Я работаю в области графического дизайна и занимаюсь фрилансом на протяжении примерно пяти лет. Я сказал «примерно» потому, что у меня не было определенной даты начала, просто вещи шли своим чередом. Наверное, решающим фактором, повлиявшим на мое решение стать фрилансером, стала перспектива перестать работать на кого-то другого. И я никогда не пожалел о принятом тогда решении самому стать у руля.

Я хотел бы поделиться тем, что было полезно для меня и что может помочь тебе начать карьеру фрилансера. Это подойдет веб-дизайнерам, художникам компьютерной графики, фотографам и каждому, кто ведет свой бизнес.

Планируй свои дни




Мы воспринимаем время как что-то бесконечное. Мы тешим себя мыслью, что всегда будет больше часов, больше дней, больше месяцев, больше лет. На дороге к достижению успеха во фрилансе позволь мне дать тебе один совет: никогда ни стоит недооценивать важность плана действий.

Быть успешным фрилансером – это значит, что ты сам все держишь под контролем, и поэтому только от тебя зависит, будешь ли ты следовать намеченным курсом или нет. Когда появляется больше работы, расписание и планирования твоих дней становятся еще более важными. Все мы знаем это ощущение, когда приближающийся дедлайн дамокловым мечом нависает над головой. Ты понимаешь, что именно я имею ввиду. Этого можно легко избежать, если методично выстраивать свою работу: знать, над чем и когда идет работа. Найди на неделе время для того, чтобы сделать свой список задач, с изложением своих целей на следующие нескольких дней, и придерживайся его!

Будь целенаправленным




Очень важно знать, в какую сторону должны двигаться твоя карьера или бизнес, и не сбиваться с пути. Нет смысла в бесцельной работе ради самой работы. Для того, чтобы идти намеченной тропой и быть сосредоточенным на своих целях, разработай бизнес-план. Пойми, какие услуги ты можешь предложить своим клиентам, каков твой круг потенциальных клиентов и как лучше заполучить их. Не забудь учесть в своем бизнес-плане цели, финансовые требования и то, как ты планируешь этих целей достигнуть.

Томас Инграссия (Thomas Ingrassia), бывший чиновник в сфере высшего образования, который перешел на фриланс и сейчас работает менеджером развлекательной индустрии, сказал:

«Я знаю, что сейчас я занимаюсь той работой, которая важна для меня. И я тот, кто в ответе за мою работу, я тот, кто держит все под контролем и принимает решения. И это то, что помогает мне быть целенаправленным и мотивирует меня на продолжение своего дела».

Создай свой веб-сайт или блог




Хочешь выглядеть более профессионально? Создай свой собственный блог или сайт. Он должен служить мостом между тобой и твоими клиентами, так как многие ищут фрилансеров в интернете. Но не забывай регулярно обновлять свой блог. Важно показать своим потенциальным клиентам, что ты активный фрилансер, чтобы они не ушли к конкурентам.

Создай свой бренд




Вместе с разработкой сайта создай свой собственный бренд. Если хочешь, чтобы для потенциальных клиентов и сотрудников твой бизнес выделялся из моря других, то тебе нужно выглядеть профессионально. Создание бренда должно следовать за пониманием и четким видением того, чего ты хочешь достигнуть в своей работе и поэтому важно не забывать о том уровне качества, которое подойдет твоим клиентам. Во время создания и развития своего бренда не бойся мелких неудач, ищи новые рынки.

«Я всегда чувствовал себя странно, работая в сети и продавая себя, но я обнаружил, что это необходимо. Когда я только начинал в этом бизнесе, правило гласило: «Позволь своей работе говорить за себя». Это и сейчас актуально. «Вам просто необходимо разрекламировать себя и свой опыт», – говорит бывший исполнительный директор онлайн-агентства, ныне цифровой кочевник Тим Джеогеджан (Tim Geoghegan).

Для тебя как для фрилансера очень важно наличие бренда, ведь ты – это твой бренд. Но не падай духом, если клиенты не постучат в твою дверь сразу же после запуска бренда. Будь целенаправленным, продолжай работать над привлечением покупателей и помни, что главное – качество, а не количество.

Управляй финансами




Будучи фрилансером, ты быстро поймешь, что зарплата не приходит к тебе каждый месяц как по расписанию. Вне зависимости от размеров твоего бизнеса очень важно уметь управлять своими финансами. Хорошей идеей было бы установить для этого какую-нибудь программу для бухгалтерского учета. Начни откладывать часть своей прибыли, так как одно известно наверняка: когда ты получаешь хороший гонорар от одного выгодного клиента, велик соблазн растратить все до копейки. Но не обманывайся: велика вероятность того, что твоя прибыль за следующий месяц стремительно упадет. Так что откладывай деньги!

Старайся найти работу, которая способна дать тебе постоянный доход. Стоит прикладывать усилия для поиска клиентов, которые обеспечат тебя постоянными проектами, даже если с них ты будешь брать меньшую оплату. В то же время арт-директор Шина Матеикен (Sheena Matheiken) смотрит стратегически на высоту оплаты, утверждая:

«Всегда соглашайтесь на проекты, которые вам действительно нравятся, даже если они не отвечают вашей стандартной ставке. Если вы с умом подойдете к выбору, то в конце концов работа за меньшие деньги даст вам больше возможностей. Я веду к тому, что вы можете договориться, что, делая работу за меньшую плату вы оставляете за собой право быть более гибким и выполнять проект дольше. Практически всегда это подходит заказчику. Клиенты ценят то, что вы готовы снизить для них свою ставку из-за того, что вам нравится их бизнес, продукт и т. д. И в конце концов это приводит к большему количеству работу по вашей стандартной ставке».

Социальные медиа – твой помощник




Для процветания твоего бизнеса жизненно важно обзавестись связями. За последние годы онлайн-мир стал местом, где можно познакомиться с огромным количеством людей и обзавестись полезными связями. Не важно, где ты находишься, такие сайты, как Twitter могут помочь тебе найти клиентов во всем мире. Создание собственного имени займет время, но наличие аккаунтов в Twitter, Facebook и LinkedIn могут помочь ускорить этот процесс. Постоянно ищи контактов с теми людьми, которые могут задать тебе нужный вектор движения или вывести на потенциальных клиентов.

Художник Мус Аллен (Moose Allain) сказал: «Я начал постить твиты в порядке эксперимента. Я старался быть оригинальным и остроумным и время от времени публиковал фотографии своих работ. Количество моих подписчиков возросло, когда двое людей с множеством подписчиков порекомендовали меня. И в скором времени люди начали спрашивать, могут ли они купить работы, которые я выкладываю онлайн. Twitter – это невероятно полезный инструмент для донесения до людей своих идей и продуктов. Для меня он стал не только социальной сетью, но и творческим посредником».

Создай портфолио




Наряду с продвижением своего бренда и ведением аккаунтов в социальных медиа, не забудь создать свое офлайн-портфолио. Очень важно иметь впечатляющее осязаемое портфолио, если потенциальный работодатель хочет воочию увидеть твои работы. После создания своего собственного бренда разработай для себя визитные карточки, бланки с твоим логотипом – все что угодно. Так ты параллельно будешь нарабатывать свое портфолио.

В твоем фрилансерском портфолио должны быть такие работы, на которых ты хотел бы сосредоточиться. В нем могут быть как работы, которые ты делал для клиентов, так и твои персональные проекты. Самостоятельно созданные образцы зачастую лучше, чем ничего.

Ты также должен выглядеть профессионалом. То, что ты – сам себе босс, не означает, что ты можешь себе позволить разговаривать с клиентами так, как тебе заблагорассудится, и затем ожидать, что они будут продолжать с тобой сотрудничать. Ты должен выглядеть презентабельно: не забывай об уважительном уважении к клиентам и элементарной вежливости.

Сотрудничай со своими конкурентами




Конкуренции не избежать. Поэтому лучше знать своих конкурентов. Успешный фрилансер Лейф Кендалл (Leif Kendall) утверждает, что ты должен стремиться к «такой работе, которая была бы лучше всего, что делают твои конкуренты». Сделай так, чтобы ты выделялся среди них благодаря активному присутствию в информационном цифровом пространстве и притягательным индивидуальным особенностям характера.

Установи связь с теми, кто находится в тех же условиях, что и ты. Они могут помочь тебе справиться с проектами, которые слишком велики для тебя одного и, возможно, будут отдавать тебе работу, на которую у них нет времени. Бонус: сотрудничать с теми, кто работает с твоими потенциальными клиентами, может оказаться хорошей идеей. Например, фотографы могут сотрудничать с организаторами свадеб, художники компьютерной графики могут кооперироваться с консультантами по маркетингу.

Как фрилансер ты, скорее всего, работаешь в основном дома в одиночку, и поэтому тоже важно поддерживать партнерские отношения. Это хороший способ избегать изоляции для своего же здоровья, ведь одиночество может тебя измотать. Возможно, тебе даже стоит подумать о том, чтобы арендовать рабочее пространство в местном коворкинг-центре, чтобы поработать среди людей хотя бы короткий период времени. Многие из людей, которых ты там можешь встретить – такие же фрилансеры, как и ты, и они более чем счастливы иметь возможность общаться с кем-то, кому они симпатизируют, и даже делиться знаниями и опытом.

Не бойся говорить «нет»!




Ты ни в коем случае не должен страдать от своей работы. Научись простой истине: еще один клиент – порой это слишком много. Посмотри на объемы своей работы и реалистично оцени ситуацию. Если ты возьмешь еще одного клиента, не скажется ли это на качестве твоей работы? Твоим приоритетом всегда должно быть то, чтобы для клиента или работодателя выполнять свою работу на наивысшем уровне.

Если твоя интуиция подсказывает тебе, что ты не сможешь работать с определенным клиентом, не бойся поверить своим инстинктам и отказаться. Я гарантирую, что ты не пожалеешь.

Осведомлен – значит вооружен




Это очень важно для каждого в творческой среде. Держи глаза открытыми. Этот мир и есть твоим вдохновением. Ты никогда не знаешь, что тебе повстречается на твоей дороге фриланса. Как бы избито это не звучало, носи с собой ручку и блокнот. Пиши заметки о том, как и почему здорово смотрится какой-нибудь рекламный постер или здание, что ты чувствуешь, когда на них смотришь. Обращай внимание на изменения в трендах и даже собирай для примера брошюры или визитки из ресторанов, кофейных магазинов – отовсюду, собирай все то, что кажется тебе успешным и инновационным.

Стать успешным фрилансером – значит, искать творческое вдохновение во всем и везде.

Делай то что любишь




В царстве дедлайнов и длинных периодов неоплаченного труда легко потерять любовь к путешествию в мир фриланса. Независимо от рода деятельности, будь то писательство или дизайн, фрилансеры выбирают этот путь потому, что они хотят заниматься тем, что любят. Не забывай, почему в первую очередь ты решился на это. Если даже тебе попались клиенты, не оплатившие твою работу, продолжай совершенствоваться в своем деле и преследовать свою страсть ежедневно.

Ты – это все, что тебе нужно для создания собственного процветающего бизнеса. Так что не бойся броситься в омут с головой и начать карьеру фрилансера. Однако сначала хорошенько все обдумай, разработай свой план действий и проведи хотя бы простые исследования!

Комментарии (3)


  1. wdmaster
    13.09.2015 04:20
    +2

    Я бы еще добавил — умей правильно фильтровать проекты и заказчиков.


    1. drugget
      17.09.2015 10:24

      Это точно! Не каждый клиент и проект одинаково хорош.
      Это можно добавить в раздел «Не бойся говорить «нет»!» :)


  1. apolonxviii
    17.09.2015 10:41

    Это инструкция не только для фрилансеров, а вообще для всех людей :)