До сих пор не все хорошо ориентируются за пределами привычных доменных зон «ru» и «com». Расскажу, какие варианты сегодня актуальны, и как среди них выбрать удачный. 

Чтобы разобраться в доменных зонах, нужно знать, как устроены домены. Доменное имя (адрес сайта) состоит из нескольких уровней, разделенных точками. Чаще всего, из двух: 

Нумерация идет справа-налево. Здесь: «ru» — доменная зона (первый, он же верхний или корневой домен), «sitename» — название (второй), которое придумывает администратор, может включать буквы, цифры, дефис.

Каждый новый уровень создается на основе предыдущего. Например, второй содержит все варианты третьего, третий — четвертого и т. д. Вложенные части называются поддоменами. 

«catalog» и «zakaz» — поддомены «sitename.ru», они же домены третьего и четвертого уровней, соответственно. Можно создать до 127 поддоменов, но итоговый адрес не должен превышать 255 знаков (вы удивитесь, но есть такие длинные доменные имена!).

Источник статистики — serpstat.com
Источник статистики — serpstat.com

Из статистики видно, что больше всего сайтов имеют адрес длиной около 10-15 символов. Объяснение скачку на позиции «32» я так не нашел. Если кто в курсе, поделитесь. 

На практике делают не больше 3-4-х, чтобы он не был слишком длинным. С правой стороны адреса указывается доменная зона. Это комбинация букв, которая состоит из одной или двух частей (то есть, является одно- или двухуровневым доменом). 

Виды и обозначения доменных зон 

Есть общее деление:

  • ccTLD (country code top-level domain) — для стран;

  • gTLD (generic top-level domain) — по назначению или общие.

Для удобства объединим ccTLD с кодами регионов и городов, назовем «территориальными». К gTLD добавим New gTLD — это будет группа «тематических» доменов.    

Почти полный список старых и новых TLD можно посмотреть на Rrpproxy.net. Корневые (одноуровневые) — на Iana.org.  

Можно подать заявку на создание новой доменной зоны, но для этого нужно пройти сложную процедуру в корпорации ICANN. Если вы загорелись этой идеей, то проще всего обратиться к регистратору, который поможет собрать комплект документов.  

Территориальные

Выделим из этой категории национальные и региональные. 

Национальные — обозначения целых стран. Некоторые имеют по два домена на латинице и собственном языке. Например, у России — .ru и рф.

Полный список есть на Wiki

Так выглядит карта мира, на которой размер стран соответствует числу зарегистрированных национальных доменов: 

Лидируют .tk — Токелау, .cn — Китай, .de — Германия. 

Региональные доменные зоны относятся к городам или определенным территориям, объединенным по политическому, языковому или экономическому принципу. Популярные: .eu — Евросоюз, .asia — Азия, .afrika — Африка, .su — бывший СССР. 

ТОП-10 региональных TLD:

Часть территориальных доменов используют как тематические из-за удачных комбинаций букв, например: .fm (Микронезия) — для радио, .tv (Тувалу) — для телевидения, .md (Молдавия) — для медицинских организаций. С .bar как раз такой случай: принадлежит городу в Черногории, но большую часть сайтов зарегистрировали не местные жители, а представители баров (пабов) в разных странах.  

Тематические

Группируются по виду деятельности (услугам) или назначению сайта. 

Для некоторых установлены ограничения, при регистрации необходимо подтвердить свою деятельность. Например, таких: 

Отдельно выделим 6 самых популярных международных зон, доступных без регистрационных ограничений:

Так выглядят ТОП-10 gTLD:

5 главных вопросов, на которые нужно знать ответы до регистрации

    1. Есть ли у вашего сайта специализация по услугам или товарам (назначению)?

    • да — лучше тематическая TLD,

    • нет — региональная TLD.

    1. Заняты ли все красивые домены с подходящим для вашего сайта названием среди популярных gTLD (.com, .biz) или ccTLD вашей страны (.ru)?

    2. Что для вас важнее: территория ведения бизнеса или вид деятельности?

    • Если территория, то определите: какой страной, областью, городом вы ограничены (или для какой языковой аудитории будете работать), планируете ли вы расширяться в будущем.

    • Если вид деятельности, то решите, какие общие или специализированные TLD для него подходят.

    • Если значимость равнозначна, то проверьте, возможно ли смешение двух для создания территориально-тематической.

    1. Свободен ли домен, подобранный по приоритетам?

    Совет: если нет свободных, что можно искать среди более широких областей (например, проверить не .ru для РФ, а .su, подходящая для стран бывшего СССР), обобщенных или взаимозаменяемых тематик (.pro или .expert, .shop или .store). 

    1. Если доменная зона двухуровневая, можно ли сократить имя сайта, чтобы упростить адрес? Вместо названия компании использовать аббревиатуру, а для услуг или товаров — распространенные сокращения.

    1. Есть ли у вашего сайта специализация по услугам или товарам (назначению)?

    • да

    1. Свободен ли домен, подобранный по приоритетам?

    Совет: если нет свободных, что можно искать среди более широких областей (например, проверить не .ru для РФ, а .su, подходящая для стран бывшего СССР), обобщенных или взаимозаменяемых тематик (.pro или .expert, .shop или .store). 

    1. Если доменная зона двухуровневая, можно ли сократить имя сайта, чтобы упростить адрес? Вместо названия компании использовать аббревиатуру, а для услуг или товаров — распространенные сокращения.

  1. Есть ли у вашего сайта специализация по услугам или товарам (назначению)?

  • да — лучше тематическая TLD,

  • нет — региональная TLD.

    2. Заняты ли все красивые домены с подходящим для вашего сайта названием среди популярных gTLD (.com, .biz) или ccTLD вашей страны (.ru)?

    3. Что для вас важнее: территория ведения бизнеса или вид деятельности?

  • Если территория, то определите: какой страной, областью, городом вы ограничены (или для какой языковой аудитории будете работать), планируете ли вы расширяться в будущем.

  • Если вид деятельности, то решите, какие общие или специализированные TLD для него подходят.

  • Если значимость равнозначна, то проверьте, возможно ли смешение двух для создания территориально-тематической.

    4. Свободен ли домен, подобранный по приоритетам?

    Если нет свободных, что можно искать среди более широких областей (например, проверить не .ru для РФ, а .su, подходящая для стран бывшего СССР), обобщенных или взаимозаменяемых тематик (.pro или .expert, .shop или .store). 

    5. Если доменная зона двухуровневая, можно ли сократить имя сайта, чтобы упростить адрес? Вместо названия компании использовать аббревиатуру, а для услуг или товаров — распространенные сокращения.

Как выбирать доменную зону

Выбор доменов стал интереснее, но в разы сложнее. Больше всего сайтов зарегистрировано в универсальной международной gTLD “.com”. Она популярна до сих пор, но красивых легкозапоминаемых имен в ней уже практически не осталось, как и во многих национальных. Приходится выбирать среди менее известных. Для упрощения поиска есть несколько советов:  

  • Тематические подходят международному бизнесу, так как не имеют национальной принадлежности. 

  • Национальные/региональные предназначены для сайтов с четко определенной географией. 

  • Если сайт одновременно соответствует тематике и региону, можно поискать смешанный вариант (они есть не для всех сочетаний ccTLD с gTLD). Например, украинской компании, предоставляющей сетевые услуги, подойдет “.net.ua”. 

  • Можно использовать созвучную с тематикой бизнеса ccTLD другой страны, если в ней удалось найти хороший адрес. 

  • Лучше выбрать красивое, подходящее имя на менее известном домене, чем сложное или неочевидное на популярном. 

  • Чем длиннее название сайта, тем короче должна быть доменная зона. 

  • Уникальное название лучше зарегистрировать сразу в нескольких вариантах, чтобы чтобы такой возможности не было у конкурентов. 

ШАГИ

  1. Придумываем название

  2. Определяем тематику, регион

  3. Решаем, что из них важнее

  4. Заходим на сайт регистратора

  5. Проверяем самые интересные варианты (не забывайте про аукцион, возможно, хороший вариант скоро освободится)

  6. Можно сразу выбрать доменную зону и искать в ней

  7. Смотрим доступные варианты, при необходимости расширяем поиск

  8. Оцениваем сочетание названия и TLD, корректируем, если вышло слишком сложно

  9. Регистрируем