В первой неделе апреля Facebook объявил о том, что инструмент Facebook Analytics будет недоступен после 30 июня 2021 года.
Новость особо не афишировалась. При входе в Facebook Analytics появилась плашка с информацией о грядущем отключении инструмента.
А также соответствующая информация появилась в справке.
Что известно на данный момент
До 30 июня инструментом можно пользоваться, как и раньше: все данные и отчеты будут доступны для просмотра и взаимодействия.
После 30 июня инструмент больше не будет доступен. До этого времени можно экспортировать нужные данные в CSV-формате.
Пока нет информации о том, будет ли релиз альтернативного инструмента с похожим функционалом.
В справке Facebook предлагает сосредоточиться на других инструментах для бизнеса:
Facebook Business Suite – сервис для управления бизнес-аккаунтами Facebook и Instagram;
Ads Manager – рекламный кабинет Facebook;
Events Manager – инструмент для управления событиями, установленными через пиксель или Conversions API.
Почему Facebook отключает Аналитику
Пока не было никаких заявлений или разъяснений от Facebook по этому поводу: инструмент просто отключают без объяснения причин. Есть разные мнения на этот счет, которые сводятся к двум основным версиям:
отключение как-то связано с обновлением iOS 14, которое усложнило отслеживание действий пользователей и уже вызвало значительные изменения в работе сервисов Facebook. Например, уменьшилось количество событий, которые можно использовать для оптимизации в группах объявлений;
поддержка инструмента прекращается из-за его непопулярности. На западе большинство бизнесов пользуются сервисами типа Amplitude или Mixpanel, в Рунете в основном привыкли к Яндекс.Метрике и Google Analytics.
Пару слов о Facebook Analytics
Facebook Analytics – бесплатный сервис аналитики, с помощью которого можно было (и еще можно, но недолго) анализировать активность пользователей сайта, приложения, Facebook-группы или Instagram-аккаунта. Нельзя сказать, что в сервисе были какие-то уникальные функции, но пару удобных фишек все же стоит отметить.
Удобный дашборд с ключевой информацией
На главной странице (раздел Overview) – вся самая важная статистика:
сводные данные по количеству посетителей, выручке, % конверсии, LTV и т. д.;
данные по основным источникам трафика и новым пользователям;
график временной активности, показатель отказов и топ страниц по посещаемости;
средний LTV платящих пользователей, общая выручка, распределение конверсий по типу устройств, повторные покупки.
Здесь вроде бы ничего уникального (все эти данные можно найти в Google Analytics), но если вы работаете только с трафиком из Facebook – это реально удобно: на одной странице можно быстро оценить, как отработали кампании за период, где есть рост или просадки.
Воронки
Отчет по воронкам – удобный способ быстро оценить конверсию каждого этапа воронки продаж. В этом разделе можно создать кастомную воронку (выбрать нужные шаги, например «Просмотр контента» > «Добавление в корзину» > «Начало оформления заказа» > «Покупка») или воспользоваться автоматически определенной воронкой (которую Facebook сам определяет на основе данных с сайта).
Фильтры и создание кастомных аудиторий
Ну и одна из главных фишек Facebook Analytics – фильтры. С их помощью можно создавать отдельные сегменты аудитории по определенным признакам:
по выполненным действиям на сайте (сработавшим событиям);
по демографическим признакам;
по посещениям определенных страниц;
по UTM-меткам в URL перехода и т. д.
По отфильтрованной аудитории можно посмотреть подробную статистику активности и, самое главное, использовать фильтр для создания кастомной аудитории, которая будет создана в разделе «Аудитории» и доступна для выбора в настройках таргетинга групп объявлений.
Какая альтернатива?
Так как Facebook не планирует выкатывать альтернативный инструмент (по крайней мере, таких заявлений не было), придется пользоваться тем, что есть (и сторонними сервисами):
Создавать кастомные аудитории – в разделе «Аудитории». Благо, там достаточно параметров для фильтрации (по проведенному времени на сайте, по просмотрам определенных страниц, по событиям и т. д.).
Анализировать поведение пользователей на сайте, данные по конверсиям, выручке и воронкам – в системах аналитики (Google Analytics, Яндекс.Метрика).
А пока Facebook Analytics еще работает: можно продолжать формировать отчеты и выгружать важные данные.