Cегодня мы рассмотрим инфраструктуру управления и контроля (C2), используемую злоумышленниками для управления зараженными устройствами и кражи конфиденциальных данных во время кибератаки.
Успешная кибератака — это не просто вторжение в систему ничего не подозревающей об этом организации. Чтобы получить реальную выгоду, злоумышленник должен поддерживать постоянное функционирование вируса в целевой среде, обмениваться данными с зараженными или скомпрометированными устройствами внутри сети и потенциально извлекать конфиденциальные данные. Для выполнения всех этих задач требуется надежная инфраструктура управления и контроля, или C2. Что такое C2? В этом посте мы ответим на этот вопрос и посмотрим, как злоумышленники используют скрытые каналы связи для проведения изощренных атак. Мы также рассмотрим, как обнаруживать атаки на основе C2 и защищаться от них.
Что такое C2?
Инфраструктура управления и контроля, также известная как C2, или C&C, представляет собой набор инструментов и методов, которые злоумышленники используют для обмена данными со скомпрометированными устройствами после первоначального вторжения. Конкретные механизмы атак сильно отличаются друг от друга, но обычно C2 включает один или несколько скрытых каналов связи между устройствами в атакуемой организации и контролируемой злоумышленником платформой. Эти каналы связи используются для передачи инструкций взломанным устройствам, загрузки дополнительных вредоносных данных и передачи украденных данных злоумышленнику.
Существуют разные формы C2. На момент написания этой статьи в базе данных MITRE ATT&CK насчитывалось 16 различных методов управления и контроля, каждый из которых имеет ряд техник, которые отмечались в разборах успешно завершенных кибератак. Распространенной стратегией является смешивание с другими типами легитимного трафика, например, HTTP/HTTPS или DNS. Злоумышленники могут предпринять другие действия для маскировки своих обратных вызовов из C&C, например, используя шифрование или нестандартные типы кодирования данных.
Платформы управления и контроля могут быть полностью персонализированными или стандартными. Киберпреступники и пентестеры используют такие популярные платформы, как Cobalt Strike, Covenant, Powershell Empire и Armitage.
В контексте C2 или C&C часто можно услышать ряд других терминов, перечисленных ниже.
«Зомби»
«Зомби» — это компьютер или подключенное устройство другого типа, которое заражено вредоносной программой и может удаленно управляться злоумышленником без ведома или согласия легитимного владельца. Хотя некоторые вирусы, трояны и другие вредоносные программы выполняют определенные действия после заражения устройства, основной целью многих других типов вредоносных программ является прокладка пути к инфраструктуре C2 злоумышленника. Затем системы этих «зомби»-машин могут быть захвачены для выполнения самых разных задач, от рассылки спама по электронной почте до участия в масштабных DDoS-атаках.
Ботнет
Ботнет — это сеть «зомби»-машин, используемых для общей цели. Целью ботнетов может быть что угодно, от майнинга криптовалюты до отключения веб-сайта с помощью DDoS-атаки. Ботнеты обычно объединяются в единой инфраструктуре C2. Также хакеры часто продают доступ к ботнетам другим киберпреступникам в виде «атаки как услуги».
Beaconing
Beaconing — это процесс, в ходе которого зараженное устройство отправляет вызов в инфраструктуру C2 злоумышленника для проверки инструкций или дополнительных данных, часто через определенные промежутки времени. Чтобы избежать обнаружения, некоторые типы вредоносных программ передают сигнал через случайные промежутки времени или могут бездействовать в течение определенного периода, прежде чем отправить вызов в свою инфраструктуру.
Чего могут достичь хакеры с помощью C2?
Большинство организаций имеет достаточно эффективную защиту периметра, которая затрудняет злоумышленнику инициирование соединения из внешнего мира с сетью организации без обнаружения. Однако исходящие данные часто не подлежат жесткому контролю и ограничениям. За счет этого вредоносное ПО, внедренное через другой канал, например, фишинговое письмо или взломанный веб-сайт, устанавливает исходящий канал связи. Используя его, хакер может выполнять дополнительные действия, например:
«Горизонтальное перемещение» в пределах организации жертвы
Как только злоумышленник получает начальную «точку опоры», он обычно стремится перемещаться «горизонтально» по всей организации, используя свои каналы C2 для получения информации об уязвимых и/или некорректно настроенных хостах. Первая взломанная машина может и не представлять никакой ценности для злоумышленника, но она служит стартовой площадкой для доступа к более важным участкам сети. Этот процесс может повторяться несколько раз, пока злоумышленник не получит доступ к весомой цели, такой как файловый сервер или контроллер домена.
Многоступенчатые атаки
Самые сложные кибератаки являются многоэтапными. Нередко первоначальное заражение представляет собой «дроппер» или загрузчик, который связывается с управляющей инфраструктурой C2 и загружает дополнительные вредоносные данные. Такая модульная архитектура позволяет злоумышленнику проводить атаки с широким охватом и узкой направленностью. Дроппер может заразить тысячи организаций, позволяя злоумышленнику действовать избирательно, и создавать собственные вредоносные программы второго уровня для поражения наиболее привлекательных для него целей. Такая модель также позволяет создать целую децентрализованную индустрию киберпреступности. Группа, осуществившая первоначальное вторжение, может продавать доступ к основной цели (например, банку или больнице) другим киберпреступникам.
Эксфильтрация данных
Каналы C2 часто являются двунаправленными, что означает, что злоумышленник может загружать или извлекать («эксфильтировать») данные из целевой среды. Всё чаще кража данных выступает в качестве дополнительного инструмента для предъявления требований жертве; даже если организация сможет восстановить данные из резервных копий, злоумышленники угрожают раскрыть украденную и потенциально дискредитирующую информацию.
Другие пользователи
Как было отмечено выше, ботнеты часто используются для DDoS-атак на веб-сайты и другие сервисы. Инструкции в отношении того, какие сайты атаковать, доставляются через C2. Через C2 также могут передаваться другие типы инструкций. Например, были идентифицированы масштабные ботнеты для майнинга криптовалют. Кроме того, теоретически возможны даже более экзотические варианты использования команд C2, например, для срыва выборов или манипулирования энергетическими рынками.
Модели C2
Хотя имеется множество вариантов реализации C2, архитектура между вредоносным ПО и платформой C2 обычно имеет одну из следующих моделей:
Централизованная модель
Централизованная модель управления и контроля практически аналогична стандартным связям клиент-сервер. «Клиент» вредоносной программы отправляет сигнал на сервер C2 и проверяет инструкции. На практике серверная инфраструктура злоумышленника часто намного сложнее, и может включать в себя редиректоры, балансировщики нагрузки и инструменты обнаружения «следов» охотников за угрозами (threat hunters) и сотрудников правоохранительных органов. Общедоступные облачные сервисы и сети доставки контента (Content Delivery Network, CDN) часто используются для размещения или маскировки активности C2. Также хакеры регулярно взламывают легитимные веб-сайты и используют их для размещения серверов управления и контроля без ведома владельца.
Активность C2 часто обнаруживается довольно быстро; домены и серверы, связанные с проведением атаки, можно удалить в течение нескольких часов после их первого использования. Для противодействия этому в коде современных вредоносных программ часто содержится целый список различных серверов C2, с которыми нужно попытаться связаться. В самых изощренных атаках применяются дополнительные уровни обфускации. Было зафиксировано, что вредоносное ПО получает список серверов C2 по координатам GPS, связанным с фотографиями, а также из комментариев в Instagram.
Одноранговая модель (P2P)
В модели P2P C&C инструкции доставляются децентрализованно; при этом участники ботнета обмениваются сообщениями друг с другом. Некоторые из ботов могут по-прежнему функционировать как серверы, но при отсутствии центрального, или «главного» узла. На работу такой модели гораздо сложнее повлиять, по сравнению с централизованной моделью, но при этом злоумышленнику труднее передавать инструкции всему ботнету. P2P-сети иногда используются как резервный механизм в случае выхода из строя основного канала C2.
Модель с внешним управлением и случайным выбором каналов
Зафиксирован ряд необычных методов передачи инструкций инфицированным хостам. Хакеры широко используют платформы соцсетей в качестве нетрадиционных платформ C2, поскольку они редко блокируются. Проект под названием Twittorсоздает полнофункциональную платформу управления и контроля, использующую личные сообщения в Twitter. Также зарегистрированы хакеры, отправляющие сообщения C&C на скомпрометированные хосты через Gmail, IRC-чаты и даже Pinterest. Кроме того, теоретически инфраструктура управления и контроля может иметь полностью случайный характер. Это означает, что злоумышленник сканирует большие участки интернета в надежде найти зараженный хост.
Обнаружение и блокировка трафика С2
Трафик C2 чрезвычайно тяжело обнаружить, поскольку злоумышленники прилагают максимум усилий, чтобы их не заметили. Однако на стороне защиты есть огромные возможности, ведь нарушив работу C2, можно предотвратить более серьезные инциденты. Многие масштабные кибератаки были обнаружены, когда исследователи замечали активность C2. Вот несколько общих способов обнаружения и блокировки трафика управления и контроля в вашей сети:
Мониторинг и фильтрация исходящего трафика
Многие организации уделяют мало внимания трафику, исходящему из их сети, концентрируя усилия исключительно на угрозах, связанных с входящими данными. Эта уязвимость облегчает управление и контроль со стороны злоумышленника. Тщательно продуманные правила брандмауэра для исходящего трафика затруднят для мошенников возможность открытия скрытых каналов связи. Например, ограничение исходящих DNS-запросов только контролируемыми организацией серверами может снизить угрозу DNS-туннелирования. Для проверки исходящего веб-трафика можно использовать прокси-серверы, но при этом нужно обязательно настроить проверку SSL/TLS, поскольку хакеры тоже применяют шифрование. Предотвратить обратные вызовы из C2 в адрес подозрительных или недавно зарегистрированных доменов помогут службы фильтрации DNS.
Следите за маяками
Маяки могут быть индикатором присутствия управления и контроля в вашей сети, но их часто трудно обнаружить. Большинство решений IDS/IPS идентифицируют маяки, связанные с готовыми фреймворками, такими как Metasploit и Cobalt Strike, но злоумышленники могут легко изменить их настройки, чтобы значительно усложнить их выявление. Для более глубокого анализа сетевого трафика (network traffic analysis, NTA) можно использовать такой инструмент, как RITA. В некоторых случаях группы по поиску угроз заходят настолько далеко, что вручную проверяют дампы пакетов с помощью Wireshark, tcpdump и подобных инструментов.
Ведите журналы и выполняйте проверку
Ведение файлов журналов из максимально возможного количества источников жизненно необходимо для поиска признаков трафика управления и контроля. Часто для того, чтобы отличить трафик C2 от легитимных приложений, требуется очень глубокий анализ. Аналитикам безопасности может потребоваться поиск необычных шаблонов, проверка «полезной нагрузки» кажущихся безобидными HTTPS- или DNS-запросов и выполнение других типов статистического анализа. Чем больше информации будет использовать аналитик или «охотник за угрозами», тем лучше.
Сопоставляйте данные из разных источников
Общая суть инфраструктуры управления и контроля заключается в выполнении определенных действий, таких как доступ к важным файлам или заражение большого количества хостов. Охота за C&C на основе анализа данных и параметров сети увеличивает вероятность обнаружения хорошо замаскированных кибератак. Именно такой подход применяет Varonis Edge, обеспечивая максимальную прозрачность для выявления внутренних угроз и таргетированных атак.
Заключение
Инфраструктура управления и контроля дает хорошие возможности для защитников. Блокирование трафика C&C или “демонтаж” инфраструктуры C2 злоумышленника способны остановить кибератаку. Решение проблемы C2 должно быть элементом общей стратегии информационной безопасности, включающей передовые методы «кибергигиены», обучение сотрудников по вопросам безопасности, а также хорошо продуманные политики и процедуры. Всё это крайне важно для сокращения угроз, исходящих от инфраструктуры управления и контроля.