Личный бренд IT-специалиста — тема непростая. В момент, когда для роста в карьере сильных хард-скиллов становится недостаточно, приходится искать способы выразить свою экспертность. Кто-то публикуется на профплощадках, кто-то начинает преподавать, а кто-то учится выступать на конференциях. 

Мы в редакции Нетологии поговорили со специалистами, у которых большой опыт публичных выступлений. Артём Новичков — iOS-разработчик в Skyeng и Анастасия Шарикова — QA Lead в Bookmate рассказали, как начать выступать на профильных конференциях и что помогает чувствовать себя увереннее во время выступления.


Анастасия — спикер 404fest, Podlodka QA Crew, Otus QA Meetup и несколько внутренних конференций, преподавательница курса «Тестировщик». Артём регулярно делится опытом в сфере мобильной разработки, рассказывает про продуктивность и умный дом на мероприятиях в разных компаниях — Rosberry и Skyeng, преподаёт в Нетологии на курсе «iOS-разработчик с нуля» а также был спикером фестиваля «Мобилаториум».

Артём Новичков, iOS-разработчик в Skyeng
 
Моя цель — заводить деловые знакомства и делиться опытом с профессиональным сообществом. Публичные выступления — отличная возможность наладить деловые контакты. Это и вклад в развитие профессионального сообщества. Хочется верить, что когда выступаешь с докладом и делишься мнением, то приносишь пользу сообществу. Плюс, многие узнают о тебе — это отличная возможность показать экспертность в конкретной области, развить личный бренд и зарекомендовать себя как хорошего специалиста.

Для себя в отдельный пункт выделяю ретроспективу своего опыта. Я люблю остановиться и оглянуться: чем я занимался, насколько это было успешно, что у меня получилось, а что нет — это позволяет понять, чему я научился и что стоит поменять или усовершенствовать в будущем.

Как начать выступать на профильных мероприятиях?


Артём Новичков, iOS-разработчик в Skyeng

Чтобы начать участвовать в конференциях, нужно просто подать заявку хотя бы куда-нибудь. Не стоит бояться рассылать предложение с темами для доклада. Если вы хотите попробовать, не стоит ждать, что организаторы сами вас заметят и позовут. 

Да, не на всех конференциях ответственные организаторы, они не всегда отвечают на предложения спикеров и могут не заметить письмо. Наверное, у многих почта ломится от непрочитанных писем. Не стоит переживать из-за отсутствия моментального ответа. В некоторых случаях, если организаторы конференций состоят в том же профессиональном сообществе, что и вы, можно написать им в мессенджере или социальной сети. И даже если в этот раз вам откажут, вы можете поддерживать связь на будущее. Ведь мероприятия проходят каждый год. 

Когда первый шаг утверждения темы для выступления пройден, узнайте, в каком формате будет проходить мероприятие — лекция, хакатон, митап или в каком-то другом. Может быть ваша тема подойдёт не в формате доклада, а в интерактивном варианте. Уточните, какой будет способ взаимодействия с аудиторией и какая тема конференции. Даже если это узконаправленная тематика, там могут быть разные уровни или секции для начинающих.

Мой путь начался с выступлений внутри компании — мы собирались один раз в месяц, ребята выбирали темы и готовили доклады про мобильную разработку. У нас всегда было по 2–3 желающих выступать. 

Ещё каждые две недели мы демонстрировали приложения для клиентов. Это своего рода публичные выступления, к которым мы тщательно готовились и старались, чтобы это было интересно. 

Сейчас я работаю в компании Skyeng, и там практика публичных выступлений увеличилась и усилилась. Каждую неделю у нас проходит mobile update — специальный формат, где любой желающий из команды разработчиков может выступить с небольшой темой именно перед командой мобильной разработки. Обычно это короткое выступление.

На старте я бы посоветовал придумать актуальную тему (или даже несколько) под формат конференции. При этом не стоит брать одну и ту же тему на несколько конференций.

Например, на ивентах по мобильной разработке обычно обсуждается работа платформ (iOS / Android) и языков программирования (Swift / Kotlin / Java), Software Craftsmanship (подходы и практики в разработке мобильных приложений и работе с фреймворками), Clean Code (архитектурные паттерны, legacy и технический долг, рефакторинг), качество продукта (производительность, безопасность), тренды в мобильной разработке и инфраструктура (системы сборки, CI/CD, DevOps, Continuous testing). На таких узкоспециализированных мероприятиях выступают технари и можно углубиться в «железо». 

А на мероприятиях для продакт-менеджеров, помимо самих продактов встречаются маркетологи, проджекты, дизайнеры и фаундеры различных компаний. Здесь разбирают вопросы стратегии, монетизации, аналитики, маркетинга, проверки гипотез, аналитики рынков и пользовательского опыта. 

Мне больше нравится отталкиваться от своего опыта. Я понимаю, что я сделал что-то интересное, и потом об этом можно рассказать. Ищите интересные задачи и подбирайте их для себя, но это уже на два шага вперёд. Но в целом, если на проекте занимаешься тем, что нравится, то можно просто рассказывать про свой опыт и с чем ты сталкиваешься.

Однажды я рассказывал про навыки для «Алисы» и использовал формат «Печа-Куча» — когда у тебя 20 слайдов по 20 секунд. Он оказался довольно интересным и помог взглянуть по-новому на тему: что конкретно в докладе полезного, что оставить или выкинуть, что точно стоит упомянуть, а что — нет. Это стимулирует, и ты начинаешь по-другому смотреть на тему, которую рассказываешь. 

Также у меня был большой доклад про «Алису» — это длилось около 40 минут. Для подготовки я работал с тренером по публичным выступлениям. Могу сказать, что это была моя первая практика такой подготовки. За счёт рефлексии и правильных вопросов от тренера можно было всю концепцию перевернуть и подать иначе. Мне этот подход стал близок, и я бы работал с тренером над своими докладами и дальше.

Где искать площадки для первых выступлений?


Анастасия Шарикова, QA Lead в Bookmate

Сейчас в онлайне большой выбор специализированных проектов. Например, TEDx, CreativeMornings, Science Slam. Можно поискать локальные проекты по своей теме. Или поучаствовать в небольших дискуссиях, воркшопах, где присутствует не более 30-ти человек. На площадке TimePad таких событий много. 

Можно провести открытую лекцию в университете. Вузы поддерживают инициативы своих выпускников. Напишите в местный студсовет или предложите эту идею преподавателю — уверена, они не откажут. Это необязательно должно быть официальное мероприятие, вы можете быть приглашённым гостем на паре. Поверьте, студенты всегда рады видеть выпускников и узнавать информацию о своей будущей профессии «из первых рук».

Небольшой список русскоязычных конференций:

  • Mobius — техническая конференция для команд мобильной разработки, где в среднем участвуют 600 человек.
  • AppsConf — профессиональная конференция для разработчиков мобильных приложений. В среднем участвует около 3 000 человек.  
  • 404fest — всероссийский фестиваль для IT-сообщества. На фестивале представлены разнообразные тематические секции: мобильные приложения, фронтенд и бэкенд, дизайн, UX, управление продуктами, PR и маркетинг, технологии будущего, контроль качества, менеджмент, бизнес. В среднем участвуют 2 000 человек. 
  • Риф + КИБ — интернет-фестиваль, одно из главных мероприятий рунета. Выступают ключевые спикеры и топ-менеджеры российских и международных компаний в области технологий, коммуникаций, бизнеса. Фестиваль собирает более 10 000 участников.
  • Стачка — IT-конференция для специалистов из сфер разработки, диджитала, менеджмента, образования и карьеры. В среднем встречаются 5 000 участников.
  • IT nights — IT-шоу в онлайне для разработчиков, UX/UI-дизайнеров, проджект- и продакт-менеджеров, редакторов, HR-менеджеров, маркетологов, аналитиков. 
  • ProductSense — серия практических онлайн-конференций для продакт-менеджеров.  

Начинать всегда лучше от меньшего к большему. Когда наработан опыт выступлений на разную аудиторию и в разных форматах, когда чувствуешь себя увереннее, стоит поддаваться на крупные конференции. Это могут быть и международные мероприятия, но здесь один из критериев — знание английского языка. 

На сайте call4paper.com можно выбрать и подать заявку на участие в любой международной конференции. Если вашу кандидатуру согласовывают и организаторам нравится ваша тема, то вас приглашают выступить. Это отличный шанс познакомиться с иностранными коллегами, обменяться опытом, научиться владеть разной аудиторией и профессионально развиваться, так как подготовка доклада требует глубокого погружения в тему. 

На самом деле не все любят конференции и публичные выступления. Я бы в таком случае присмотрелась к другим способам повышения узнаваемости как эксперта — написание авторских колонок в СМИ, участие в тематических подкастах или YouTube-каналах. 

О чём важно помнить, когда выступаешь впервые?


Анастасия Шарикова, QA Lead в Bookmate

Я очень нервничала на первой серьёзной конференции. У меня было банальное опасение, что никто не придёт или не станет слушать, так как конференция была не профильная, а QA был только одним из треков. Тем не менее, когда я пришла, увидела полный зал. Я с этим справилась, и, как говорят, вполне успешно для первого раза. Очень помогли опытные коллеги, успокоили, поддержали и дали очень полезные советы.

Мне помогло осознание, что в IT всегда интересен личный опыт, потому что он может пригодиться другим. Многие начинающие испытывают проблемы с поиском темы, так как думают, что их опыт разработки незначительный, ведь они не создавали многомиллионный сайт, или что их проекты недостаточно интересные. 

На самом деле на конференции ходят такие же обычные разработчики, которым не столь важно услышать о масштабах проекта, нежели о проблемах в интересном коде, как они решались, как долго и какие подходы применяли. Рассказ о своих факапах не делает специалиста неудачником, такие доклады заходят на ура, потому что это жизненно. Людям нравится слушать о полученных выводах и опыте человека. 

Ещё на конференциях пользуются популярностью рассказы о проектах и продуктах компаний:
как у кого команда устроена, как продукт менялся, как все покрывали тестами и так далее.

Если уникальную тему придумать не получается, стоит попробовать посмотреть на любую популярную тему под новым углом, представить новый взгляд на существующую и известную проблему, самому взглянуть на неё с другой стороны. Не стоит переживать, что получится копипаст: когда нет цели скопировать, а есть цель взять тему за основу и привнести что-то своё, то выступление не будет восприниматься как копия.

Считаю важным навыком умение доносить информацию до людей, которые не разбираются в теме.

Внутри своей команды можно детально рассказывать, какие фичи внедрили, как шла работа, как результат повлиял на скорость выкатки задач командой разработки и так далее. Но когда вы знаете, что на конференции будет смешанная аудитория — маркетологи, продуктовые дизайнеры, проджекты и прочие — я бы заранее продумывала, как рассказать о проекте просто и понятно, с деталями, которые будут интересны другим специалистам, кроме разработчиков.  

Когда нет никакого опыта выступлений, то самый простой совет — взять чей-то доклад, который приятен по структуре и применить классные фишки оттуда, но только со своей темой и презентацией. Можно вспомнить того, кто вдохновил вас, проанализировать, чем именно, и попробовать сделать похожее, но уже в своей манере. И уже после выступления посмотреть, подходит ли тебе такой темп, структура, и стоит ли что-то поменять.

Я бы посоветовала изучить рекомендации для начинающих и лайфхаки, например, как лучше дышать, когда вы рассказываете, что лучше не пить, чтобы не сел голос с непривычки, куда смотреть или не смотреть в зале — это очень хорошо помогает сконцентрироваться. А если вы выступили и поняли, что это не ваше, лучше не мучать себя. Есть и другие способы поделиться знаниями с сообществом и показать себя. Приведу здесь способы, которые помогают лично мне.

Установить зрительный контакт. Я стараюсь поддерживать его со слушателями так же, как делаю это в общении с друзьями. Ведь когда выступающий смотрит в свои записи — он не вовлекает аудиторию в разговор. Также я стараюсь слушать зал, потому что любые посторонние звуки — шуршание, перелистывание страниц и кашель, — это сигнал о том, что аудитория теряет вовлечение, а значит, нужно что-то изменить в выступлении прямо сейчас. 

Делать паузы. Паузы не всегда означают неловкость, иногда они помогают подчеркнуть напряжённый момент и заинтриговать слушателя. Пауза в несколько секунд повышает интерес аудитории и заставляет их ждать следующих фраз, в то время как у меня есть возможность перевести дыхание и собраться с мыслями.

Общаться с публикой. Во время своего выступления можно и даже нужно обращаться к публике с суждениями или вопросами. Я стараюсь использовать известные факты и события, чтобы поднять активность аудитории. 

Представить, что слушатели — это друзья. Это не совсем просто сделать сразу, но такой подход помогает стать более раскованным перед незнакомой аудиторией, голос становится увереннее, и аудитория ощущает, что я более естественно себя веду.

Не извиняться. Мне кажется лишним, когда спикеры используют фразу «прошу прощения за...» и перечисляют огромное количество причин — посторонний шум от ремонта, погоду, размер экрана и прочее. Считаю, что извиняться за вещи, которые от тебя не зависят — бессмысленно. Вместо этого можно попробовать пошутить над такими ситуациями, если в голову пришла шутка, или просто не обращать внимания.  

Что может помешать выступать на конференциях? 


Артём Новичков, iOS-разработчик в Skyeng

Ни в школе, ни в институте нас не учат выступать на публике. В обычной жизни мы не так часто выступаем публично — чаще всего в этом нет необходимости. 

От ощущения недостатка навыков может рождаться неуверенность — чувство, с которым сталкиваются многие, кто только начинает выступать. Усложнить всё может «синдром самозванца», который убеждает нас, что мы недостаточно хороши, «пока ещё не на той стадии», нет нужного опыта или интересной темы и вообще, никто нас не будет слушать. 

Публичные выступления у многих, даже опытных специалистов, вызывают страх и волнение. Помимо этого, неумение и незнание, где выступать и как предлагать себя в качестве спикера — тоже останавливает многих в публичной деятельности. А иногда можно столкнуться и с тем, что работодатель против выступлений своих сотрудников. 

Мне кажется, что единственный способ проработать эти препятствия — просто начать выступать, сначала на небольших мероприятиях, и оценить, каких навыков не хватает, чтобы чувствовать себя уверенно. 

Когда начинаешь практиковаться в выступлениях, полезно собирать обратную связь — это помогает взглянуть на себя со стороны, понять, насколько доклад хороший, структурированный и понятный, насколько интересно само выступление. Мне нравится формат BOFF (behavior — outcome — feeling — future):

  • Behavior — попросить описать поведение докладчика. 
  • Outcome — спросить, как, по мнению слушателя, поведение докладчика повлияло на выступление. 
  • Feeling — попросить описать чувства, которые возникали при выступлении, что понравилось, что нет.
  • Future — поинтересоваться, что можно изменить, чтобы стало лучше.


Анастасия Шарикова, QA Lead в Bookmate

Из-за пандемии многие мероприятия ушли в онлайн, и это отличная возможность наработать опыт и попрактиковаться, не чувствуя дрожь в коленках. Именно на онлайн-конференциях чаще всего есть возможность организовать тестовое выступление. Об этом можно узнать у организаторов. И лучше всего запланировать тестовое выступление за несколько часов или за день до основного, чтобы вы могли исправить свои недочёты.

Если такой возможности нет — можно провести генеральную репетицию самостоятельно: записать себя одним дублем и постараться выступить так, как хочется сделать это на конференции. Если что-то не получается в процессе — ничего страшного, останавливаться не стоит. Именно так получится правильно понять тайминг: по факту может оказаться, что выступление длится в 2 раза дольше задуманного: где-то дольше рассказываешь, где-то запинаешься или уходишь в сторону. 

Я всегда за то, чтобы изучить отзывы о вашем выступлении, если есть такая возможность, и сделать выводы. А ещё хорошо задать вопросы себе — насколько было комфортно выступать, где была просадка, а где были удачные моменты. Удобно записать свою речь и затем пересмотреть её — вначале это так себе ощущения, зато можно увидеть, всё ли хорошо со структурой доклада, те ли слайды были выбраны и стоит ли поработать над дикцией. 

Если доклад (или воркшоп и прочие форматы) помог хотя бы кому-то — это уже хорошо. С каждым разом выступления будут становится лучше, а вы — увереннее.

От редакции


Курсы Нетологии по развитию Soft Skills для ИТ-специалистов: