По умолчанию считается, что хард-скиллы определяют крутость разработчика, а вот эмпатия и другие гибкие навыки почему-то не рассматриваются. В то же время без них очень сложно построить карьеру, справедливо оценить себя как специалиста и продуктивно работать в команде. Последний пункт особенно важен для меня как тимлида разработчиков.
Но и до этого я знал, что недостаточно просто хорошо писать код, нужно понимать, для чего и для кого ты делаешь этот код и как от твоих слов и действий зависит общая продуктивность коллектива. Чтобы лучше в этом разобраться, я прошёл курсы повышения квалификации тимлидов, где большая часть материала была посвящена софт-скиллам, в частности развитию эмоционального интеллекта. Это заставило меня посмотреть на команду и рабочие процессы под другим углом. Про инсайты рассказываю под катом.
Эмоциональный интеллект: введение
Эмпатия — это одна из составляющих эмоционального интеллекта (EQ). Поэтому я предлагаю начать разговор с него.
Дэниел Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект» пишет о том, что EQ — это следствие эволюции и появился он задолго до неокортекса, или «думающего мозга». За проявления EQ отвечает миндалевидное тело и гиппокамп — части лимбической системы. Не нужно думать, что неокортекс враждует с эмоциональными центрами: многие наши решения возникает при их плодотворном сотрудничестве.
Этот небольшой ликбез я делаю, чтобы стало понятнее, что эмоциональный интеллект — это не просто модное словосочетание, а реальная часть нашего мозга, отвечающая за навыки и способности распознавать, понимать и управлять эмоциями, намерениями и желаниями, как своими, так и других людей.
Эмоциональный интеллект влияет на то, как мы принимаем решения, и на их качество. Например, если вы расстроены из-за внешних факторов, не касающихся конкретной задачи/переговоров, то можете сгоряча принять необдуманное решение. Прокачанный скилл распознавания эмоций поможет вам понять, что и почему вы чувствуете, и, например, отложить важное дело на потом.
Американский социальный психолог Питер Саловей рассматривает пять главных областей эмоционального интеллекта:
Знание своих эмоций. Мы понимаем, что чувствуем.
Управление эмоциями. Мы понимаем, что чувствуем, и умеем справляться с этим.
Мотивация для самого себя. Мы понимаем, что нужно чувствовать, чтобы достичь поставленной цели.
Распознавание эмоций в других людях, или же эмпатия. Мы понимаем, что чувствуют другие, и можем помочь им справиться с их эмоциями.
Поддержание взаимоотношений. Мы понимаем свои и чужие эмоции и можем контролировать их при коммуникации.
Теперь, когда у вас есть общее понимание контекста, можно приступить к разговору об эмпатии.
Что такое эмпатия и почему она нужна разработчику?
Исследования, на которые ссылаются в книге «Эмоциональный интеллект», говорят о том, что эмпатия развивается с самого детства, но, несмотря на это, вокруг термина есть некоторые разногласия.
Эмпатию часто путают с сочувствием, но на самом деле это разные вещи. Слово «эмпатия» в современном значении впервые применил Эдвард Титченер. Он как раз искал слово, которое было бы близким сочувствию, но передавало другой смысл — умение распознать, что чувствует другой человек. Отлично раскрывает смысл эмпатии этот мульт. А тут можно почитать больше о том, как исследовали эмпатию.
Нужно понимать, что эмпатия — это не просто чувство, хотя она и взаимодействует с ними. Это биологический и социальный механизм, который, к слову, можно развить (ещё один миф об эмпатии это как раз отрицает).
Эмпатию часто практикуют в UI/UX дизайне, чтобы представить возможные пользовательские действия и реакции. В таком же ключе можно использовать эмпатию и в написании кода, но поможет она и в личном общении. Вот короткий список моментов, когда, по моему мнению, развитая эмпатия будет полезна разработчику:
общение с клиентом — эмпатия будет нелишней и на этапе постановки задачи. На этапе планирования вы сможете распознать психотип заказчика и сформировать команду под проект. Например, ваш заказчик всегда чётко очерчивает рамки фич и знает в деталях, чего он хочет. Тогда вам как тимлиду стоит отказаться от добавления в проект инициативного разработчика, который любит предлагать решения, выходящие за рамки фич. Конечно, это очень ситуативно, но если у менеджера есть возможность подбирать людей в команду, то я считаю, что это полезный для него навык;
процесс написания кода — нужно помнить, что мы пишем код для людей, а не для машин, и с вашим кодом будут потом работать другие люди;
лидерство — это правда, что без эмпатии нет роста, во всяком случае, если вы хотите быть хорошим руководителем. Без эмоционального интеллекта будет намного сложнее понимать людей, которыми вы должны руководить, в том числе предугадать выгорание команды или же отдельного человека в ней;
общение с коллегами — тут, думаю, всё понятно и без объяснений.
Как начать работать над прокачкой эмпатии?
Так как я не психолог и не коуч, то рецептов на все случаи жизни у меня нет. Но есть и советы, которые я успел вычитать в источниках:
Если вы хотите узнать больше об эмоциональном интеллекте, то советую начать с уже упомянутой книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект», в которой он собрал все современные на тот момент взгляды на EQ. Это просто маст хэв для старта.
Разберитесь со своими эмоциями. Даже испытывать гнев — это нормально, важно это осознавать и быть в состоянии объяснить другим, почему вы его чувствуете. Есть уйма приложений, где вы можете фиксировать изменение своего настроения и описывать его причину.
Будьте честными с собой и другими, постарайтесь понять, что повышает вам настроение. Не упражняйтесь в пассивной агрессии, а скажите всё как есть. Очень круто, когда вы понимаете, что должны чувствовать для того, чтобы справиться со своими страхами / нелюбимыми задачами или же войти во всеми любимый «поток», где забываешь обо всём и погружаешься в решение задачи.
Изучите ситуацию, прежде чем давать совет. Вообще, не давать совет, когда не просят, — это лучший совет, который можно услышать в своей жизни :)
Старайтесь понять эмоцию вашего собеседника и соответственно реагировать. Это непросто, но, если вы начнёте лучше понимать свои эмоции, вам откроется и эмоциональный мир людей вокруг.
С тех пор как я стал больше внимания уделять развитию эмоционального интеллекта, в моей жизни произошли такие изменения:
мне стало проще понимать решения или желания других людей, как в команде, так и в семье;
я понял, из-за чего избегал определённых разговоров и ситуаций, какие эмоции они вызывали и как влияли на мою самооценку. Я смог понять, что же «давит» на мою уверенность в решениях, и исправить это;
упростилось прогнозирование действий или решений других людей;
я легче нахожу мелкие радости, которые могут сделать мой день ярче и продуктивнее;
мне стало проще и приятнее договариваться с людьми.
Какие изменения развитие эмоционального интеллекта и эмпатии принесёт в вашу личную и профессиональную жизнь — не берусь судить. Но советую как минимум поинтересоваться этой темой.
gsaw
Всякие тренинги были у меня, как был социальным дебилом так и остался. Ну не тянет меня решать проблемы других, конфликтовать. Меня самого и моих проблем много. От частых разговоров быстро устаю.
Мне кажется если тебе не дано, то хоть зачитайся. Чужой опыт бесполезен. Нужна предрасположенность. Люди которые пишут книги и проводят тренинги, они уже сами по себе такие. И они зачастую просто не понимают других. Им повезет если на тренинг придут люди такого же склада как и они. Все проходит весело и легко.
Но когда группа состоит из таких же как и я к примеру, то тренеры как в болото попадают. Иногда бываю на таких тренингах и часто вижу картину, что выступающий говорит-говорит, просит сделать то-сё, а люди просто стоят и смотрят на него как на сбежавшего из детского садика. Получается человек, который учит социальным навыкам зачастую сам не понимает других людей. Действует тупо по усвоенным их книжки алгоритмам и не адаптируется.
Извините, наверное не в тему, просто хотелось вот высказать мысль. По моему мнению нельзя прокачать социальный интеллект или эмпатию. Можно наверное выучить к примеру классификацию паттернов поведения, но на практике, в общении это имхо мало поможет.
Tzimie
Согласен с тем что эмпатия часто в прошивке, апгрейднуть ее софтом и тренингом не получится. Пример: синдром Аспергера (крайне низкие social skills)
eumorozov
Не думаю, что все действительно настолько безнадежно. Могу сказать по своему опыту, что мне множество раз удавалось сделать вещи, казавшиеся для меня самого невозможными. И в работе, и в личных отношениях.
Еще 15 лет назад я считал себя интровертом, неспособным к общению с людьми. За это время, я понял, что во-первых, ошибался — точно не интроверт. Во-вторых, научился лучше общаться с людьми. Правда это не происходило осознанно, просто жизнь так сложилась, ставила в такие ситуации, что приходилось учиться самостоятельно.
Это вопрос мотивации, упорства.
Мне все еще не хватает софт-скиллов и эмпатии, увы. Понимаю это, когда попадаю в сложные ситуации. Но крест на себе не ставлю, т.к. видел, как люди умеют решать такие ситуации, например, конфликты, и понимаю, что я ничем не хуже. У меня тоже есть глаза, уши, рот, ум. Любой может этому научиться.
И тренинги бывают разными по качеству. Я недавно прошел школу наставников в Яндекс.Практикуме, и по-моему, это очень хорошо составленный курс и продуманные воркшопы. Проходя его ежеминутно думал: "Если бы бы прочитал все это лет 15-20 назад, насколько жизнь была бы проще".
Tzimie
А вы уверены? Интроверт с высоким EQ может эффективно эмулировать экстраверта какое то время, но потом падать на диван в изнеможении и шептать — наконец то все ушли и я один!
Gorthauer87
Интересно, но ведь даже экстраверты должны когда-нибудь уставать от общения.