Королева Нидерландов Максима открывает новый мост
В Амстердаме открыли первый в мире напечатанный на 3D-принтере металлический пешеходный мост. В разработке проекта, занявшего более четырёх лет, принимали участие инженеры из Имперского колледжа Лондона. Напечатала мост нидерландская компания MX3D.
Мост станет «натурной лабораторией», и поможет специалистам Колледжа собирать данные, необходимые для анализа работоспособности подобных структур.
Доставка моста к месту установки
Данные, собранные в результате эксплуатации 12-метрового моста позволят исследователям и инженерам оценивать его «здоровье» в реальном времени, смотреть, как оно меняется со временем, и изучать, как общественность взаимодействует с распечатанной инфраструктурой.
Установка моста на место
Все данные будут добавляться к физической модели моста, на которой будет изучаться долговременное поведение распечатанной стали, и оцениваться её возможное использование в будущих строительных проектах.
Исследовательская группа Колледжа провела все необходимые исследования, включая изучение влияния нагрузки на материал, компьютерные симуляции, тестирование прототипов и разработку сети датчиков, отслеживающей поведение моста. По словам профессора Лероя Гарднера, ещё ни разу металлическую структуру, достаточно крупную и прочную для пешеходного трафика, не печатали на 3D-принтере.
Транспортировка моста
Доктор Крейг Бьюкенан из департамента гражданского строительства, сказал, что эту технологию необходимо тщательно исследовать, поскольку у неё есть большой потенциал как в плане эстетики, так и в плане эффективного дизайна и экономии материала.
Компьютерная модель
Гарднер добавил, что трёхмерная печать открывает невероятные возможности для строительства, и даёт гораздо большую свободу в смысле свойств материалов и их формы. Однако эта свобода ставит перед проектировщиками новые задачи и требует от них нестандартного мышления.
Компьютерная модель
По словам Бьюкенана, работа над мостом шла более четырёх лет. Группа изучала материал от микрометрового до метрового масштаба, проводила исследования нагрузки на готовом мосту. Работы велись как в лабораториях Колледжа, так и на месте установки моста в Амстердаме.
Комментарии (35)
ZuOverture
15.07.2021 23:13+2Напрягают плоскости спайки слоёв, идущие поперёк моста, растрескивание моделей обычно по ним и проходит.
abutorin
15.07.2021 23:34+3Ну он вроде немного "аркой" сделан. Если опоры в продольном направлении будет жестко держать, то будет стоять как простой арочный. На глаз там высота арки получается 50-60см. Значит опора должна не давать ему "разъехаться" больше чем на 20-30 см с каждой стороны.
General_Failure
16.07.2021 09:56+1Меня больше напрягает тестирование на пользователях
Мост станет «натурной лабораторией», и поможет специалистам Колледжа собирать данные, необходимые для анализа работоспособности подобных структур.
cepera_ang
16.07.2021 12:43+1Кажется, что тут запаса по прочности в тысячу раз, так что можно не переживать за "испытания на людях" :)
Условно говоря, такой десятиметровый пролёт можно было на стальных тросах удержать с запасом. А на этот мост даже никогда не зайдёт больше людей, чем он сам весит.
abutorin
16.07.2021 18:31Думаю они не поленились и перед установкой на своё место, таки нагрузили его расчетной нагрузкой и проверили все ли с ним в порядке. Тем более что сделать это судя по всему совсем не сложно.
ZuOverture
17.07.2021 00:34+1Судя по картинкам в статье, мост тестировали даже королевой. Ничего не хочу сказать о весе королевы, но, говорят, королевская ноша очень тяжела.
Sly_tom_cat
16.07.2021 00:00+2Интереснен другой момент: вот сделать балочный мост и навесить на него подобную атрибутику или распечатанный — разница в прочности/весе?
foxairman
16.07.2021 09:47+1Думаю тут больше тестировали саму технологию, чтобы не собирать из балок, а сразу печатать большую конструкцию, да еще и выпукло-вогнутую. А разница, наверное, есть, тут считать надо, я к ,сожалению, не смогу.
Ark1774
16.07.2021 11:40В меньшем масштабе разница положительная(т.е. вес меньше, на ту же прочность) в сторону напечатанных деталей. Материал используется ровно там где он нужен, для создания требуемой жёсткости/прочности конструкции.
В больших масштабах эффект должен быть ещё более заметен.
Kekushiftkey
16.07.2021 10:33+1тут 2 особенности: структура материала определяет свойства, т.е. то, как она получена в процессе изготовления детали. SLM отличается пористостью и более низкими прочностными характеристиками. второе - КИМ, коэффициент использования материала. В случае SLM-технологий КИМ очень высокий.
plus
16.07.2021 01:16+2Он классный :) и всего 4.5 тонны нержи
kababok
16.07.2021 09:09+1Так, судя по всему, электропривод и промконтроллер — производства ABB.
Печатали из порошка спеканием лазером?
Greenback
16.07.2021 10:07+4Интересно, каков "углеродный след" от такой технологии? В сравнении с традиционной.
Сделать сталь, сделать порошок, спечь порошок...
tmg
16.07.2021 10:46так как раз порошок стальной из стальных обрезков можно делать, такого на производстве - всегда завались.
Наоборот получится безотходное производство.
drWhy
16.07.2021 10:52Производство однородного мелкодисперсного порошка железа не так просто КМК. И он имеет свойство корродировать со временем.
radonit
16.07.2021 10:49Нет, это другая технология, mlm metal laser melting грубо говоря сваркой наплавляют слои, да это и по видео видно.
Вы сами можете её использовать, только место куки руки свои
DmitrySpb79
16.07.2021 11:51Спасибо за новость. Завтра схожу посмотрю :)
Новость на голландском кстати здесь: https://www.amsterdam.nl/nieuws/nieuwsoverzicht/3d-geprinte-brug/
izogfif
16.07.2021 12:28+2Когда вернетесь, поделитесь впечатлениями, пожалуйста.
DmitrySpb79
17.07.2021 21:32+4Сходил сегодня посмотреть на чудо 3D-печати :)
Смотрится мост конечно имхо чужеродно в историческом центре города, но с другой стороны, там много туристов, да и мост небольшой, поэтому поставили его в одном из узких каналов Амстердама, другие в 2-3 раза шире, выбора видимо особо и не было.
Для сравнения, так выглядит обычный каменный мост на том же канале:
Дизайн странный имхо, но внимание туристов привлекает, многие фотографируются, я выбрал время когда народу поменьше.
Фактура 3д-печати хорошо заметна:
Мост позиционируется как "смарт", есть разные датчики, зачем это надо на пешеходном мосту не особо понятно, но скорее всего это пилотный проект. Рядом висит плакат с описанием.
Сам мост кстати закончили 2 года назад, но из-за covid установку отложили, властям видимо было не до него.
Как-то так.
PS: Нашел в youtube видео, как его делали:
Ark1774
18.07.2021 09:03Спасибо за подробности. Есть одно но, один ваш коммент занял места примерно столько же, сколько и все остальные(на данный момент), есть же спойлер, прячьте медиаэлементы под него. Это ещё и трафик экономит, плюс быстрее грузится публикация/комменты.
SLY_G Автор
На заднем плане заглавной фотографии — очень характерное для Амстердама заведение.
DaneSoul
Интересно, а что слово hospital там в вывеске означает?
Откачивают тех кто переволновался от увиденного? =)
Darlock_Ahe
"Тематичный" бар :)
foxairman
Наверное, пока смотришь шоу, медсестрички вакцинируют посетителей. Типа приятное с полезным соединили :)
drWhy
Да и свежепосаженные деревца кстати пришлись.
А старый мостик не выглядел уставшим, но конечно не так элегантен, как новый.
sz36
По моим воспоминаниям это квартал красных фонарей и есть, так что удивляться нечему :-)
Другое интересно — как принтер может печатать сталью, на каком принципе? Я, видимо, бесконечно отстал от современных технологий, мне казалось 3д принтеры печатают пластиком, или чем-то сравнительно легкоплавким.
SLY_G Автор
ru.wikipedia.org/wiki/Аддитивные_технологии
Селективное лазерное плавление, например.
kababok
Там не менее 15 методов печати.
@SLY_G верно дал ссылку на Вики.
abutorin
То что бесконечно, это точно. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Технология запатентована еще в середине 80-х.