Проводил с коллегами семинар и решил поделиться также и с сообществом.

По-моему, достаточно много уделяется времени и усилий как разрешить конфликт, но даже вот поиском по Хабру нет дискуссий о том как предотвратить конфликт.

Делюсь своим опытом и буду рад комментариям и предложениям.

В первую очередь конфликты получаются случайно, но иногда одна сторона идёт на конфликт намеренно. Итак.

Случайный конфликт


Одним из часто распространённых вариантов возникновения случайного конфликта является недооценка важности подготовки другой стороны к изменениям. Как говорят «поставить перед фактом». Это и обидно и несправедливо и где же respect.

Потому с моей стороны рецепт тут хоть и очевиден, но очень важен: поговорить с тем, для кого что-то поменяется, до самих изменений. Пусть даже он или она не может отказаться, но сам факт, что ему дают возможность внутренне подготовиться уже снимает напряжение и эффект неожиданности.

Другой вариант случайного конфликта — это когда две стороны по разному трактуют одинаково называемые понятия или по разному интерпретируют факты. Ну и дальше начинается конфликт на почве ожиданий, которые каждый понимает по своему. В команде важно, что все на одной волне по проектным задачам, потому из моего опыта очень полезно задать уточняющие вопросы, что и кто понял, если коллеги реагируют достаточно молчаливо.

Третий вариант случайного конфликта — это способ донесения своего фидбека. Вот как облечь свои слова в нужную форму — это умеют не многие. Решение в том, что нужно уметь донести свой фидбек другому так, чтобы его лично не задеть и не обидеть, потому что тогда собеседник начнёт защищаться и точно не согласится с приводимыми доводами. Т.е. критиковать нужно сделанное, причём максимально конкретно, а не человека, и не обобщать, а искать lessons learnt.
Если кому интересно, то привожу в пример ссылку на мою любимую статью на эту тему
hbr.org/2019/03/the-feedback-fallacy

Намеренный конфликт


Очевидно сложнее предотвратить намеренный конфликт, когда одна из сторон явно идёт на конфликт. Опять же, если конфликт уже начался, то не стоит повторяться и есть куча информации о стратегиях (игнор, подчинение, компромисс и т.д.). Из того что помогает погасить такой конфликт до самого конфликта отмечу:

  1. если вторая сторона догадывается о намерениях первой, то быстро предложить решение проблемы, если есть промах, то признать его и рассказать о плане по недопущении подобных ошибок;
  2. если же не догадывается, то без помощи команды не обойтись. Наверняка кто-то в курсе о претензиях первой стороны и может либо намекнуть второму, либо позвать помощь сервантлидера команды.

Послесловие: интересно, что многие эти техники можно успешно применять не только на работе, но и с друзьями, в семье и т.д., улучшая качество своей жизни.