Привет, хабр!

Однажды утром вы просыпаетесь с непреодолимой жаждой выбрать Low-code BPM-систему для своих нужд. Заглянуть в рейтинг BPM-систем, покрутить, повертеть несколько штук вокруг да около, составить личный топ и одной из них затем воспользоваться. Побочным результатом такой жажды стала эта статья. Текст не дает однозначного ответа о том, какая лучше. Зато она пригодится аналитикам, которые хотят оптимизировать процессы и столкнулись с задачей выбора.

Дисклеймер

Статья не претендует на объективность. Автор под собственным взглядом и для собственных целей выбирает систему по своим критериям, не ставя целью составить «топ 10 BPM-систем». Автор иронизирует и часто говорит простым языком, может ошибаться в терминах систем или может не заметить полезный функционал. Впечатление о каждой системе субъективно, но отражает опыт нескольких часов экспериментов с демо-стендом системы.

Лонг-лист

BPM-систем стало много. Более того, задачи бизнес-процессов перетягивают на себя системы других классов, например CRM и ECM. Кажется, что универсальная система должна включать в себя и бизнес-процессы, и документооборот, и управление клиентами, и управление проектами, и учет, и еще кучу всего хорошего и не очень. В будущем, возможно, все системы будут иметь плюс-минус одинаковый функционал. Однако, пока CRM сосредоточены на клиентах, а ECM на документах, остановимся на системах, которые изначально задумывались как BPM-системы. Это дает чуть больше гибкости при моделировании процессов, хотя и отнимает часть готового функционала, заточенного под один объект системы.

Беглый поиск по интернету показывает десятки систем и компаний. Их много: Appian | Bizagi | Camunda | Comindware | Creatio от Террасофт | ELMA365 | FlowForma | Flowingly | IBM | iGrafx | Kintone | Kissflow | Naumen BPM | Ninox | Nintex | OnBase от Hyland | Pega | Pipefy | Power Automate от компании Microsoft | Process Maker | Quixy | SAP | Visary BPM от БизнесАвтоматика | Workato | Бипиум от выходцев из Телефонных систем | Первая форма.

Подробный обзор всех систем — это задача уровня Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами. Мы этим заниматься не будем, потому что ресурсов не хватит.

Рассмотрим только системы с отечественными корнями и с хорошей русской локализацией. Первыми под нож попали — Appian, Bizagi, FlowForma, Flowingy, iGarfx, Kintone, Kissflow, Ninox, Nintex, OnBase, Pega, Power Automate, Process Maker, Quixy, SAP, Workato.

Особняком стоит Camunda. Денис Котов всю страну (и не только нашу) научил, что Camunda это процессный движок, а не BPMS. Это open-source платформа, которая является скорее идеальным дизайнером с нотацией BPMN 2.0. Рассматривать не будем. (Привет, Денис!)

Просматриваем, что есть на сайтах оставшихся систем. Приоритет отдаем системам с дизайнерами, в которых карты процессов наглядны, операции процесса отличаются между собой визуально, а моделировать процесс удобно. В идеале использование нотации BPMN. Такие карты можно передавать людям без опыта в моделировании процессов, и карты будут понятны.

В «Первой форме» не устроил дизайнер. Он не упрощает ни моделирование, ни чтение карт. На нотацию BPMN не похоже, карту читать тяжело. «Первая форма», спасибо, хорошая попытка.

Первая форма
https://1forma.ru/designer.html
https://1forma.ru/designer.html

Naumen тоже не использует BPMN. Дорожки отсутствуют, но исполнителя можно посмотреть, развернув параметры. Сами задачи не используют цветового выделения и выглядят одинаково. Отложили.

Naumen
https://www.naumen.ru/products/bpm/
https://www.naumen.ru/products/bpm/

Visary BPM на сайте не выводит версий для скачивания. Видим продающие ролики и агитки, но не видим скриншотов процессов или чего-то подобного. Попробовать негде — идем дальше.

Бонус: Microsoft Power Automate

Ребята тоже предлагают рисовать достаточно интересные карты процессов.

Шорт-лист

В итоге рассмотрим несколько систем.

  1. Comindware. Компания с русскоязычными корнями изначально стартовала как международная с офисами в США и только в 2012 году вышла на рынок СНГ. Значимый вендор BPM системы для нашей страны.

  2. Creatio. С 2011 года разрабатывалась как bpm’online, но в 2019 году компания изменила бренд и перепрыгнула российский рынок.

  3. ELMA365. Компания ELMA выпускает BPM-продукты с 2008 года, а новый флагман вышел в свет в 2020 году.

  4. Бипиум. Систему выкатили в 2015 году сотрудники, которые разрабатывали Oktell.

Creatio и ELMA — две наиболее известные и популярные системы в России. Компании делят первое место в топе BPM-систем по внедрению в СНГ.

Будем проводить сравнение BPM-систем между этими системами в определенных областях взаимодействия с пользователем или реальным бизнес-процессом. Список областей следующий:

  1. Базовые функции. Старт-пак любой системы — пользователи в одном приложении могут исполнить поставленные задачи, запланировать встречу или обсудить вопрос с коллегами;

  2. Готовые решения. Как быстро стартовать работу или донастроить систему;

  3. Объектная модель. Как донастроить систему самостоятельно;

  4. Процессы и моделирование. Смотрим на дизайнеры процессов, легкость настройки, читаемость карты, общие впечатления от работы;

  5. CRM. Насколько готова основа для создания взаимоотношений с клиентами;

  6. Документооборот. Наличие соответствующих задач по документам, процедуры работы с файлами;

  7. Приложения. Мобилки или десктоп;

  8. Дополнительная разработка. Как можно доработать систему новыми специальными возможностями;

  9. Интеграция со сторонними системами;

  10. Цена и пробный период.

Comindware

Первое впечатление о системе может предоставить одна из статей на хабре.

Базовые функции

Задачи есть, поручения — это основной элемент системы. Календарь и наглядную загрузку сотрудников не нашел. Также не понял можно ли написать сообщение другим пользователям системы. Возможно эта функция есть либо на специальных версиях, либо только в рамках задач по процессам/проектам.

Готовые решения

Как такового маркетплейса у Comindware нет. Есть ряд готовых решений, которые заранее заложены в систему: это работа с АХО, ITSM, HCM и другие подсистемы на платформе. Можно ли разработать новое и выложить его куда-то, непонятно. Раздел клиентских решений на сайте не дает информации о том, можно ли для подобной же отрасли использовать конкретную конфигурацию.

На сайте компании есть страница шаблонов бизнес-процессов. Но «эксперты Comindware при поддержке Фонда «Сколково», Ассоциации BPM-профессионалов России, независимых экспертов и клиентов» предлагают вам пройти к сейлам и попросить эти бесплатные шаблоны. Извините за сарказм.

Объектная модель

Объекты в системе называются бизнес-приложениями. На каждое бизнес-приложение вы создаете набор атрибутов, форму через конструктор, форму отображения экземпляров бизнес-приложений, фильтры, доступы. В разделе настроек шаблона бизнес-приложения можно сразу импортировать данные. Бизнес-процессы выстраиваются вокруг объекта, насколько понял, создать бизнес-процесс без объекта нельзя. Однако настроек для каждого бизнес-приложения достаточно много.

Настройки бизнес-приложений
Администрирование
Администрирование
Атрибуты бизнес-приложения
Атрибуты бизнес-приложения

Процессы и моделирование

Дизайнер использует нотацию BPMN 2.0. Она упрощена, но все же позволяет объединять дорожки в пулы. Присутствуют действия, события, шлюзы, потоки, дорожки. И все. Система не дает заранее преднастроенных действий, например при работе с документом или сделкой. Все любые другие действия придется писать через скрипты на C#.

Сама рабочая область дизайнера не очень удобная. Она маленькая и ее размер прыгает в зависимости от выделения объекта. Перетаскивать элементы удобно, но работа с потоками вызывает чувство неудовлетворенности. Подтверждение удаления каждого элемента тоже не понравится тем, кто хочет сэкономить время.

Дизайнер процессов

Зато удобно настраиваются формы задач. И в целом, после нескольких часов изучения платформы появляется впечатление, что она работает очень шустро.

Настройка формы

CRM

Функционал CRM ограничен набором стандартных разделов. Бизнес-процессы и гибкость помогут настроить соответствующие бизнес-процедуры. Но все необходимо будет создавать с нуля. В шаблонах бизнес-процессов только один связан с CRM. Воронку продаж найти не удалось.

Разделы CRM

Документооборот

В базовой поставке представлен и явно не выражен. Это означает, что вы можете создать файл по шаблону, отсканировать документ или распознать типовой. Но задач согласования, ознакомления и прочих радостей ECM нет. Вместо этого система предлагает интеграцию с подобными системами.

Приложения

Сайт Comindwre сообщает, что есть мобильное приложение для СЭД.

Информация на сайте
https://www.comindware.com/ru/document-tracking-software/mobile-document-management/
https://www.comindware.com/ru/document-tracking-software/mobile-document-management/

Чуть позже в базе знаний в разделе FAQ можно найти, что есть только мобильная версия сайта.

Реальное положение вещей
https://kb.comindware.com/article/%d0%92%d0%be%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%81%d1%8b-%d0%bf%d0%be-comindware-business-application-platform-1095.html#fru6
https://kb.comindware.com/article/%d0%92%d0%be%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%81%d1%8b-%d0%bf%d0%be-comindware-business-application-platform-1095.html#fru6

Смотрим в мобильную версию сайта. Есть это хорошо. Микролаги, неадаптированный интерфейс и пустые разделы это не очень хорошо.

Мобильная версия сайта

Дополнительная разработка

На сайте, в разделе справки, в разделе администрирования платформы подобных упоминаний найти не удалось.

Интеграции со сторонними системами

Минимальный набор. Миграция данных через Excel и работа со внешними сервисами средствами WebAPI. Пожалуй, все.

Цена и пробный период

Цена тактично убрана с сайта. На странице цен красуются варианты приобретения. Каждая из кнопок под вариантом ведет на одну и ту же форму запроса демонстрации. Представлены лишь примерные цены внедрения проектов. Сейлы всячески хотят с вами пообщаться.

Сколько стоит Comindware?
https://www.comindware.com/ru/comindware-pricing/
https://www.comindware.com/ru/comindware-pricing/

Стоит отметить, что отвечают на запрос быстро. В течение 10 минут (предварительно написал в чат) у вас есть доступ к личному кабинету Comindware. Еще через полчаса присылают письмо со ссылкой на инстанс и данными для входа. Триальную версию дают на 30 дней для 10 пользователей.

Триальная версия
Инстанс триальной версии не создан с нуля под вас. На нем уже кто-то что-то пытался настраивать.
Инстанс триальной версии не создан с нуля под вас. На нем уже кто-то что-то пытался настраивать.

Другое

Справка по системе удобная и понятная. Понравились обучающие уроки, которые постепенно учат тому, как систему настраивать. Создайте объект > настройте форму > настройте процесс. Это упростит задачу освоения аналитика в новой системе. Сами уроки написаны понятным (для аналитика) языком. По задумке разработчиков для системы существуют только аналитики и админы.

В обзорах замечают отсутствие настроек по отчетам. Отчеты есть, но только стандартные, они относительно скудны.

Вывод

Comindware это приятная на ощупь, но очень простая BPMS. Шустрый интерфейс и человеческий язык справки отражают подход компании к разработке. Входить в систему просто, пожалуй, она может быть самой low-code среди представленных. Тем не менее, подход «только BPMS» постепенно устаревает. От системы хочется больше возможностей. Ощущение субъективное. Желаю разработчикам переосмыслить то, что получилось, понять, куда двигаться, и сделать рывок. Тогда они будут самыми сильными.

Creatio

Low-code — это тренд. Каждый стремится застолбить это название, потому что оно «вкусное». Такой статус говорит, что купившая продукт компания без труда решит все проблемы щелчком пальцев. Так это или нет, но все стремятся упростить жизнь пользователю. В этой игре участвует и Creatio. Это здоровенная система, где часто можно отодвинуть кулису и код будет прямо перед глазами.

Базовые функции

Календарь, лента сообщений, чаты с внешними клиентами, задачи. У Creatio все это находится в меню справа. Помимо этого готовы дополнительные панели с телефонией, электронной почтой и каналами сообщений. Если переключиться в левом меню на Приложения вместо студий, то станут доступны пользовательские страницы этих разделов. Есть возможность вести переписку между сотрудниками внутри системы, но механизм остался вне понимания.

Базовые функции
Телефония
Телефония
Почта
Почта
Каналы
Каналы
Пользовательские разделы приложений
Пользовательские разделы приложений

Готовые решения

У Creatio самый большой маркетплейс с 530+ решениями разных типов: дополнения, коннекторы, решения. Все решения дополнительно разбиты по категориям. Присутствует порядка 130 бесплатных. Сам маркетплейс — веб-страница вне системы. На триальной версии установить какое-либо из приложений нельзя до регистрации единого профиля всех сайтов группы Creatio. Установка выполняется несколько минут. На время установки триальная SaaS-система зависла (порядка 5 минут).

Маркетплейс
https://marketplace.terrasoft.ru/catalog
https://marketplace.terrasoft.ru/catalog
Процедура установки
Процедура установки

Объектная модель

Чтобы создать, перейдите в мастер разделов. Он позволяет создать как страницу-раздел в левом меню, так и новые объекты, которые не являются разделами в меню. Разделы — это и есть основа объектной модели. Форма раздела и элементов раздела настраивается. Для возможности создания выпадающих списков есть справочники. Новый справочник можно создать при настройке раздела.

Процессы и моделирование

Creatio использует переосмысление нотации BPMN 2.0. Присутствуют почти все ключевые элементы: события, операции, потоки. Количество операций расширено для скорости настройки процесса, например, для пользователя есть несколько типов задач, действия на которой заранее предопределены. Аналогично для действий машины. С одной стороны, это удобно. С другой дает чуть меньше гибкости, и велика вероятность, что пользователь будет делать подряд две задачи на двух разных формах.

Для настройки кастомных форм задач присутствует операция «Автогенерируемая страница». При этом без кода нельзя самостоятельно разметить страницу и расположить на ней элементы. Допускаю, что можно указать настроенную страницу раздела, но так и не понял, можно ли какие-то параметры процесса добавить на эту страницу.

В дизайнере есть удобные функции вроде произвольного перемещения и размещения задачи прямо на потоке.

Из классического BPMN — отсутствуют дорожки (пулы). Чтобы узнать исполнителя, необходимо открыть параметры задачи, благо это быстро. Неудобно разом менять исполнителя в нескольких задачах. Думаю, это можно сделать с помощью параметров процесса.

Дизайнер процессов

CRM

При просмотре системы складывается впечатление, что она изначально развивалась как система управления взаимоотношениями с клиентами, и BPM был только в названии (bpm’online). Или это рынок так влияет на развитие системы. В дашборде менеджера сразу же показаны встречи и звонки в этом месяце. Опять же интеграции с чатами сокращают дистанцию до клиентов. Кажется, что в маркетплейсе наибольшее количество именно приложений по продажам и маркетингу. Выделены отдельные подприложения CRM Creatio и Sales. Это косвенно говорит о том, что функционалом CRM в системе пользуются много и часто, следовательно, он должен быть продуман и широк. Подробно CRM-возможности платформы не изучались.

Документооборот

Не выражен явно. Есть работа с файлами в настройке действий системы, есть возможность работать с файлами пользователю. Но нет отдельных задач, которые касаются только документов. Настройка процессов по документам становится дополнительной задачей для аналитика — необходимо понимать, как правильно применить базовые операции при моделировании процессов с принудительно приложенными файлами.

Приложения

Мобильное приложение есть, сделано добротно. Интерфейс мобильного приложения отличается от десктопной версии. Вновь добавленный раздел в мобилке отсутствует. Получается, что мобильное приложение — это платформа к платформе, его еще и настроить надо отдельно. С одной стороны больше гибкости, с другой больше настроек и, возможно, кода.

Мобильное приложение
Главной страницы приложения нет
Главной страницы приложения нет
Календарь
Календарь
Страница раздела
Страница раздела

Дополнительная разработка

С системой можно вытворять все, что необходимо. Дополнительные модули, классы, новые элементы дизайнера процессов, внешние формы, апи, интеграции. Да что уж, мобильное приложение тоже можно закастомизировать и делать его полностью отвечающим своим требованиям. Creatio позволит сделать все. Ну или почти все.

Интеграции со сторонними системами

В системе есть готовые интеграции. По умолчанию для чатов доступны Facebook, Telegram и WhatsApp. Для миграции данных есть процедура импорта из Excel. Для интеграции с веб-сервисами в дизайнере есть отдельный раздел. Есть удобный инструмент для добавления методов с быстрой настройкой и тестовыми запросами.

Настройка интеграций
Загрузка данных из Excel
Загрузка данных из Excel
Добавление системы для интеграции
Добавление системы для интеграции
Добавление метода
Добавление метода

Цена и пробный период

С ценообразованием все предельно просто. 1280 рублей за сотрудника в месяц и вы получите SaaS.

Сколько стоит Creatio?
https://www.terrasoft.ru/studio/price
https://www.terrasoft.ru/studio/price

За 1160 рублей на сотрудника в месяц вы можете установить систему на свои сервера. То есть даже при установке на свои сервера вы продолжаете ежемесячно отчислять деньги разработчику. Возможно, это ошибка сайта.

On-site

Доступны полная 14-дневная триальная версия и бесплатная урезанная на ограниченное количество сотрудников.

Другое

Creatio как и Comindware разбивает роли на пользователей и разработчиков. Первые исполняют процессы и рисуют новые. Вторые занимаются глубокой доработкой системы. При этом справка использует gif, которые дают чуть более наглядное изображение действий. Учиться становится проще.

Вывод

Creatio одна из наиболее старых систем. Она как мастер в мастерской — со временем приходит опыт, экспертиза и большое количество функций. Creatio дорабатывают и дорабатывают, и дорабатывают, от этого она кажется монструозной, большой и неповоротливой. Функции предсказания, отдельные продукты для банков, огромная экспертиза в CRM, управление кейсами, отдельный сервис-деск, доработки всего и вся делают систему лучше, но она зависает, сложнее в освоении и все еще не имеет гибкости в интерфейсах (на взгляд человека, который только пару дней смотрел триальную версию). Есть ощущение, что вся система целиком требует рефакторинга. А сейчас огромная по возможностям система только прикрывается ширмой low-code. Следы мест для кода находятся в настройках практически каждого пункта. Гибкая и сложная.

Low-code
https://academy.terrasoft.ru/docs/
https://academy.terrasoft.ru/docs/

ELMA365

Разработчики создали легкую SaaS-версию своего главного продукта. ELMA365 — это сплав простоты и скорости, который позиционируется как Low-code BPM система для автоматизации бизнес-процессов.  Предполагается, что аналитики смогут без знания кода быстро настраивать бизнес-процессы. Для более глубокой разработки можно писать сценарии на языке TypeScript и использовать HTML-разметку в специальном поле «Код».

Базовые функции

Система для автоматизации из коробки позволяет работать с задачами, сообщениями (личные и групповые чаты, ленты сообщений с тредами и комментариями), календарем. Все на месте.

Готовые решения

Каталог готовых решений — отдельная страница в самой системе ELMA365. Открывается по  ссылке в левом нижнем углу. 16 решений, каждое из которых включает в себя раздел, объекты и процессы для одной области задач. Решения разбиты на категории, можно быстро выбрать необходимое под себя. Решение устанавливается в течение минуты.

Маркетплейс
Добавление решения
Добавление решения
Страница решения
Страница решения
Установка решения
Установка решения

Объектная модель

LMA365 создает разделы и группирует в них приложения, связанные одной тематикой или сферой использования. Этот раздел появится в левом меню. Приложение в разделе — это и есть объект, с которым вы будете работать, который будет обрастать историей по мере движения процесса. Форму для приложения можно создать двумя способами: простую и в конструкторе. В простой форме свойства приложения будут отображены списком по порядку.

В расширенном режиме вы моделируете положение каждого свойства на форме с помощью виджетов. Виджет представляет из себя преднастроенную область. Отдельно создаются формы для создания, просмотра и редактирования объекта.

Настройка формы
Простой режим
Простой режим
Расширенный режим
Расширенный режим

Все хорошо, но создать свойство объекта из настройки расширенной формы — нельзя. Отдельно создаете свойства объекта, затем создаете форму.

Процессы и моделирование

BPM Low-code система ELMA365 спроектирована таким образом, что приложение является центральным объектом бизнес-процесса. Можно сделать служебный бизнес-процесс без приложений, но большинство процессов, с которыми работают люди, все же приложение содержат.

В системе реализованы два способа создания процессов автоматизации. Табличный и графический.

Табличный

В данном режиме вы набрасываете список задач по очереди, по сути как в Excel таблице. Настраиваете условия их выполнения, переходы, исполнителей. Похожий способ реализован в системе Pyrus. Настройка быстрая и простая. Чуть углубившись, можно добавить контекст, формы или скрипты. Сразу же генерируется WebAPI. Форму задачи настроить можно, изменив карточку объекта.

Табличный режим

Графический

Это режим создания бизнес-процесса в нотации BPMN 2.0. Нотация сокращена, и при этом закрывает самые встречающиеся операции по запуску бизнес-процесса и эскалации. Способ представляет чуть более широкие и гибкие настройки процесса. Есть дополнительные операции BPMN, операции с объектами системы, операции для взаимодействия с внешним миром и наглядность. Форму каждой задачи можно настроить, настройка представляет из себя расширенный режим настройки формы объекта с виджетами и перечнем свойств процесса.

Графический режим

В режиме администрирования ELMA365 позволяет быстро настраивать много вещей. Например, кнопки для экземпляра объекта. Нажмите шестеренку рядом с основной кнопкой и можете быстро добавить необходимые кнопки, включая запуск бизнес-процесса по объекту.

Настройка в режиме администрирования

CRM

Раздел CRM настроен просто: готовая воронка продаж, справочники контрагентов, пара отчетов. Воронки можно добавлять, все представления можно настраивать, к сделкам и контрагентом можно добавлять бизнес-процессы. Динамика сделок отображается в виде матрицы для каждой воронки.

Динамика сделок

Документооборот

Документооборот в системе выражен явно. Приложение можно создать с типом документ, тогда вы будете работать не просто с объектом, а с документом и его атрибутами. Операции регистрации, согласования, ознакомления вынесены в отдельную группу на карте. Присутствует настройка номенклатуры и поддержка электронной подписи. Есть только минимум готовых решений для автоматизации. Гибкость системы предлагает настраивать процессы по приложениям-документам самостоятельно.

Приложения

В наличии мобильная версия, которая представляет из себя адаптацию веб-интерфейса под мобильные устройства. Если окно браузера уменьшить до определенного размера, система автоматически перейдет в мобильный интерфейс. Интерфейсы в приложении и в мобильной версии сайта выглядят одинаково.

Мобильные уструойства
Мобильная версия сайта в десктопном браузере
Мобильная версия сайта в десктопном браузере
Мобильное приложение
Мобильное приложение

Мобильное приложение позволяет полноценно работать с системой: запускать и исполнять бизнес-процессы, создавать мероприятия в календаре и работать с документами. Отзывчивость на уровне сайта.

Помимо мобильного приложения есть десктопное приложение, которое представляет из себя полную копию веб-интерфейса и не дает дополнительной функциональности, кроме значка на панели задач с уведомлением о новых сообщениях.

Дополнительная разработка

Небольшой ряд встроенных инструментов позволяет сделать большие разработки.

  1. Автоматически генерируемое API для новых приложений.

  2. Создание расширений для доработки функционала системы. Можно добавить новый блок на карту процесса, создать новый тип интеграций или новые методы WebAPI.

  3. SDK Typescript. Готовые методы для написания сценариев в процессах для работы с данными или интеграций.

Интеграции со сторонними системами

Есть ряд готовых расширений: интеграции с телефонией, мессенджерами, для автоматизации внешнего документооборота с Диадоком и другими продуктами СКБ Контур. Разработчики могут запросто организовать любые новые интеграции с помощью разработки пользовательского расширения.

Цена и пробный период

ELMA365 предоставляет систему для автоматизации как сервис и как решение для собственной установки. Именная лицензия предоставляется каждому пользователю. Конкурентная лицензия предоставляется группе пользователей, но одновременно может работать не больше пользователей, чем конкурентных лицензий.

Сколько стоит ELMA365?
https://elma365.com/ru/prices/
https://elma365.com/ru/prices/

Собственная установка становится дешевле, чем SaaS примерно через 14-16 месяцев при учете только стоимости лицензий. При этом SaaS снимает головную боль по поддержке и настройке серверов.

Другое

Мелкие детали при изучении так или иначе проявляются. ELMA365 не использует гифки в своих справочных материалах. Справочный материал делится на 4 уровня ролей: пользователи исполняют задачи, low-code разработчики (аналитики) рисуют процессы, разработчики создают расширения и новые интеграции, администраторы управляют настройками сервера. Такая разбивка инструкций выглядит удобнее.

Система свежая, и периодически попадаются ошибки — красные полоски с описанием в верхней части экрана. На работу не влияют, быстро исчезают. Левое меню системы примерно раз в две минуты мелькает и отнимает внимание.

Модное подмигивание

Вывод

ELMA365 — хороший наследник ELMA 3/4. Разработчики взяли базовую функциональность и логику, перенесли на новый стек, сделали систему легкой и дружелюбной. Да, в ней нет суперсложных фич и тонких инструментов для бизнеса, но при запросе от рынка они появятся в виде решений. Кажется, это одна из наиболее low low-code система.

Бипиум

Пользователи Oktell после внедрения сталкивались с неудобством CRM-систем, им не хватало гибкости для собственных задач. На что сотрудники Телефонных систем ответили выпуском новой системы, которая умеет не только в клиентов, но и в процессы.

Базовые функции

В базе нет ничего. Это пустая система, в которой есть только инструменты настройки под себя. Вот нужна вам сущность Задачи? Ну так сделайте ее такой, какой посчитаете нужной. Календарь сделать можно, пока не нашел, где. Внутренних уведомлений или чатов тоже нет.

Готовые решения

Маркетплейса у Бипиум нет. На сайте заявлены решения, которые можно заказать. Но потрогать нечего. Переноса конфигураций не нашел, но можно загружать сценарии бизнес-процессов. Хоть что-то.

Объектная модель

Похожа на решение ELMA. Вы создаете раздел, в котором будут собраны все соответствующие каталоги. Каждая запись такого каталога — это информация, которая генерируется и редактируется в процессе работ пользователем или бизнес-процессах. Настраиваете простую форму задачи и можете работать с данным объектом. Редактор достаточно простой.

Настройка формы

Процессы и моделирование

Бипиум тоже использует переработанную нотацию BPMN 2.0. Процессы строятся с центральным объектом системы, как в ELMA365 и Comindware. При этом список действий похож на Creatio: создать запись, изменить запись, удалить запись. Есть ряд действий, с помощью которых можно вызвать веб-запрос, отправить почту или исполнить SQL-запрос. При этом есть две особенности.

  1. Все процессы запускаются по каким-либо системным событиям. Это внешние запросы, изменения записей или новое электронное письмо. Как запустить процесс пользователю — не нашел.

  2. На графической модели нет зон ответственности и непонятно, как настроить исполнителя задачи. В таком виде вообще нет понимания, есть ли в бизнес-процессе действия, исполняемые не системой. И если запуск еще можно отследить по созданию объекта, то кто исполнитель — непонятно.

Помимо этого, стартовое событие по таймеру не реализовано, отсутствует неисключающий шлюз. Поскольку нет пользовательских действий, то нет и формы задачи.

В остальном настройка автоматизации приятна. Кода практически нет, хотя его можно написать на JS, карта отрисовывается быстро, изменения подхватываются на лету. Работать в таком дизайнере приятно.

Дизайнер процессов

CRM

Модель системы: «Создай все сам».

Документооборот

Не выражен совсем, кроме генерации документов по шаблону. Может быть, проще будет интегрировать Бипиум с системами ЮЗЭДО, но совсем нет задач согласования, подписания, резолюции.

Приложения

Приложение на Android как бы есть, но его как бы нет. В Bpium нет задач, значит нечего исполнять пользователю. Можно только добавить/изменить запись каталога, чтобы запустить бизнес-процесс. И еще можно скачать bpmn-файл с картой процесса. Зачем — решите для себя сами.

Мобильное приложение

Дополнительная разработка

О дополнительной разработке можно не думать.

Интеграции со сторонними системами

А вот с интеграциями все будет хорошо. Минимум кода и упрощенные схемы позволяют создавать интеграции для обмена данными очень быстро. В этом плане система достаточно дружелюбна.

Описание интеграций
https://www.bpium.ru/features
https://www.bpium.ru/features

Цена и пробный период

Стоимость системы наиболее гибкая, можно быстро посмотреть, сколько она стоит. Серверную версию можно взять и навсегда, и по подписке. Цены зависят от количества записей для облака и от срока использования системы для сервера. Тестовыми версиями на ограниченное количество сотрудников можно пользоваться бесплатно и долго.

Сколько стоит Бипиум?
https://www.bpium.ru/price#PriceCloud
https://www.bpium.ru/price#PriceCloud

Компания заявляет на сайте дополнительные услуги. Например, по восстановлению бэкапов облака.

Вывод

Есть понимание, что Bpium — это легкая и достаточно молодая система, функционал которой упрощен и ограничен. Это не означает, что вы не сможете ничего автоматизировать, просто под некоторые задачи необходимо будет придумать изящное решение или пригласить специалиста. И кажется, сделать можно будет не все.

Notable mention: Pyrus

В опыте предыдущих работ удалось столкнуться с системой, которая нравится больше остальных до сих пор. Строго говоря, Pyrus позиционировался как система управления задачами, в которой есть бизнес-процессы. И пусть у них нет графической модели процесса, только табличная, но разработчикам удалось сделать быструю систему, с которой приятно работать. До сих пор у других нет такой фишки работы с задачами как «Отложить задачу до определенного времени». У других в бизнес-процессах нельзя вернуться на предыдущий этап, если это не заложено в процессе. Pyrus создали интеграции с Dropbox, Google Drive, Zoom, Instagram и еще кучей всего. Вставили шаблоны для подготовки быстрых ответов и смайлики при написании комментариев к задачам (удобная мелочь). На каждый процесс можно создать внешнюю форму, которая будет находиться на лендинге. Помимо этого есть готовые процессы, настройка справочников, оргуструктура, можно написать скрипт на JS или новую интеграцию.

Если вам не нужна графическая модель, обратите внимание на них. Ребята с головой подходят к разработке системы и делают это хорошо. Цены радуют. Использую в личных целях.

https://pyrus.com/ru
https://pyrus.com/ru

Послесловие

BPM-системы задумывались для решения определенных задач. В отличие от систем, построенных вокруг конкретного объекта, BPMS предоставляют определенную гибкость. Это удобно, когда заказчик понимает, как подстроить систему под себя, и не очень удобно, когда заказчик думать не хочет. Современная BPMS представляет из себя смесь из BPM, ECM, CRM, HRM и даже ACM.

После анализа систем становится понятно, что борьба за уменьшение энтропии приводит разработчиков систем обмена информацией к плюс-минус одинаковым решениям.

Однако, в современном мире технические возможности перестают быть главной частью системы. Это всего лишь инструмент. Заказчику такой системы при покупке продукта важен комплекс услуг — система должна работать, на рынке можно найти разработчиков и аналитиков для системы, есть сертифицированные партнеры и конкурентная цена внедрения, качественная служба поддержки и добротный Road Map, который покажет, что система продолжает развиваться. При этом большие release notes не обязательно говорят о превосходстве системы — она может быть просто догоняющей.

В итоге все сделают быстрый продукт или уйдут с рынка. На сцену выходит окружение системы — ее обвязка, ее коммьюнити. В рамках этой статьи мы не рассматриваем форумы, количество вакансий и резюме аналитиков систем, надежность техподдержки. Но надеюсь, статья помогла вам определиться с техническим и аналитическим выбором, составить свой рейтинг BPM-систем 2021. 

Комментарии приветствуются. Рад исправить любые неточности или узнать чуть подробнее об использовании любых BPM-систем.

С любовью к процессам.