В нашей первой публикации — Мой Универ — зачем и для кого мы делаем конструктор образовательных приложений — мы постарались рассказать об основной идее проекта, и получили от внимательных читателей много вопросов, касающихся более практических деталей проекта. Поэтому в этот раз мы подробнее расскажем о том, как устроен Мой Универ, и что мы подразумеваем, говоря волшебные слова образовательная платформа.





Мой Универ зиждется на трех китахконтент, технологии и аудитория.

Контент — это в первую очередь база знаний, постоянно растущее пополняемое хранилище образовательных материалов, с которыми взаимодействуют пользователи приложений и веб-сервисов из вселенной Мой Универ. В настоящий момент основным контентом в хранилище являются представляющие самостоятельную ценность для учащихся микро-порции знаний, которые мы называем факты (вот так выглядит пример одного из фактов). Помимо самодостаточности, вторым основным свойством фактов является возможность их организации в более сложные и «глубокие» с точки зрения смысла образовательные объекты (например, микро-курсы).

Проще всего представить такой факт как ответ на конкретный, четко поставленный вопрос по той или иной учебной теме. От простого ответа его отличает наличие развернутого объяснения, медиа-контента (например, скриншота учебника, видео-ролика, презентации или аудио-записи), а также ссылки на традиционные и дополнительные источники, где можно получить более полную информацию.



Хранилище фактов структурировано по категориям наук, предметам и отдельным учебным темам, что позволяет эффективно агрегировать знания. При этом сами факты адаптированы для создания контрольно-измерительных материалов, проще говоря — тестов. Достигается это за счет того, что любой факт одновременно является и контрольным вопросом, проверяющим его усвоение. Все вместе это позволяет автоматизированно создавать тесты для проверки знаний по отдельным темам и предметам в целом. Тесты (о которых детально будет сказано чуть ниже) — это вторая ключевая составляющая базы знаний.

Мне бы не хотелось сейчас углубляться в методические аспекты концепции микро-знаний — это заслуживает отдельной публикации. Однако, надо сказать, что первый раз мы рассказали о ней еще на Всероссийском инновационном конвенте в 2012 году. Тогда наш подход StudyOnGo («Обучение на ходу») был очень хорошо принят и победил в проводившемся в ходе конвента конкурсе идей.

Начиная с того момента (и даже сейчас), мы не прекращаем поиски оптимального формата. Правильность выбранного подхода подтвердила недавняя новость, анонсированная издательством McGraw Hill Education и компанией Microsoft. В статье McGraw-Hill, Microsoft Embrace Open Learning говорится о составных образовательных объектах«педагогически связанных группах повторно используемого цифрового контента и средствах оценивания, связанных с одной вычлененной целью изучения». При этом сами составные образовательные объекты призваны «Создать меньшие куски контента, которые легче пересмотреть, обновить, найти, снова использовать и собрать для удовлетворения изменяющихся потребностей; Производить данные, чтобы поддержать управляемый аналитикой инструкции и персонализированное изучение; Увеличить их способность построить хранилища агрегированного контента, которое может быть использовано быстро и эффективно». Концептуально получается подход очень близкий к нашим фактам с возможностью автоматической генерации тестов.

Еще один пример признания этого подхода — создаваемый сейчас в США консорциум университетов Unizin, стоящийся на трех ключевых принципах, лежащих в основе Моего Универа, — единая LMS для всех участников, хранилище Learning Objects, аналитическая платформа, собирающая и обрабатывающая данные об учебном процессе.

Конечно же, есть в нашей базе знаний и привычные всем онлайн-курсы, и видео-лекции. Однако, они преимущественно созданы для корпоративных пользователей. О том, как мы планируем наполнять эту часть базы знаний для массового обучения и в целом генерировать контент, мы расскажем чуть позже. Тогда же, когда будет готов конструктор курсов, иллюстрирующий методику их создания на основе концепции микро-знаний.

Остается добавить одну важную деталь: слово контент в Моем Универе — это нечто больше, чем просто хранилище знаний. Это еще и веб-интерфейсы для создания собственного контента и управления им. А также готовые к использованию инструменты для анализа активности учащихся и их взаимодействия с учебными материалами. В том числе социальных аспектов, таких как комментарии (обсуждения) и лайки.

Технологии — это магия Моего Универа, реализующая «LMS из коробки» в виде REST API, доступного для использования в мобильных приложениях и веб-сервисах. Не вдаваясь пока непосредственно в технические подробности того, как все работает, расскажем об образовательных возможностях технологий, положенный в основу платформы.

Итак, в ваших руках — все необходимое для организации дистанционного обучения. Онлайн-курсы, способные обеспечить одновременное обучение десятков тысяч человек. Просто создайте свой курс в платформе и получите набор вызовов REST API для отображения структуры курса и взаимодействия учащихся с ним. Встраивайте эти вызовы в мобильные приложения или веб-сервисы — нет никаких ограничений, все зависит только от ваших желаний. При этом нет необходимости заботиться о хостинге учебных материалов или хранении данных пользователей, даже если вы организуете регулярные MOOC-курсы на 100 000 участников. Платформа берет все на себя.

Пока ваши пользователи учатся, платформа собирает и анализирует в режиме реального времени разнообразные аспекты течения образовательного процесса. Собранная информация позволяет не только автоматизировать процесс оценки результатов обучения, но и детально изучить путь, проделанный пользователями к знаниям. Эти данные доступны в виде аналитических отчетов в веб-интерфейсе управления учебными материалами, а также могут быть экспортированы в удобном формате для анализа во внешней среде.

Мощная технология тестирования по результатам обучения позволяет оценить приобретенные знания или, наоборот, провести предварительную диагностику, чтобы адаптировать образовательную траекторию (структуру и содержание учебных материалов) к текущему уровню знаний обучающегося. Пожалуй, основным отличием технологий контроля знаний Моего Универа от того, что обычно называют словом тестирование в других образовательных проектах, является наш подход к генерации тестового задания — конкретный набор вопросов с вариантами ответов создается заново при каждом прохождении теста индивидуально для каждого учащегося.

Да, можно настроить тест так, что у каждого участника будут одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов — то, к чему мы давно привыкли. Но стоит подготовить избыточный банк вопросов, как можно сделать так, чтобы у каждого участника одного и того же теста были разные вопросы, или один и тот же человек при второй попытке сдать тест получил новые вопросы. А в уже знакомом вопросе были другие варианты ответов.

Все это легко настраивается через веб-интерфейс в параметрах теста и реализуется на серверном уровне платформы, что делает мобильные клиенты независимыми — архитектура соответствующего раздела REST API построена таким образом, чтобы клиент не зависел от логики формирования тестовых заданий и их проверки, а только получал и отображал сгенерированный для него список вопросов с вариантами ответов, собирал ответы пользователя, отсылал на сервер для проверки, а затем отображал ее результаты.

Помимо необходимого минимума — курсов и тестов — платформа поддерживает работу с большинством видов современного образовательного контента. Реализовано встраивание в приложения видео и презентаций, просмотр PDF-документов, просмотр и редактирование документов MS Office и многое другое. Изначально открытая архитектура платформы позволяет с легкостью расширять перечень возможностей, чем мы непрерывно и занимаемся. И если ваш образовательный сервис интересен широкому кругу пользователей, а вы сами заинтересованы в дополнительной аудитории и новых каналах монетизации — мы будем рады интегрировать ваши возможности в платформу Мой Универ.

И наконец, аудитория — душа любого массового проекта. В случае Моего Универа — не просто пользователи приложений и сервисов платформы, но сами — ресурс, доступный для использования другими обитателями экосистемы.

Пользовательская база Моего Универа строится по принципу Single Sign On или единый логин, как его называем мы. Это означает, что зарегистрировавшись один раз в приложении, в дальнейшем пользователь может использовать те же самые данные для доступа к любым приложениям и сервисам платформы. Пользователи могут общаться друг с другом из разных приложений, необходимости обладать для этого одним и тем же приложением нет. Более того, переход пользователей между приложениями осуществляется без потери данных, а в каждом новом приложении предоставляемые образовательные услуги могут быть все более персонализированными за счет анализа всей накопленной ранее информации об активности пользователя.

Такой открытый подход к построению пользовательской аудитории позволяет добиться трех важных результатов. Во-первых, создавая совершенно новое, никому не известное приложение, есть возможность, не дожидаясь роста числа «своих» пользователей, сразу поместить их в живую, развивающуюся среду людей, релевантных по уровню обучения, изучаемому предмету и многим другим параметрам. Во-вторых, можно быстро нарастить пользовательскую базу своего приложения, пригласив воспользоваться им тысячи и десятки тысяч потенциальных пользователей, сегментированных по уровням обучения, учебным заведениям, городам, учебным предпочтениям и уровню знаний. И наконец в-третьих, естественным образом создается среда для непрерывного обучения и построения вертикального «образовательного лифта», позволяющие реализовывать по-настоящему уникальные образовательные проекты.

И в заключение буквально несколько фактов о реальной аудитории мобильных приложений Моего Универа:

  • 19 стран, включая Россию, СНГ и Европу;
  • более 1800 учебных заведений — преимущественно вузы и колледжи;
  • более 80 вузов, в которых Моим Универом пользуются более 100 человек.

Таким образом, с Моим Универом вы можете делать не только глобальные, но и локальные проекты, например приложение вуза. Даже в этом случае вы получите серьезное преимущество в виде собранной аудитории, о которой уже известно очень многое — востребованные предметы, предпочтения, уровень знания и др.

Задача Моего Универа — помочь авторам приложений (и образовательных продуктов в целом) сконцентрироваться на пользовательском взаимодействии и педагогических вопросах, оставив в стороне заботу о технологиях, контенте (хотя бы частично) и поиске аудитории. Насколько хорошо это у нас получается — покажет время. А пока приветствуются комментарии и жаркая дискуссия!

Комментарии (0)