На неделе прочитал книгу "Образование для образованных 2020", написанную Левенчуком А.И.. В начале хочу сказать, что в статье я не просто пересказываю содержание, а пишу мысли после её прочтения, ибо впечатление о ней у меня сложилось двоякое. Статья будет полезна (наверное) людям, желающим её прочитать. Дальше я расскажу, чего можно ожидать от прочтения, а чего не стоит. В любом случае это личное мнение, никого не призываю следовать ему. К тому же это моя первая статья :)

О чём книга

Книга описывает современное образование, необходимые базовые навыки для эффективного обучения (некие трансдисциплины). Рассказывается о необходимости развиваться по всем направлениям, грамотно использовать ресурсы мозга, о гибкости ума. К темам приводится много примеров, часто обучение мозга человека сравнивается с обучением нейросетей. В целом книга объясняет концепт бесконечного развития. Чтобы при любых обстоятельствах человек мог перестроиться под новую деятельность.

Структура

Книга делится на 7 пунктов и вступление. Попробую кратко описать, что происходит внутри каждого из них. Без личного мнения, просто укороченное вступление из книги.

  1. Личное стратегирование: выбирайте проекты

    В современном мире менять профессию придётся часто. Постоянно из стороны приходят "подрывные технологии", которые добавят новые профессии и уничтожат старые. Возможность мгновенно перестроится под новую деятельность становится ключевым навыком.

  2. Ролевое мастерство: быстро вписывайтесь в проекты

    При работе в новой специальности хорошо бы разбираться в окружающих тебя специальностях. Над проектами работает множество людей, зная их обязанности на этой специальности, можно ускорить обмен информацией с окружающими. И в целом будет о чём поговорить с соседями по столу :)

  3. Сильный интеллект: готовьтесь к неведомому

    Интеллект - это способность к обучению. Автор делит его на врождённый и приобретаемый. Приобретаемый интеллект сначала обучается базовым навыкам в школе, на бакалавриате обучается быстро схватывать новые знания, а на магистратуре обучается прикладным навыкам.

  4. Методологический интеллект

    Примерно раз в 20 лет стоит менять "прошивку мозга". Это набор навыков для быстрого обучения в текущее время. 20 лет назад всё писали на бумаге, нужно было базово уметь читать и писать. Сейчас же компьютеры получили массовое распространение. Без навыков владения компьютером далеко не уедешь.

  5. Мышление письмом/моделированием

    Наш мозг - довольно слабая штука в плане запоминания. Если записывать мысли, то можно значительно усилить запоминаемость. Не написанная мысль - утерянная мысль.

  6. Собранность: поставьте под контроль психику и тело

    Если постоянно отвлекаться на социальные сети, либо плавать в мыслях, продуктивность будет не очень высока. Осознанность - это некий наблюдатель, который смотрит, чтобы внимание не уплывало в сторону от дела. По сути внимательность внимательности.

  7. Системное развитие: развивайте каждый уровень интеллект стека

    Интеллект-стек — это проектный групповой интеллект, в котором рассматриваются системные уровни интеллектов входящих в него (прикладной интеллект, деятельностный кругозорный интеллект, системный интеллект, онтологический и коммуникационный интеллект, психопрактический интеллект, телесный интеллект.

Впечатления после прочтения

Книга сложна в чтении, много философских высказываний. В начале чтения приходилось перечитывать некоторые отрывки. Довольно интересная и, лично для меня, была полезна. Я не пожалел, что прочитал. Когда начинал читать, отношение к книге было полностью положительное, но чем дальше, тем сильнее оно портилось и вот почему. В книге очень много воды. Есть смысл читать от силы треть от темы. После этого начинается бессмысленное повторение примеров и пиара собственных курсов. Чем больше я читал - тем больше подмечал моментов рекламы. По сути некоторые подпункты полностью выделены под это. Более того, некоторые пункты абсолютно не имели смысла, как отдельный пункт, а были просто повторением уже сказанного.
Понравились следующие пункты:

  • 1. Личное стратегирование: выбирайте проекты

  • 3. Сильный интеллект: готовьтесь к неведомому

  • 5. Мышление письмом/моделированием

  • 6. Собранность: поставьте под контроль психику и тело

Остальные смысла читать не вижу. И даже в этих четырёх пунктах часто из полезной информации была от силы первая половина. Но даже оставшаяся половина была очень полезна. Многое слышал ещё до этой книги, но во время прочтения решил попробовать развить навыки мыслечтения и концентрации. До книги уже занимался этим, но теперь чувствуется значительный "boost".

Как читать

Целиком читать книгу не рекомендую! Может кому-то и понравится, но лично я считаю, что 1, 3, 5, 6 пункты описывают всю книгу. Читать нужно сосредоточенно, вникая в каждое слово. Но если чувствуете, что тема пошла по кругу, или Вы утратили интерес к дальнейшему чтению - можете сразу переходить к следующей теме. Сэкономите время и силы. Главное после каждого подпункта писать свои мысли по поводу прочитанного. Очень помогает. Именно мысли, а не пересказ темы. Если уже не получается выделить мысль - значит вы выжали всё, что можно было, переходите к следующему пункту.

Вывод

Для меня книга была полезна, как минимум я начал записывать мысли. Действительно помогает. Раньше я тоже это делал, но это были в основном идеи. Книги через описание мыслей я ещё не прорабатывал. Советую её прочитать, но только 4 пункта. Автор приводит в пример много книг, где-то 5 штук я себе отобрал, выглядят интересно.