Разработчики графического редактора GIMP 3.0 представили версию 2.99.2, которая считается предварительной версией новой стабильной ветки GIMP 3.0. Среди основных нововведений — переход на GTK3, добавление штатной поддержки Wayland и HiDPI, переработка и оптимизация кода, добавление API для разработки новых плагинов. Появилась также возможность выделения нескольких слоев и добавлено кэширование отрисовки.
О подробностях нового выпуска — под катом.
Список главных изменений
- Одно из ключевых нововведений — переход на библиотеку GTK3 вместо GTK2. Кроме того, заметно изменен интерфейс (субъективно — в лучшую сторону), появились новые виджеты. Теперь приложение отрисовывает заголовок и рамки окон на стороне клиентов — раньше эта операция выполнялась оконным менеджером. Переход на GTK3 дал возможность перейти на полноценную поддержку экранов с высокой плотностью пикселей, решив проблему адаптации к дисплеям с разным разрешением.
- Разработчики добавили широкий спектр устройств ввода, включая графические планшеты. Теперь работать можно с горячим переключением устройств. В предыдущей версии GIMP планшет нужно было обязательно подключать до запуска программы, активируя в настройках. Теперь планшет можно подключить до запуска программы, устройство активируется автоматически. Еще один положительный момент — упрощение доступа к расширенным настройкам устройств ввода.
- Добавлена поддержка нового формата тем оформления на основе CSS, который использует механизмы тем GTK3. К сожалению, это же означает несовместимость старых тем с новой версией. Зато появилась поддержка символьных наборов пиктограмм — они подстраиваются под цвета переднего плана и фона.
- Добавлена поддержка протокола Wayland, с которым, правда, в GIMP 3.0 пока не все гладко — разработчикам нужно решить проблемы с утечкой памяти и аномалиями в GUI. К релизу обещают все исправить.
- Как и говорилось выше, добавлена поддержка выделения сразу нескольких слоев при помощи штатных комбинаций клавиш. Так, Shift+клик используется для выделения диапазона слоев, а Ctrl+клик — для добавления или исключения отдельных слоев. Все выделенные слои можно перемещать, группировать, удалять, совмещать и копировать при необходимости. Кроме того, содержимое слоев также можно изменять.
- Для разработки новых плагинов добавлен API — он несовместим со старыми плагинами. Но портировать их можно без проблем — по словам разработчиков, этот процесс занимает от 5 до 30 минут. Документация о нюансах портирования будет поставляться вместе с финальной версией GIMP 3.0. Интересно, что GimpImage, GimpItem, GimpDrawable, GimpLayer, GimpVectors, GimpChannel и GimpPDB теперь стали объектами и поддерживают наследование методов.
- Еще одно нововведение — файловый менеджер API Gfile, базирующийся на Glib/GIO. Он унифицирует работу с файлами в разных ОС, убирает проблемы, связанные с кодировкой символов в названиях файлов и различиях в разделении каталогов.
- Плагины для GIMP можно создавать на разных языках программирования. Кроме C/C++, это еще и Python 3, JavaScript, Lua и Vala. Появился менеджер расширений, так что теперь разработчики смогут размещать в специальном репозитории расширения к GIMP, включая плагины, наборы кистей, текстур и градиентов. Все устанавливается в один клик.
- Добавлены элементы проекта «Space invasion». Цель — модернизировать код преобразования цветов в babl, GEGL и GIMP, с переходом на использование внутреннего представления цветового профиля.
- Оптимизированы правила импортирования. Так, в секции «Color Profile Policy» появился пункт «Convert to Preferred Profile», так что при выборе этого пункта импортируемое изображение приводится в соответствие с выбранным профилем.
- Компактное представление слайдеров включено по умолчанию. Слайдеры используются для установки параметров различных фильтров и инструментов.
wormball
Каналы по-прежнему 8-битные?
Akon32
ЕМНИП, я видел 16-битные каналы в GIMP чуть более года назад.
RanmaSao
Сначала я поигрался с черно-белым градиентом на разных типах (16 и 32, integer и float), и гистограмма везде выглядела одинаково дискретно, и в 2.10, и в 2.99.
В 2.99 из меню Colors->Info пропал Colorcube Analysis, которым можно было бы проверить сколько разных цветов в изображении.
В 2.10 картинку шириной в 1024 пикселя 32-bit float залил градиентом, Colorcube Analysis показал что только 256 уникальных цветов.
Может быть до сих пор не все инструменты работают с этими каналами напрямую, а получают приведенные к 8-битным?
Далее я попробовал с пипеткой пройтись по тому же черно-белому градиенту в режиме 32-bit float и увидел, что значения RGB все же меняются с правильным шагом, соответствующим 1/1024, причем и в 2.10, и в 2.99.