Пока современные мировые автогиганты инвестируют миллиарды долларов в то, чтобы первыми приблизиться к созданию автономных самоуправляемых автомобилей, Honda Motor Co. вышла вперёд в этой ожесточенной технической гонке, заявив, что разработала первую в мире модель беспилотного автомобиля 3-го уровня «eyesoff».
Презентация Honda Legend «Traffic Jam Pilot».
В апреле 2020-го министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма (MLIT) Японии внесло частичные поправки в закон о дорожных транспортных средствах, благодаря чему автомобили 3-го уровня автономии с системой Traffic Jam Pilot (новая модель Honda Legend как раз об этом) получили возможность выйти на рынок и в скором времени будут украшать скоростные трассы и многополосовые магистрали страны восходящего солнца.
На самом деле разработка компании Honda вряд ли стала большим инфоповодом для автоспециалистов, т.к. об аналогичных разработках уже сообщали другие крупные автопроизводители в прошлом. Например, модель Audi A8 2017-го года позволила бы передвигаться в беспилотном режиме как раз благодаря системе Traffic Jam Pilot (здесь с громкими заявлениями о своем первом в мире продукте Honda погорячилась). Однако, есть одна загвоздка. Дело в том, что государства накладывают на эксплуатацию автомобилей 3-го уровня автономии законодательные ограничения, в результате чего систему не внедряют во флагманские модели и не допускают до массового производства. И тот факт, что власти Японии узаконили данную технологию беспилотного вождения, является значимой новостью как для компании Honda, так и для будущего беспилотных автомобилей в целом.
Да что такое этот ваш беспилотник?
Чтобы понять, какие возможности вождения подарит своему владельцу новая модель Honda, стоит разобраться, по какому принципу определяется уровень автономности и что вообще понимается под словом «автономность» в контексте возможностей автомобиля.
Беспилотный автомобиль оснащён программным обеспечением, руководящим работой всех систем автомобиля, и сенсорами, собирающими информацию о пространстве. Этот симбиоз позволяет передвигаться без участия человека.
Система сенсоров (датчиков) включает в себя:
- несколько камер, в т.ч. инфракрасные для ночного видения
- лидар (сканирование местности с помощью лазерных лучей)
- радар (определяет расположение объектов через радиоволны)
- GPS
- датчики одометрии (прибор для измерения оборотов колес)
Безусловно, технология построена на алгоритмах ИИ, которые по мере получения большего количества данных обучаются, подмечают ошибки и повышают свою эффективность. В процессе эксплуатации система накапливает информацию о ситуациях дорожного движения и сообщает ее в удаленный центр обработки. Он, в соответствии с извлеченными уроками обновляет все другие системы, встроенные в авто данной модели.
Как стать автономным автомобилем: пошаговая инструкция
Классификация беспилотных транспортных средств разработана всемирной ассоциацией SAE International, в которую входят более 128000 инженеров и технических экспертов. SAE выделяет шесть уровней автоматизации.
Уровень 0 – здесь водитель полностью принимает на себя рулевое управление, регулирование скорости, определение момента смены полосы, поворота и т.д. Водитель сам контролирует свой автомобиль и мониторит проезжую часть, реагирует на различные нестандартные ситуации, например, при слиянии дорог.
Автомобили 1-го уровня могут самостоятельно регулировать скорость в зависимости от того, как движутся соседние автомобили и осуществлять торможение. SAE не относит авто данного уровня в разряду беспилотных, т.к. основные задачи вождения все равно лежат на плечах водителя.
Может показаться, что уровень 2 – это и есть полноценный автопилот, однако согласно SAE это все же частичная автоматизация. Рассмотрим возможности 2-го уровня на примере Autopilot в Tesla и Super Cruise в General Motors. Автомобили могут самостоятельно менять скорость, тормозить, управлять рулем. Однако, системы несовершенны, есть ряд обстоятельств, при которых система не способна правильно считывать внешние условия и самостоятельно управлять транспортом. В обеих моделях водитель должен быть начеку и в любую секунду перенять управления на себя в случае необходимости.
Для того, чтобы сохранять внимание водителя на дороге, даже тогда, когда кажется, что автомобиль полностью самостоятелен, разработчики идут на различные ухищрения. Например, Tesla просит, чтобы руки водителя всегда находились на руле автомобиля и контролирует это через специальные датчики. Если водитель уберет руки более чем на 30 минут, последуют визуальные и звуковые предупреждение, если водитель никак не отреагирует, система остановится. Система в General Motors не требует от водителя держать руки всегда на руле. Вместо этого система определяет расположение головы водителя. Если его взгляд направлен не на дорогу, система активирует предупреждения: мигание лампочки на руле, акустические сигналы и вибрация кресла.
Теперь предлагаем рассмотреть возможности 3-го уровня автономии, который представляется наиболее актуальным в контексте современной новостной повестки. Корректно ли причислять такую систему к разряду беспилотного транспорта? Как бы не так… Во 2-ом уровне требуется постоянное внимание водителя, по-настоящему автоматизированными SAE называет системы 4-го уровня, а 3-й знаменует собой как бы переход: система может взять на себя управление при движении в дорожной пробке или медленном потоке транспортных средств на скорости до 60 км/ч, в то время как водитель будет находится в «резерве» и может спокойно убрать ногу с педали, а руки с рулевого колеса и отвлечь свое внимание, например, на бортовое телевидение автомобиля или свой смартфон.
Подобные модели сталкиваются с ограничениями не только со стороны законодательства разных стран. Юристы многих автокомпаний опасаются, что если авто с 3-м уровнем автопилота окажется в ДТП, бремя ответственности в любом случае ляжет на производителя (именно по этой причине Volvo отказалась от подобных разработок).
Система Traffic Jam Pilot, которая интегрирована как в Audi A8, так и в новую модель Honda Legend заключает в себе серию проверок безопасности:
- наблюдение за водителем, система считывает количество поворотов головы и морганий; если у «мозга машины» возникнут подозрения, что водитель спит, она разбудит его с помощью различный акустических сигналов, в противном случае автомобиль остановится.
- оперативная обработка особенностей трассы, таких как маркировка дороги, обочин и боковых барьеров (избыточное количество датчиков и камер сканируют на все 360°).
Система 4-го уровня автономии «mind off» позволяет водителю и вовсе покинуть свое место и лечь спать, например. Если система предвидит, что окажется в районах, где не способна управлять автомобилем, она заранее оповестит об этом водителя. Как ни удивительно, подобные разработки уже есть (от Google, Uber или отечественного Yandex). Однако, прототипы 4-го уровня автономии столкнулись с рядом проблем. Один из главных: передвижение подобных автомобилей строго ограничено заданным маршрутом – система может передвигаться только по местности, где она этому обучена, с которой она хорошо знакома.
Беспилотник от Yandex.
5-й уровень – полностью автоматическая система управления. Предполагается, что единственная задача, которая будет стоять перед водителем: ввести данные адреса в навигационную систему, а умный автомобиль, не смотря на погодные условия, обстановку на дороге и т.д., доставит пассажиров до пункта назначения. Рули, педали и прочее в данном транспорте будет отсутствовать по причине отсутствия утилитарной пользы.
Небезызвестный Илон Маск выступил с заявлением, что базовая функциональность к подобному беспилотному транспорту будет готова уже к этому году. Многие аналитики крайне пессимистично отнеслись к этому заявлению и считают, что на пути к полному беспилоту стоят еще годы исследований.
Страны не готовы к такому повороту
Новый автомобиль Honda Legend будет доступен к продажам 31 марта 2021 года. Его цена составит 10 млн йен – это $95 000, что на 40% выше, чем аналогичная модель без возможностей автопилота. На данный момент сообщается, что его можно будет приобрести только в Японии.
Одним из главных препятствий к широкому распространению беспилотников 3-го уровня, является отсутствие четко регламентированных правил безопасности, которые эти автомобили должны соблюдать. Более 50 стран, включая Германию, Канаду, страны Европейского союза, Южную Корею и Японию подписали соглашения, которые будут регулировать, где и на каких условиях разрешены автономные транспортные средства. Но на данный момент только Япония готова начать применять составленные правила на практике.
Как вы думаете, к каким проблемам на дороге могут привести беспилотные автомобили? Хотели бы вы приобрести беспилотную Honda?
Список литературы:
- Rosevear J. Self-Driving Cars: Understanding the 6 Autonomous Levels [Электронный ресурс]. URL: www.fool.com/investing/2018/09/06/self-driving-cars-understanding-6-autonomous-level.aspx
- «Автопилот» для «пробок» — как работает Audi AI traffic jam pilot [Электронный ресурс]. URL: www.computerra.ru/228867/avtopilot-dlya-probok-kak-rabotaet-audi-ai-traffic-jam-pilot
- Автопилот от 0 до 5. Гид по уровням беспилотных автомобилей [Электронный ресурс]. URL: truesharing.ru/tp/22173
- Audi отказалась от продвинутого автопилота в A8 [Электронный ресурс]. URL: motor.ru/news/audi-autopilot-28-04-2020.htm
- Honda cleared to begin selling first Level 3 autonomous cars [Электронный ресурс]. URL: futurism.com/the-byte/honda-cleared-begin-selling-first-level-3-autonomous-cars
fivehouse
В начале я подумал, что дескать наконец-то хоть японцы вложили в программу управления своим беспилотником в 100 раз больше моделей, чем у конкурентов и их беспилотная машина поехала. Потом посмотрел обязательное к просмотру в сказках про беспилотники видео. На видео все те же как и у всех горе построителей беспилотников приемы обмана зрителей. Эти приемы уже стали стандартными в «отрасли». Огорчен, что это исходит от Хонда.
Лучший из беспилотников, что я видел (исходя из доступных видео тестов) это, как ни странно, яндексовский беспилотник. Но и он реально опасен на дороге и бесконечно далек от необходимого и достаточного.
И не достроят их по текущей технологии никогда. Если на демонстрируемый уровень потратили 5 лет (условно), а нужен не мение чем 100 кратно (условно) лучший уровен. Это дает 500 необходимых лет ежедневной работы по улучшению. Если сравнивать текущий уровень с тем, что будет достигнуто через 500 лет, то можно сравнить текущий уровень с тем что было 500 лет назад. А 500 лет назад в России еще не печатали книг. Казань была независимой, в Сибири был свой хан, а Псков и Смоленск присоединили к Московскому княжеству только 5 лет назад. Это сравнение в некоторой степени адекватно на мой взгляд иллюстрирует сравнение необходимого уровня беспилотника с текущим.
DustCn
А почему вы применяете линейную интерполяцию к такой нелинейной штуке как прогресс?
fivehouse
Вот и получается, что расстояние между состоянием когда еще книги не печатали, отсутствием электричества и нынешними беспилотниками такое же как и между нынешними беспилотниками и теми беспилотниками, которые наконец полноценно поедут по дорогам. Ускорить все это сможет только полноценный сильный ИИ. Это и есть элемент нелинейного развития. Но с ним уж совсем глухо.
ariksu
Из анализа видео работы беспилотников на реальных дорогах. По моим выводам они игнорируют не менее 99% важных ситуаций складывающихся на дорогах. Сюда входят все ситуации. А еще сюрприз — почти все беспилотники живут в плоском мире. То есть игнорирование рельсов, возвышенностей, опусканий дороги у них у всех. Почти все беспилотники не анализируют соответствие своих «намерений» с достигаемыми результатами своих действий. Почти все беспилотники не понимают изменение состояний дороги. А такая мелочевка как не пугать других водителей, пешеходов и понимать их намерения даже не рассматривается. Каждое из этих описаний дает уже по десятку отсутствующих моделей. Боюсь, что 100 раз может оказаться заниженной цифрой.
С такими рассуждениями катапульты и требушеты проектировать, а не оценивать беспилотники.
LittleSquirrel
Соглашусь со всем, что вы написали кроме вот этого утверждения. Да, можно снять совершенно бессодержательное видео, где например беспилотник будет мыть полуобнаженная девушка. Это видео мало что даст по оценке качества работы беспилотника.
Но при внимательном просмотре существующих редких видео с поездками беспилотников, особенно когда виден экран моделированием беспилотником окружающего мира можно сказать очень и очень многое. Сразу видны все важные ситуации, которые беспилотник проигнорировал.
Кем-то было принято решение, что это видео лучшее.
ariksu
Вообще текущий прогресс развивался не 5 лет, а как минимум 18. Я помню статьи о беспилотных машинах в пустыне ещё в бумажной Компьютерре (DARPA Grahd Challenge), и тогда, в 200х году до финиша в стерильных условиях доходила одна машина из двух десятков участников.
Но откуда взялась эта цифра про 100х? У машин время реакции стократно медленнее? Они могут ездить только со скоростью 1 км/ч? им нужна дорога стократно шире?
LittleSquirrel
Во-первых, судить по видео мало что даст, нужно статистику смотреть, которую никто не показывает. Тем более что приложенное видео — старое и содержит куски как минимум двухлетней давности.
Во-вторых, данный проект изначально не задавался как «беспилотная машина». С самого начала проекта была вполне конкретная, приземленная цель — шоссейный автопилот с немного расширенным функционалом. Чистый L3 без всяких изысков, к тому же сильно урезанный конкретно под Японию. Пока сертифицировали только часть, остальное видимо будет позже, надо спросить что именно не пошло.
На мой взгляд, вовлеченного в это все, прогресс — обычный. Просто 4-5 лет назад Гугль, Тесла и много стартапов раздули пузырь совершенно нереалистичных ожиданий, который теперь потихоньку сдувается туда, где его изначально планировали 6-7 лет назад.