Федеральная антимонопольная служба намерена выдать Booking.com предписание в связи с нарушением антимонопольного законодательства по жалобе «Опоры России».
Регулятор заявил, что компания злоупотребляет своим положением на рынке, так как навязывает российским гостиницам и отелям невыгодные условия договоров.
Пунктом этих договоров, который обратил на себя внимание ФАС, стало требование соблюдать паритет цен, наличия номеров и условий во всех каналах продаж и распространения услуг.
По мнению антимонопольщиков, такие условия приводят к тому, что отели и гостиницы не могут установить цену на свои услуги в других каналах продаж ниже, чем на Booking.com. Кроме того, они лишены возможности формировать в различных каналах продаж свободные предложения услуг, отличающихся качественно и количественно в зависимости от способа распространения.
В Booking.com заявили, что их разочаровало это решение ФАС. Сервис отмечает, что вкладывает деньги в продвижение отелей и предоставляет клиентскую поддержку, а также другие услуги. По словам представителей площадки, это справедливо, чтобы гостиницы указывали на Booking.com «по крайней мере ту же цену, что и на их собственном сайте».
ФАС выдвигала аналогичное требование к Booking.com еще в ноябре 2019 года, также по жалобе «Опоры России». В декабре служба возбудила дело. Сервис отказался выполнить требования.
В сентябре ФАС выдала повторное предупреждение, которое площадка должна была выполнить до 18 октября.
См. также: «Российское турагентство пожаловалось в ФАС на Booking.com»
vmkazakoff
Охтыж. А тут то какая ещё монополия?
А на самом деле никто не запрещает на своем собственном сайте любые цены ставить. Ненене. Букинг просят на у них ставить такие же, так что наши гостиницы могут любое ценообразование мутить, главное что одинаковое для всех.
Yozi
Ну там есть нюанс что цена на букинге идёт с комиссией платформы.
И нет возможности продать где-то дешевле, если в этом где-то комиссия ниже.
Фактически букинг требует завышать цены на других платформах до уровня букинга, или не пользоваться букингом
vmkazakoff
Это не так работает.
Мой номер в отеле стоит 1000 р в день __в среднем__. Я ж не считаю сколько электричества нажгли постояльцы, и не учитываю что это короткий месяц, а зарплату все равно платить уборщице как за полный, а еще я должен учитывать примерно сколько дней номер простаивает, сколько раз мне надо будет поменять полотенца, как часто делать ремонт… ну вот где-то среди этих цифр есть еще налоги, отчисления, проверка пожарной инспекции, штрафы санэпидему и комиссии агентствам/сайтам.
Так что мой номер стоит 1000 вне зависимости от того, через какой сайт его забронировали.
PrinceKorwin
Какая у вас странная арифметика. Вроде комиссия есть, а вроде её и нет. Лихо :)
DistortNeo
Именно так. И европейцы тоже страдают. В мини-отелях при выписке открытым текстом говорят: если приедете в следующий раз, просто свяжитесь напрямую — сделаем скидку 20%.
Tujh
Пусть импортозамещают, например островком.
nikolayv81
Есть Авито :)
AC130
Есть. Вы сами пишете ниже:
Тут всё справедливо. Букинг предоставляет отелям информационные услуги — возможность быть на сайте и быть найденными клиентами. Если эта возможность не нужна — отель ею не пользуется. Если нужна — надо заплатить за услугу. Если оплата слишком большая — услугой не пользуются. Если хочется чтобы на сайте была другая модель оплаты, к примеру в виде оплаты подписки, предоставляющей возможность размещения номеров по любым ценам и без комиссии — пользуйтесь другим сайтом, на котором эта возможность есть. Нет такого сайта — ну что же, у людей есть свобода воли, они не обязаны вам предоставлять те услуги и на тех условиях, на которые вы согласны, а они нет. Сделайте сами свой агрегатор отелей.
Отель просто смотрит какая доля людей приходит с букинга и поднимает цены везде с учётом этого. Платить в итоге будут клиенты. Да, клиенты, которые пришли сами, будут платить за тех, кто нашёл отель через букинг. Это тоже справедливо. Если им это не нравится — пусть ищут другой отель, который не пользуется букингом и имеет цены ниже. Или пусть платят за присутствие отеля на букинге.
Если я оплатил номер за неделю, но при этом ни разу не ел оплаченный шведский стол, не использовал электричество и воду — я же не буду требовать с отеля деньги за «неиспользованные» услуги? Шведский стол в больших количествах потребляли другие постояльцы, и оплата моего номера включает в себя в т.ч. и чужую еду и чужую коммуналку. И за полотенца, которые из соседнего номера забрали при выезде, тоже плачу я напополам с соседом. С букингом точно так же. Есть услуга — доступна для всех, оплачивают все, пользуется часть.
vmkazakoff
Самое удивительное, что вот эта элементарная мысль, что букинг это услуга, и ее можно покупать, а можно не покупать, и если уж покупаете, то надо платить — не заходит в голову даже аудитории хабра (некоторой ее части). Жажда халявы и привычка "пиратить" так сильно засела в наших головах?
tzlom
Тут сложный вопрос на самом деле, такое правило закрывает вход на рынок для всех конкурентов букинга — если я сделаю свой сервис, то даже если я буду брать комиссию в два раза меньше — постояльцы разницы не заметят, т.е. идти ко мне им в принципе незачем, а отелям тоже не интересно т.к. цену ниже чем у конкурентов они все равно не поставят.
kisaa
Зато вы сможете охватить больше отелей, чем Букинг, и выиграть за счёт бОльшего оборота. Постояльцы не заметят, зато отели благодарны будут (им же больше денег достанется, чем при работе с Букингом?)
vmkazakoff
Нет, если вы начнёте брать комиссию в два раза меньше букинга, но при этом вкладывать в рекламу и разработку будете не меньше его, то просто все отели уйдут к вам — ниже комиссия, меньше можно ставить цены, больше клиентов, лучше маржа. Вот только после некоторых расчетов становится понятно что сделать букинг стоит денег и поднять его в поиске тоже не само собой происходит… так что взять и уменьшить комиссию тоже так вот просто не получится.
VlK
Вы притоворяетесь или на самом деле не понимаете интерес booking.com? Они снимают 10% и не хотят, чтобы был способ не платить эти самые проценты при, например, прямом звонке в отель.
Как клиент добавлю: имел дело с поддержкой букинга много раз, и не понимаю, почему так много моих денег им должно уходить.
fryn3
В чем проблема не пользоваться букингом? Букинг готов добавить твой отель к СЕБЕ на сайт, на своих условиях.
Не считаю букинг настолько недосягаемой монополией, что бы туда включался ФАС. Если отелям не нравятся, пусть регистрируются на «любойсайт» и подписывают договор который устраивает.
DistortNeo
Сейчас букинг — монополист, и поэтому необходимо этому противодействовать.
С тем же успехом можно не пользоваться сервисами гугля, не пользоваться фейсбуком (или контактом), не пользоваться вацапом.
fryn3
у букинга много конкурентов уже сейчас. Плюс в букинге нет технологического отрыва. Как только условия букинга не будут устраивать отелей/пользователей, сразу же появится конкурент.
Am0ralist
Например, то, что компания не сможет иметь другие условия с другим каналом продвижения — вполне себе подпадает на ограничение конкуренции и Статью 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов
То есть на пальцах — вы можете между собой любые условия прописывать, кроме тех, которых затронут отношения вашего партнера с другими клиентами. Нельзя прописывать в духе «покупаете только у нас», «назначаете цену всем, какую скажем» и прочее.
Хотя о чём я, вы нигде никаких нарушений антимонопольных законов никогда не признаёте и не находите. Для вас бизнес может крутить любые финты и никто его не имеет право ограничивать, вас сразу «бесить начинает» (это же ваши эмоции с ваших слов, я не спутал, что в каком-то государстве вдруг используют антимонопольные нормы?)
Хотя постойте, но ведь государства так же не заставлют букинг работать на своей территории? Ах да, я не понимаю, это другое…
vmkazakoff
Вы привели статью о картельном сговоре. Открытый сервис с прозрачными комиссиями никак не подходит.
И да, меня бесит что шайка долбодятлов получила права прикопаться к любой компании просто решив что они занимают лидирующее положение "на рынке продажи товаров вот в этой палатке".
Эти люди должны были заниматься совсем другим. Они должны были понимать как работает система, когда в ней очень крупные игроки и менять правила для всех (ну или не для всех, но прозрачно). Пока тут лучше всех в ЕС дела: они решили сделать отдельные штрафы для крупных компаний и сразу написали сколько пользователей считать "крупными". Т.е. они не отельного ФБ или Эппл или Букинг нагибают, потому что так решили (они понимают что это просто рай для коррупции, взяток и идиотов), а пишут законы общие. Получится что не "эпплу предписываем снизить комиссию до 5%", а "всем магазинам приложений нужно ставить комиссию не выше 5%" и не "букинга запрещено ограничивать цены на других ресурсах", а "никому нельзя" (а с этим косяк, на 100% "наших импортозамещенных" ресурсов точно такие правила)
Am0ralist
Пока вы занимаете рынок из 5 бабушек — на это не обратят внимание. Как только значимые проценты — вы именно что легко попадаете на регулирование.
Стандартная практика антимонопольных законов — они применяются к тем, кто занял большУю долю рынка.
Это прямой обман. Идёт суд, на котором анализируется доля рынка и возможность на него влиять. После чего всегда можно подать в суд на другую, чтоб суд проанализировал её долю рынка и вынес решение.
Сказал человек, который из принципа отказывается это делать?