Последнее время кажется, что мошенники стали звонить даже чаще, чем друзья и знакомые. К якобы службе безопасности якобы «Сбербанка», которая интересуется, делал ли я перевод Ивану И. из Новосибирска, я как-то даже привык. Но тут позвонили с новым для меня заходом: на этот раз про кредит. Возможно, кто-то из вас даже сталкивался с подобной схемой, но я лично – первый раз.
Итак, в самый разгар рабочего дня раздался звонок. На том конце была девушка, которая представилась младшим специалистом «Сбербанка» (а где же служба безопасности?!). Она сообщила, что вчера я подал заявку на потребительский кредит.
Естественно, никакой реальной заявки от меня не было, и к чему ведет этот разговор стало очевидно сразу. Но я решил все-таки пообщаться с ней подольше: хотелось услышать, как именно меня попытаются обмануть. К тому же – мелочь, а приятно – пока я разговариваю с мошенницей, она не сможет позвонить кому-то еще.
Вошел в образ и беспокойно ответил, что никаких кредитов не оформлял и что нужно как-то отменить заявку. Мой ответ явно попал в скрипт операторов-разводил, и девушка начала зачитывать вопросы из списка, дабы заполучить мои персональные данные.
О чем со мной говорили мошенники
Настроение было хорошее, поэтому я решил исправно отвечать на вопросы мошенников и дать им возможность зацепиться хоть за что-нибудь:
– Сколько у вас карт в нашем банке? Какой на них остаток? Какая была последняя операция?
– Эмм… карта одна, пользуюсь периодически, но, к сожалению, сумму не помню.
– Есть ли у кого-то еще доступ к картам и счету?
– Данные есть еще у жены и у мамы.
– Есть ли накопительный счет или депозит?
Здесь решил дать волю фантазии и сказал, что на депозите у меня 3 млн руб. Ну, а почему бы и нет?
На том конце послышалась суета…после чего девушка продолжила:
– Есть ли счета в других банках?
Ответил, что есть счет во Внешэкономбанке. Название одной из крупнейших госкорпораций (ВЭБ) ее явно не смутило, и она зафиксировала «…эконом-банк».
Потом у меня уточнили год рождения. И, хотя девушка лет на 10 ошиблась, я подтвердил озвученный ей возраст.
Слово за слово, и мы разобрались, что мои персональные данные были скомпрометированы. Правда, как именно это произошло, девушка так и не уточнила: отдал карту жене и украли у нее, зашел на фишинговый сайт и вбил данные сам…Да какая разница.
Мне пообещали помочь и переключили на старшего специалиста.
Примерно через 10 секунд ожидания (вот бы в службе поддержки реального банка отвечали так же быстро!) мне ответил уже другой женский голос. В ее версии моя лжезаявка была оформлена не «вчера», а «сегодня». Но на такие мелочи никто внимания не обращает. Ну и я «не обратил».
Мы продолжили разговор – уже более предметный. Меня спросили адрес отделения, в котором обычно обсуживаюсь, и предложили пройти процедуру идентификации как клиента «Себранка» по номеру карты или договора.
Тут я, конечно, немного напрягся, так как эти цифры называть совсем не хотелось. Сказал, что номер договора не помню, а карту быстро не найду.
Заканчивать разговор на такой ноте не хотелось и я сказал, что должен позвонить своему менеджеру в банке, чтобы уточнить номер договора. Мою собеседницу это не смутило и она сообщила, что зафиксировала все данные, и дальше со мной должны связаться сотрудники правоохранительных органов для разрешения ситуации.
Что должно было быть дальше
В этот момент все встало на свои места – об этой схеме я уже слышал. Ее особенность в том, что вы отдаете деньги мошенникам прямо в руки.
По планам злоумышленников, я должен был пойти в то самое ближайшее отделение банка и получить кредит. Сумму мне назвать так и не успели – видимо, ее должны были рассчитать из 3 млн руб., которые лежат (на самом деле нет) у меня на счете.
Дальше самое интересное: со мной должны были связаться лжепредставители правоохранительных органов. Для обнуления кредитной заявки мне требовалось передать им деньги, чтобы они... вернули их обратно в банк! Не знаю, как я должен был передать деньги: перевести на карту, счет или передать в пакете под покровом ночи на детской площадке. Последнее, говорят, тоже бывает.
Эксперимент я решил закончить словами: «Могу ли я вызвать полицию для того, чтобы они поговорили с вашими правоохранителями?». Женщине данный вопрос не понравился, но она сдержалась и сказала, что, конечно, могу. После чего я ей предложил найти хорошую работу, где не нужно было бы обманывать людей. Ожидаемо, она повесила трубку.
Кстати, звонок был с номера +7-499-009-10-76.
Что я сделал после
Чтобы сразу понимать, кто звонит, я пользуюсь приложениями-определителями номера. Например, от «Касперского» или Яндекса. Они показывают не просто номер, а «легенду» абонента. Номера «моих» мошенников у них в базе не было, и я добавил его с хэштегом «мошенничество».
Кажется, что этот развод очевиден и вы-то точно на него не попадетесь. Но некоторые схемы бывают весьма продуманными и хитрыми (ранее я уже рассказывал, как меня пытались кинуть продавцы на сервисах Avito и Юла).
Словом, не теряйте бдительность и будьте начеку.
ArsenAbakarov
Последний раз когда мне так позвонили, я сказал что он сгниет в тюрьме и что пусть посмотрит статистику раскрываемости преступлений и сопоставит свои шансы. А он мне ответил что 7 лет и полет нормальный…
Vsevo10d
Может он имел в виду, что 7 лет уж на зоне и этим его не запугать?
irishcoder
99.99% таких звонков совершаются с территории исправительных учреждений. Это у них там такой очень налаженный бизнес. Так что этих товарищей реально не запугать этим.
mig126
На Хабре уже проскакивал коммент сотрудника СБ зелёного банка. Когда один из таких колл центров закрыли(уж не знаю как, может конкурентная борьба), у них сработал алерт на значительное снижение количества заявок от клиентов на мошенничество, думали сервис упал, оказалось(по времени совпадает) колл центр в исправительном учреждении закрыли.
dim2r
слышал, что в американских тюрьмах используют труд заключенных для call центров для политической агитации
AndrewRo
Мне казалось, что раскрываемость по таким делам-то как раз очень низкая.
Deymos
Ничего сложного там нет, просто многоуровневая коррупция.