По-моему, достаточно много уделяется времени и усилий как разрешить конфликт, но даже вот поиском по Хабру нет дискуссий о том как предотвратить конфликт.
Делюсь своим опытом и буду рад комментариям и предложениям.
В первую очередь конфликты получаются случайно, но иногда одна сторона идёт на конфликт намеренно. Итак.
Случайный конфликт
Одним из часто распространённых вариантов возникновения случайного конфликта является недооценка важности подготовки другой стороны к изменениям. Как говорят «поставить перед фактом». Это и обидно и несправедливо и где же respect.
Потому с моей стороны рецепт тут хоть и очевиден, но очень важен: поговорить с тем, для кого что-то поменяется, до самих изменений. Пусть даже он или она не может отказаться, но сам факт, что ему дают возможность внутренне подготовиться уже снимает напряжение и эффект неожиданности.
Другой вариант случайного конфликта — это когда две стороны по разному трактуют одинаково называемые понятия или по разному интерпретируют факты. Ну и дальше начинается конфликт на почве ожиданий, которые каждый понимает по своему. В команде важно, что все на одной волне по проектным задачам, потому из моего опыта очень полезно задать уточняющие вопросы, что и кто понял, если коллеги реагируют достаточно молчаливо.
Третий вариант случайного конфликта — это способ донесения своего фидбека. Вот как облечь свои слова в нужную форму — это умеют не многие. Решение в том, что нужно уметь донести свой фидбек другому так, чтобы его лично не задеть и не обидеть, потому что тогда собеседник начнёт защищаться и точно не согласится с приводимыми доводами. Т.е. критиковать нужно сделанное, причём максимально конкретно, а не человека, и не обобщать, а искать lessons learnt.
Если кому интересно, то привожу в пример ссылку на мою любимую статью на эту тему
hbr.org/2019/03/the-feedback-fallacy
Намеренный конфликт
Очевидно сложнее предотвратить намеренный конфликт, когда одна из сторон явно идёт на конфликт. Опять же, если конфликт уже начался, то не стоит повторяться и есть куча информации о стратегиях (игнор, подчинение, компромисс и т.д.). Из того что помогает погасить такой конфликт до самого конфликта отмечу:
- если вторая сторона догадывается о намерениях первой, то быстро предложить решение проблемы, если есть промах, то признать его и рассказать о плане по недопущении подобных ошибок;
- если же не догадывается, то без помощи команды не обойтись. Наверняка кто-то в курсе о претензиях первой стороны и может либо намекнуть второму, либо позвать помощь сервантлидера команды.
Послесловие: интересно, что многие эти техники можно успешно применять не только на работе, но и с друзьями, в семье и т.д., улучшая качество своей жизни.
Aushilfskraft
Это настолько мерзко выглядящая формулировка, что дальше некуда.
Пользуйтесь, Юрий, пользуйтесь. Вместо понимания
Yuri26 Автор
А что вы находите плохого не иметь конфликтов с друзьями, например. Поясните, пожалуйста
Aushilfskraft
Ничего
Yuri26 Автор
Ок, так что плохого в том, чтобы с респектом относиться к друзьям, спрашивать их о действиях до, а не ставить перед фактом и т.д.?
Aushilfskraft
Вы мне скажите, раз такие вопросы допускаете без повода.
Yuri26 Автор
Формулировка не подразумевала, что друзьям плохо. Наоборот имел ввиду синергию в варианте win-win
Aushilfskraft
Да она и перед фактом, что вы совсем другое имели в виду,
тоже не ставила :)
Yuri26 Автор
Да уж, интересно воспринимается. Всё же повторюсь что имел в виду именно win win, да и все описанные рекомендации направлены именно на win win, так как от конфликта теряется эмоциональная энергия.
Aushilfskraft
У вас нет действенных рекомендаций в статье, это
конспект из учебника по предотвращению конфликтных
ситуаций. Да и тезиса нет. Вывода, соответственно, тоже
Yuri26 Автор
Если это конспект учебника, то почему же это не действенные рекомендации.
Вывод возможно нужен был более явный, но он в том, что нужно относиться с респектом к тому с кем возможен конфликт и тогда больше вероятность конфликта избежать
Aushilfskraft
вызубрил область от корки до корки, но не стал понимать.
Юрий, он определенно нужен. Статью не отдают на аутсорс в
комменты.
Нужно относиться с уважением ко всем и
не допускать конфликтов в принципе.
Руководитель, который избегает конфликтов, вместо
их исключения — не нужен
saboteur_kiev
Простите, рекомендаций не заметил — у вас обычное «сперва подумай а потом говори» заняло почти 2 экрана текста, в котором рекомендации даны настолько примитивно, что они не принесут пользы никому.
Потому что важно не как решить конфликт, а как начать это делать, как вообще воспитать в себе привычку правильно пользоваться конфликтами. Ибо недопускать конфликты в нашем мире по большему счету нереально, да и неправильно. Ими нужно управлять и тогда они могут приносить пользу.