Акустическая система Oswalds Mill Imperia в Бруклине. Фото CNET
Прослушивание музыки на высокой громкости вызывает определенные физические ощущения, испытываемые всем телом. Более низкая громкость такого эффекта не дает. Более того, громкий звук считается более «правильным»: даже музыка, воспроизводимая на концертах без помощи усилителя, может оказаться очень громкой, поэтому прослушивание музыкальных записей на более умеренной громкости лишено той энергетики, которая присуща концертному залу.
Помню, как в понедельник вечером в одном из просторных помещений Oswalds Mill Audio в Бруклине, Нью-Йорк, я наслаждался звуком, исходящим из пары громкоговорителей марки Imperia, высота которых составляла семь футов (2,1 метра). Мне довелось послушать несколько композиций с альбома The Peel Sessions группы New Order, и их музыка звучала вполне неплохо.
Я подошел к предусилителю, немного увеличил громкость, и звук стал еще лучше – мне казалось, что я нахожусь на рок-концерте. Спустя несколько минут я прибавил еще больше громкости: музыка стала играть чрезвычайно громко – громче, чем я когда-либо слушал ее у себя дома. Жаль, что у меня не было с собой прибора для измерения уровня громкости: мне кажется, он бы показал 110 или 115 децибел – не так громко, как на рок-концерте, но тоже очень громко. Мне показалось, что акустическая система Imperia работала не на полной мощности. Уверен, что она могла воспроизводить музыку намного громче.
Недостатком прослушивания громкой музыки – даже при использовании дорогостоящего высококачественного оборудования – является то, что звук начинает резать слух и вызывать неприятные ощущения из-за того, что на слишком высокой громкости он начинает сильно искажаться. Зачастую такой звук вызывает утомление, однако громкоговорители Imperia звучали иначе. Они без труда могут воспроизводить чрезвычайно громкую музыку, и уровень искажения звука остается низким.
То же касается и других громкоговорителей: в частности, Klipsch поставляет недорогую акустику, например, колонки Heresy III, обзор которых я проводил два года назад. Эти колонки играют не так громко, как Imperia, но, тем не менее, тоже достаточно громко.
Что касается наушников, то прослушивание музыки в них на высокой громкости не может сравниться с тем эффектом, который дает качественная акустическая система. Настоятельно рекомендую не слушать громкую музыку в течение нескольких часов подряд. Длительное воздействие громких звуков гидроцикла, снегохода, газонокосилки, музыки, а также шума на спортивных мероприятиях и в барах, может вызвать серьезные проблемы со слухом. Но периодическое прослушивание музыки на высокой громкости в течение некоторого времени часто помогает взбодриться: это именно то, что мне нужно.
Слушаем музыку в наушниках
Когда вы слушаете музыку через колонки, то без труда можете определить, откуда исходит звук. Но откуда берется звук в наушниках? Многое зависит от типа аудиозаписи и самих наушников. В монофонических аудиозаписях звук сосредотачивается в вашей голове. Несколько сложнее дело обстоит со стереофоническими записями: голос и другие звуки, которые по задумке должны сосредотачиваться строго между левым и правым каналами, будут звучать в вашей голове, как и на монофонической записи. Однако звуки, выведенные строго на однин из каналов – слева и справа – будут возникать как будто вблизи ваших ушей.
Во время прослушивания музыки в качественных полноразмерных открытых наушниках может возникнуть ощущение того, что звук окружает вас: будто бы вы находитесь в центре звукового поля, а источник звука располагается чуть выше вашей головы. Вы уже не чувствуете, что на вас надеты наушники, и сливаетесь с музыкой. Иногда при просмотре фильма я даже забываю о том, что сижу в наушниках. Кажется, что звук исходит не от одного источника, а попросту окружает меня; как будто я нахожусь в самом центре звукового «пузыря».
Я не говорю, что наушники могут воспроизводить звук, хотя бы отдаленно напоминающий то, что можно услышать из колонок: наушникам это не под силу. Однако недостатком колонок является то, что звук от них никак нельзя услышать напрямую. Звук, идущий от колонок, подвергается различным формам интерференции, включая отражение от находящихся в помещении объектов и реверберацию. В наушниках же звук попадает в ухо напрямую, поэтому в них можно ощутить более тесную связь с музыкой.
Когда вы слушаете музыку в больших накладных наушниках, форма наружного уха позволяет звуку проникать прямо во внутреннее ухо таким же образом, как и при прослушивании музыки с помощью колонок. Внутриканальные наушники или «затычки» сразу направляют звук во внутреннее ухо, тем самым позволяя ощутить более тесную связь с аудиозаписью. Чисто акустическое звучание в наушниках обеспечивается благодаря так называемому «восприятию через микрофон», то есть мы слышим то же, что «услышал» микрофон.
В случае с электронной музыкой дело обстоит иначе, так как при ее записи микрофоны не используются. Несмотря на это, многие электронные композиции доставляют мне огромное удовольствие, а музыка из некоторых альбомов производит невероятно объемный звук. Попробуйте сосредоточиться на глубине звучания. Где, на ваш взгляд, находится источник звука: рядом с вашим ухом или чуть дальше? Аудиозаписи сильно отличаются в зависимости от создаваемых пространственных эффектов, но чем внимательнее вы будете прислушиваться, тем легче вы будете воспринимать пространственные сигналы, когда слушаете музыку в наушниках. Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, прослушайте несколько композиций в жанре эмбиент, к примеру, из альбомов Брайана Ино, таких как «On Land» или «Apollo».
Вначале расслабьтесь и сосредоточьтесь на звучании. Окружающее вас пространство должно быть достаточно спокойным. Если закроете глаза, то вы просто утонете в музыке. Спустя несколько минут восприятие пространства слева, по центру и справа от вас должно исчезнуть, и вам покажется, что ваша голова находится в центре широкого звукового поля.
Обсудим в комментариях ваши мысли по поводу пространственных ощущений, возникающих при прослушивании музыки в наушниках, и прослушивания музыки на высокой громкости.