторами, которые воспринимают отраженный свет лазера. Как мы выяснили во время нашего визита, 2 сенсора вмонтированы горизонтально и еще два установлены под углом 30?, это позволяет им сканировать дорогу вокруг транспортных средств.
Пятый лидар-сенсор вмонтирован вверх ногами, Форд использует его для сканирования верхушек зданий (коль у лидар-сенсоров ограниченное вертикальное поле зрения). Идея последнего видимо возникла после того, как в Форд стали обращаться с просьбами создать 3Д сканеры гоночных трасс НАСКАР.
Сочетание этих сенсоров позволяет Форду создать 3Д карты по принципу облака точек, одна из таких карт отображалась на экране позади одной из машин. В дополнение к лидар-сканерам, гибриды Фьюжн также оснащены оптическими камерами, прикрепленными к сенсорным панелям, в остальном вы никогда не подумали бы, что в этих машинах есть что-то особенное.
Такая тенденция наблюдается и внутри машин. Опять же интерьер полностью совпадает с заводскими Форд Фьюжн, за исключением пары крупных кнопок на подставках для кружек между водительским и пассажирским сидениями. Слева находится большая красная кнопка. Мне сказали, что это общая особенность всех Фордовских прототипных машин и это выключатель аналогичный электрическому, который можно встретить в гоночных машинах.
Большая желтая кнопка, расположенная рядом с красной, на самом деле тоже выключатель, но уже для функции автономной езды. Нажмите на эту кнопку, и машина тут же превратится в стандартный безликий Форд Гибрид, который вы встречаете на дороге. По факту, в машине даже нет специально предназначенной кнопки или включателя автономного вождения. Команда Визинтайнера просто переориентировала ручку переключателя передач так, что ставя ее на деление L, задействуется режим автономного вождения.
Заглянув в багажник одного из автономных Фьюжн Гибридов мы открыли новую главу этой истории. Даже там нашелся повод для удивления. Электроникой там занято намного меньше места, чем можно было подумать, и большая часть – это запасные компоненты. Мозговой центр машин расположен в большом металлическом кубе, охлаждаемым чем-то похожим на типичные радиаторы охлаждения, используемые Фордом. Это кластер из пяти чипов Intel i7, работающих на Ubuntu Linux. Рядом с вычислительным центром расположен ящик поменьше, он содержит тахогенератор и гироскоп. Это Инерциальный Измерительный Блок (ИМБ), созданный Applanix.
Справа от ИМБ находится Wi-Fi модем и Space Micro Autobox, который соединяет систему с проводной системой управления машиной. Еще правее находится пара устройств записи данных, инерциальная навигационная система, которая объединяет данные ИМБ и GPS с данными одометра машины. Там же находится переключатель сети Ethernet. Перед этими ящиками находится коммутационная панель для CANbus (стандарт сети контроллеров транспортного средства) машины, тумблеры, которые снабжают электроэнергией все остальные компоненты, и дополнительная батарея питания, чтобы задействовать ее, когда понадобятся дополнительные энерго-мощности.
Разговор с Визинтайнером, МакБрайдом и Родом создал вполне неплохую картину нынешней ситуации в области технологий автономного вождения. Как стало ясно из разговора с профессором Эдвином Олсоном на открытии Mcity, похоже по-прежнему существует разрыв между тем, что уже возможно и конечной целью, где поездки на машинах осуществляются без какого-либо вмешательства человека, от начала и до самого конца.
Еще многое предстоит сделать, прежде чем сенсорные системы транспортных средств будут в состоянии передавать машине окружающую действительность так же точно, как человек. Визинтайнер отметил, что расстояние, с которого мы можем смотреть на дорогу и разглядеть сигнал светофора (а также разглядеть зеленый он или красный) может быть, к примеру, приравнено к одному пикселю для сенсора камеры. И когда мы выворачиваем с боковых полос перекрестков, мы сначала осматриваем дорогу на сотню метров вперед, чтобы убедиться, что она свободна.
И все же команда разработчиков системы автономного вождения в Форде верит, что они смогут преодолеть эти технологические препятствия. Закон Мура решит большинство проблем с пространством багажника, а лидар-сенсоры нового поколения примерно в 2 раза меньше, чем те, которые вмонтированы в Fusion Hybrids. Между тем, данные, вырабатываемые этими автономными автомобилями, в ближайшие месяцы и годы усовершенствуют логику и обычный процесс принятия решений, которые понадобятся нам, чтобы с полной безопасностью делить дороги с роботами.
iliasam
Встречал информацию, что один дальномер Velodyne стоит около 30'000$. Соответственно 5 дальномеров стоят 150'000$. Машина получается невероятно дорогая.
EANN
Меня это тоже тревожит. Но я надеюсь, что дальномеры, также как и компьютеры, подешевеют и будут стоить копейки. Иначе понятно, что тема не взлетит