Adobe Acrobat вроде бы не нужно представлять — это легендарное приложение легендарной компании у всех на слуху, и мало кто не знает его красного логотипа и не вспоминает первым делом при упоминали аббревиатуры PDF… Но если копнуть чуть глубже, то оказывается, что «знают» многие и про возможности формата PDF и, как следствие, про возможности Acrobat лишь малую долю от гигантского пласта функционала, сделавшего PDF одним из самых распространенных форматов документов, а Acrobat — нарицательным именем по работе с этим форматом. Как ни странно, это касается и многих специалистов по допечатной подготовке: кому-то не хватает времени разбираться в тонкостях, кому-то любопытства. Но если вы из тех, кому не нравится иметь недешевый умный кухонный комбайн и пользоваться у него лишь парой-тройкой кнопок, читайте дальше: в случае с Acrobat мы вместе разберем все заложенные в нем возможности для допечатной подготовки в серии статей, написанных по заказу такой же неравнодушной компании Softline.
Несколько слов о себе… Я занимаюсь настольным издательством и допечатной подготовкой с 1990 г., и впервые столкнулся с Acrobat в 1994 г. За эти 25 с лишним лет мне не надоело открывать его возможности, и довелось заниматься этим в качестве руководителя препресс-отделов агентств и издательств и консультанта по Acrobat в России самой компании Adobe. Мне есть чем поделиться на тему Acrobat и PDF — так приступим! Пойдем от простого к сложному и затронем все важное от начальных настроек до работы с цветом и решения конкретных вопросов в панели Preflight, но всему свое время: заглядывайте сюда регулярно в конце 2020 и начале 2021 г. по мере выхода новых статей.
Краткая историческая справка (любопытные могут прочитать больше здесь): Acrobat и PDF возникли одновременно. В начале 1990-х Джон Уорнок, один из двух основателей Adobe, искал решение задачи надежного переноса документов между разными компьютерами, операционными системами и заодно, бумажными носителями — без изменения их внешнего вида или зависимости от внешних условий (напр., наличия нужных шрифтов). Эта работа завершилась в 1993 г. релизом «переносимого формата документов» — Portable Document Format, которому суждено было совершить революцию в подходах всего мира к работе с документами. Но первой на него обратила внимание именно индустрия препресс, т.к. формат по сути представлял собой идеальную «цифровую распечатку» со всеми необходимыми для надежного вывода данными в едином файле: текст со шрифтами, изображения, векторные объекты + поддержка цветовой модели CMYK. Специалистам по допечатке не требовалось объяснять этих преимуществ: они уже имели все это благодаря PostScript, тоже продукту Adobe (кстати, самому первому, под запуск которого компания и была создана в 1982 г.) Но вот незадача: PostScript нельзя было «увидеть» и удобно проконтролировать, это язык принтерных команд, который создает графику шаг за шагом, а не фиксирует ее описание. PDF стал в чем-то эволюцией, в чем-то революцией относительно PostScript, добавив быструю и надежную визуализацию графической информации благодаря отказу от команд управления принтерами и развитию описательной части в компактном универсальном виде. Отвечали за эту визуализацию новые приложения для Mac OS, Windows, DOS, OS/2, Unix — Acrobat Reader и Acrobat Distiller.
Первое обеспечивало рендеринг — то самое одинаковое отображение данных PDF на всех системах, второе превращало любые имеющиеся PostScript и EPS-материалы в PDF. Оставалось только вывести данные в PS из графических приложений или напечатать в PDF из обычных через идущий в комплекте PDF-драйвер (точнее, сначала в PS, но это под капотом).
Началась знакомая нам эпоха современного препресса, в которой по мере добавления поддержки PDF в растровые процессоры и развития формата PostScript и PDF сначала шли рука об руку, но постепенно PDF выжал старшего брата, сохранив его актуальность только в узких применениях. А Acrobat стал одним из главных инструментов препресс-оператора благодаря исчерпывающей поддержке всех возможностей по созданию и манипуляции PDF-файлами.
В этой первой статье мы познакомимся с настройками приложения под проверку PDF-файлов на соответствие ожиданиям и отсутствие сбоев. Сразу договоримся использовать названия русского интерфейса Acrobat, даже если перевод нельзя признать удачным или хотя бы одинаковым в разных местах программы. Сам я, честно говоря, предпочитаю английские интерфейсы ради точности и краткости терминов, и всегда рекомендую привыкать к ним, даже если вы слабо владеете английским — это поможет и язык прокачать, и главное, проще работать с огромным массивом полезной информации по препрессу в англоязычном Интернете по сравнению с Рунетом. Так или иначе, с 2012 г. Acrobat позволяет свободно переключать языки интерфейса в меню «Установки > Язык > Язык приложения». Как и многие другие команды, вызов настроек возможен через клавиатурные сокращения — не будем их обсуждать в статье, но отложите полезные ссылки и старайтесь ими пользоваться: вы подарите себе много часов сэкономленного времени.
Дальше я не буду указывать англоязычные ссылки при наличии русских, но поделюсь лайфхаком: в статьях онлайн-справки Adobe достаточно удалить из ссылки узел «ru/», чтобы открыть статью по-английски. Попробуйте на примерах выше.
Итак, начинаем с настройки рабочей среды — это очень важно для быстрой работы и задания корректного поведения инструментов. Всего обсудим не сможем, коснемся только вещей, прямо влияющих на препресс.
При выборе русского языка интерфейса свежие версии Acrobat автоматически включают миллиметры в качестве основных единиц измерения. Если это необходимо поменять, это делается в этом разделе. Заодно можно изменить цвет линий сетки или направляющих, если вы ими пользуетесь и в конкретном документе они теряются на фоне изображений.
Эта группа настроек не очень интуитивно названа, но очень важна — разберем все предметно.
Макет страницы. В каждом PDF-файле можно задать его внешний вид при открывании (Файл > Свойства > Вид при открытии). В частности, макет и масштаб: число и порядок страниц на экране и их начальный размер. Это очень полезно при контроле документов с обложками или организованных тетрадями. Например, страницы поодиночке или разворотами, вписывание страницы по ширине или высоте или в реальном масштабе. Но в случаях, когда такие параметры не заданы в самом файле, сработает установка из этого раздела — однако, есть важная тонкость. Если в открытом файле можно через меню явно задать поведение первой страницы при отображении разворотами (Режим просмотра > Двойником > Титульный лист/Разворотами), и в результате первой в развороте пойдут либо нечетные страницы как в книгах и журналах, либо четные, то в установках «Макет страницы» можно выбрать только «Постранично» или «Двойником». Но и в этом случае повлиять на поведение первой страницы можно: оно будет задано установкой в меню Просмотр > Вид страницы > Показать обложку при отображении двух страниц, если включить ее в пустом приложении при отсутствии открытых документов.
В эту логику может вмешаться установка из раздела «Документы»: Открыть окно параметров > Восстанавливать при открытии документов прежние параметры просмотра. Ее лучше держать отключенной, потому что при включении она запоминает последние параметры отображения каждого открывавшегося документа. Это не только замусоривает диск ненужной информацией, но и мешает тестировать настройки внешнего вида документа при открывании — при их обновлении они не сработают в документах, которые вы уже открывали ранее, если включена эта опция.
Разрешение. Это ключевая установка, если вам необходимо работать с документами в их реальном физическом размере. Очевидно, что для этих целей вы выставите масштаб на 100% (рекомендую это в качестве значения по умолчанию), но это 100% от какой величины? Чтобы привести экранные размеры к физическим, Акробату необходимо понимать реальное разрешение вашего экрана — для этого и предлагается эта установка. На ноутбуках и современных ЖК-мониторах системная настройка часто верна, но если нет или вас отвлекают небольшие отклонения, то можно добиться стопроцентного попадания, указав реальное разрешение (в ppi — пикселах на дюйм) вручную в поле «Заказное разрешение». И еще момент насчет масштаба 100% — в русском интерфейсе он ошибочно указан в выпадающем списке «Масштаб» как 10%, но это не беда: просто наберите «100%» вручную.
Рендеринг. Эта группа параметров прямо влияет на возможность обнаружения дефектов в файлах для печати. Многие помнят растровые процессоры, не поддерживавшие отработку прозрачности — для них требовались файлы по спецификации PDF 1.3 или PDF/X-1a, к которых эффекты прозрачности приходилось предварительно растрировать («плющить»). Это приводило к появлению сотен и даже тысяч мелких изображений с векторными масками и радикальному усложнению документа с высокой загрузкой памяти компьютера и растрового процессора. Выводы из этого: при работе с такими файлами стараться не использовать «кеш страниц» (фоновую отрисовку следующей страницы при просмотре текущей) и соблюдать осторожность при включении «сглаживания изображений» и «сглаживания штриховых иллюстраций» (векторов). Эти функции делают растровые изображения и векторные рисунки максимально приятными для глаза, но могут приводить к появлению «призраков»: видимых на экране, но не существующих и не выводящихся на пластины зазоров между теми самыми фрагментами изображений, образовавшимися при сплющивании прозрачности. Обычно эти установки практичнее держать включенными, но если в отдельных случаях вас «терзают смутные сомненья», откройте Установки и временно их отключите. Если и это не успокоит, для проверки сделайте за RIP его работу: отрастрируйте проблемную страницу в Photoshop с разрешением RIP (2400/3600dpi) — строго без включения сглаживания (anti-aliasing). Если так «призраков» уже не увидите — без колебаний отправляйте страницу на вывод.
Еще две установки этой группы могут давать ложное спокойствие при наличии проблем. «Улучшить тонкие линии» удобно для просмотра, но если где-то в PDF прокрались линии толщиной меньше 0,1 пункта, то вас ждут проблемы при выводе. Такое важно проверять как автоматически средствами Preflight (об этом позже), так и просто видеть глазами. При включении этой опции Acrobat покажет такие линии более толстыми, и вы пропустите проблему. Спокойнее отключить эту опцию и увидеть все как есть (или вообще не увидеть эту линию там, где ожидали).
«Использовать локальные шрифты» — еще одна ловушка во имя удобства. Ради самодостаточности PDF важно встраивать в него все использованные шрифты, хотя возможность этого не делать иногда соблазняет любителей сократить размер файла. Если шрифт не встроен, он должен быть доступен растровому процессору на этапе отрисовки, но т.к. в большинстве случаев этого нет, произойдет подмена и результат отправится в корзину. Такие подмены важно замечать при контроле в Acrobat, и эту опцию отключать — иначе нужный шрифт, возможно установленный локально на вашей системе, прекрасно подключится в документе. Так вы пропустите подмену. Но конечно, такие моменты нельзя доверять глазу оператора: проверку встройки шрифтов необходимо также включать в процедуры автоматического префлайта. А что касается оптимизации размера файлов, можно смело использовать сабсеттинг шрифтов — автоматическое создание выборок только реально задействованных в каждом документе символов (особенно после нарезки многостаночного файла на одностраничные, если вам это часто требуется). Если вас беспокоит невозможность при этом использовать возможности Acrobat по редактированию документов, не переживайте: Acrobat не позволит это и при полностью встроенном шрифте в силу ограничений шрифтовой лицензии: редактирование возможно только локально установленными шрифтами (и не зависит от включения опции, которую мы обсуждаем). Если нужно редактировать PDF со встроенным шрифтом, которого у вас нет, вас выручит только Enfocus PitStop Pro, который также продадут в Softline и который беспечнее Acrobat в вопросах цифрового копирайта. Возможно, до первого прецедента: в Adobe выучили свой урок юридически болезненным образом, хотя сами и стояли у истоков первых лицензий на цифровые шрифты.
В завершении разговора о шрифтах добавлю, что старинные суеверия из времен PostScript о несовместимости шрифтов TrueType (.ttf) с серьезным препрессом канули в Лету: если качество самого шрифта не вызывает нареканий, его можно спокойно использовать и выводить. Формат PDF поддерживает все современные форматы шрифтов, кроме веб-шрифтов (EOT/WOFF/2), и для него являются одинаково родными как PostScript-шрифты, так и TrueType или OpenType как контейнер для первых двух — в структуре PDF-файла шрифты представлены особым образом. А т.к. с 2007 г. PDF — стандарт Международной организации по стандартизации (ISO), у производителей растровых процессоров нет выбора поддерживать или не поддерживать его отдельные фичи: здесь все или ничего.
Опция говорит сама за себя, важно просто помнить, что она есть. Старые версии Acrobat всегда отражали размер, а в новых это необходимо явно включать здесь. Размер будет всегда на виду в нижем левом углу окна.
Растровые процессоры могут настраивать обрезной размер по-разному: иногда явно, так что идущие на вход страницы, просто центрируются в рабочей области. Но чаще RIP полагается на заданные в каждой странице PDF размеры, которые делятся на 5 типов:
Визуальным индикатором для этого служат специальные направляющие указанных цветов, знакомые всем по диалогу подрезки «Установить поля страницы». А установка, которую мы обсуждаем, позволяет отображать их постоянно на каждой открытой странице — это снимает многие вопросы.
Еще одна опция с говорящим названием, про которую важно помнить, что она есть. Если вы часто работаете с PDF-файлами, которые идут не на вывод, а под вставку в другие приложения, или открываете в Acrobat файлы Illustrator (.ai), которые в большинстве случав являются ни чем иным как PDF с некоторыми приватными довесками, то бывает полезно понимать, где на странице сплошной белый фон, а где пустая область, которая будет прозрачной при вставке. Эта опция позволяет отображать такие пустые области так же, как отображают прозрачность Photoshop и другие инструменты — серой шахматной сеткой.
Логические номера — большое подспорье. Они позволяют размечать в документах разделы для удобства навигации и понимания структуры. Польза для допечатки — ситуации, когда напр. разные секции печатаются на разной бумаге и должны выводиться отдельными тетрадями. Но чаще всего необходимо размечать обложки, чтобы они отделялись от блока. Можно, как в примере, задать префиксы «обл.» двум первым и двум последним страницам в брошюре, чтобы четко дать понять специалисту типографии, как обращаться с документом.
Возможность доступа к нужной странице по логическому номеру как раз задается этой установкой. В нашем примере это означает переход на страницу, показанную слева под номером 1 либо по этому номеру 1, либо по номеру 3 (порядковому в документе).
Сразу посмотрим, как задается нумерация, потому что в русском интерфейсе это не очень наглядно. В панели «Миниатюры страниц» выбираем нужный диапазон страниц и правым кликом вызываем контекстное меню; в нем — команда «Ярлыки страницы…», которая, наконец, покажет диалог «Нумерация страниц».
Стандарт PDF 1.4 (и PDF/X-5) допускает использование вставок из внешних документов в виде специальных ссылок-референсов (хотя это не единственное предназначение структуры XObject: она также обеспечивает переиспользование повторяющихся фрагментов в пределах одного файла — напр., для корректных заливок-паттернов). Эта возможность весьма хрупкая, она требует гарантированной доступности внешних файлов, специальных разрешений для доступа к месту их хранения и специальных инструментов создания таких файлов. С высокой вероятностью вы не встретите в своей практике PDF-файлов со внешними икс-объектами, поэтому можно не пугаться неправильных настроек в этом поле и оставить все по умолчанию.
Речь о старых друзьях — оверпринтах. Привет из времен PostScript, когда это был единственный способ наложения цветов со своим набором тонкостей и оговорок, до прихода прозрачности с PDF 1.4. В отличии от прозрачности, отрисовку оверпринтов было и есть необходимо включать явным образом в Illustrator и Acrobat, что и делает эта опция. Если это не сделать, можно не увидеть примененные оверпринты, и последствия могут быть плачевными — неспроста при приеме на работу вас, наверняка, расспрашивали про последствия оверпринта на белых объектах… Эта настройка позволяет включить отображение оверпринтов для любых файлов или только для PDF/X, печатное предназначение которых и так понятно. Или навсегда отключить.
Эта опция с нечитаемым названием, не заслужившая даже упоминания в онлайн-справке, имеет отношение к очень удобной возможности добавления непечатаемых препресс-комментариев в документ. Здесь необходимо сделать шаг в сторону, чтобы пояснить о чем речь.
Дело в том, что с 2012 г. и версии Acrobat Pro XI при работе в панели «Просмотр цветоделения» появилась очень удобная возможность фиксировать результаты, отображаемые в панели, локально прямо в контексте страницы с помощью заметок:
Заметка вставлялась по Shift-щелчку в интересующем месте. Но т.к. окно «Просмотр цветоделения» модальное и может висеть открытым, пока вы заняты другими вещами, его «захват» клавиши Shift приводил к тому, что становилось невозможно использовать ее для выбора нескольких объектов. Для исправления этой нестыковки и была добавлена такая настройка — при ее включении заметки «Просмотра цветоделения» добавляются по Alt-щелчку. Без нее — по-прежнему, по Shift-щелчку. А сам диалог «Просмотр цветоделения», кстати, далеко не только про цветоделение, но об этом позже.
Эти настройки управления цветом работают по умолчанию в случае, если RGB, CMYK и Grayscale объекты в файле не протегированы цветовыми профилями индивидуально или если на уровне конкретного документа не задан целевой цветовой профиль Output Intent (совершенно неадекватно переведенный как «Способ вывода»). Другими словами, «просто RGB» или «просто CMYK» будут отображены в Acrobat как если бы все цветовые координаты были заданы именно в указанных тут цветовых пространствах.
Важно помнить об исключениях. Главное — это все файлы PDF/X, потому что стандарт обязывает их иметь явно заданный целевой Output Intent. Обычно он задан через встроенный ICC-профиль, но здесь есть тонкость. В своей практике я избегал этого способа, потому что качественные CMYK ICC-профили довольно тяжелые, 2 МБ и больше. При том, что часто типографии для упрощения своей жизни требуют сдавать материалы одностраничными PDF-файлами, это означает, что каждый файл увеличится в размере на эту цифру. Для 100-страничного журнала это +200 МБ лишнего веса и времени на перекачку. Если для кого-то это насущный вопрос, есть альтернатива: Output Intent можно задавать не встройкой профиля, а простым упоминанием одного из стандартных Output Intents через т.н. Output Condition Identifier — это умеют все приложения Adobe и сам Acrobat при обработке PDF/X. Это набор типовых условий печати со стандартными названиями, и достаточно упомянуть одно из этих названий, а Acrobat или другое препресс-приложение или RIP самостоятельно подставят подходящий профиль согласно реестру ICC (в этой таблице Output Condition Identifier указан в поле «Characterisation data reference»). Стоит иметь в виду, что это все-таки довольно хрупкий процесс, потому что можно ошибиться в названии или профиль для подстановки может быть устаревший или вообще не настроен в RIP или настроен, но физически недоступен — однако именно он будет отвечать при выводе за конвертацию в CMYK любых объектов PDF, заданных в других цветовых моделях.
Output Condition Identifiers касаются самых распространенных печатных процессов и бумаг. И хотя, конечно, желательно работать с индивидуальными ICC-профилями, созданными под каждое сочетание бумаги, красок и печатных условий, часто это непозволительная роскошь. Обычно на помощь приходят очень тщательно проработанные профили международных организаций по печатным стандартам. Они регулярно уточняются и прекрасно подходят в большинстве случаев, когда типография заявляет работу по одному из стандартов ISO 12647, FOGRA, CGATS и др. По ссылке вы можете подобрать и скачать верный профиль для своей работы.
К исключениям, которые не покрывают общие настройки цвета, можно отнести также прямой выбор профиля для экранной пробы в «Просмотре цветоделения» — их можно свободно переключать, чтобы проверить, как изменится цветопередача в разных условиях печати (которые, собственно, и фиксирует CMYK-профиль ICC). Также уже не имитацию, а трансформацию в нужное цветовое пространство с сохранением цветопередачи предлагает панель «Преобразовать цвета», о которой еще поговорим предметно. Про нее надо понимать, что дальнейшее поведение цвета в преобразованном файле относительно общих настроек Acrobat определяется галочкой «Встроить». Если она включена, целевой профиль станет Output Intent для этого документа со всеми вытекающими, который мы обсудили для PDF/X.
Конечно, и фиксапы Preflight позволяют манипулировать цветом. Но это самый мощный инструмент в Acrobat, и он требует внимания к тонкостям управления цветом: в каждом конкретном случае решение будет в ваших руках.
Наконец, вспомним о способности бесплатного менеджера медиафайлов Adobe Bridge синхронно управлять цветовыми установками во всех приложениях Adobe Creative Cloud, включая Acrobat Pro. Хотя, как видим, можно вручную подключить профили нужных цветовых пространств, часто важно делать то же самое в таких приложениях как InDesign, Illustrator или Photoshop — и именно эту задачу синхронного переключения Bridge берет на себя. Если вызвать его меню «Edit > Color Settings», выбрать в нем один из наборов цветовых настроек и нажать Apply («Применить»), то изменения синхронно применятся во всех установленных приложениях Creative Cloud. А создавать такие наборы настроек позволяет Photoshop, причем только в нем в настройках рабочего цветового пространства для модели Grayscale можно подгрузить CMYK-профиль и конвертировать в одноканальный профиль Grayscale, с помощью которого можно симулировать на экране однокрасочную черную печать с реальными параметрами растискивания и впитывания краски.
Помимо уже упомянутой опции «Восстанавливать при открытии документов прежние параметры просмотра», здесь полезно отключить «При выполнении команды „Сохранить как“ оптимизировать для быстрого просмотра в веб-браузере». Эта опция пересобирает PDF-файл для постепенной подгрузки в браузере, что не несет никаких плюсов для растровых процессоров и только тратит время впустую.
Эти две группы установок задают поумолчательные значения при конвертации других форматов в PDF и из PDF. Вы, наверняка, помните, что для конвертации в PDF из PostScript и EPS используется приложение Distiller, в котором можно задавать разные наборы параметров преобразования. Acrobat позволяет сократить лишние действия и выбрать по умолчанию один из этих наборов, чтобы можно было уронить PS/EPS на сам Acrobat и сразу получить PDF без переключений в Distiller. Это делается в меню «Установки > Преобразование в PDF > PostScript/EPS». Также полезно пробежаться по настройкам растровых форматов, чтобы при открывании в Acrobat они превращались в PDF с предсказуемыми параметрами сжатия. Для офисных форматов настроек не предлагается, но стоит помнить, что Acrobat сможет превратить их в PDF, только если в системе установлены исходные офисные приложения. Кстати, если это так, то многие параметры конвертации в PDF доступны в самих Word, Excel, PowerPoint через закладку Adobe PDF.
А в части преобразования из PDF нас касаются два сценария (хотя имейте в виду, что можно настроить поумолчательные параметры экспорта в любые перечисленные форматы — может пригодиться). Первый — т.н. refrying — исправление неустранимых сбоев в PDF через экспорт в PostScript с повторной конвертацией в PDF. Это ломает многие структуры в исходном PDF за счет отсутствия их поддержки в PostScript, но это упрощение обычно приводит к тому, что файлы, отказывавшиеся выводиться, избавляются от своих проблем. Настройки экспорта в PostScript, показанные на снимке экрана, являются оптимальными для этих задач. Они дают компактные файлы за счет двоичного кодирования и поддержки последней (во всех смыслах) третьей версии PostScript.
Второй сценарий попроще, но бывает очень полезен. Это, собственно, и не про установки, а про команду экспорта сразу всех изображений из PDF в их реальном размере. В инструменте «Экспорт PDF» (который как раз и пользуется нашими установками по умолчанию)) в разделе «Изображение» есть малозаметная галка «Экспорт всех изображений»:
С ее помощью можно в один клик экспортировать все встроенные растровые объекты в заданном формате и сжатии в исходном разрешении.
Это особенно удобно при необходимости править графику Illustrator (.pdf или .ai), сохраненную в режиме линковки изображений. Отсутствие под рукой залинкованных внешних файлов приводит к тому, что Illustrator открывает файл с пустыми прямоугольниками на месте изображений, но тут мы вспоминаем, что если не отключать при сохранении .ai поумолчательную галку «Сохранять в режиме совместимости с PDF», то наш .ai — это обычный PDF с парой важных только для Illustrator довесков (и как следствие, их можно и нужно вставлять в верстку InDesign или QXP вместо промежуточных форматов вроде EPS). А это означает, что копия залинкованных в .ai изображений, пусть и экранного качества, все равно встроена в файл, и до них можно дотянуться такими средствами работы с изображениями в Acrobat и экспортировать для перелинковки.
Кстати, то же самое возможно в Photoshop. При открывании PDF он дает выбор способа, и позволяет как отрастрировать всю страницу с нужными параметрами (вспоминаем тему призраков от сплющивания прозрачности) так и открыть в исходном разрешении любое из встроенных изображений или все сразу:
Есть и вариант открыть из PDF 3D-модели, но к препрессу это прямого отношения не имеет.
Что ж, на этом ставим троеточие… Мы разобрались с азами настроек для продуктивной и предсказуемой допечатной обработки, а следующих статьях внимательно посмотрим на инструменты проверки, редактирования и исправления PDF в Acrobat.
Автор: Олег Сидоренко.
Консультация по решению Adobe Acrobat: Полина Красикова, business development manager по Adobe Acrobat компании Softline, Polina.Krasikova@softline.com.
Adobe Acrobat на сайте Softline
Несколько слов о себе… Я занимаюсь настольным издательством и допечатной подготовкой с 1990 г., и впервые столкнулся с Acrobat в 1994 г. За эти 25 с лишним лет мне не надоело открывать его возможности, и довелось заниматься этим в качестве руководителя препресс-отделов агентств и издательств и консультанта по Acrobat в России самой компании Adobe. Мне есть чем поделиться на тему Acrobat и PDF — так приступим! Пойдем от простого к сложному и затронем все важное от начальных настроек до работы с цветом и решения конкретных вопросов в панели Preflight, но всему свое время: заглядывайте сюда регулярно в конце 2020 и начале 2021 г. по мере выхода новых статей.
Краткая историческая справка (любопытные могут прочитать больше здесь): Acrobat и PDF возникли одновременно. В начале 1990-х Джон Уорнок, один из двух основателей Adobe, искал решение задачи надежного переноса документов между разными компьютерами, операционными системами и заодно, бумажными носителями — без изменения их внешнего вида или зависимости от внешних условий (напр., наличия нужных шрифтов). Эта работа завершилась в 1993 г. релизом «переносимого формата документов» — Portable Document Format, которому суждено было совершить революцию в подходах всего мира к работе с документами. Но первой на него обратила внимание именно индустрия препресс, т.к. формат по сути представлял собой идеальную «цифровую распечатку» со всеми необходимыми для надежного вывода данными в едином файле: текст со шрифтами, изображения, векторные объекты + поддержка цветовой модели CMYK. Специалистам по допечатке не требовалось объяснять этих преимуществ: они уже имели все это благодаря PostScript, тоже продукту Adobe (кстати, самому первому, под запуск которого компания и была создана в 1982 г.) Но вот незадача: PostScript нельзя было «увидеть» и удобно проконтролировать, это язык принтерных команд, который создает графику шаг за шагом, а не фиксирует ее описание. PDF стал в чем-то эволюцией, в чем-то революцией относительно PostScript, добавив быструю и надежную визуализацию графической информации благодаря отказу от команд управления принтерами и развитию описательной части в компактном универсальном виде. Отвечали за эту визуализацию новые приложения для Mac OS, Windows, DOS, OS/2, Unix — Acrobat Reader и Acrobat Distiller.
Первое обеспечивало рендеринг — то самое одинаковое отображение данных PDF на всех системах, второе превращало любые имеющиеся PostScript и EPS-материалы в PDF. Оставалось только вывести данные в PS из графических приложений или напечатать в PDF из обычных через идущий в комплекте PDF-драйвер (точнее, сначала в PS, но это под капотом).
Началась знакомая нам эпоха современного препресса, в которой по мере добавления поддержки PDF в растровые процессоры и развития формата PostScript и PDF сначала шли рука об руку, но постепенно PDF выжал старшего брата, сохранив его актуальность только в узких применениях. А Acrobat стал одним из главных инструментов препресс-оператора благодаря исчерпывающей поддержке всех возможностей по созданию и манипуляции PDF-файлами.
Настройки для контроля и решения проблем PDF для предсказуемой печати
В этой первой статье мы познакомимся с настройками приложения под проверку PDF-файлов на соответствие ожиданиям и отсутствие сбоев. Сразу договоримся использовать названия русского интерфейса Acrobat, даже если перевод нельзя признать удачным или хотя бы одинаковым в разных местах программы. Сам я, честно говоря, предпочитаю английские интерфейсы ради точности и краткости терминов, и всегда рекомендую привыкать к ним, даже если вы слабо владеете английским — это поможет и язык прокачать, и главное, проще работать с огромным массивом полезной информации по препрессу в англоязычном Интернете по сравнению с Рунетом. Так или иначе, с 2012 г. Acrobat позволяет свободно переключать языки интерфейса в меню «Установки > Язык > Язык приложения». Как и многие другие команды, вызов настроек возможен через клавиатурные сокращения — не будем их обсуждать в статье, но отложите полезные ссылки и старайтесь ими пользоваться: вы подарите себе много часов сэкономленного времени.
Дальше я не буду указывать англоязычные ссылки при наличии русских, но поделюсь лайфхаком: в статьях онлайн-справки Adobe достаточно удалить из ссылки узел «ru/», чтобы открыть статью по-английски. Попробуйте на примерах выше.
Установки
Итак, начинаем с настройки рабочей среды — это очень важно для быстрой работы и задания корректного поведения инструментов. Всего обсудим не сможем, коснемся только вещей, прямо влияющих на препресс.
Раздел «Единицы измерения»
При выборе русского языка интерфейса свежие версии Acrobat автоматически включают миллиметры в качестве основных единиц измерения. Если это необходимо поменять, это делается в этом разделе. Заодно можно изменить цвет линий сетки или направляющих, если вы ими пользуетесь и в конкретном документе они теряются на фоне изображений.
Раздел «Вид страницы»
Эта группа настроек не очень интуитивно названа, но очень важна — разберем все предметно.
Макет страницы. В каждом PDF-файле можно задать его внешний вид при открывании (Файл > Свойства > Вид при открытии). В частности, макет и масштаб: число и порядок страниц на экране и их начальный размер. Это очень полезно при контроле документов с обложками или организованных тетрадями. Например, страницы поодиночке или разворотами, вписывание страницы по ширине или высоте или в реальном масштабе. Но в случаях, когда такие параметры не заданы в самом файле, сработает установка из этого раздела — однако, есть важная тонкость. Если в открытом файле можно через меню явно задать поведение первой страницы при отображении разворотами (Режим просмотра > Двойником > Титульный лист/Разворотами), и в результате первой в развороте пойдут либо нечетные страницы как в книгах и журналах, либо четные, то в установках «Макет страницы» можно выбрать только «Постранично» или «Двойником». Но и в этом случае повлиять на поведение первой страницы можно: оно будет задано установкой в меню Просмотр > Вид страницы > Показать обложку при отображении двух страниц, если включить ее в пустом приложении при отсутствии открытых документов.
В эту логику может вмешаться установка из раздела «Документы»: Открыть окно параметров > Восстанавливать при открытии документов прежние параметры просмотра. Ее лучше держать отключенной, потому что при включении она запоминает последние параметры отображения каждого открывавшегося документа. Это не только замусоривает диск ненужной информацией, но и мешает тестировать настройки внешнего вида документа при открывании — при их обновлении они не сработают в документах, которые вы уже открывали ранее, если включена эта опция.
Разрешение. Это ключевая установка, если вам необходимо работать с документами в их реальном физическом размере. Очевидно, что для этих целей вы выставите масштаб на 100% (рекомендую это в качестве значения по умолчанию), но это 100% от какой величины? Чтобы привести экранные размеры к физическим, Акробату необходимо понимать реальное разрешение вашего экрана — для этого и предлагается эта установка. На ноутбуках и современных ЖК-мониторах системная настройка часто верна, но если нет или вас отвлекают небольшие отклонения, то можно добиться стопроцентного попадания, указав реальное разрешение (в ppi — пикселах на дюйм) вручную в поле «Заказное разрешение». И еще момент насчет масштаба 100% — в русском интерфейсе он ошибочно указан в выпадающем списке «Масштаб» как 10%, но это не беда: просто наберите «100%» вручную.
Рендеринг. Эта группа параметров прямо влияет на возможность обнаружения дефектов в файлах для печати. Многие помнят растровые процессоры, не поддерживавшие отработку прозрачности — для них требовались файлы по спецификации PDF 1.3 или PDF/X-1a, к которых эффекты прозрачности приходилось предварительно растрировать («плющить»). Это приводило к появлению сотен и даже тысяч мелких изображений с векторными масками и радикальному усложнению документа с высокой загрузкой памяти компьютера и растрового процессора. Выводы из этого: при работе с такими файлами стараться не использовать «кеш страниц» (фоновую отрисовку следующей страницы при просмотре текущей) и соблюдать осторожность при включении «сглаживания изображений» и «сглаживания штриховых иллюстраций» (векторов). Эти функции делают растровые изображения и векторные рисунки максимально приятными для глаза, но могут приводить к появлению «призраков»: видимых на экране, но не существующих и не выводящихся на пластины зазоров между теми самыми фрагментами изображений, образовавшимися при сплющивании прозрачности. Обычно эти установки практичнее держать включенными, но если в отдельных случаях вас «терзают смутные сомненья», откройте Установки и временно их отключите. Если и это не успокоит, для проверки сделайте за RIP его работу: отрастрируйте проблемную страницу в Photoshop с разрешением RIP (2400/3600dpi) — строго без включения сглаживания (anti-aliasing). Если так «призраков» уже не увидите — без колебаний отправляйте страницу на вывод.
Еще две установки этой группы могут давать ложное спокойствие при наличии проблем. «Улучшить тонкие линии» удобно для просмотра, но если где-то в PDF прокрались линии толщиной меньше 0,1 пункта, то вас ждут проблемы при выводе. Такое важно проверять как автоматически средствами Preflight (об этом позже), так и просто видеть глазами. При включении этой опции Acrobat покажет такие линии более толстыми, и вы пропустите проблему. Спокойнее отключить эту опцию и увидеть все как есть (или вообще не увидеть эту линию там, где ожидали).
«Использовать локальные шрифты» — еще одна ловушка во имя удобства. Ради самодостаточности PDF важно встраивать в него все использованные шрифты, хотя возможность этого не делать иногда соблазняет любителей сократить размер файла. Если шрифт не встроен, он должен быть доступен растровому процессору на этапе отрисовки, но т.к. в большинстве случаев этого нет, произойдет подмена и результат отправится в корзину. Такие подмены важно замечать при контроле в Acrobat, и эту опцию отключать — иначе нужный шрифт, возможно установленный локально на вашей системе, прекрасно подключится в документе. Так вы пропустите подмену. Но конечно, такие моменты нельзя доверять глазу оператора: проверку встройки шрифтов необходимо также включать в процедуры автоматического префлайта. А что касается оптимизации размера файлов, можно смело использовать сабсеттинг шрифтов — автоматическое создание выборок только реально задействованных в каждом документе символов (особенно после нарезки многостаночного файла на одностраничные, если вам это часто требуется). Если вас беспокоит невозможность при этом использовать возможности Acrobat по редактированию документов, не переживайте: Acrobat не позволит это и при полностью встроенном шрифте в силу ограничений шрифтовой лицензии: редактирование возможно только локально установленными шрифтами (и не зависит от включения опции, которую мы обсуждаем). Если нужно редактировать PDF со встроенным шрифтом, которого у вас нет, вас выручит только Enfocus PitStop Pro, который также продадут в Softline и который беспечнее Acrobat в вопросах цифрового копирайта. Возможно, до первого прецедента: в Adobe выучили свой урок юридически болезненным образом, хотя сами и стояли у истоков первых лицензий на цифровые шрифты.
В завершении разговора о шрифтах добавлю, что старинные суеверия из времен PostScript о несовместимости шрифтов TrueType (.ttf) с серьезным препрессом канули в Лету: если качество самого шрифта не вызывает нареканий, его можно спокойно использовать и выводить. Формат PDF поддерживает все современные форматы шрифтов, кроме веб-шрифтов (EOT/WOFF/2), и для него являются одинаково родными как PostScript-шрифты, так и TrueType или OpenType как контейнер для первых двух — в структуре PDF-файла шрифты представлены особым образом. А т.к. с 2007 г. PDF — стандарт Международной организации по стандартизации (ISO), у производителей растровых процессоров нет выбора поддерживать или не поддерживать его отдельные фичи: здесь все или ничего.
Всегда показывать размер страницы
Опция говорит сама за себя, важно просто помнить, что она есть. Старые версии Acrobat всегда отражали размер, а в новых это необходимо явно включать здесь. Размер будет всегда на виду в нижем левом углу окна.
Отображать границы иллюстраций, рамку отсекания и область выпуска за обрез
Растровые процессоры могут настраивать обрезной размер по-разному: иногда явно, так что идущие на вход страницы, просто центрируются в рабочей области. Но чаще RIP полагается на заданные в каждой странице PDF размеры, которые делятся на 5 типов:
- Art box («иллюстрация», красные направляющие) — общая внешняя граница всех объектов. Практического применения не имеет
- Trim box («обрезной формат», зеленые направляющие) — обрезной формат. Границы, по которым пройдет нож при подрезке тетради или готового изделия.
- Bleed box («дообрезной формат», синие направляющие) — внешние границы выпусков под обрез. Кстати, не советую идти на поводу у типографий, пытаюшихся требовать выпуски более 2 мм: если такова их погрешность при подрезке, кому нужны услуги такого качества?
- Media box (тонкая серия рамка) — внешние размеры «холста» документа или общая граница запечатываемой области. Может содержать, напр., реперные метки, цветовые шкалы или инструкции для печатников за рамками выпусков.
- Crop box («кадрирование», черные направляющие) — граница видимой на экране области. К препрессу имеет косвенное отношение: напр., в файле могут быть и выпуски, и реперные метки, но можно задать crop box равным trim box, и тогда на экране в Acrobat не будет видно ничего за рамками образного формата. Однако, в типографии выведется все, что влезло в bleed/media box или было задано в растровом процессоре. Так что заведите привычку проверять, видите ли вы перед собой (и при отображении размера в углу) всю страницу или только часть, приоткрытую с помощью crop box.
Визуальным индикатором для этого служат специальные направляющие указанных цветов, знакомые всем по диалогу подрезки «Установить поля страницы». А установка, которую мы обсуждаем, позволяет отображать их постоянно на каждой открытой странице — это снимает многие вопросы.
Отображать сетку прозрачности
Еще одна опция с говорящим названием, про которую важно помнить, что она есть. Если вы часто работаете с PDF-файлами, которые идут не на вывод, а под вставку в другие приложения, или открываете в Acrobat файлы Illustrator (.ai), которые в большинстве случав являются ни чем иным как PDF с некоторыми приватными довесками, то бывает полезно понимать, где на странице сплошной белый фон, а где пустая область, которая будет прозрачной при вставке. Эта опция позволяет отображать такие пустые области так же, как отображают прозрачность Photoshop и другие инструменты — серой шахматной сеткой.
Использовать логические номера страниц
Логические номера — большое подспорье. Они позволяют размечать в документах разделы для удобства навигации и понимания структуры. Польза для допечатки — ситуации, когда напр. разные секции печатаются на разной бумаге и должны выводиться отдельными тетрадями. Но чаще всего необходимо размечать обложки, чтобы они отделялись от блока. Можно, как в примере, задать префиксы «обл.» двум первым и двум последним страницам в брошюре, чтобы четко дать понять специалисту типографии, как обращаться с документом.
Возможность доступа к нужной странице по логическому номеру как раз задается этой установкой. В нашем примере это означает переход на страницу, показанную слева под номером 1 либо по этому номеру 1, либо по номеру 3 (порядковому в документе).
Сразу посмотрим, как задается нумерация, потому что в русском интерфейсе это не очень наглядно. В панели «Миниатюры страниц» выбираем нужный диапазон страниц и правым кликом вызываем контекстное меню; в нем — команда «Ярлыки страницы…», которая, наконец, покажет диалог «Нумерация страниц».
Опции Reference XObject
Стандарт PDF 1.4 (и PDF/X-5) допускает использование вставок из внешних документов в виде специальных ссылок-референсов (хотя это не единственное предназначение структуры XObject: она также обеспечивает переиспользование повторяющихся фрагментов в пределах одного файла — напр., для корректных заливок-паттернов). Эта возможность весьма хрупкая, она требует гарантированной доступности внешних файлов, специальных разрешений для доступа к месту их хранения и специальных инструментов создания таких файлов. С высокой вероятностью вы не встретите в своей практике PDF-файлов со внешними икс-объектами, поэтому можно не пугаться неправильных настроек в этом поле и оставить все по умолчанию.
Использовать просмотр наложения цветов
Речь о старых друзьях — оверпринтах. Привет из времен PostScript, когда это был единственный способ наложения цветов со своим набором тонкостей и оговорок, до прихода прозрачности с PDF 1.4. В отличии от прозрачности, отрисовку оверпринтов было и есть необходимо включать явным образом в Illustrator и Acrobat, что и делает эта опция. Если это не сделать, можно не увидеть примененные оверпринты, и последствия могут быть плачевными — неспроста при приеме на работу вас, наверняка, расспрашивали про последствия оверпринта на белых объектах… Эта настройка позволяет включить отображение оверпринтов для любых файлов или только для PDF/X, печатное предназначение которых и так понятно. Или навсегда отключить.
Выделять несколько элементов одновременным нажатием Shift и щелчком мышью
Эта опция с нечитаемым названием, не заслужившая даже упоминания в онлайн-справке, имеет отношение к очень удобной возможности добавления непечатаемых препресс-комментариев в документ. Здесь необходимо сделать шаг в сторону, чтобы пояснить о чем речь.
Дело в том, что с 2012 г. и версии Acrobat Pro XI при работе в панели «Просмотр цветоделения» появилась очень удобная возможность фиксировать результаты, отображаемые в панели, локально прямо в контексте страницы с помощью заметок:
Заметка вставлялась по Shift-щелчку в интересующем месте. Но т.к. окно «Просмотр цветоделения» модальное и может висеть открытым, пока вы заняты другими вещами, его «захват» клавиши Shift приводил к тому, что становилось невозможно использовать ее для выбора нескольких объектов. Для исправления этой нестыковки и была добавлена такая настройка — при ее включении заметки «Просмотра цветоделения» добавляются по Alt-щелчку. Без нее — по-прежнему, по Shift-щелчку. А сам диалог «Просмотр цветоделения», кстати, далеко не только про цветоделение, но об этом позже.
Диспетчер цветов и управление цветом
Эти настройки управления цветом работают по умолчанию в случае, если RGB, CMYK и Grayscale объекты в файле не протегированы цветовыми профилями индивидуально или если на уровне конкретного документа не задан целевой цветовой профиль Output Intent (совершенно неадекватно переведенный как «Способ вывода»). Другими словами, «просто RGB» или «просто CMYK» будут отображены в Acrobat как если бы все цветовые координаты были заданы именно в указанных тут цветовых пространствах.
Важно помнить об исключениях. Главное — это все файлы PDF/X, потому что стандарт обязывает их иметь явно заданный целевой Output Intent. Обычно он задан через встроенный ICC-профиль, но здесь есть тонкость. В своей практике я избегал этого способа, потому что качественные CMYK ICC-профили довольно тяжелые, 2 МБ и больше. При том, что часто типографии для упрощения своей жизни требуют сдавать материалы одностраничными PDF-файлами, это означает, что каждый файл увеличится в размере на эту цифру. Для 100-страничного журнала это +200 МБ лишнего веса и времени на перекачку. Если для кого-то это насущный вопрос, есть альтернатива: Output Intent можно задавать не встройкой профиля, а простым упоминанием одного из стандартных Output Intents через т.н. Output Condition Identifier — это умеют все приложения Adobe и сам Acrobat при обработке PDF/X. Это набор типовых условий печати со стандартными названиями, и достаточно упомянуть одно из этих названий, а Acrobat или другое препресс-приложение или RIP самостоятельно подставят подходящий профиль согласно реестру ICC (в этой таблице Output Condition Identifier указан в поле «Characterisation data reference»). Стоит иметь в виду, что это все-таки довольно хрупкий процесс, потому что можно ошибиться в названии или профиль для подстановки может быть устаревший или вообще не настроен в RIP или настроен, но физически недоступен — однако именно он будет отвечать при выводе за конвертацию в CMYK любых объектов PDF, заданных в других цветовых моделях.
Output Condition Identifiers касаются самых распространенных печатных процессов и бумаг. И хотя, конечно, желательно работать с индивидуальными ICC-профилями, созданными под каждое сочетание бумаги, красок и печатных условий, часто это непозволительная роскошь. Обычно на помощь приходят очень тщательно проработанные профили международных организаций по печатным стандартам. Они регулярно уточняются и прекрасно подходят в большинстве случаев, когда типография заявляет работу по одному из стандартов ISO 12647, FOGRA, CGATS и др. По ссылке вы можете подобрать и скачать верный профиль для своей работы.
К исключениям, которые не покрывают общие настройки цвета, можно отнести также прямой выбор профиля для экранной пробы в «Просмотре цветоделения» — их можно свободно переключать, чтобы проверить, как изменится цветопередача в разных условиях печати (которые, собственно, и фиксирует CMYK-профиль ICC). Также уже не имитацию, а трансформацию в нужное цветовое пространство с сохранением цветопередачи предлагает панель «Преобразовать цвета», о которой еще поговорим предметно. Про нее надо понимать, что дальнейшее поведение цвета в преобразованном файле относительно общих настроек Acrobat определяется галочкой «Встроить». Если она включена, целевой профиль станет Output Intent для этого документа со всеми вытекающими, который мы обсудили для PDF/X.
Конечно, и фиксапы Preflight позволяют манипулировать цветом. Но это самый мощный инструмент в Acrobat, и он требует внимания к тонкостям управления цветом: в каждом конкретном случае решение будет в ваших руках.
Наконец, вспомним о способности бесплатного менеджера медиафайлов Adobe Bridge синхронно управлять цветовыми установками во всех приложениях Adobe Creative Cloud, включая Acrobat Pro. Хотя, как видим, можно вручную подключить профили нужных цветовых пространств, часто важно делать то же самое в таких приложениях как InDesign, Illustrator или Photoshop — и именно эту задачу синхронного переключения Bridge берет на себя. Если вызвать его меню «Edit > Color Settings», выбрать в нем один из наборов цветовых настроек и нажать Apply («Применить»), то изменения синхронно применятся во всех установленных приложениях Creative Cloud. А создавать такие наборы настроек позволяет Photoshop, причем только в нем в настройках рабочего цветового пространства для модели Grayscale можно подгрузить CMYK-профиль и конвертировать в одноканальный профиль Grayscale, с помощью которого можно симулировать на экране однокрасочную черную печать с реальными параметрами растискивания и впитывания краски.
Раздел «Документы»
Помимо уже упомянутой опции «Восстанавливать при открытии документов прежние параметры просмотра», здесь полезно отключить «При выполнении команды „Сохранить как“ оптимизировать для быстрого просмотра в веб-браузере». Эта опция пересобирает PDF-файл для постепенной подгрузки в браузере, что не несет никаких плюсов для растровых процессоров и только тратит время впустую.
Преобразование в PDF и преобразованиt из PDF
Эти две группы установок задают поумолчательные значения при конвертации других форматов в PDF и из PDF. Вы, наверняка, помните, что для конвертации в PDF из PostScript и EPS используется приложение Distiller, в котором можно задавать разные наборы параметров преобразования. Acrobat позволяет сократить лишние действия и выбрать по умолчанию один из этих наборов, чтобы можно было уронить PS/EPS на сам Acrobat и сразу получить PDF без переключений в Distiller. Это делается в меню «Установки > Преобразование в PDF > PostScript/EPS». Также полезно пробежаться по настройкам растровых форматов, чтобы при открывании в Acrobat они превращались в PDF с предсказуемыми параметрами сжатия. Для офисных форматов настроек не предлагается, но стоит помнить, что Acrobat сможет превратить их в PDF, только если в системе установлены исходные офисные приложения. Кстати, если это так, то многие параметры конвертации в PDF доступны в самих Word, Excel, PowerPoint через закладку Adobe PDF.
А в части преобразования из PDF нас касаются два сценария (хотя имейте в виду, что можно настроить поумолчательные параметры экспорта в любые перечисленные форматы — может пригодиться). Первый — т.н. refrying — исправление неустранимых сбоев в PDF через экспорт в PostScript с повторной конвертацией в PDF. Это ломает многие структуры в исходном PDF за счет отсутствия их поддержки в PostScript, но это упрощение обычно приводит к тому, что файлы, отказывавшиеся выводиться, избавляются от своих проблем. Настройки экспорта в PostScript, показанные на снимке экрана, являются оптимальными для этих задач. Они дают компактные файлы за счет двоичного кодирования и поддержки последней (во всех смыслах) третьей версии PostScript.
Второй сценарий попроще, но бывает очень полезен. Это, собственно, и не про установки, а про команду экспорта сразу всех изображений из PDF в их реальном размере. В инструменте «Экспорт PDF» (который как раз и пользуется нашими установками по умолчанию)) в разделе «Изображение» есть малозаметная галка «Экспорт всех изображений»:
С ее помощью можно в один клик экспортировать все встроенные растровые объекты в заданном формате и сжатии в исходном разрешении.
Это особенно удобно при необходимости править графику Illustrator (.pdf или .ai), сохраненную в режиме линковки изображений. Отсутствие под рукой залинкованных внешних файлов приводит к тому, что Illustrator открывает файл с пустыми прямоугольниками на месте изображений, но тут мы вспоминаем, что если не отключать при сохранении .ai поумолчательную галку «Сохранять в режиме совместимости с PDF», то наш .ai — это обычный PDF с парой важных только для Illustrator довесков (и как следствие, их можно и нужно вставлять в верстку InDesign или QXP вместо промежуточных форматов вроде EPS). А это означает, что копия залинкованных в .ai изображений, пусть и экранного качества, все равно встроена в файл, и до них можно дотянуться такими средствами работы с изображениями в Acrobat и экспортировать для перелинковки.
Кстати, то же самое возможно в Photoshop. При открывании PDF он дает выбор способа, и позволяет как отрастрировать всю страницу с нужными параметрами (вспоминаем тему призраков от сплющивания прозрачности) так и открыть в исходном разрешении любое из встроенных изображений или все сразу:
Есть и вариант открыть из PDF 3D-модели, но к препрессу это прямого отношения не имеет.
Что ж, на этом ставим троеточие… Мы разобрались с азами настроек для продуктивной и предсказуемой допечатной обработки, а следующих статьях внимательно посмотрим на инструменты проверки, редактирования и исправления PDF в Acrobat.
Автор: Олег Сидоренко.
Консультация по решению Adobe Acrobat: Полина Красикова, business development manager по Adobe Acrobat компании Softline, Polina.Krasikova@softline.com.
Adobe Acrobat на сайте Softline