В августе 2019 года было опубликовано исследование ныне уже несуществующего поставщика данных о посещениях Jumpshot, демонстрирующее, что 50,33% всех поисковых запросов Google завершалось без клика на веб-ресурсы в результатах поиска. Сегодня благодаря новым данным SimilarWeb удалось внести в этот анализ существенное дополнение.
С января по декабрь 2020 года 64,82% поисковых запросов в Google (суммарные данные по десктопам и мобильным устройствам) завершилось результатами поиска без кликов на сторонние веб-ресурсы. Вероятно, в этой статистике недооценены некоторые мобильные и почти все голосовые запросы, поэтому возможно, что более двух третей всех поисковых запросов Google являются тем, что называется «запросами с нулевыми кликами» (zero-click searches). Некоторые специалисты указывают, что «нулевые клики» — это немного ошибочный термин, поскольку к этой группе относится и поиск, который завершается кликом внутри самого Google SERP (например, при нажатии на звуки животных здесь или при нажатии на номер телефона на поле с картой). Однако терминология, похоже, устоялась, поэтому её нужно объяснить.
Предупреждение: надо сказать, что эти данные нельзя напрямую сравнивать с теми, которые были опубликованы в 2019 году, потому что выборка данных посещений SimilarWeb отличается от данных Jumpshot. Во-первых, данные за 2020 год учитывают весь мир, а в предыдущем анализе Jumpshot приведена выборка только по США. Кроме того, SimilarWeb объединяет и мобильные, и десктопные устройства, в том числе и устройства Apple/iOS (к которым у Jumpshot не было доступа). Тем не менее, высока вероятность того, что если бы предыдущая выборка по-прежнему была доступна, она бы демонстрировала похожий тренд на увеличение «поедания» кликов сервисом Google.
Вот основная статистика по данным:
- SimilarWeb проанализировал примерно 5,1 триллиона поисковых запросов Google за 2020 год
- Эти запросы выполнялись на более чем 100 миллионах мобильных и десктопных устройств, с которых SimilarWeb собирает данные о посещениях
- Из этих 5,1 триллионов поисковых запросов 33,59% привело к кликам на органические результаты поиска
- 1,59% привело к кликам на платные результаты поиска
- Оставшиеся 64,82% завершили поиск без непосредственного клика на сторонний веб-ресурс
- Процент поисковых запросов, которые привели к клику, гораздо выше на десктопных устройствах (органический CTR 50,75%, платный CTR 2,78%)
- На мобильных устройствах поисковых запросов с нулевыми кликами гораздо больше (77,22%)
Я создал несколько графиков этих данных, однако полный охват собранной SimilarWeb информации гораздо богаче.
Интересно рассмотреть CTR мобильных и десктопных устройств по отдельности.
Как видно из диаграммы, органический CTR на десктопах по-прежнему больше 50%. Десктопные устройства (которые в этом анализе включают в себя ноутбуки и большие планшеты) также демонстрируют чуть больший CTR платных ссылок. Подозреваю, что в США эти показатели побольше, а в странах и регионах с меньшим количеством рекламодателей и меньшими бюджетами на рекламу, они, скорее всего, ниже.
Этот график показывает, насколько сильно ситуация отличается для мобильных устройств, на которых производится гораздо больше поисковых запросов по всему миру, в США и в выборке SimilarWeb. Здесь мы видим, что усилия Google по оптимизации поиска в первую очередь для мобильных устройств принесли огромные дивиденды — для трёх четвертей всех мобильных поисковых запросов клики необязательны.
Учёные, экономисты, специалисты и, как я надеюсь, люди из мира борьбы с монополиями, сделают свои выводы из этих данных. Хоть у меня есть собственные сложившиеся взгляды по этому вопросу, пусть цифры говорят сами за себя.
Однако я считаю важным предоставить некоторый контекст относительно мощи монополии Google. В 2020 году поисковый гигант имел более 91% всемирной доли рынка и более 87% рынка США. Как говорится в исследовании GroupM, опубликованном на прошлой неделе в Wall Street Journal, Google также контролирует огромную долю всей рекламы в США, в том числе более 95% поисковой рекламы и более 50% дисплейной рекламы.
Источник: The Wall Street Journal
Однако Google / Alphabet планируют на этом остановиться. Шосана Водински из Gizmodo в своём анализе планов Google по замене рекламных куки проприетарной системой Google для сбора информации о поведении пользователей под названием FLoC сообщила следующее:
«Этот план предоставит Google эксклюзивный доступ к огромному объёму пользовательских данных, которые компания и так по большей мере монополизировала».
Такое доминирование — это пугающая, но кажущаяся неизбежной перспектива. Аналогично тому, как GDPR препятствовал любым шансам европейских технологических компаний на конкуренцию с технологическими гигантами США, этот шаг по реализации «приватности», похоже, в прогнозируемом будущем гарантирует господство Google в сфере поисковой онлайн-рекламы и в вебе (той его части, которая не разделена между Facebook и Amazon).
Для наглядности я изучил данные с января 2018 года (самые ранние данные SimilarWeb, вошедшие в этот проект) по декабрь 2020 года.
График немного скачет, но мы можем сделать несколько любопытных выводов:
- Общий объём поисковых запросов растёт, однако в падении в конце 2019 года может быть виновна пандемия (может быть, причина и в уменьшении выборки SW, сложно об этом судить)
- Доля платных поисковых запросов очевидно растёт, и если внимательнее изучить числа, это справедливо и для мобильных, и для десктопных устройств
- Органические клики выросли в 2020 после долгого плато и небольшого снижения. Похоже, это вызвано увеличением доли использования десктопов в 2020 году (опять из-за Covid-19, вынудившего нас больше сидеть за большими экранами), поэтому после вакцинации ситуация, возможно, поменяется.
- В конце 2020 года зафиксирована самая высокая доля поисковых запросов с нулевыми кликами. Вероятно, эксперимент Google с ограничением featured snippets (быстрых ответов) в первом квартале (который сейчас, похоже, закончился) может продемонстрировать любопытные корреляции.
Хорошие новости: сегодня в Google как никогда много поисковых запросов и доступно больше кликов.
Плохие новости: на последние три года Google получала огромное преимущество от увеличения всемирных объёмов поисковых запросов, а когда снижение опасности пандемии отвлечёт больше людей от их ноутбуков и десктопов и вернёт их к мобильным устройствам, то проблема поисковых запросов с нулевыми кликами станет ещё более серьёзной.
На правах рекламы
Эпичные серверы — это надёжные серверы на Linux или Windows с мощными процессорами семейства AMD EPYC и очень быстрой файловой системой, используем исключительно NVMe диски от Intel. Попробуйте как можно быстрее!
jaiprakash
TL;DR
Люди гуглят информацию, и если ответ виден в выдаче, то на сайты не переходят, ибо незачем.
zahmTOD
Да там можно все свалить на ошибки и уточнения запроса. Я удивлен, что всего 2/3.
fredtec
Кроме этого люди гуглят, видят что выдача не ролевантна их ожиданиям и конкретизируют или переформулируют запрос.
Win08
Совершенно верно. Увы, выдача не релевантна как минимум в половине случаев, даже для меня, it-тишника, имеющего некоторое представление о том как работает поисковик, использующего поисковый язык, т.е. "+", "-", "*", кавычки и т.д. Так что "2/3" это еще не предел ;)
Newm
Ну маловероятно, что доля вырастет еще больше, так как для многих процедура попадания на яндекс состоит в том, чтобы вбить в поиске гугла «яндекс» и кликнуть на первую ссылку:). Народ даже не подозревает о наличии адресной строки.
Win08
Ага: — Ок, Гугл! Яндекс!
А вообще да, если вдруг закрыл Хабр, то набираю в Яндексе "Хабр", лень переключать регистр и бить в адресную строку ;)
А Гугл, который переводит поиск в адресную строку, бесит неимоверно (((
И Хабр бесит. Зачем он заменяет "-" на "—" или хуже того на маркированный список? И почему-то перестал следить за темами в которых я оставил коммент, и не нахожу галку "следить за темой"… бесит (((
Mike-M
syrslava
Ой, поисковый язык. Такое ощущение, что гугл в принципе разучился с ним работать. Яндекс вроде пока его не игнорирует, но всё равно порой выдаёт то, что запросом прямо запрещено.
molevik
Это еще значит, что владельцы сайтов не получают переходов и соответственно доходов с рекламы (гугл экспортирует информацию с сайтов), а гугл получает.