В последнее время всё чаще я слышу одни и те же вопросы от знакомых про трудоустройство и написание резюме. После того, как я поняла, что отвечаю примерно одно и то же уже на десятое сообщение, я решила собрать мысли и сообщения в кучу и рассказать, как же сделать хорошее резюме. Моё резюме претерпело несколько итераций и сейчас после многих лет работы, сотен просмотренных CV и десятков рекомендаций, я могу рассказать про основные вещи, на которые стоит обратить внимание, чтобы рекрутёры в свою очередь обратили внимание именно на вас.
Ещё в университете нам рассказывали, как сделать хорошее резюме, и оно выглядело в общем-то нормально, но сейчас я понимаю, что специалисты по подбору персонала такое резюме могли бы просто пропустить, так как оно не выделялось и в нём присутствовали простые недочеты: неправильная форма документа или слишком подробные личные данные.
Сразу оговорюсь, что под хорошим резюме я подразумеваю резюме, которое ждут в крупных международных американских и европейских компаниях. В разных регионах и компаниях может быть своя специфика и разные требования.
После университета, когда я начала искать работу, резюме чуть видоизменилось, но не сильно, а вот когда после нескольких лет работы и второго высшего образования я переделывала своё резюме и помогала делать резюме супруга, то у меня уже сложилась картинка того, что и в каком порядке нужно делать, чтобы тебя заметили рекрутёры Apple, Google и Facebook.
1. Структура
Большим подспорьем здесь может служить LinkedIn, который подробно объясняет что и в каком разделе нужно написать. Поэтому я рекомендую в первую очередь сделать резюме на этой платформе. Вы можете начать с русского языка, а потом перевести на английский и другие необходимые вам языки.
Для кадровика важно быстро понять, подходите вы ли нет, поэтому структурируйте резюме, так, чтобы было сразу понятно, где вы получали образование, где работали, а где раздел с увлечениями. Что такое “быстро” — согласно исследованию Ladders Inc., в котором они отслеживали поведение рекрутёров с помощью окулографии (трекер глаз), среднее время на просмотр одного резюме составляет 7.4 секунды.
2. Введение
Не забудьте про введение или секцию "обо мне": многие рекрутёры обращают внимание на фото и введение прежде чем решить, нужно ли им углубляться в детали вашего резюме. Если у вас сложности с характеристикой себя как профессионала — не бойтесь поспрашивать у друзей и коллег, за что они вас ценят и какие качества по их мнению, вас выделяют. При описании себя и своих достижений заглядывайте на странички своих однокурсников, коллег и людей, которые вас вдохновляют — у них можно будет подчерпнуть новые идеи и включить в свой профиль те пункты, о которых вы даже не задумывались или просто забыли.
3. Достижения, а не обязанности
Нанимающей компании не интересно описание вашей прошлой работы, им интересны ваши результаты.
Не описывайте свои должностные обязанности, а сделайте акцент на своих достижениях: напишите, какие проекты вы реализовали, как улучшили рабочие процессы, что привнесли в компанию. Ценятся более точные формулировки: вместо "мы расширили своё присутствие на международном рынке" — напишите "мы открыли офисы в Лондоне, Цюрихе и Берлине", вместо "руководил маркетинговой командой" — напишите "наш маркетинговый отдел под моим руководством достиг 18% роста при сокращении бюджета на 23%".
Не забывайте подкреплять свои заслуги ссылками.
4. Адаптируйте резюме
Адаптируйте резюме под конкретную вакансию и не забудьте про сопроводительное письмо. Как показывает практика, рассылка одного и того же резюме без изменений под конкретную вакансию, приносит довольно мало результатов. Смело убирайте лишний опыт и нерелевантные заслуги, и добавляйте даже незначительные достижения, если они будут совпадать с тем, что хочет увидеть в будущем работнике нанимающая сторона.
5. Рекомендации
Не пренебрегайте рекомендациями. Если у вас есть кто-то знакомый в компании — попросите этого человека отправить ваше резюме по реферальной программе. В европейских и американских компаниях — это довольно популярный метод рекрутинга, и сотрудникам выплачивают бонусы за успешных кандидатов. Не стесняйтесь, зачастую ваш знакомый будет рад вас порекомендовать и получить пару тысяч евро в качестве бонуса.
Здесь, кстати, очень пригодится LinkedIn, который подсказывает, кто из знакомых работает в компании, в которой вы заинтересованы.
Детали, которые имеют значение:
Фотография — только на LinkedIn. Выбирайте не очень формальную фотографию, в которой кадровик сможет разглядеть приятного человека, а не просто ещё одну фотографию на паспорт.
Всегда пишите важные вещи в начале и вверху секции — зачастую у рекрутёра может не быть времени на прочтение всего резюме при начальном отсеве, поэтому если вы решите поставить в хронологическом порядке работу и учёбу, то в некоторых местах вас просто отсеют по банальной невнимательности.
Постарайтесь уместить резюме на 1 странице: вы не поверите, какое количество людей могут не распечатать, потерять или забыть про вторую страничку.
Всегда отправляйте резюме в формате pdf, чтобы резюме выглядело именно так, как вы его сделали, а не как его откроет установленная у рекрутёра программа.
Не забывайте ссылки на сайты, резюме на LinkedIn и важные для вашей специальности ресурсы: портфолио, репозиторий и тд.
Не забудьте привести в порядок соц сети: согласно Career Builder около 70% рекрутёров просмотрят соц сети заинтересовавших их кандидатов, из которых более половины получают отказ именно из-за контента на их социальных страничках.
Проверьте названия: ссылки со странными названиями, резюме без фамилии и тп. И не забудьте про адрес электронной почты: очень часто кандидаты забывают про эту деталь, а HR не всегда горят желанием приглашать на собеседование “krasavcheg98@mail.ru".
Уберите ненужные детали: пол, возраст. В международных компаниях считается неприемлемым учитывать такие вещи при рассмотрении кандидатов, и резюме в котором эти вещи есть усложняет жизнь рекрутёру.
Продублируйте все контакты, по которым с вами могу связаться: email, телефон, в некоторых странах и для некоторых вакансий — почтовый адрес.
Не забывайте про ваши хобби и увлечения. Зачастую эти вещи влияют на выбор кандидата гораздо больше, чем вам кажется.
Что если я только что закончил университет и у меня нет опыта работы?
Даже без опыта работы можно сделать классное резюме: вместо опыта работы опишите свои навыки и расскажите о проектах, сделайте акцент на образовании вместо опыта работы. Уделите большое внимание вступлению, где постарайтесь описать себя и свои умения, мотивацию и интересы. Вспомните всё, что было в университете — проекты, курсовые, защиты и тд. Во-первых, это сразу разные навыки: написал курсовую — умение находить и систематизировать информацию, презентовал работу — навыки публичных выступлений и тд.
Укажите, чем вы ещё занимались помимо учёбы: в каких кружках и организациях вы состояли, какие проекты у вас были, где проходили стажировки, занимались волонтёрской работой. Может, вы проходили дополнительные курсы, изучали иностранные языки или живопись? — Это всё немаловажные моменты, на которые обращают внимание рекрутёры.
Что ещё можно сделать на LinkedIn, чтобы повысить шансы заинтересовать рекрутёров?
Добавьте знакомых, однокурсников, коллег на LinkedIn — так вы повысите свои шансы быть рекомендованным в интересующую вас компанию.
Навыки - попросите коллег поставить вам плюсики, или просто поставьте плюсики им и ожидайте этого же в ответ.
Попросите преподавателей, коллег и работодателей написать рекомендацию.
После этого добавьте рекрутеров из тех компаний, которые вам интересны и укажите в профиле, что ищите работу.
Публикации, сертификаты, выступления — всё, что показывает вас как активного, умного и разносторонне развитого человека — не стесняйтесь показать.
Погуглите себя — возможно, вы участвовали в каких-то проектах, о которых уже забыли, но гугл помнит.
И напоследок — полезный документ от Гарварда с рекомендациями и примерами, как сделать сильное резюме.
vt4a2h
Хорошие советы, однако же, в случае всяких FAANG, вам нужно искать сотрудника, который бы вас порекомендовал. А то и на адекватное резюме рекрутеры таких компаний внимания могут не обратить. Потому что у них уже есть нескончаемый поток резюме, который они скорее всего и не смотрят (или смотрят но очень редко и/или новички). Другое дело, если ваше резюме пришло из внутренней сети; так даже первый этап собеседования можно заочно пройти.
А так, networking, публичные выступления, возможно opensource, играют куда большее значение, чем резюме. Ну или прошлая работа в FAANG или просто компании с репутацией.
smartello
Прямо сейчас на разных этапах собеседований с тремя буквами из FAANG. Первые двое сами пришли (одни попросили резюме перед онсайтом, другие вообще пока что этот вопрос не поднимали), за третьим бегал (тупо отсылая рекрутерам ссылку на свой профиль на их сайте карьеры куда загружаешь резюме).
vt4a2h
Тут вопрос в том, как часто они пишут и каков итог. Мне за последние три-четыре года писали два раза из Амазона, два раза и Гугла и один раз из Майкрософт. Мог что-то забыть конечно, но в любом случае это очень мало и просто частные примеры. Это даже не сравнимо с количеством сообщений от рекрутеров прочих, не столь известных, компаний. Даже учитывая, что я последние три года живу в стране, где high-tech рынок труда, мягко говоря, не развит :)
leon4uk
Добавлю еще что можно искать рекрутеров компании на линкедине и стучаться им напрямую (у них обычно значек премиум).
vt4a2h
Согласен, это тоже может сработать. Ну всё равно, лучше reference никто и ничего не придумал пока что, уж лучше сотрудникам писать и общаться, или на конференциях там знакомиться и т.п., имхо.
Anastasia_My Автор
Всё верно, именно об этом я написала в п. 5 :)
vt4a2h
Я конечно понимаю, что статья про составление резюме, но в заголовке написано именно про привлечение внимания. Ну а цель в данном случае, как минимум, получить приглашение на второй этап интервью, а потенциально и работу.
Поэтому, как мне кажется, этот пункт должен быть первым с припиской вроде "это то что более-менее работает". Можно ведь составлять красивые резюме ради резюме, а можно достигать определённых целей.
Anastasia_My Автор
Этот пункт я поставила в конце, так как многие кидаются списком навыков, называя это резюме, и просят зареферить. И начинаешь опять объяснять, что нужно сделать, чтобы резюме, даже с подачи сотрудника, прошло бы отбор.