Представьте себе: для своей ИТ-инфраструктуры вы купили условную циску за несколько миллионов рублей. А потом решили увезти ее из серверной в дата-центр, чтобы никакая офисная авария не помешала работе. Сразу вопрос: как позаботиться о перевозке в ЦОД - обычные грузчики вряд ли бережно отнесутся к перемещению ИТ-оборудования.
Если позвать грузчиков за бутылку, может получиться вот так:
Чтобы этого не произошло, за дело принимаются профессиональные такелажники. У таких специалистов есть свой набор фишек и приспособлений, чтобы переезд прошел гладко. Сегодня в статье расскажем пару историй, как совместно с такими профи мы перевозим самое разное оборудование.
Почему нельзя просто взять и перенести самому
Жесткие диски, СХД, большие библиотеки - все это примеры довольно нежного груза. Вот какие проблемы могут подстерегать, если не организовать переезд как следует.
Хрупкость и потеря данных из-за физического воздействия. Не всякое оборудование выдержит падение с высоты. А если под ударом окажутся жесткие диски, СХД и другое оборудование для хранения, рискуем потерять важную информацию. Еще нельзя переворачивать серверы вниз головой и ставить друг на друга - обо всем этом простые грузчики обычно не задумываются.
Простои в работе. Часто в дата-центр перевозят уже действующие серверы с важными ИТ-системами на борту. Нужно максимально быстро их упаковать, увезти, распаковать и вернуть в работу. Такие переезды чаще происходят ночью и в выходные дни. Если не уложиться в срок, в рабочее время пользователи не попадут в корпоративное окружение.
Вендорские ограничения. Некоторые серверные шкафы поставляются вендором в готовых конструктивах, “под ключ”. Разобрать это оборудование руками простых смертных нельзя - могут слететь важные настройки или нарушатся условия гарантии. Шкафы нужно перевезти в собранном виде, несмотря на вес в несколько тонн.
Нестандартные габариты. Иногда такие неразборные серверные шкафы не помещаются в стандартные дверные проемы и грузовые лифты. Без профессиональной помощи их просто не вызволить.
Перепады температуры. Если разница температур между ЦОДом и улицей будет большой, на оборудование осядет конденсат и платы окислятся.
Как выглядит стандартный переезд серверов в ЦОД
За несколько лет регулярных переездов у нас выстроилась командная работа с партнерами по перевозке и появились рецепты на все случаи кочевой жизни. В общем случае, процесс переезда в наш дата-центр выглядит так.
Подготовка. Еще до приезда такелажников инженеры описывают и маркируют все оборудование, готовят кабельный журнал, тестируют сборку оборудования, если везти придется в разобранном виде. Подробнее обо всех этапах подготовки мы уже писали здесь. Задача наших инженеров - спланировать четкий тайминг при переезде.
Страхование. Все оборудование страхуется от возможного ущерба: от порчи в случае аварии, падения по вине сотрудника и так далее. В страховке учитываем балансовую стоимость оборудования с учетом амортизации. Даже если что-то произойдет, получим компенсацию от подрядчика и возместим ущерб заказчику.
Перед переездом мы всегда просим заказчиков сделать бэкапы, чтобы риск потери данных тоже был учтен.
Упаковка железа. Когда планирование переезда завершено, приезжает бригада такелажников. В их машине уже есть полный набор самых разных штук:
Вот что мы делаем с их помощью.
Заворачиваем серверы в специальную упаковочную пленку. В арсенале такелажников есть антистатическая пленка - помогает избежать непрошеных разрядов статики. Ну и, конечно же, используем знаменитую пупырку для дополнительной защиты от повреждений при перекладывании серверов.
Помещаем оборудование в жесткие кейсы с колесами и ручками, которые удобно закатывать и выкатывать.
Если оборудования много, то менее требовательные устройства и железо в “родной” упаковке можем поместить в специальные паллеты. Мы используем паллеты с бортами.
Транспортировка внутри помещения. На пути от серверной до грузового авто попадаются самые разные препятствия. Вот как мы их обходим.
Паллеты и кейсы без колес ставим на специальные платформенные тележки с сетчатыми бортами.
Паллеты менее удобны в перемещении, так что может пригодиться подъемная рохля:
Если перевозим тяжелые блейд-корзины, ленточные библиотеки и другое оборудование весом свыше 100 кг, то используем такелажные скейты. С помощью скейта удобно демонтировать оборудование из стойки и перемещать его до машины.
Когда на пути шкафа попадаются порожки или неровный пол, то используем монтажные ремни. Специалисты бригады надевают ремень на плечи, приподнимают над полом и преодолевают преграду.
Если шкаф крупногабаритный и не проходит в проемы, иногда, по согласованию с заказчиком, приходится ломать стены в офисной серверной.
А если и грузовой лифт не вмещает шкаф, то переносим его по лестнице. Для одиночных лестничных пролетов уже привычен складной пандус. А вот в высотных зданиях лучше использовать специальный лестничный подъемник. Один раз довелось так перемещать оборудование с 8-го этажа (и бригада справилась!).
Загрузка в машину. Итак, мы вынесли оборудование из помещения, осталось обеспечить безопасный проезд до места.
Грузим все кейсы и паллеты на грузовик с гидробортом. В арсенале бригады есть авто грузоподъемностью от 1 до 20 тонн.
Внутри машины размещаем контейнеры максимально плоско и фиксируем их стяжными ремнями, чтобы ничего не каталось по кузову в дороге, даже если на пути лежачие полицейские.
Едем до места. На нашей площадке все повторяется в обратном порядке: аккуратно выкатываем все в зону разгрузки, переносим до стойки, распаковываем и собираем.
Как бывает в нестандартном случае: переезд автономного ЦОДа на горячую
Иногда бывает чуть сложнее. Несколько лет назад мы перевозили автономный модульный ЦОД - это такой самостоятельный дата-центр внутри контейнера. Выглядит как обычный вагончик на улице.
В автономном дата-центре работали важные системы торговой сети. Часть оборудования из этого контейнера переезжала к нам в NORD, часть - на резервную площадку другого провайдера. Перевозить оборудование планировали поэтапно и “на горячую”: заказчик по очереди “тушил” системы и перевозил их в 3 захода, чтобы работа не останавливалась.
Дело было в Питере, переезд запланировали на новогодние праздники, так что погода была не самая приятная. В первую очередь, нужно было сохранить температуру оборудования и не допустить окисления.
За сутки до переезда мы поставили вплотную к ЦОДу шатер с тепловыми пушками и хорошо его нагрели. Здесь мы планировали упаковать все оборудование, так что добились температуры на уровне +15—+20 °С.
Машину с подогревом тоже подгоняли вплотную к шатру.
Заказчик “тушил” железо в ЦОДе, а инженеры DataLine его демонтировали и заносили в теплый шатер.
Затем в шатре за дело брались такелажники и упаковывали все в кейсы.
Шатер на молнии, так что можно занести и сразу ограничить приток холодного воздуха.
Затем упакованные кейсы заносили в машину. Таким способом мы перевезли часть оборудования еще в декабре и запустили на новой площадке. Следующая часть уехала в новогодние праздники, когда многие магазины закрыты и не все системы используются. Остатки перевезли в январе после праздников. Все системы перезапустились без проблем, заказчик остался доволен.
Так что теперь мы не боимся любых нестандартных ситуаций и готовы к переезду самых разных ЦОДов и серверных. Если у вас были похожие истории, делитесь!
aleks_raiden
Интересно, особенно штука для спуска по лестницам. А сама транспортировка — составляется ли маршрут для минимизации скорости и/или неровности дороги, предварительно вы его проезжаете чтобы понять профиль, какая максимальная скорость движения?
5000shazams Автор
Чаще всего какой-то «специальный» маршрут не составляем — едем оптимальным путем по навигатору, так как скорость доставки тоже важна. По ровной дороге едем не более 70—80 км/ч. От случайных кочек защищаемся как раз с помощью мягкой упаковки и ремней — в кузове все надежно зафиксировано, чтобы небольшие неровности не были проблемой.
Если мы точно знаем, что навигатор нас ведет по неровной дороге, то согласовываем с заказчиком объезд. Это важно обсудить заранее, чтобы уложиться в допустимое время простоя оборудования.
Еще один момент — если заказчику это важно, на время перевозки пломбируем грузовик. Это бывает при перевозке особо важных систем, тогда груз может сопровождать еще и служба безопасности заказчика. Один человек садится в кабину к водителю, и одна машина сопровождения едет сзади.