Тяга к совершенству присуща автомобилистам давно — еще с тех времен, когда самоходные экипажи двигались по улицам ненамного быстрее прохожих, а законы требовали, чтобы на общественных дорогах перед такой машиной шел человек, размахивающий красным флагом и дующий в сигнальную дудку. Технический прогресс постепенно взял свое: паровые двигатели уступили место двигателям внутреннего сгорания, а разработкой новых типов трансмиссии, подвески, тормозных систем и кузовов вместо изобретателей-одиночек занимаются теперь целые инженерные лаборатории. Времена меняются, технологии оттачиваются, и сейчас на повестке дня — топливная эффективность, экономия энергии, выпуск гибридных транспортных средств, электромобилей, а также автомобилей на топливных элементах. Но…

Тенденции, которые господствуют в отрасли в целом, все равно неспособны затмить индивидуальное стремление выделиться, выжать из техники максимум возможного. Владельцы современных автомобилей ожидают от своих железных спутников выдающихся качеств. Независимо от того, какой марки и какого года выпуска автомобиль, он должен быть самым надежным, самым удобным, самым красивым, самым мощным, самым быстрым… да и просто самым любимым — не будничным средством передвижения, а способом самовыражения, на доведение которого до совершенства не жалко ни времени, ни средств.

Тюнинг

Тюнинг (в терминах тех дней — доводка) существовал даже в нашем советском прошлом, о котором теперь вспоминают как о периоде тотального дефицита автомобилей и запчастей. Современное поколение, пожалуй, снисходительно улыбнется, а вот автовладельцы со стажем хорошо помнят, как приспосабливали к своим машинам узлы от других моделей, убирали лишнее, что-то подтачивали, что-то резали. Ставили противотуманки, вешали катафоты, хромировали все, что только можно…

Мощность и скорость

Но даже в те времена среди автолюбителей находились энтузиасты, не гнавшиеся за практичностью или внешним блеском: их стилем жизни были мощность, скорость — и конечно же, рекорды! В 1956 году была основана Федерация автомобильного спорта СССР, взявшая под свое крыло проведение соревнований и регистрацию рекордов. Еще в 1950-е годы в Харькове сразу четыре гонщика — Владимир Никитин, Эдуард Лорент, Иван Помогайбо и Григорий Попов — вступили в борьбу за всесоюзный рекорд скорости на автомобиле. Почему именно Харьков стал соперником Москвы за звание первой в СССР кузницы рекордов? Скорее всего, дело в том, что именно в этих двух городах  удалось  извлечь  практическую пользу из сочетания мощного машиностроения и развитой сети дорог с качественным асфальтовым покрытием.

26 октября 1952 года Эдуард Лорент на болиде «Харьков Л1» бьет свой первый всесоюзный рекорд — 5 км с хода со скоростью 203 км/ч. Рекордам не будет числа – на Минском шоссе под Москвой, на Симферопольском шоссе под Мелитополем, на такыре Кум-Даг в Туркмении, на соляном озере Баскунчак в Астраханской области, на бетонной взлетной полосе аэродрома в Чугуеве. Основной инструмент Лорента — построенный им в 1954 году болид «Харьков Л2». Это универсальный носитель для двигателей различного рабочего объема, позволявший ему претендовать на достижения в разных классах: 250, 350, 500, 750 куб.см. С 1955 по 1967 гг. на «Харьков Л2» Лорент установил 27 всесоюзных рекордов скорости, 14  из  которых  превышали международные. Его имя до сих пор в списке национальных рекордов Российской Федерации, который ведет Российская автомобильная федерация — правопреемница ФАР СССР.

А в марте 2021 года запредельные скорости обновились в очередной раз: на льду Байкала пилот Александр Лобачев установил новые рекорды на дистанции в 1 км при старте с хода 254,632 км/ч) и при старте с места 109,243 км/ч).

LEVEL Performance

У увлеченного автогонщика Александра Лобачева была мечта — построить выдающийся спортивный болид. Он объездил несколько тюнинг-ателье, но везде только крутили пальцем у виска — с задачами такого рода никто никогда не сталкивался. Тогда Александр решил создать суперкар самостоятельно. Хобби переросло в занятие всей жизни.

Теперь в его собственном техцентре LEVEL Performance, который стоит на Можайском шоссе в Москве, обслуживают и тюнингуют Porsche, Audi, Lamborghini, Nissan GT-R. Специалисты компании обладают основательным профессиональным опытом и уверенно решают задачи по серьезной доработке двигателей, трансмиссии и других узлов автомобилей ведущих мировых брендов. Помимо услуг по моделированию выхлопных систем, повышению мощности и улучшению звука двигателя, команда центра берется и за инженерные проекты: создает и изготавливает впускные коллекторы для автомобилей нескольких марок, собирает корпуса электронных устройств и радиаторы с вентиляторами системы охлаждения под ключ.

Цель LEVEL Performance — достижение высочайшего качества сервисных работ, а в реализации тюнинг-проектов компания стремится к балансу мощности, надежности и безопасности, практикуя качественный подход к автомобилям на всех этапах.

Надежный помощник инженеров

Как думаете, может ли отечественный продукт пользоваться спросом у владельцев Porsche из США или Европы? В LEVEL Performance убеждены, что да. Здесь хотят, чтобы клеймо «произведено в России» стало гарантией качества, прочно ассоциировалось с технологиями и прогрессом.

Тюнинг суперкаров — скрупулезное и рискованное занятие, где цена ошибки или просчета очень высока. К тому же это долго — для одного автомобиля процесс может занимать до 4-6 месяцев и даже больше. Работать с машинами, которые стоят от 15 млн рублей, невозможно без использования надежной интеллектуальной системы проектирования. Команда LEVEL Performance выбрала систему SOLIDWORKS — во многом потому, что это решение подойдет для любой задачи.

SOLIDWORKS помогает решать целый комплекс задач, возникающих на производстве. Обширный инструментарий этой программной системы позволяет не только провести дизайнерско-конструкторские работы, но и выполнить детальное тестирование в виртуальной среде, доработать отдельные узлы, после чего конвертировать модель в чертежи для создания реального прототипа. Самое главное — вся последовательность работ, от первых эскизов для стадии готового продукта, осуществляется в рамках одного программного пакета, поэтому SOLIDWORKS так популярен в самых разных отраслях.

«SOLIDWORKS — замечательный инструмент, который мы успешно применяем уже больше семи лет, — рассказывает Егор Захаров, директор LEVEL Performance по развитию бизнеса. — Перед нашим инженерным подразделением часто встают задачи, связанные с разработкой совершенно нестандартных изделий, а еще одно направление его деятельности — это изготовление деталей на заказ. Наиболее успешные изделия передаются в серийное производство. Без этого программного комплекса мы не смогли бы решить стоящие перед нами технические задачи. Как считают наши инженеры, в этом плане у SOLIDWORKS просто нет альтернатив».

«SOLIDWORKS мне знаком со студенческой скамьи, — добавляет главный инженер Максим Полыгалов. — Я хорошо освоил этот продукт еще во время обучения в Московском государственном машиностроительном университете "МАМИ"».

Благодаря SOLIDWORKS разработчики могут представить, как будет выглядеть изделие, задействовать все возможности современного моделирования и окунуться в создание уникальной формы, доводя свои смелые идеи до практического воплощения. Кроме SOLIDWORKS, компания использует ПО для 3D-сканирования геометрии деталей, а также программную систему Spaceclaim для реверс-инжиниринга и создания послерасчетной модели.

Специалистам LEVEL Performance регулярно приходится работать на выезде — у заказчиков, на производствах и спортивных мероприятиях, поэтому ПО SOLIDWORKS нередко используется на удаленных рабочих местах. Всего программным обеспечением SOLIDWORKS оснащено три рабочих места. В пакет входят модули Flow Simulation, «Электроника», PCB.

Главная особенность работы LEVEL Performance — в том, что проектирование компонентов и изделий ведется по заданным граничным условиям. Проектировщик делает привязку изделия и среды проектирования к доступному объему в реальной  машине,  вписывая  в него разрабатываемые детали. После завершения импорта графических тел в SOLIDWORKS специалисты LEVEL Performance, исходя из граничных условий, начинают корректировать геометрию. В процессе проектирования они используют все доступные в программном комплексе инструменты. Модель подготавливается для производства изделия, формируются чертежи. С помощью инструментов Flow Simulation делаются расчеты, строится сетка для анализа динамических и статических нагрузок. Для проверки размеров изделия модель печатают на 3D? принтере. И наконец, для изготовления изделия чертежи передаются подрядчикам.

Porsche 911

Одним из знаковых проектов LEVEL Performance стало проектирование выхлопной системы на Porsche 911 последнего поколения. Клиенту была нужна система заводского уровня — он хотел подчеркнуть фирменное «рычание» оппозитного двигателя Porsche, который стал почти бесшумным из-за применения турбонаддува. При разработке новой выхлопной системы основными задачами были совместимость с заводскими даунпайпами и заслонками, улучшение звука, снижение веса, презентабельный внешний вид изделия, сохранение отдачи двигателя.

Специалисты техцентра с особым настроем подходят к доработке таких автомобилей: ведь Porsche 911 до сих пор сохраняют фамильное поведение, внешность и конструктивные особенности. Выверенная управляемость, выдающаяся динамика и значительный прирост всех характеристик из поколения в поколение — разве это не достойно уважения потребителей?

Основные стадии реализации данного проекта включали в себя:

  • замеры стандартного авто, проектирование даунпайпов в SOLIDWORKS;

  • установку даунпайпов и настройку, проектирование выхлопа в среде SOLIDWORKS;

  • сборку полной системы, повторные замеры и анализ итоговых результатов;

  • изучение поведения автомобиля с катализаторами и без них.

При проектировании даунпайпов было сохранено штатное заужение в 70 мм для стыковки с OEM?глушителем, изготовлены легкие кронштейны, заложена возможность установки катализаторов. Можно использовать безкат/спорткат на стоковом глушителе или прямоточную систему со штатными катализаторами (выявленное отсутствие значительной разницы в мощности говорит о высоком качестве и пропускной способности последних). Штатная система заслонок работает в полном объеме.

После монтажа выхлопной системы Carrera 4S автомобиль прошел калибровку блока управления на стенде. Он уже проехал несколько тысяч километров и полностью удовлетворяет всем требованиям владельца. С минимальным набором доработок этот автомобиль почти сравнялся в динамике с 911.2 turbo - ускорение со 100 до 200 км/ч занимает у этого автомобиля всего 6.8 секунды.

А вот несколько других впечатляющих результатов:

  • Вес выхлопа снизился на 40% — с 12,5 кг до 7,75 кг.

  • Крутящий момент возрос на 20,85 Н·м при 4460 об/мин.

  • Мощность увеличилась на 8,05 лс при 6320 об/мин.

  • Звук двигателя стал громче на 3 дБ на максимальных оборотах и на 2 дБ на холостом ходу.

В портфеле работ LEVEL Performance — много других интересных проектов, получивших в отрасли высокую оценку. Самым сложным и самым объемным из них специалисты считают комплексное проектирование тюнинг-кита для установки на автомобили с атмосферным двигателем. Эта передовая разработка произвела заметный эффект не только на российском, но и на мировом автомобильном рынке.

Итоги и планы

«Методы компьютерного моделирования дают нам возможность создавать типовые решения, которые  могу  устанавливаться  на автомобиль без доработок, — подчеркивает Егор Захаров. "Благодаря знанию всех объемов и точных размеров, которые можно получить только с помощью компьютерной системы, мы делаем проект, позволяющий монтировать ключевые детали не болгаркой и сваркой, а ключом и отверткой. В результате получается именно изделие, а не набор «сделай сам». И на сборку машины уходит не 4-6 месяцев, а всего 5-12 дней".

Модели стали настолько сложными, что компании потребуется обновление парка компьютерной техники. Мощные компьютеры позволят создавать больше серийно выпускаемых продуктов, предназначенных не только для одной машины. Это будут реальные изделия, готовые для вывода на мировой рынок. Наработанная в LEVEL Performance библиотека содержит уже более 300 моделей различных изделий, для изготовления которых требуется от 2 до 80 станочных часов.

«Рынок изделий в нашем сегменте составляет по миру сотни комплектов в год. Мы знаем слабые места зарубежных конкурентов, знаем, где они экономят в ущерб качеству, и можем сформировать свое конкурентное предложение, которое будет выигрывать в качестве за счет детальной проработки изделия, — с уверенностью говорит Егор Захаров. — В настоящее время мы нацелены на рынки США, Европы и России. Наша стратегическая задача — стать производителем комплектующих высокой сложности для тюнинга и автоспорта, которые будут продаваться во множестве стран и представлять наши инженерные ноу-хау. Успеху LEVEL Performance на рынке способствую различные факторы, и один из них — это коллектив молодых инженеров, которые виртуозно пользуются продуктами SOLIDWORKS и создают настоящие техношедевры».