![](https://habrastorage.org/webt/fz/0k/zv/fz0kzvovwzekn-d2eijbvfbwg4w.jpeg)
В 1881 году Виктор Гюго с внуками увидел в отеле невероятную машину. Из стены выходили несколько проводов с наушниками: надев их, писатель услышал пение. Сменил наушники — и перенесся в «Комеди-Франсез», а затем — в «Опера-Комик». «Дети были очарованы, и я тоже», — описал свои ощущения классик французской литературы.
Это произошло еще до эры радио, как раз в любимую стимпанк-авторами пору неопределенности, когда все технологии только развивались, и все было возможным. Тогда люди догадались провести в театры, оперы и церкви телефон, чтобы слушать живьем выступления и проповеди. Во Франции система называлась «Театрофон», а в Великобритании — «Электрофон».
Американец Александр Грэхем Белл изобрел первый в истории работающий телефон в 1876 году. Он был не единственным, кто работал над этой технологией, и с самого начала инженеры задумывались, как ее можно использовать. Во время первой публичной демонстрации изобретения Белл передавал по проводам музыку, а не человеческий голос. Тем не менее, новации в этой области пришли из Европы.
Французы были первыми
Француз Клеман Адер, еще один инноватор в области связи, первым придумал, как позволить зрителям слушать театральные представления по телефону. В 1881 году он продемонстрировал идею на практике на Международной электрической выставке в Париже. Посетители могли слушать живьем спектакли в «Комеди-Франсез» и Парижской опере, находившейся в двух километрах от выставки.
![](https://habrastorage.org/webt/a1/jw/c2/a1jwc2qqlryivr-fcymfn8ds_re.jpeg)
Это работало так: Адер выстроил 80 телефонных микрофонов перед сценами театров, чтобы принимать живой звук. Сигнал передавался по ранней телефонной сети до наушников в павильоне на выставке. Передача была плохо усилена, но для той поры это оказалось новаторской идеей.
У Адера были собственная телефонная компания и патент на телефоны, в том числе — на особую конструкцию угольного микрофона c десятью стержнями. Лучшей его идеей был стереозвук: правый наушник передавал то, что происходило на сцене справа, левый — то, что происходило слева. Это приводило в восторг слушателей, которые чувствовали, как актеры буквально двигаются по сцене. Напомним, дело происходило в 80-е годы XIX века.
По словам физика и лоббиста электричества Теодора дю Монселя, новая технология привлекла множество желающих насладиться искусством на выставку. «Каждый вечер, когда в Опере давали представления, мы выстраивались в очередь на прослушивание, и эта мода продолжалась до конца выставки. <...> Почти все добросовестные слушатели были в восторге и утверждали, что слышали лучше, чем в Опере. Что легко понять, если учесть, что передатчики поставили между актерами и оркестром. Последний был в некоторой степени принесен в жертву актерам, чьи слова можно было замечательно услышать».
![](https://habrastorage.org/webt/kn/v4/iz/knv4iz8jhwnrsdjmgu-i8nfkxni.jpeg)
Слушатели на Всемирной выставке 1881 года
После выставки систему демонтировали, но не забыли. В 1884 году король Португалии Луиш I не смог лично посетить оперу Сан-Карло в Неаполе из-за семейного траура. Тогда фирма Edison Gower-Bell, которая занималась телефонией в Европе, организовала в лиссабонском дворце Ажуда прослушивание спектакля для монарха по телефону. Директора компании за его заслуги наградили Военным орденом Христа. А на следующий год Опера начала сама продавать театрофонные подписки.
«Театрофон» шагал по Европе. Спустя 10 лет после демонстрации Адера, в Париже появилась Театрофонная компания (Compagnie du Theatrophone). Они запустились к Всемирной выставке 1889 года. Компания установила театрофонные аппараты в отелях, кафе и клубах. Машины подключались к опере, прослушивание стоило 50 сантимов за 10 минут. Кроме того, любой владелец телефона в Париже мог подключить услугу за ту же цену.
![](https://habrastorage.org/webt/1u/e4/jn/1ue4jnc-9zdw0rapdnid-xskg74.jpeg)
Во время Всемирной выставки в дневное время театрофоны передавали концерт механического пианино, и их владельцы заработали огромные суммы. Качество музыки было не впечатляющим; зато новая и невероятная концепция привлекла клиентов.
Большим фанатом «Театрофона» был писатель Марсель Пруст. Как известно, плохое здоровье мешало ему выходить из дома, так что новое изобретение стало спасением. В 1911 году литератор подписался на услугу и стал пропагандистом телефонных трансляций, хотя и был недоволен качеством связи.
Интересно, что итальянцы и венгры запустили свои версии системы, но использовали их, чтобы передавать новости подписчикам, а не только развлекательные передачи.
В гонку вступает Великобритания
Еще до наступления нового века театрофон пересек Ла-Манш. Хотя британцы наверняка будут отрицать, что они повторили за своими заклятыми союзниками, но факт есть факт: британец Х. С. Дж. Бут основал компанию «Электрофон» (Electophone) лишь в 1894 году, его сеть начала работать в Лондоне с 1895 года.
Система строилась по аналогичному принципу: за плату клиенты получали доступ к трансляциям по телефонной сети. Однако круг возможных передач был шире, чем у «Театрофона»: музыкальные концерты, театральные представления, научные лекции и церковные службы. Живые трансляции — впервые в домах британцев, которые могли себе это позволить: тогдашние 5 фунтов в год равноценны 120 современным фунтам.
По сходной с «Театрофоном» схеме к «Электрофону» подключили «Ковент-Гарден» и театр Адельфи. Микрофоны прятали за рампой перед сценой. Для церковных служб приемники помещали в поддельные деревянные Библии. Компания «Электрофон» платила за установку техники в театре и делилась с ним прибылью, Национальная телефонная компания, а в впоследствии — почта, оплачивали содержание телефонных линий.
![](https://habrastorage.org/webt/hk/d1/4g/hkd14ggrrbn8y35hsk9bc_zwtjg.jpeg)
Солдаты в госпитале, вернувшиеся с фронта, слушают электрофон. 1917 год
Театрам «Электрофон» казался крайне выгодным, поскольку компактная технология не мешала исполнению и не уменьшала аудиторию. Напротив, те, кто послушал представление по телефону, потом с охотой приходил еще и посмотреть на актеров.
Те, кому подписка была не по карману, все равно имели возможность насладиться новой технологией. Для этого в отелях, скверах и на выставках устанавливали автоматы со слотами для монет. Благодаря им люди могли послушать отрывки концертов и выступлений. Салон для прослушивания открыли в центральном офисе «Электрофона» на Джеррард-стрит.
![](https://habrastorage.org/webt/ic/gk/-p/icgk-pqnv5khj_zk8torz8c5e5y.jpeg)
В салоне на Джеррард-стрит
В мае 1899 года королева Виктория впервые использовала электрофон. Царственная особа услышала выступление хора мальчиков из военного и военно-морского училищ. Хор исполнил для нее «Боже, спаси королеву». Потом вместе с гостями она послушала концерт в Сент-Джеймс-холле. Об успехе новомодной технологии рассказало издание The Electrician.
«Электрофон» не работал со стерео-звуком: эта новация осталась в континентальной Европе. Что, впрочем, восторгов не уменьшало. Журналисты издания The Musical Standard описывали, что слышали, как аудитория театра «шелестит, как листья». Монофонический звук эффекта присутствия не портил. Слушатель словно находился в том же зале и замечал и ошибки актеров, и их триумфы.
Еще одним важным отличием от «Театрофона» было то, как люди слушали трансляции. Для этих целей «Электрофон» поставлял особые наушники с дугой, отдаленно похожие на театральный бинокль. По современным меркам — громоздкая конструкция, с которой нужно сидеть неподвижно. Снова французский след: на технологию повлиял патент 1891 года французского инженера Эрнеста Меркадьера, который изобрел похожий аксессуар.
![](https://habrastorage.org/webt/fd/ga/zf/fdgazflgfkdzb4jokd7adzuphao.jpeg)
Тем не менее, желающие нашлись. На пике услугами театральных трансляций пользовались 2000 подписчиков. Это был взлет перед падением. В 1920 году начало распространяться радио как общепринятая технология для передачи данных. В 1922 году группа ведущих производителей радиоприемников сформировала BBC: Британскую вещательную компанию.
Директор «Электрофона» в 1923 году опрометчиво сказал в интервью The Times, что «пройдет немало времени, прежде чем беспроводное вещание развлечений и церковных служб достигнет совершенства, которое сейчас доступно электрофону». Спустя всего два года та же газета написала, что «Электрофон» потерял большую часть подписчиков и прибыли, поэтому у него отзывают лицензию и сервис прекратит вещание.
Похожую систему запустили в 1903 году в Борнмуте, но она привлекла 62 клиента и закрылась в 1938 году, когда остались двое подписчиков. «Театрофон» проработал до 1932 года.
Сейчас, в эпоху вездесущего Wi-Fi, мобильного интернета, Нетфликса и Ютуба тяжело представить мир до массовых трансляций. Слушая очередной подкаст или смотря сериал, помните, что следуете традиции, которую начали еще люди викторианской эпохи.
![](https://habrastorage.org/webt/9u/p3/kf/9up3kf12xv0jarnfnbjkadurzlw.png)
![](https://habrastorage.org/webt/hj/4g/nd/hj4gndrni8n6m3sp8mvvxtmp6ve.png)
iliasam
Что удивительно, в ту пору даже радиоламп не было, чтобы качественно усиливать звук.
SADKO
А его не надо было усиливать, угольный микрофон выдерживал значительный ток, какчество так себе, за то слушать можно многим. А если их понаставить много, то и абонентов можно много вытянуть.