Тоталитаризм и диктатура имели место в любой исторический промежуток, о котором знает современная наука. Однако человек склонен к вольномыслию и недовольству всем, что этому препятствует. В наше время обе стороны вопроса по-прежнему актуальны: одни неустанно пытаются запрещать и карать за неугодные высказывания, другие эти высказывания постоянно генерируют.
Чтобы не заострять идеологические углы статьи, опустим рассуждения про возможное ущемление свободы слова, совести и прочего, что вроде бы должно быть свободным. По тем или иным причинам люди нередко хотят остаться неназванными, прибегая для этого к программным средствам анонимизации. В этой статье вы узнаете почему разработчики программ для анонимности в глобальной сети сами должны оставаться terra incognita.
Обольщение Луковичной сети
Самым популярным инструментом анонимности в сети является Tor. Для пользователя, далекого от темы сетей и процесса создания ПО в целом, Tor является ящиком Пандоры и священным Граалем анонимности. Такое мнение внушают многие источники, в том числе сам проект Tor, поддерживаемый главным образом не добровольными донатами, а Министерством обороны и Государственным департаментом США. Надо заметить, что Tor изначально является разработкой силовых ведомств этой страны (с 1995 года). Только в 2006 году для развития сети была создана некоммерческая организация Tor Project, которая по сей день является обложкой Tor-браузера, столь любимого юными искателями анонимности.
У проницательного читателя на этом месте может возникнуть легкий когнитивный диссонанс: Соединенные Штаты Америки, знаменитые по всему миру скандалами о тотальной слежке за населением планеты, разработали и отдали в общее пользование инструмент свободы слова!
К чести всех почитателей надо сказать, что Tor является проектом с открытым исходным кодом, что позволяет программистам по всему миру проверить качество программы и выявить возможные слабые места. Также в 2011 году Tor удостоился премии общественной значимости Фонда свободного программного обеспечения, а в 2012 году — награды EFF Pioneer Award.
Несмотря на открытый код клиента Tor, сеть имеет архитектурные слабости в виде стартовых и консенсусных узлов, обеспечивающих ее глобальное функционирование. Критическая инфраструктура сети распределена между авторитетными учреждениями вроде университетов и общественных организаций, однако сам факт заведомо известных гарантов работоспособности сети вызывает опасения. Часть гарантов вовсе является организациями, напрямую зависимыми от государства.
Tor имеет несколько задокументированных случаев сбоя работы. В основном такие новости связаны с атаками извне, а не с архитектурными недочетами самого проекта. Большинство инцидентов гуглятся с большим трудом, либо вовсе отсутствуют в поисковой выдаче. Возможная причина кроется в том, что сеть настолько никому не интересна, что о ней не утруждаются писать (хотя это вряд ли).
Последним крупным инцидентом с сетью Tor, который был непосредственно связан с уязвимой архитектурой сети, было отключение более половины консенсусных узлов в январе 2021 года, что удивительным образом совпало с беспорядками в Америке. Вследствие атаки все внутрисетевые домены «.onion» v3 были недоступны в течение нескольких часов, т.е. получить доступ к анонимным ресурсам сети было невозможно.
Приведенной информации достаточно, чтобы предположить, что Tor является инструментом свободы слова не вообще, а «где-то там», но, когда это «где-то там» начинается в США, правительство которой держит скрытую сеть под своим крылом, сеть может прекратить выполнять свои функции. Также в интернете можно найти мнение, согласно которому Tor в начале 2000-ых годов был выпущен в общий доступ с основным прицелом на Китай, который сохранял свой социалистический уклон в политике даже после распада СССР – некогда главного идеологического врага Штатов.
Некоторая часть энтузиастов скрытых сетей, устойчивых перед цензурой и мониторингом, считают Tor баловством и призывают отказаться от него особенно в тех ситуациях, когда важность сохранения анонимности пользователя выходит на государственный уровень.
Ситуацию спасет инкогнито
Вторым среди инструментов анонимности является сеть I2P. Меньшая известность обуславливается более высоким порогом вхождения для новичка, а также отсутствием рекламы, спонсированной правительством какой-либо страны. Существуют два независимых клиента сети: Java router и i2pd.
В отличие от Tor, сеть I2P с самого начала разрабатывается сообществом энтузиастов и не аффилирована с правоохранительными органами. Все имеющиеся стартовые узлы I2P, нужные для первого запуска клиента сети, держат энтузиасты (неназванные лица в своем большинстве), оказать давление на которых сложнее, чем на университет, потому что появляется дополнительная задача их поиска. Кроме этого I2P-роутер можно завести вовсе без обращения к стартовым узлам.
Вопросы вызывают решения, принимаемые при разработке Java-роутера, которые упираются в нелогичность и намеренное игнорирование выявленных уязвимостей. Для справки: Java-роутер – это популярный клиент сети, разрабатываемый с начала 2000-ых годов (альтернативный роутер «i2pd» берет начало в 2013 году).
Разработку популярного клиента на протяжении более, чем десяти лет, курирует один человек с никнеймом zzz. Под его контролем находится самый авторитетный ресурс stats.i2p: каталог скрытых сайтов и (бесплатный) регистратор коротких доменных имен в зоне «.i2p». В адрес stats.i2p неоднократно высказывались претензии из-за цензуры. Цензура на основном ресурсе анонимной не цензурируемой сети?! Когда в мире пошла волна #BlackLivesMatter, zzz без обсуждения с сообществом изменил слово "master" на "primary" во многих местах кода I2P-роутера, а также начал еще более агрессивно игнорировать новые и удалять старые ресурсы с правой тематикой. В конечном счете споров сообществом был создан независимый регистратор reg.i2p, добавить который в Java-роутер zzz отказывается, ссылаясь на отсутствие цензуры.
Вопиющим является длительное пренебрежение критической уязвимостью, которая позволяет деанонимизировать администратора скрытого ресурса. Разработчик Java-роутера признал опасность атаки, но не предпринял каких-либо действий. Уязвимость обнародована ведущим разработчиком альтернативного клиента, где проблема решена на стадии начальной разработки.
Завесу загадочного поведения zzz, несоответствующего духу I2P, приоткрывает факт его публичности. Его личность гуглится не первой строкой поисковой выдачи, но весьма просто: он принимает личное участие на встречах, посвященных разработке.
Чтобы не увеличивать конспирологический градус статьи, не буду приводить предположения о характере взаимодействия zzz с правоохранителями. Чуткий читатель может сам представить уровень ответственности, которую общественность хочет взвалить на плечи человека, трудящегося над инструментом анонимности. В дело пойдет все: криминал, насилие, извращенцы и тому подобное. Лишь единицы трезво скажут, что подобный инструментарий используется в криминальных целях в меньшинстве случаев, однако позволяет пользователям делиться мнением на любые темы без оглядки на Большого брата.
Разработчик i2pd под никнеймом orignal в отличие от своего коллеги zzz остается скрытной личностью, и, по его словам, не намерен менять такое положение дел. Он открыт для критики и предложений, активно трудится над альтернативным I2P-роутером и смеется над цензурой. В большей степени он является идейным вдохновителем этого материала и примером для разработчиков схожих проектов: Если кому-то нужен хайп личности, или хоть какая-то медийность, ему не место в разработке средств коммуникации, которые являются уравновешивающей силой против деспотии политических режимов. В свою очередь никакой режим не может предоставить «чистое» средство борьбы, не предусмотрев собственную защищенность от него.
EvgenyLe
А кто такой В. И. Лосев?
pureacetone Автор
Это тот, кого пытаются найти, подразумевая личностью, скрывающейся за ником orignal.
orignal
Под этим псевдонимом была опубликована данная статья в журнале.
EvgenyLe
Так и запишемс…
Владимир Ильич Лосев, так же известный, как orignal, молоком из хлебной чернильницы написал статью о подписи EdDSA. Статья вышла в научном журнале СГУ, в 2015 году…