![](https://habrastorage.org/webt/kc/yi/at/kcyiat1_z2bfbg0zeo69wszvsnc.png)
В Москве прошла конференция Retail Tech, собравшая на своей площадке лучших специалистов IT-индустрии в ритейле. Мы не смогли обойти это мероприятие своим вниманием, ведь обмен опытом очень помогает в работе. Группу «М.Видео-Эльдорадо» на встрече представлял Александр Соколовский, директор по информационным технологиям.
Участники дискуссии выбрали тему, посвященную реалиям и перспективам IT-архитектуры в ритейле. К поиску ответа на вопрос о том, как обеспечить бизнесу TIME-TO-MARKET, присоединились представители компаний Zalando, Лента и Магнит. В роли модераторов выступили Александр Низник, генеральный директор Novardis, и Мария Архипова, руководитель центра экспертизы SAP.
![](https://habrastorage.org/webt/fn/xo/ud/fnxoudndo9kl2l4hjqdky8wdg0w.png)
Для начала участники попытались разобраться в том, какие взаимоотношения существуют между традиционной и микросервисной архитектурой: являются ли они взаимоисключающими или могут дополнять друг друга, делая работу компаний эффективнее.
![](https://habrastorage.org/webt/_z/ob/xm/_zobxmkiirb-kygrkgmtzqkhfgs.png)
По мнению Александра Соколовского, если еще несколько лет назад система ERP была обязательной фактически для каждой компании, без нее нельзя было обойтись, то сейчас это время безвозвратно ушло. В настоящем мы можем видеть успешные примеры работы организаций с использованием ERP и без нее, поэтому поиск оптимального решения всегда остается за самой компанией.
Кроме того, стоит говорить не о противостоянии микросервисной и монолитной архитектур, а о недостатках и преимуществах собственных разработок компаний по сравнению с продуктами, которые предлагают вендоры. Александр отметил, что для разных видов процессов существуют свои критерии выбора того или иного варианта. Например, если мы говорим о критичном, постоянно изменяющемся бизнес-процессе, который является для компании конкурентным преимуществом, то речь всегда идет о собственных разработках.
![](https://habrastorage.org/webt/am/we/zb/amwezb7dj2tjjti46il9d00qrly.png)
Если же речь идет о “commodity процессах”, которые мало меняются и должны быть, прежде всего, стабильными, то коробочные продукты могут быть вполне подходящим вариантом. В качестве примера можно привести финансовый учет. Этот тот случай, для которого разрабатывать собственную систему бухгалтерии было бы, как минимум, странно.
![](https://habrastorage.org/webt/ar/dg/mi/ardgmizrxjqvrr_dim6qh4c2zwg.png)
В процессе дискуссии был затронут и вопрос взаимодействия бизнеса и IT. В «М.Видео-Эльдорадо» решение о том, какую функциональность должен нести тот или иной продукт, принимается совместно сотрудниками бизнеса и IT, поскольку мы являемся технологической розничной компанией. Александр отметил, что с течением времени эти процессы взаимодействия также претерпели ряд изменений.
Если раньше существовали роли заказчика и исполнителя, то сейчас над решением каждой задачи работают объединенные продуктовые команды. IT как эксклюзивная функция управления технологиями остается в прошлом.
Александр Низник вспомнил, как в 2003 году с компании «Лента» началось повсеместное внедрение ERP-систем. Самописные решения постепенно уступили свое место монолитным. Сегодня на рынке активно развиваются различные микросервисы, и в связи с этим существует целый ряд вопросов и опасений.
Являются ли они вариацией старых систем на более высоком уровне? Есть ли угроза чрезмерного роста архитектур и потери контроля над ними? Возможно, стоит вернуться к монолитным системам, ведь фактически все аспекты функциональности уже тщательно проработаны и внедрены вендорами?
Александр признался, что в своей работе не так часто сталкивался с необходимостью внедрения вендорских коробочных продуктов, поэтому делать какие-то прогнозы на будущее ему сложно. Но с точки зрения разработки архитектур, на его взгляд, неверно говорить о наличии какой-либо цикличности или спирального развития.
Речь, скорее, идет о четкой эволюции архитектуры, основанной на накопленном опыте прошлых лет. И эта эволюция привела нас к использованию облачных сервисов.
Когда компания переходит на облачную платформу, то получает экосистему сервисов разного уровня (IaaS, PaaS и т.д.). И эти сервисы становятся для вас “commodity IT” — фундаментом, который позволяет инвестировать свои силы и средства в конкурентные преимущества, не отвлекаясь на второстепенные цели.
Вы просто выбираете для решения своих задач наиболее подходящие инструменты из множества предложенных, в том числе и среди сложных облачных SaaS продуктов, таких как CRM и ERP. Облако дает нам дешевый входной билет.
При этом большинство сервисов в облаке в разной степени интегрированы между собой, а значит, мы скорее всего, сразу получим инструменты взаимодействия наших микросервисов построенных на основе облачного PaaS и облачного SaaS (ERP, например).
При переходе с самописных монолитных систем на коробочные монолитные одна из проблем заключалась в том, что некоторые разработки, сделанные сотрудниками IT-отделов, были понятны только им, после их увольнения никто не понимал, как эта система работает.
Микросервисная архитектура в меньшей степени подвержена этому, поскольку имеет более низкий уровень гранулярности и повышает прозрачность работы организации.
В случае с коробочными продуктами риск высокий, поскольку команда, работающая над проектом, кастомизирует систему и после ее ухода бывает сложно понять, что было сделано.
![](https://habrastorage.org/webt/zr/hu/n5/zrhun5d4k5jz39lq9hlal9j47jw.png)
Немаловажным для успешного функционирования любого типа систем является слаженная работа команды, которая занимается внедрением и поддержкой. В «М.Видео-Эльдорадо», мы, в первую очередь, стараемся сделать так, чтобы сотрудники не ограничивались своими знаниями и опытом работы в чем-то одном, в конкретной системе или в конкретной технологии.
Раньше внедряли технологии и знали, что они останутся с нами на долгие годы, но теперь это время прошло. Мы принимаем людей на работу не потому, что они хотят работать с конкретной технологией/системой, а потому, что они хотят решать интересные задачи вместе с бизнесом в продуктовых командах, используя для этого различные современные инструменты.
Технологии сейчас быстро меняются, поэтому мышление людей в команде не должно определяться теми технологиями, которые они использовали в прошлом или даже используют сейчас, они ни в коем случае не должны строить свою карьеру, базируясь на выборе конкретной технологии на долгосрочную перспективу.
Мы особенно ценим сотрудников, которые стремятся к новым знаниям и навыкам, хотят развиваться в своей сфере. Наша компания старается активно развивать связи между разными людьми и разными командами.
В компании присутствует большое количество людей, которые работали с разными коробочными продуктами. Если они изъявляют желание осваивать новые технологии, руководство всячески помогает им в этом, стараемся финансировать обучение. Если сотрудник не видит для себя возможностей развиваться внутри компании, возможно, ему стоит задуматься о том, то ли место работы он для себя выбрал.
Отвечая на вопрос о том, какой KPI является для компании наиболее важным, Александр Соколовский определил ценность этих показателей в следующем порядке, начиная с самого важного: User Experience, Time to Market, надежность и цена.
![](https://habrastorage.org/webt/tu/vm/hf/tuvmhfv57v-ltkrn6rajfmae93y.png)
В дискуссии удалось затронуть и тему перехода на SAP S/4HANA. По словам Александра, в настоящее время ландшафт SAP, который существует в компании много лет и значительно помог ей стать лидером в своем сегменте рынка, уже становится некоторым ограничителем дальнейшего развития бизнеса. Группа рассматривает разные сценарии дальнейшего движения вперед и миграция на SAP S/4HANA является одним из вариантов.
Одним из критериев при принятии решения будет то, соответствует ли новая система ожиданиям компании, удастся ли ей стать новым успешным продуктом без необходимости многолетних и сложных “кровопролитных” внедрений, быть облачным сервисом с легким входным билетом.
«М.Видео-Эльдорадо» является технологическим ритейлером, более 60% продаж происходят онлайн, а магазины при этом выполняют роль шоу-румов и мини-складов, обеспечивая персональный контакт с использованием мобильных технологий и быстрый доступ к товарам — уже в течение 15 минут.
Мы строим бесшовный клиентский опыт на базе платформы OneRetail, который позволяет клиентам свободно перемещаться из онлайна в офлайн без потери в уровне и скорости сервиса. Поэтому если мы говорим, к примеру, о переходе на новую версию SAP, то в ней должно быть очевидное и сильное изменение, в том числе, которое принесет нам ценность.