image

Пока современные мировые автогиганты инвестируют миллиарды долларов в то, чтобы первыми приблизиться к созданию автономных самоуправляемых автомобилей, Honda Motor Co. вышла вперёд в этой ожесточенной технической гонке, заявив, что разработала первую в мире модель беспилотного автомобиля 3-го уровня «eyesoff».

image

Презентация Honda Legend «Traffic Jam Pilot».

В апреле 2020-го министерство земли, инфраструктуры, транспорта и туризма (MLIT) Японии внесло частичные поправки в закон о дорожных транспортных средствах, благодаря чему автомобили 3-го уровня автономии с системой Traffic Jam Pilot (новая модель Honda Legend как раз об этом) получили возможность выйти на рынок и в скором времени будут украшать скоростные трассы и многополосовые магистрали страны восходящего солнца.


На самом деле разработка компании Honda вряд ли стала большим инфоповодом для автоспециалистов, т.к. об аналогичных разработках уже сообщали другие крупные автопроизводители в прошлом. Например, модель Audi A8 2017-го года позволила бы передвигаться в беспилотном режиме как раз благодаря системе Traffic Jam Pilot (здесь с громкими заявлениями о своем первом в мире продукте Honda погорячилась). Однако, есть одна загвоздка. Дело в том, что государства накладывают на эксплуатацию автомобилей 3-го уровня автономии законодательные ограничения, в результате чего систему не внедряют во флагманские модели и не допускают до массового производства. И тот факт, что власти Японии узаконили данную технологию беспилотного вождения, является значимой новостью как для компании Honda, так и для будущего беспилотных автомобилей в целом.

Да что такое этот ваш беспилотник?


image

Чтобы понять, какие возможности вождения подарит своему владельцу новая модель Honda, стоит разобраться, по какому принципу определяется уровень автономности и что вообще понимается под словом «автономность» в контексте возможностей автомобиля.
Беспилотный автомобиль оснащён программным обеспечением, руководящим работой всех систем автомобиля, и сенсорами, собирающими информацию о пространстве. Этот симбиоз позволяет передвигаться без участия человека.

Система сенсоров (датчиков) включает в себя:

  • несколько камер, в т.ч. инфракрасные для ночного видения
  • лидар (сканирование местности с помощью лазерных лучей)
  • радар (определяет расположение объектов через радиоволны)
  • GPS
  • датчики одометрии (прибор для измерения оборотов колес)

Безусловно, технология построена на алгоритмах ИИ, которые по мере получения большего количества данных обучаются, подмечают ошибки и повышают свою эффективность. В процессе эксплуатации система накапливает информацию о ситуациях дорожного движения и сообщает ее в удаленный центр обработки. Он, в соответствии с извлеченными уроками обновляет все другие системы, встроенные в авто данной модели.

Как стать автономным автомобилем: пошаговая инструкция


image

Классификация беспилотных транспортных средств разработана всемирной ассоциацией SAE International, в которую входят более 128000 инженеров и технических экспертов. SAE выделяет шесть уровней автоматизации.

Уровень 0 – здесь водитель полностью принимает на себя рулевое управление, регулирование скорости, определение момента смены полосы, поворота и т.д. Водитель сам контролирует свой автомобиль и мониторит проезжую часть, реагирует на различные нестандартные ситуации, например, при слиянии дорог.
Автомобили 1-го уровня могут самостоятельно регулировать скорость в зависимости от того, как движутся соседние автомобили и осуществлять торможение. SAE не относит авто данного уровня в разряду беспилотных, т.к. основные задачи вождения все равно лежат на плечах водителя.

image

Может показаться, что уровень 2 – это и есть полноценный автопилот, однако согласно SAE это все же частичная автоматизация. Рассмотрим возможности 2-го уровня на примере Autopilot в Tesla и Super Cruise в General Motors. Автомобили могут самостоятельно менять скорость, тормозить, управлять рулем. Однако, системы несовершенны, есть ряд обстоятельств, при которых система не способна правильно считывать внешние условия и самостоятельно управлять транспортом. В обеих моделях водитель должен быть начеку и в любую секунду перенять управления на себя в случае необходимости.

Для того, чтобы сохранять внимание водителя на дороге, даже тогда, когда кажется, что автомобиль полностью самостоятелен, разработчики идут на различные ухищрения. Например, Tesla просит, чтобы руки водителя всегда находились на руле автомобиля и контролирует это через специальные датчики. Если водитель уберет руки более чем на 30 минут, последуют визуальные и звуковые предупреждение, если водитель никак не отреагирует, система остановится. Система в General Motors не требует от водителя держать руки всегда на руле. Вместо этого система определяет расположение головы водителя. Если его взгляд направлен не на дорогу, система активирует предупреждения: мигание лампочки на руле, акустические сигналы и вибрация кресла.

image

Теперь предлагаем рассмотреть возможности 3-го уровня автономии, который представляется наиболее актуальным в контексте современной новостной повестки. Корректно ли причислять такую систему к разряду беспилотного транспорта? Как бы не так… Во 2-ом уровне требуется постоянное внимание водителя, по-настоящему автоматизированными SAE называет системы 4-го уровня, а 3-й знаменует собой как бы переход: система может взять на себя управление при движении в дорожной пробке или медленном потоке транспортных средств на скорости до 60 км/ч, в то время как водитель будет находится в «резерве» и может спокойно убрать ногу с педали, а руки с рулевого колеса и отвлечь свое внимание, например, на бортовое телевидение автомобиля или свой смартфон.

Подобные модели сталкиваются с ограничениями не только со стороны законодательства разных стран. Юристы многих автокомпаний опасаются, что если авто с 3-м уровнем автопилота окажется в ДТП, бремя ответственности в любом случае ляжет на производителя (именно по этой причине Volvo отказалась от подобных разработок).

Система Traffic Jam Pilot, которая интегрирована как в Audi A8, так и в новую модель Honda Legend заключает в себе серию проверок безопасности:

  • наблюдение за водителем, система считывает количество поворотов головы и морганий; если у «мозга машины» возникнут подозрения, что водитель спит, она разбудит его с помощью различный акустических сигналов, в противном случае автомобиль остановится.
  • оперативная обработка особенностей трассы, таких как маркировка дороги, обочин и боковых барьеров (избыточное количество датчиков и камер сканируют на все 360°).

Система 4-го уровня автономии «mind off» позволяет водителю и вовсе покинуть свое место и лечь спать, например. Если система предвидит, что окажется в районах, где не способна управлять автомобилем, она заранее оповестит об этом водителя. Как ни удивительно, подобные разработки уже есть (от Google, Uber или отечественного Yandex). Однако, прототипы 4-го уровня автономии столкнулись с рядом проблем. Один из главных: передвижение подобных автомобилей строго ограничено заданным маршрутом – система может передвигаться только по местности, где она этому обучена, с которой она хорошо знакома.

image
Беспилотник от Yandex.

5-й уровень – полностью автоматическая система управления. Предполагается, что единственная задача, которая будет стоять перед водителем: ввести данные адреса в навигационную систему, а умный автомобиль, не смотря на погодные условия, обстановку на дороге и т.д., доставит пассажиров до пункта назначения. Рули, педали и прочее в данном транспорте будет отсутствовать по причине отсутствия утилитарной пользы.
Небезызвестный Илон Маск выступил с заявлением, что базовая функциональность к подобному беспилотному транспорту будет готова уже к этому году. Многие аналитики крайне пессимистично отнеслись к этому заявлению и считают, что на пути к полному беспилоту стоят еще годы исследований.

image

Страны не готовы к такому повороту


Новый автомобиль Honda Legend будет доступен к продажам 31 марта 2021 года. Его цена составит 10 млн йен – это $95 000, что на 40% выше, чем аналогичная модель без возможностей автопилота. На данный момент сообщается, что его можно будет приобрести только в Японии.
Одним из главных препятствий к широкому распространению беспилотников 3-го уровня, является отсутствие четко регламентированных правил безопасности, которые эти автомобили должны соблюдать. Более 50 стран, включая Германию, Канаду, страны Европейского союза, Южную Корею и Японию подписали соглашения, которые будут регулировать, где и на каких условиях разрешены автономные транспортные средства. Но на данный момент только Япония готова начать применять составленные правила на практике.

Как вы думаете, к каким проблемам на дороге могут привести беспилотные автомобили? Хотели бы вы приобрести беспилотную Honda?

Список литературы:

  1. Rosevear J. Self-Driving Cars: Understanding the 6 Autonomous Levels [Электронный ресурс]. URL: www.fool.com/investing/2018/09/06/self-driving-cars-understanding-6-autonomous-level.aspx
  2. «Автопилот» для «пробок» — как работает Audi AI traffic jam pilot [Электронный ресурс]. URL: www.computerra.ru/228867/avtopilot-dlya-probok-kak-rabotaet-audi-ai-traffic-jam-pilot
  3. Автопилот от 0 до 5. Гид по уровням беспилотных автомобилей [Электронный ресурс]. URL: truesharing.ru/tp/22173
  4. Audi отказалась от продвинутого автопилота в A8 [Электронный ресурс]. URL: motor.ru/news/audi-autopilot-28-04-2020.htm
  5. Honda cleared to begin selling first Level 3 autonomous cars [Электронный ресурс]. URL: futurism.com/the-byte/honda-cleared-begin-selling-first-level-3-autonomous-cars