Не секрет, что инструменты Google Workspace собирают наши данные. Но могут ли предложить аналогичный инструментарий другие компании, которые заботятся о нашей конфиденциальности? Что они потребуют от нас взамен? (спойлер: деньги, но дело не только в них)
Зашифрованный почтовый сервис ProtonMail существует с 2014 года, но в последнее время компания начала ориентироваться на более широкий сегмент. В апреле Proton запустил публичную бета-версию своего календаря. А в начале этого месяца выкатил бета-версию облачного хранилища под названием Proton Drive для всех платных подписчиков. Недавний редизайн помог связать все эти продукты в единый интерфейс.
В планах компании разработка таких продуктов, как видеочат. Как говорится, делайте выводы. И это далеко не единственный пример.
Proton Calendar
«То, что делает Google, не всегда обеспечивает защиту конфиденциальности», — говорит генеральный директор Proton Энди Йен. «В долгосрочной перспективе я хотел бы реализовать всё, что делают они, но делать это правильно, в первую очередь с соблюдением конфиденциальности».
Такие компании, как Skiff, Vivaldi, Brave и DuckDuckGo, тоже пытаются реализовать ряд аналогичных инструментов и упорно ставят конфиденциальность во главу угла. Они также работают над улучшением технологий для защиты пользовательских данных.
Такое стремление похвально, а цели действительно очень благородные. Но эти компании сталкиваются с одной большой проблемой: очень тяжело конкурировать с Google, играя честно. Да и с точки зрения человеческих и материальных ресурсов силы, мягко говоря, не равны.
Кому-то вообще кажется, что они чрезмерно заботятся о защите данных пользователей.
Тренд на конфиденциальность и экосистемы
Рассмотрим другие примеры оптимистов, пришедших в этот сегмент рынка и разделяющих те же ценности:
- Компания Skiff (разрабатывает онлайн-редактор документов со сквозным шифрованием) запустила закрытую бета-версию и в мае привлекла 3,7 миллиона долларов (в посевном раунде инвестиций). Генеральный директор и соучредитель Эндрю Милич говорит, что стартап уже создает прототипы таких инструментов, как электронные таблицы. (Похоже, компания хочет реализовать поддержку динамических, взаимосвязанных документов, получивших популярность в Notion. То же самое сейчас пытается реализовать и сам Google.)
- Разработчики веб-браузера Vivaldi недавно запустили собственный почтовый клиент, календарь, инструмент для перевода и RSS-агрегатор новостей в дополнение к существующему сервису для ведения заметок. Генеральный директор Джон фон Течнер говорит, что компания не собирает данные об использовании этих продуктов, и надеется, что пользователи смогут отказаться от инструментов Google. (Например, почтовый клиент позволяет пользователям легко переключаться между почтовыми ящиками разных вендоров, включая собственную почту Vivaldi).
- По данным Wired, в конце этого года DuckDuckGo планирует запустить собственный десктопный веб-браузер в дополнение к существующей поисковой системе и мобильному браузеру. Компания также работает над приложением по защите от отслеживания (для Android OS) и технологией блокировки слежки в электронной почте.
- Разработчики браузера Brave, тем временем, делают собственную поисковую систему.
Судя по всему, все эти компании поняли одно: чтобы по-настоящему конкурировать с Google, им нужно создавать целую экосистему, а не только одну уникальную услугу.
Skiff, тёмная тема
«Причина, по которой Google так сильна и привлекательна для потребителей, заключается в том, что они действительно предлагают полный набор продуктов», — рассуждает Йен.
Теперь создавать многие веб-сервисы стало проще, так как всё больше компаний выпускают продукты с использованием технологий шифрования и публично делятся техническими деталями своей работы. Например, для поддержки сквозного шифрования в Skiff, стартап в значительной степени опирался на существующие официальные документы и техническую документацию от других зашифрованных сервисов — Signal, 1Password и даже Proton.
Skiff, блокировка документа
Более того: продукты со сквозным шифрованием теперь могут работать быстрее, чем раньше. Skiff, например, использует для шифрования документов концепцию, называемую бесконфликтным реплицированным типом данных, или CRDT. Это позволяет шифровать документы даже тогда, когда несколько человек работают с ними в режиме реального времени.
Так что, у разработчиков появляется всё больше технических возможностей создавать продукты с более высоким уровнем защиты конфиденциальности.
Вопрос (не-)доверия
Некоторые проблемы с конфиденциальностью, связанные с такими службами, как Gmail и Google Docs, могут быть преувеличены. Google действительно собирала содержимое ваших электронных писем для таргетированной рекламы, но отказалась от этой практики в 2017 году. Компания также обещает не заниматься дата-майнингом ваших данных из других приложений— Google Диск и Google Фото. Пользователи смогут в любой момент удалить данные, которые собирает компания.
Но более проницательные адепты конфиденциальности, говорят, что этих обещаний недостаточно. WhatsApp — «прекрасный» пример того, как крупные технологические компании могут легко нарушить обещание: его новая политика конфиденциальности вынуждает пользователей обмениваться метаданными непосредственно с Facebook. WhatsApp, к тому же, в некоторых странах позволяет брендам общаться с пользователями без использования шифрования.
Vivaldi mail
«Я не хочу быть резким, но они либо вводят политики конфиденциальности, которые наносят удар пользователям в спину, либо устанавливают настройки безопасности по умолчанию, которые намного ниже, чем ожидали люди», — говорит генеральный директор Skiff Эндрю Милич. «Это заставляет меня думать, что у [таких компаний] на самом деле нет будущего в сфере обеспечения конфиденциальности».
Vivaldi reader
Теоретически, они могут обеспечить высокий уровень конфиденциальности. Но это будет очень трудно, если они не начнут с нуля. Facebook, например, ещё в 2019 году объявил, что работает над сквозным шифрованием для Facebook Messenger, но в апреле признал, что не сделает этого раньше 2022 года.
«Представьте, что у вас есть эксабайты пользовательских данных, и теперь вам нужно сделать все эти данные конфиденциальными», — рассуждает Милич. «Для старого продукта, имеющего миллиард пользователей, это огромная техническая проблема».
Сокращение технологического отставания
Большинству потенциальных конкурентов ещё далеко до уровня таких продуктов, как Google Docs или Google Drive. А в некоторых случаях отвращение к сбору пользовательских данных и вовсе ставит их в невыгодное положение.
Например, в веб-версии ProtonMail пользователи не могут выполнять поиск по телу письма, потому что эти данные зашифрованы. Доступен для поиска только текст темы, который не зашифрован. Proton позволяет выполнять полный поиск только для загруженных писем либо через мобильное приложение. Либо через специальный «Мост», который подключается к десктопным почтовым клиентам — Microsoft Outlook или Apple Mail. Но даже с этими ухищрениями Proton не может предложить тот уровень аналитики, который предлагает Gmail. Например, у него нет возможности распознать электронное письмо с подтверждением полёта и добавить этот рейс в свой календарь.
ProtonMail
Йен считает, что это отставание сократится по мере того, как устройства станут более мощными. Это позволит им обрабатывать больше данных в автономном режиме:
«Преимущество более быстрых телефонов и устройств сегодня в том, что вы можете выполнять более сложные вычисления на стороне устройства. Это позволяет реализовать все эти функции, при этом обеспечивая конфиденциальность».
Он отмечает, что возможность добавлять встречи в календарь на основе содержимого электронной почты появится уже в этом году.
У Vivaldi есть аналогичные проблемы со своим почтовым клиентом. У этого сервиса есть возможность сортировать электронные письма из списков рассылки по папкам. Но её точность гораздо ниже, чем у «Категорий» Google, способных автоматически скрывать, например, уведомления от социальных сетей или рекламные письма.
Тем не менее, генеральный директор фон Течнер говорит, что компания Vivaldi не заботится о том, чтобы удовлетворить всех. Компания не собирает данных о том, как люди используют продукт:
«Когда вы собираете информацию о том, как люди используют программное обеспечение, вы не можете принять адекватное решение. Потому что [получаете] среднее значение, а затем [приходится] оптимизировать ПО для этого среднего», — говорит он. «Среднее значение — это не [средний] человек».
Ничего личного — только бизнес
Также существует проблема с выбором бизнес-моделей. И Милич из Skiff, и Йен из Proton выбрали freemium. Но их бесплатные версии, скорее всего, никогда не будут соответствовать тому, что бесплатно предлагает Google. ProtonMail предоставляет только 500 МБ дискового пространства по своему бесплатному тарифному плану. У Skiff также могут появиться ограничения на объём хранилища. Даже платные подписчики Proton получают только 5 ГБ дискового пространства. Это меньше, чем можно получить от Google, не заплатив ни копейки.
«Бизнес-модель, которой мы придерживаемся, никогда не будет такой выгодной и прибыльной, как модель вторжения в личную жизнь пользователей и [торговля] их данными», — говорит Йен. «Но это не значит, что [наша бизнес-модель] не принесёт прибыли».
Оба предпринимателя считают, что пользователи всё больше и больше готовы платить за свою конфиденциальность.
Виртуальный VPS сервер с быстрыми NVMе-дисками и посуточной оплатой можно у Маклауд.
v1000
мне кажется, многие современные компании могут оправдываться в необходимости сбора информации о пользователях, потому что без него ломается их бизнес модель, только они почему-то забывают о том, с чего началась эта бизнес модель-с наплевательского отношения к приватности.